Севастополь пронизан историей. Видимое и очевидное тому подтверждение – обилие мемориалов и памятных мест, связанных с героическими страницами первой и второй оборон. Подвиг защитников города, проявленный при отражении внешней агрессии, без сомнения, является значимым ориентиром для воспитания будущих поколений. О нем не забывали даже в период после распада СССР, когда прежние императивы и догмы были переосмыслены либо отринуты. Но прошлое региона не ограничивается военным периодом.
В ХХ столетии город стал местом, откуда осенью 1920 года ушли на чужбину корабли Русской эскадры, увозя в неизвестность тысячи военных и беженцев. Так начинался феномен Русского Зарубежья, наследие которого ныне возвращается к нам в виде мемуаров, стихов и прозы, философских и научных работ. После принятия Севастополя в Российскую Федерацию 14 ноября – день эвакуации Русской армии генерала Петра Врангеля – на законодательном уровне объявлен памятной датой. Ежегодно в память о наших соотечественниках, вынужденных уйти на чужбину, а также тех, кто остался и претерпел все тяготы и лишения, выпавшие на долю нашей страны в ХХ столетии, проводятся мемориальные мероприятия.
Наш собеседник – председатель Общественной организации «Исторический клуб ‟Севастополь Таврический”», историк Вадим Николаевич Прокопенков. На протяжении многих лет он занимается просветительской и мемориальной работой. В том числе в сфере увековечивания памяти об этих переломных и драматических событиях в истории региона.
Белая Россия. Исход. Художник: Дмитрий Белюкин
– Можно ли кратко рассказать о событиях, предшествующих Крымской эвакуации осенью 1920 года? Многие не помнят эти страницы истории, а большинству они, наверное, и неизвестны…
– Тема Гражданской войны, в том числе причин ее возникновения, оценка итогов и последствий – очень непростая задача и для историков, и для политологов. На Юге России времена лихолетья шли по особому историческому сценарию. Черноморский флот, Севастополь, города Крыма с 1918 по 1920 годы пережили множество бед и разрушений. А все усилия правительства Юга России, лично генерала Петра Николаевича Врангеля, многих честных офицеров и порядочных чиновников не принесли ожидаемых результатов.
Если совсем кратко, то после штурма Перекопских укреплений в начале ноября 1920 года Крым был занят частями Красной армии, превосходящей как по личному составу, так и по вооружениям. 14 ноября из Севастополя ушел последний корабль, а на следующий день в город вошли большевики.
Вадим Прокопенков, историк – Кто были эти люди – военные и гражданские беженцы, покинувшие Крым в ноябре 1920 года, что известно об их судьбах?
– К концу месяца из портов полуострова в изгнание ушли более 146 000 человек. Среди офицеров были Георгиевские кавалеры, которые прибыли с фронтов Первой мировой войны, смотревшие смерти в лицо, которых трудно обвинить в предательстве или страхе за свою жизнь.
Видные церковные иерархи, честно служившие Богу и Отечеству, покинули крымские берега с надеждой на возвращение. Уходило казачество, так и не приняв новую власть. Предлагаю поинтересоваться судьбой митрополита Вениамина (Федченкова), исповедника, духовного писателя, удивительного человека своей эпохи, сказавшего в свое время пророческие слова: «От конца событий в России зависят судьбы мира».
Скрывая волнение, пастырь поднял руки и несколько минут торжественно благословлял отдалявшуюся землю и стоявших на берегу людей
Возьмем список беженцев одного из ушедших судов. Пароход «Херсонес» уходил из Севастополя последним. Мы видим много фамилий людей, которым 19–20 лет, – это кадеты. В списке – фамилия епископа Лубенского Серафима (Соболева), возглавлявшего некоторое время Таврическую духовную семинарию. Ныне архиепископ Богучарский Серафим, служивший до конца жизни в Болгарии и много для нее сделавший, прославлен в лике святых. Один из беженцев тогда, в ноябре 1920-го, попросил его: «Владыка, благословите Россию». Скрывая волнение, пастырь поднял руки и несколько минут торжественно благословлял отдалявшуюся землю и стоявших на берегу людей.
