Здесь нет уникальных достопримечательностей, удивительных природных объектов или выдающихся архитектурных сооружений
Село Чурики Михайловского района Рязанской области вряд ли можно назвать любимым местом туристов. Здесь нет уникальных достопримечательностей, к которым бы выстраивались очереди, удивительных природных объектов или выдающихся архитектурных сооружений. Среди уроженцев села не сыскать всемирно известных фамилий. Обыкновенное село, в котором проживает около двухсот пятидесяти человек, простые домики, – какие получше, какие похуже, реставрируемый храм, небольшая речушка, а вокруг поля, овраги, холмы да посадки… Что тут может быть интересного? Однако это вполне заурядное село Рязанской глубинки с каждым годом приобретает все большую известность, сюда приезжают из самых отдаленных уголков нашей страны и даже из-за ее приделов. Чем же так привлекательны Чурики? Что здесь такого необычного, нехарактерного для иных сел, которых не счесть на карте России? На эти вопросы мы постараемся дать ответ.
***
Богоявленский храм в 1969 году
До революции село Чурики было волостным центром в составе Скопинского уезда Рязанской губернии. В настоящее время село входит в состав муниципального образования – Чуриковское сельское поселение Михайловского района Рязанской области. Расположено оно на границе со Скопинским и Пронским районами.
Неподалеку от села расположен курган, где, по местной легенде, когда-то стояли дозорные, наблюдавшие за пограничьем Дикого Поля, откуда на Русь нередко нападали кочевники. В случае угрозы здесь зажигали сигнальный костер, чтобы оповестить о надвигающейся опасности. Когда Русь расширила свои границы, а угроза кочевников ушла в небытие, курган, по преданию, облюбовали разбойники, но в итоге нашлась управа и на них. Ныне курган утратил все свои функции и остался лишь своеобразным памятником прошлого.
Весьма любопытна история с названием села. Первое письменное упоминание о населенном пункте есть в переписной книге поместий и вотчин боярина Никиты Ивановича Романова за 1646 год, в том документе село именуется Новый Починок Становых, в более поздних документах село фигурирует под наименованием Становое. Доподлинно неизвестно, по какой причине произошло переименование в Чурики, и откуда взялось это название. На этот счет имеется несколько версий. По народному преданию, название «Чурики» произошло от большого изобилия здесь леса и чурков[1]. Согласно другой версии, которую обычно озвучивают краеведы, название села образовано от фамилии орудовавшего в этих местах разбойничьего атамана Чуркина. Эта версия нам кажется менее правдоподобной. Ведь у нас в десятках населенных пунктов по всей области есть свое предание, что именно здесь разбойничал известный Кудеяр-атаман со своей бандой… Хотя, по правде сказать, разбойники в окрестностях Чуриков действительно орудовали, о том есть сведения в исторических документах, да только никто в их честь село называть не стал бы. Есть также версия, что название селения произошло от фамилии некогда проживавшего здесь землевладельца Чюрикова, якобы его фамилия была искажена местным населением и превратилась в «Чурики»… Однако нам никаких достоверных сведений о местном землевладельце с такой фамилией найти не удалось. Тем не менее название Чурики впервые встречается в документах середины XVIII века, где оно фигурирует наряду со Становым, а со второй половины XVIII века село уже упоминается с единственным названием Чурики.
Стоит заметить, что крепостничества в Чуриках не знали, местные жители относились к сословию государственных крестьян.
В Чуриках издавна был свой храм, и прихожане его очень любили
Для любого русского человека того времени важнейшим местом в селе был православный храм. Церковь являлась неотъемлемой и очень важной составляющей в жизни каждого с рождения и до окончания земного пути. Здесь крестили младенцев, венчали желающих создать семью, благословляли на ратный подвиг, исповедовали грехи, отпевали окончивших земное существование. И, конечно, здесь причащались Телом и Кровью Господа Иисуса Христа в Таинстве Святого Причащения. В Чуриках издавна был свой храм, и прихожане его очень любили. Самое время рассказать об истории Богоявленского прихода подробнее.
История четырех чуриковских храмов
Первое упоминание об имеющемся здесь православном храме относится к 1676 году, когда, как мы помним, село еще даже не именовалось Чуриками. О той первой церкви сведений осталось немного, известно лишь, что была она деревянная и двухпрестольная. Главный престол был освящен в честь Богоявления Господня, а также был придел в честь святителя Николая Чудотворца. Когда та церковь пришла в ветхость, неподалеку была построена новая с теми же престолами, выполнена она была тоже из дерева. Точная дата постройки второй церкви неизвестна, но можно предположить, что было это во второй половине XVIII века.
В эту церковь 2 мая 1831 года ударила молния, начался пожар, который с помощью прихожан смог потушить местный пономарь Иван Тимофеев. Любопытно, что он тушил пожар молоком. В наше время это вызывает улыбку, но в то время пожары классифицировались по причине возникновения и каждый вид тушили по-своему. Так, пожар от молнии полагалось тушить молоком или квасом. Стоит заметить, что, несмотря на столь непривычный для нашего времени способ пожаротушения, церковь тогда удалось спасти. Однако 24 июля 1839 года вновь разразилась гроза, и молния попала в колокольню храма. Очевидцы тех событий вспоминали, что пожар можно было предотвратить, но по какой-то причине люди замешкались, и разгоревшийся огонь уничтожил храм. Для прихожан это стало серьезным ударом, люди понимали, что такого рода несчастья попускаются Господом для назидания.
Недолго горевавшие чуриковцы собрались всем миром и построили третью церковь. Окончательно храм был завершен в 1843 году. Как и два предыдущих, он был из дерева и имел два престола – в честь Богоявления Господня и в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1877 году прихожане стали задумываться о строительстве нового каменного храма, тем более во многих соседних селах начали возводить именно такие. Закладка храма была произведена в июне 1878 года на том месте, где некогда располагался второй храм, сгоревший вследствие удара молнии.
Строительство нового храма шло не очень быстрыми темпами, это и понятно, деревянный храм был еще вполне крепок, и службы могли спокойно проходить в нем.
Богоявленский храм с. Чурики. Наши дни
В отличие от прежних храмов в новом храме было запланировано три престола. Главный – в честь Богоявления Господня, а два придельных – в честь святителя Николая Чудотворца и в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Храм был величественен и красив, специалисты относят его к архитектурному стилю эклектики. Благодаря удачному местоположению его было видно издали, а перезвон его огромных колоколов разносился на много верст окрест. Прихожане любили службы, чтили своих пастырей, и всё было здесь спокойно до начала революционного лихолетья. Но прежде, чем начать рассказ об этом, поговорим о местных пастырях.
Добрые пастыри
Бывают такие люди, без упоминания о которых немыслим рассказ о населенном пункте. Слишком велики их заслуги и существенен вклад в развитие поселения. В полной мере это относится к отцу Феодору Черкасову (1829–1902). Более сорока лет был он настоятелем Богоявленского храма, одно время также являлся благочинным 2-го Скопинского благочиннического округа, в качестве депутата участвовал в епархиальных и училищных съездах. Его стараниями с 1861 года в селе действовала церковно-приходская школа, где он лично обучал детей чтению, письму и Закону Божию, несколько лет школа была расположена в его собственном доме. В 1885 году в селе была открыта земская школа, где отец Феодор по-прежнему преподавал Закон Божий, кроме него был еще и другой штатный учитель.
Священник Феодор Черкасов. Портрет
Немалых сил и средств стоило отцу Феодору Черкасову дело постройки нового храма в Чуриках. Ему очень хотелось начать и успешно завершить строительство кирпичного храма взамен деревянного. Для этого он специально объезжал населенные пункты, где велись стройки храмов, дабы набраться опыта и получить необходимые знания.
Отец Феодор не просто исполнял положенные церковные требы, а сильно переживал за нравственный облик каждого прихожанина
Стоит отметить, что отец Феодор не просто исполнял положенные церковные требы, а сильно переживал за нравственный облик каждого прихожанина. Дело в том, что издревле в Чуриках был обычай весьма разгульно проводить Мясопустную неделю перед Великим постом. Доходило до того, что даже молодые девушки в этот период позволяли себе употребление крепких спиртных напитков, не говоря уже о молодых людях и взрослых мужиках. Отец Феодор посвятил немало времени увещеваниям и проповедям на эту тему. И, стоит признать, немало преуспел: бесчинства прекратились, даже откровенные любители горячительных напитков завязали со своей страстью.