Дмитрий Корнилов. Потомок вице-адмирала В.А. Корнилова
Севастополь покинули в том числе и потомки героев Крымской войны. Не так давно из Франции к нам приезжал представитель династии вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, их семья до сих пор хранит русские традиции. В изгнание ушли внуки выдающегося флотоводца адмирала Лазарева – Михаил (сын Петра Михайловича Лазарева, сенатора, Таврического губернатора, награжден Георгием за Первую мировую войну) и Владимир. В нашем альбоме, вышедшем в 2010-м году, к 90-летию этих событий, около 2000 фамилий людей, чья жизнь и служба была связана с Севастополем. У большинства напротив фамилии стоит запись «дальнейшая судьба неизвестна», остальное – лишь краткие сведения в двух строках…
У большинства напротив фамилии стоит запись «дальнейшая судьба неизвестна», остальное – лишь краткие сведения в двух строках
Недавно во время исследований мы обнаружили имя севастопольца Ивана Гарднера, родившегося в нашем городе в 1898-м году, – он с 14 лет изучал церковное пение в Покровском соборе, в 1920-м году ушел в эмиграцию. В Чехословакии принял монашеский постриг, священствовал на Святой Земле, затем в Германии. Стал епископом Потсдамским, викарием Русской Зарубежной Церкви. Доктор философских наук Мюнхенского университета, преподавал литургическое музыковедение, член Баварской академии наук. Основоположник церковного пения, признанный во всем мире, подготовил плеяду русских регентов.
Вообще, эта тема пока не раскрыта историками, ожидает своего часа.
– В ноябре 2020 года в Севастополе было завершено строительство храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» к 100-летию окончания Гражданской войны. Как на сегодняшний день живет община?
Община храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»
– Важно сразу сказать, что в Севастополе есть два основных места, связанных с событиями Гражданской войны. Первое – величественный мемориал у Карантинной бухты, напротив Херсонеса, с известной скульптурной композицией, возведенной к 2020 году.
Вторая локация – это скромный памятный камень всем жертвам этой войны, установленный по дороге на Максимову дачу, где происходили кровавые расстрелы тех, кто не смог уйти в эвакуацию в ноябре 1920 года. Ровно через 100 лет, осенью 2020 года, при поддержке благочинного Севастопольского округа, нам удалось совсем рядом обустроить небольшой храм, его освятили в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», что, безусловно, символично.
Храм и памятное место жертвам Гражданской войны
Отмечу, что большую помощь нам оказала семья Трубецких. В столетнюю годовщину они приехали в Севастополь, пожертвовав на храм и благоустройство, здесь же недалеко заложили Аллею Исхода с землей русских кладбищ зарубежья. Региональное отделение Российского исторического общества в лице сенатора Екатерины Борисовны Алтабаевой поддержало все наши инициативы. Нам помогали и другие люди, организации, горожане, благодаря им церковь действует, у нас много причастников, потихоньку осваиваю обязанности старосты.
Икона Богородицы «Светлая обитель странников бездомных» Небольшой уголок в нашем храме посвящен и событиям крымской эвакуации. Рядом с экспозицией о Морском севастопольском кадетском корпусе находятся две иконы. Одна – с ликом Павла Исповедника, покровителя кадет. Другая – современный образ Богородицы «Светлая обитель странников бездомных», ставшая в свое время символом утешения изгнанников. История этого образа связана с видением, «вещим сном» одного из соотечественников, которому во время перехода в Константинополь явилась Божья Матерь, представ покровительницей беженцев. Богородица была явлена в облаках, над плывущими белыми кораблями: Царица Небесная раскрыла свой Покров над уходящими в неизвестность русскими людьми.
– В силу определенных и очевидных исторических обстоятельств изучение прошлого Севастополя преимущественно сосредоточено на периодах первой и второй оборон. Что должно произойти, чтобы местные историки и краеведы стали подробно и системно изучать и другие периоды?
– Это справедливый вопрос, и своего рода обозначение текущей проблематики. Несмотря на то, что в городском сообществе очень сложное отношение к теме «красных и белых», в 2015-м году был принят закон Севастополя о дате 14 ноября как ежегодном дне памяти «Русского исхода».