Приведем еще один любопытный факт, характеризующий отца Феодора. В атеистической литературе любили писать, что священники нарочно распространяли поверья о бесновании среди простого народа, дабы упрочить свое положение. Церковь на самом деле знает примеры беснования, когда нечистый дух манипулирует человеком. Но куда чаще имело место так называемое кликушество, которое не связано с потусторонними силами, а объясняется определенными психологическими проблемами. Отец Феодор не единожды сталкивался с примерами такого псевдобеснования среди жителей Чуриков, однако, благодаря собственной смекалке, смог свести их на нет. Так, однажды он шел со Святыми Дарами от больного и встретил женщину, которая проявляла признаки беснования в церкви. Отец Феодор заговорил с ней, они спокойно беседовали, а затем он показал ей Святые Дары и объяснил, что в случае настоящего беснования она бы не стояла с ним столь непринужденно. После этого она спокойно ходила в церковь и причащалась, эпизодов псевдобеснования больше с ней не происходило. Иной прихожанке во время припадка он предложил выпить святой воды под видом обычной. Когда та выпила, он объяснил, что столь спокойно пить святую воду бесноватый не может, и эта женщина впредь также перестала выказывать признаки псевдобеснования.
Однако настоящие чудеса тоже порой случались. Однажды у отца Феодора неизвестной болезнью заболел двухлетний сын Константин. Ребенок худел день ото дня, чах на глазах, при этом даже легкие прикосновения к телу отдавались нестерпимой болью. Родители обращались к врачам в Скопине и в Рязани, но те лишь разводили руками, утверждая, что ребенку осталось жить совсем недолго.
По какому-то чудесному наитию родители отправились с Константином в Николо-Радовицкий монастырь к чудотворной иконе святителя Николая. Путь составлял порядка 150 километров и был изнурителен для больного ребенка, от которого отказались врачи.
Однако чудесным образом после молебна у иконы святителя Николая мальчику стало лучше, а по приезде домой он быстро пошел на поправку, и вскоре от болезни не осталось и следа.
Это чудо отец Феодор засвидетельствовал, лично написав о нем епархиальному руководству, сообщали об этом и в Рязанских епархиальных ведомостях в материале о Николо-Радовицком монастыре.
Сын Федора Ивановича Федор Федорович стал следующим настоятелем Богоявленского храма. Он пошел по стопам отца, стал благочинным 2-го Скопинского благочиннического округа, преподавал Закон Божий в земской школе, а также ратовал за народную трезвость. Так, им была заказана икона Покрова Пресвятой Богородицы, у которой служили молебны об избавлении от пьянства. К слову, злоупотреблять спиртным в Чуриках, как отмечали очевидцы тех лет, стали действительно гораздо меньше.
Священник Феодор Черкасов-младший с супругой Марией Михайловной, 1899 г.
После большевистского переворота и последующего безбожного лихолетья судьба отца Феодора сложилась трагично. В 1929 году он был арестован, всё его имущество оказалось изъято, а сам он осужден на год лишения свободы. Сперва Федора Федоровича содержали в рязанской тюрьме, после перевели в Тулу, а затем отправили в колонию Камень, располагавшуюся в автономной области Коми. В мае 1930 года окончился срок его заключения, и детям удалось добраться до колонии и вывезти совершенно больного отца в Москву. Из-за подорванного здоровья после отбытия срока в Чурики Федор Федорович больше не возвращался, а проживал в Подмосковье, работая счетоводом в местном отделении «Мослеспрома». Сан он с себя не снимал и в запрете не был, но более нигде не служил. Однако советская власть о нем не забыла. В 1937 году он был вновь арестован и тройкой НКВД приговорен к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Хотя какой вред государству мог нанести пожилой подмосковный счетовод с подорванным здоровьем? Федор Федорович Черкасов будет реабилитирован в июле 1957 года…
Последним священником в Чуриках перед закрытием храма был Евгений Сергеевич Светлов.
После расстрела отца Евгения в 1937 году храм был закрыт, и до наших дней службы в нем не велись…
Отец Евгений родился в 1878 году в селе Голдино, расположенном по соседству с Чуриками. Он окончил Рязанское духовное училище, также учился в Рязанской семинарии. Когда отца Феодора Черкасова арестовали, отец Евгений пришел ему на смену, дабы не оставлять паству в столь тяжелый момент. Первый раз его арестовали в 1930 году, спустя несколько месяцев после того, как он стал настоятелем. Три месяца провел отец Евгений в застенках, затем был отпущен и вновь занял место у престола Богоявленского храма села Чурики. Однако в 1936 году он вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. В 1937 году в Казахстане его вновь арестуют и посадят в тюрьму, после непродолжительного следствия он будет расстрелян как очередной «контрреволюционер», впоследствии, правда, его также реабилитируют…
После храм был закрыт, и до наших дней службы в нем не велись…
Но вернемся немного назад и расскажем о жительнице Чуриков, вставшей на защиту храма и снискавшей мученический венец.
Святая из Чуриков
К началу ХХ века Чурики были волостным центром, где проживало более трех тысяч жителей.
Помимо земледелия местные занимались отхожим промыслом, работали в торфодобыче, а также снискали славу хороших каменщиков. Немало построек было сделано ими в своем и соседних поселениях. Была здесь даже своя каменоломня, камень добывали из пластов, расположенных неподалеку от берега реки Кердь. Кроме того, располагались здесь небольшие угольные шахты и кирпичный заводик. Произведенный на нем кирпич использовался в том числе для постройки Богоявленского храма.
В окрестностях села действовало девять мельниц, одна из них была заграничной диковинкой с паровым двигателем.
Зимой некоторые мужчины уходили в Москву заниматься извозом. В непосредственной близости от села проходила дорога, соединяющая Скопин с Рязанью, она была достаточно оживленной, что способствовало торговому делу, ярмарки в Чуриках не были в диковинку.
В селе имелась своя земская школа, где мальчики и девочки изучали основы наук.
Для досуга жителей были устроены чайная, патефонная, которые оттянули и без того немногочисленных завсегдатаев кабака.
К 1915 году в Чуриках впервые зазвонил телефонный аппарат, ознаменовав тем самым новую эру удобной связи с другими телефонизированными населенными пунктами.
Жило здесь немало умелых мастеров – кузнецы, шорники, бондари… Многие предметы быта местные умельцы изготавливали самостоятельно, снабжая односельчан, а также продавая излишки на окрестных ярмарках.
Казалось бы, живи да радуйся, но грянула Первая мировая война, или, как ее тогда еще называли, Вторая Отечественная, которую чуриковцы встретили с патриотическим подъемом. Немало подвигов совершили уроженцы села на фронте, о чем свидетельствуют сохранившиеся списки Георгиевских кавалеров. Те, кто лично не принимал участие в боевых действиях, не оставались в стороне, собирая деньги и вещи для семей воинов.
П.В. Кондрашкин и Александр Осин с иконой св. Наталии
Последующий государственный переворот и гражданская братоубийственная война уничтожили вековые основы, связывающие русское общество. Новая власть объявила Православию войну, множество храмов было уничтожено, тысячи верующих стяжали мученический венец.
Далеко не все смирились с поруганием святынь. Были и те, кто мужественно встал на защиту Церкви
Но далеко не все смирились с поруганием святынь. Были и те, кто мужественно встал на защиту Церкви. Как мы писали выше, жители Чуриков всегда были очень неравнодушными, живыми и талантливыми, наверное, поэтому не очень удивляешься, когда узнаешь об истории Натальи[2] Козловой, которой суждено было стать святой…
Наталья Ивановна родилась 12 сентября 1889[3] года в благочестивой крестьянской семье Головиных, у нее было четверо братьев и сестер, она была самой младшей.
К слову сказать, «благочестивая семья» – это не просто красивый оборот. Судя по воспоминаниям односельчан и родных Натальи Ивановны, ее семья действительно очень трепетно относилась к вере, неспроста ее сестра приняла монашеский постриг.