Если говорить и о других периодах и темах истории, которыми невероятно насыщена севастопольская земля, то здесь огромное поле, значительная часть которого остается без исследовательской работы.
Чтобы в чем-то кого-то убедить, нужно всегда показывать пример своим трудом. Нашей организацией «Наследие Святого Климента Римского» издано уже более 15 книг в рамках серии «Христианское наследие Тавриды». В прошлом году мы подготовили первый том по истории благочиния, работаем над императорскими визитами, хроникой монашеских обителей, историей церквей и православных общин.
Некоторое объяснение увлечению местных историков и краеведов военной тематикой можно оправдать большим количеством источников, да и собственно наличием артефактов – мы живем в музее под открытым небом. Надеюсь, что новое поколение ученых обратит внимание именно на эти неисследованные сферы, видимые контуры этого уже просматриваются.
– Предполагаете ли вы в дальнейшем продолжить изучение переломного периода истории нашей страны в ХХ столетии?
– Очень хорошо понимаю, что изучение событий окончания Гражданской войны на юге России до сих пор отличается скудностью историографии и полярностью мнений исследователей. Тем не менее нам удалось за 10 лет собрать обширную базу данных, включая как письменные, так и электронные источники. Важным событием стали опубликованные труды севастопольского историка и подвижника Александра Ефимова. Его усилиями всего за несколько лет подготовлены, по сути, уникальные сборники материалов: «Списки беженцев и чинов русской армии в Главном справочном бюро Константинополя. 1920–1922 гг.», «Приказы по флоту и Морскому ведомству. 1919–1920», «Указатель некрологов журнала ‟Часовой”» и другие. Это дает новый импульс для изучения этого сложного периода истории. Ваши работы, Дмитрий, о политических репрессиях также плодотворно используются историческим сообществом.
В этом году ровно 100 лет со дня спуска Андреевского флага в Бизерте, французской колонии в Северной Африке
Если вернуться к самим событиям Исхода, напомню, что в этом году ровно 100 лет со дня спуска Андреевского флага в Бизерте, французской колонии в Северной Африке. Почти 6000 человек, в основном моряки сохранившейся русской эскадры, почти 4 года переживали всевозможные тяготы и лишения. В тоже время среди военных проходила боевая учеба, организованы морские курсы. В православные праздники проводились богослужения, отмечались Дни Морского корпуса, праздник Георгиевских кавалеров.
Для меня лично эти страницы особенно важны. Именно в Бизерту прибыли многие военные моряки, уроженцы Севастополя. После известных дипломатических событий 29 октября 1924 года на кораблях с церемонией, установленной флотским уставом, был спущен Андреевский флаг. Большое русское рассеяние, значительной частью которого стали военные и гражданские беженцы из Крыма и Севастополя, сформировало очаги русской культуры и традиций по всему миру. Эмигрантские семьи всю свою жизнь хранили любовь к России, став носителями ее духовного наследия, мы знаем это не понаслышке, что подтверждает и продолжающаяся передача семейных реликвий в архивы и музеи нашей страны. В Севастополе совсем недавно, в октябре мы вспоминали эти события, в Тунисе прошел официальный визит дипломатов и военных моряков.
– И вопрос напоследок: что помогает в этой непростой работе?
– Интерес людей к этой теме и вдохновляет и помогает. Есть глубокое, порою необъяснимое осознание необходимости открывать эти страницы истории. Судьбы людей, вынужденных покинуть Родину после многих страданий, но сохранивших православную веру и русские благочестивые традиции, заслуживают пристального внимания. Мне запомнились слова писателя Андрея Платонова: «Без меня народ неполный». Вот эта мысль формирует понимание важности дальнейших исследований и придает сил в трудах, а православное мировоззрение создает благодатную духовную почву.
Но не только. Весной этого года вышел указ Президента об основах государственной политики в области исторического просвещения. Кроме введения важнейшего понятия о государстве-цивилизации, одним из основных принципов указана преемственность всех этапов российской истории. И это нас, историков, ко многому обязывает.