Смолоду любила Наталья посещать службы в Богоявленском храме, читать духовную литературу. Да, Наталья Ивановна была грамотной. В конце XIX века крестьяне уже по-иному смотрели на необходимость образования для девушек. Если ранее они неохотно отдавали своих дочерей в школы, то позже всё больше и больше крестьянских семей считало, что образованным надо быть вне зависимости от пола.
Наталья Ивановна вышла замуж за своего односельчанина Степана Васильевича Козлова, который также отличался твердостью в вере. В их семье родилось семеро[4] детей. Это была обычная русская семья, которая всего добивалась своим усердным трудом. Такие семьи издревле составляли основу нашей страны, обеспечивая ее благополучие и процветание.
Вот как описывала хозяйство Козловых дочь Натальи Ивановны, Мария Степановна Осина:
«На своих девяти сотках родители сеяли пшеницу, рожь, овес. Держали лошадь, корову, овец, кур – обычное крестьянское хозяйство. Чтобы прокормить детей, отец, мастер на все руки, зимой стекольничал[5] в Москве. Старшие дети там учились и помогали отцу. Отец с братьями построили в Чуриках дом с оцинкованной крышей, просторной горницей. В красном углу под иконами всегда горела лампада…»
Советской власти такие семьи были как кость в горле, особенно в период коллективизации. Как проходило создание колхоза в Чуриках, обернувшееся трагедией, известно из воспоминаний очевидца тех событий:
«…у кого хозяйство справное, тому неплохо жилось, зачем ему по-другому начинать? Он за землю свою крепко держался. Всё своим трудом да потом доставалось. Но соглашались, вели скотину на общий двор, коль велено было, куда денешься. Вскоре многие животные, что в колхоз привели, пали, условий-то для их содержания не было. Тут уж и плакали бабы по буренкам своим, и горевали…»[6]
Словом, колхозное руководство, поставленное на местах советской властью, кроме откровенного вредительства мало чем могло похвастаться, разве что свой карман старалось побыстрее набить. Обычным людям это казалось дикостью, с которой непременно нужно бороться. Муж Натальи Ивановны как честный человек не мог стерпеть подобного, он хотел вывести проходимцев на чистую воду, за что и поплатился жизнью. Его бездыханное тело нашли соседи посреди поля. Следствие велось лишь для проформы и убийц никто не искал, хотя все односельчане понимали, кто стоит за этим.
Так осталась Наталья Ивановна одна со своими детьми. В ту пору Наталья Ивановна работала казначеем в Богоявленском храме, а затем была избрана старостой. Она почти еженедельно ездила в Москву, где приобретала свечи и всё необходимое для богослужений, у себя дома пекла просфоры.
26 июня 1935 года за усердную ревностную службу на благо церкви Наталья Козлова, по представлению настоятеля отца Евгения Светлова, награждается почетной грамотой епископа Скопинского Игнатия (Садковского).
В 1930-годы вовсю шла антицерковная кампания, храмы закрывались сотнями, не стал исключением и Богоявленский храм в Чуриках. Власти постановили половину храма отдать под зернохранилище. В 1936 году арестовали отца Евгения Светлова, а храм полностью отдали под колхозные нужды.
Во времена всеобщего доносительства и жесточайших гонений Наталья не боялась поддерживать связь с «врагами народа»
Во времена всеобщего доносительства и жесточайших гонений Наталья, как истинная христианка, не боялась поддерживать связь с «врагами народа». Она отправляла деньги находившемуся в то время в заключении епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому), а со священником Евгением Светловым вела переписку, рассказывая ссыльному батюшке о делах прихода.
Кроме того, Наталья на нескольких многочисленных сельских сходах жителей Чуриков собрала подписи за то, чтобы оставить храм верующим и освободить отца Евгения Светлова. В июне 1937 года Наталья Ивановна вместе с членом Церковного совета Василием Матвеевичем Абрамкиным отправилась в Москву, где добилась встречи с председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, которому чуриковцы передали подписи односельчан в поддержку храма.
Однако встреча защитников храма с высокопоставленным большевистским вождем лишь еще больше распалил представителей власти. Постановление УНКВД по Московской области от 14 августа 1937 года гласило:
«Гражданка Козлова Наталья Ивановна… враждебно настроена к советской власти, ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду… Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения… избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Дочь Натальи Ивановны хорошо запомнила, как происходил арест:
«Когда нагрянул “черный воронок”, было два часа ночи. Младшие брат и сестра спали, мать велела их не будить. Двое пришельцев всё перевернули в доме – искали письма о. Евгения Светлова. Всю религиозную литературу, которую мама сама читала и мне давала читать, сгребли в мешки и уволокли в “воронок”. Исподтишка мама сунула мне толстую старую книгу: “Сохрани Библию, Маня!”. Я припрятала книгу в подвале. Не думала, что она станет когда-нибудь экспонатом в музее Бутово…»
Вместе с мученицей Натальей были взяты под арест Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов, члены церковного совета Богоявленской церкви в селе Чурики.
Наталью Ивановну не единожды допрашивали, но она держалась мужественно, никого не оговорила. На провокационные вопросы следователя об антисоветской агитации и призывах к свержению советской власти Наталья Ивановна твердо отвечала: «Этого я никогда не говорила». А на ранее вписанные в дело будто бы данные ею показания ответила: «Я эти показания не подтверждаю, это неправильно записано, я таких показаний не давала… Не признаю себя виновной».
16 августа 1937 года все арестованные были перевезены в Таганскую тюрьму Москвы. В результате заседания Тройки УНКВД СССР Московской области 10 сентября 1937 года было вынесено решение о присуждении им высшей меры наказания – расстрела. Всех троих расстреляли на Бутовском полигоне НКВД СССР под Москвой. Как мы указывали ранее, в том же году будут казнены оба чуриковских священника – Евгений Светлов и Феодор Черкасов.
В 1989 году Наталья Ивановна Козлова, Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были реабилитированы прокуратурой Рязанской области «за отсутствием в их действиях состава преступления».
Господь не оставил детей Натальи Козловой, они пережили военные годы, а после войны переехали в Литву. Выбор нового места жительства был не случаен. В Прибалтике, несмотря на коммунистическую власть, отношение к Православию было более лояльным, были открыты церкви и даже монастыри.
Мемориал св. Наталии Скопинской в Чуриках
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталья Ивановна Козлова была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.
В Чурики не единожды приезжали внуки Наталии, также для храма была написана икона святой новомученицы
День памяти Наталии Скопинской (Наталья Козлова была причислена к лику святых под именем Наталии Скопинской, по наименованию Скопинского района, к которому при ее жизни относилось село Чурики) ежегодно отмечают 14 сентября (с 2023 года в селе приняли решение совершать посвященное ей празднование в субботу, ближайшую к этому дню). В Чурики не единожды приезжали ее внуки, также для храма была написана икона святой новомученицы.
Ныне под сводами храма, где некогда была старостой Наталья Ивановна Козлова, поется тропарь:
«Неутомимая труженица на Ниве Христовой, веру непорочну, любовь ко Господу и ближним с надеждою на Бога Вышняго до конца сохранила еси; за Него же пострадала даже до крове, святая мученица Наталие, моли Христа Бога, да дарует нам велию милость и спасет души наша».
От поругания к возрождению
Расправившись со всеми защитниками Богоявленской церкви, власти вздохнули с облегчением, теперь уже ничто не мешало уничтожить и сам храм. Для начала в октябре 1937 года из Рязани была вызвана специальная комсомольская бригада, которая осквернила храм и уничтожила внутреннее убранство. Молодые богоборцы развели у церкви костер, куда побросали хоругви, иконы, книги. Однако неожиданно к костру подбежал мальчик, выхватил из огня скульптуру Христа в терновом венце и быстро скрылся. Этим мальчиком был Александр Степанович, сын Натальи Ивановны Козловой. Скульптура Христа бережно хранилась в его семье до 2004 года, когда состоялось прославление святой Наталии Скопинской. Тогда потомки передали скульптуру в Рязань, где ее торжественно принял архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), и ныне она находится музее Рязанской епархии «Древлехранилище».
Неожиданно к костру, разведенному комсомольцами, подбежал мальчик, выхватил из огня скульптуру Христа в терновом венце и быстро скрылся
Хотя храм был «приговорен» к сносу, участь полного уничтожения его всё же не постигла. Колхозные власти смекнули, что такое огромное здание в хозяйстве пригодится, и решили использовать его в качестве зернохранилища и иных сельскохозяйственных нужд.
Обезображенный и поруганный храм остался стоять, но колокола были сброшены с колокольни и отправлены на переплавку. Иконой, у которой некогда проходили молебны об избавлении от пьянства, заколотили одно из окон, витражи были разбиты, росписи затерты. Правда, усердия на всё не хватило, на верхних ярусах фрески сохранились до наших дней. В трапезную часть заезжала сельхозтехника, здесь хранились в разные годы овощи и зерно, потом удобрения.
Но правильно сказано: не хлебом единым жив человек, как бы не хотелось того материалистам. Село начало увядать, когда советская власть была в самом своем расцвете. Вот как об этом вспоминал местный старожил:
«После войны постепенно начинали пустеть дома, тот с фронта не вернулся, в других краях счастья нашел, другой в город потянулся… Массовая миграция началась в 1950-е годы, особенно когда приходилось сдавать “лишний” скот, ведь больше одной коровы держать не разрешалось, а хочешь иметь – налог плати. И появились дома, сиротливо глядящие пустыми глазницами окон вслед уходящим. И разрушался привычный деревенский уклад… А в городе кто ждал лимитчиков? В бараках селились, по бесприютным общежитиям мыкались, все надеялись на лучшую жизнь…»[7]
Поэтому говорить, что села обезлюдили в 1990-е, будет неверно. Да, тогда этот процесс пошел гораздо быстрее, но начало ему было положено еще при советской власти.
Наступили новые времена со своими скорбями и радостями. Колхоз в Чуриках к тому времени уже перестал эксплуатировать здание храма, оно так и осталось стоять бесхозное, обезображенное и всеми покинутое.
Когда мы рассказывали о священнике Федоре Ивановиче Черкасове, то заметили, что есть личности, без упоминания о которых немыслимо излагать историю населенного пункта, слишком уж велик их вклад в историю. В наши дни эти слова безусловно относятся к Петру Васильевичу Кондрашкину.
Петр Васильевич – коренной житель Чуриков, отсюда родом были и его родители. Он получил образование агронома, а потом работал в сельском хозяйстве, проявив себя в деле с самой лучшей стороны. Местные жители быстро поняли, что такой крепкий хозяйственник, как Петр Васильевич, будет отличным руководителем, да и выбрали его сначала главой села, а затем и всего муниципального образования Чуриковское сельское поселение, куда входят окрестные села. Им было сделано немало доброго для родных мест: проведена газификация, в селе работает медпункт, библиотека, почта, отсыпаны щебнем сельские дороги. До последнего он сохранял сельскую школу, и только в этом году, когда детей в ней осталось совсем мало, пришло распоряжение о ее закрытии. Теперь оставшихся детей на учебу будет возить школьный автобус. А вот школьный музей Петр Васильевич наверняка сможет сохранить, это его гордость по праву.
В 2008 году аккурат после своего избрания главой села Петр Васильевич задумался о судьбе храма. По его словам, идея о возрождении церкви пришла достаточно спонтанно. Задача казалась сложной, храм был сильно разрушен, на его восстановление требовались немалые средства, но тем не менее было решено провести первый субботник. С тех пор традиция субботников при храме не прекращается. Это позволило сплотить людей, а также очистить храм изнутри и привести в порядок прихрамовую территорию. Стоит особо подчеркнуть, что Петр Васильевич изначально взялся возрождать старый храм, не последовав примеру иных сел, где вместо этого ограничились постройкой небольших новых церквей.
Вскоре был официально зарегистрирован приход, а Петра Васильевича Кондрашкина избрали старостой храма. Хочется заметить, что его предшественницей на данной должности была святая Наталия Скопинская, которая, конечно, молится о своем приходе и благополучии чуриковцев. С той поры священники из окрестных храмов стали регулярно совершать здесь молебны, освящать куличи на Пасху, воду на Крещение.
Особый интерес в возрождающемся храме вызывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая некогда была написана по просьбе отца Феодора Черкасова, и у которой проходили молебны об избавлении от алкогольной зависимости. Как мы отмечали ранее, эту икону безбожники использовали, чтобы заколотить одно из окон, благодаря чему она сохранилась до наших дней и теперь заняла достойное место в церкви.
В 2020 года в Чуриках, в рамках областной программы «Поддержка местных муниципальных инициатив», был открыт мемориал в память о Наталии Скопинской. На месте, где ранее располагался дом святой, был установлен поклонный крест, размещены скамейки и по периметру высажены туи.
На сегодняшний день реставрация Богоявленского храма еще далека от окончания, но можно с уверенностью сказать, что ныне храму уже ничто не грозит. Восстановлена алтарная и средняя части храма, устроен иконостас, частично отремонтирована кровля, сияет в солнечных лучах позолоченный крест на куполе. Каких-то богатых спонсоров у прихода никогда не было, храм восстанавливали всем миром, как встарь.
В 2018 году храм был освящен малым чином, в нем начали совершаться регулярные богослужения, а 12 ноября 2022 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил чин его великого освящения.
16 сентября 2023 года день памяти святой Наталии Скопинской прошел особенно торжественно, собрав множество паломников из Рязанской и других областей России и зарубежья. Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении клириков Михайловских благочиний. Разделить радость праздника приехали директор благотворительного фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова и православный волонтер, восстанавливающий храм в селе Пёт, Марина Цолина, прихожане храма святых новомучеников и исповедников Российских, расположенного на Бутовском полигоне, паломники из Тулы, Москвы и Рязани. Среди паломников в этот день был внук новомученицы – Александр Осин, приехавший из Вильнюса. Он рассказал, что дети святой Наталии, оставшись сиротами, со временем уехали из родного села. Однако веру и память о подвиге своей матери они бережно хранили и передавали уже своим детям. Александр Осин передал в дар храму три написанные им иконы: благоверного Александра Невского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Эти иконы преподнесены храму от имени ныне здравствующих внуков святой Наталии Скопинской Александра, Сергея и Натальи.
После службы владыка Марк напомнил верующим о подвиге святой Наталии и призвал всех продолжать ее дело по сохранению веры и духовности в народе. Архипастырь отметил в своей проповеди, что святая Наталия трудилась, пытаясь сохранить церковную жизнь в очень непростое время.
В настоящее время продолжается реставрация Богоявленского храма, уже возведена новая кровля, идет сбор средств на ремонт колокольни.
***
Вот и окончено наше повествование о Чуриках, Богоявленском храме и людях, которые на протяжении столетий жили и преумножали добрую славу этих мест.
В начале повествования мы обещали ответить на вопрос – чем же так привлекательны Чурики? Ведь факт остается фактом – сюда действительно приезжают люди с разных уголков страны, а не только из Рязани и области. Более того, о Чуриках частенько пишут известные публицисты и крупные интернет-порталы. Видеозарисовки о Чуриках частенько выходят на телеканалах «Спас», «Логос», «Михайлов-ТВ».
Наверное, самое главное в Чуриках – это люди, которые здесь проживают
Наверное, самое главное в Чуриках – это люди, которые здесь проживают. Простые, гостеприимные, неравнодушные, которые готовы отринуть мирские заботы и самоотверженно восстанавливать дом Божий. Глядя на их подход к делу, можно было бы назвать чуриковцев заморским словом «креативные», но мы скажем иначе: они подходят ко всему со смекалкой, с душой и любовью, поэтому всё у них спорится. К таким делам непременно нисходит Божия благодать, да и святая Наталия молится о своем храме и селе, а по молитвам мучеников какие только чудеса не происходят…
Что можно сказать в конце? Наверное, только повторить слова главы Чуриков Петра Васильевича Кондрашкина:
«Приезжайте в Чурики, переезжайте в Чурики! Ведь если и есть рай на земле, то он непременно в Чуриках».