Иерей Андрей Мерещенко, настоятель Михаило-Архангельского храма с. Грачевка, что в Липецкой области, говорит:
Михаило-Архангельский храм с. Грачевка, Липецкая область – Когда нет храма в селе, то многие люди знают Христа как-то поверхностно, знакомство с Церковью у них только внешнее. Да, они бывали в других храмах, ездили в район, почти все крещеные, но ощущения того, что Христос – Свой, родной, вот Он, здесь, – у них нет. Знакомство какое-то внешнее. И очень трудно бывает человеку, когда он вновь оценивает или переоценивает свою жизнь. Понимает, что развил и обустроил большое крепкое хозяйство, дом хороший, уютный построил, детей родил, но чего-то не доделал. А чего – и не знает. Не может, ему некуда вернуться. И он ищет это что-то. И вот, если не было бы этого храма, то человек бы даже не представлял, где искать. А когда церковь есть, он может прийти и попробовать познакомиться с Богом, понять свою тоску по Богу. Сказать самому себе: «Этого ли я ищу? По этому ли томится душа?» В храме человек и найдет, я думаю, ответ.
Храм Архистратига Михаила в с. Грачевка Усманского района Липецкой области был освящен 10 лет назад, в сентябре 2014 года. Церковь в селе была закрыта в годы большевистских гонений, в середине 1930-х годов прошлого века. Сначала то, что осталось от храма, использовалось для хозяйственных нужд, а после войны здание было заброшено и в 1950-е годы окончательно разрушено. Десятилетия духовной пустоты – как в отдельном селе, так и во всей России – не могли не сказаться на мироощущении народа, его духовном самочувствии. Оно не самое крепкое, как мы видим. Но поддаваться унынию нельзя, считает Виктор Алексеевич Порядин, генерал ФСБ, автор книги «Исповедь генерала контрразведки. Автобиографическая повесть», уроженец Грачевки. Виктор Алексеевич – один из тех, кто помог возвращению храма в родное село. Или, как шутит сам Порядин, «скорее, возвращению села в храм: без Бога – ни до порога». Шутки шутками, но дело серьезное: построить церковь – как родить ребенка, наверное. Но каждый ребенок – особенный, каждый – по-своему любимый. О серьезности в отношении к Богу мы и говорим с Виктором Алексеевичем.
– Действительно, жителям села Грачевки для того, чтобы соприкоснуться с Богом, приходилось выезжать в соседние села, километрах в 10–20 от дома. Помимо прочих трудностей, нужно учитывать, что до возвращения церкви в родное село большую часть православных в Грачевке составляли пожилые люди, а людям преклонного возраста любая поездка дается нелегко. И я помню, как наши бабушки и дедушки скорбели, что в родном селе больше нет храма.
Помню, как наши бабушки и дедушки скорбели, что в родном селе больше нет храма
«Мы, – говорят, – отрезаны, получается, от Бога. В родном доме на службу не сходить. К соседям ездить надо, чтобы молебен или панихиду отслужить. А отпевание? А Крещение?». Эти слова запали мне в душу. Односельчане скорбели. Вот так и появилась мысль помочь им. Вернуть храм в Грачевку будет справедливо – был же он здесь еще с XVII века, со времени преодоления Смуты. Да и назвать Грачевку селом уже можно будет по праву: ведь если в селе нет храма, то это деревня, а не село. Так и зародилась эта мысль, стремление – вернуть храм в Грачевку. Наше начинание благословил отец Валериан Кречетов, мы очень надеемся на молитвы батюшки.
– Сразу вспоминаются слова: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1). Уверен: искушений хватало.
– Разумеется. И не только материальных. Продолжая цитату из Священного Писания, «управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок». Вот мы и не отступали. Но, должен признаться, я до конца не представлял себе, с какими трудностями придется столкнуться. Мы понимали, что дело доброе, богоугодное, но всех преград, которые надо будет преодолеть, не представляли. Лишь преодолевая их, ты понимаешь, что ты с Богом, и Он помогает тебе, – вот это мы усвоили твердо. Своими собственными силами, без Божией помощи, вряд ли бы мы чего-то добились.
Мы понимали, что дело богоугодное, но всех преград, которые надо будет преодолеть, не представляли. Лишь преодолевая их, понимаешь, что ты с Богом, и Он помогает тебе
– Но были и радостные открытия, правда?
– Еще какие. Поначалу мы больше обращали внимание, скажу так, на внешнюю сторону: в селе снова будет церковь, православные смогут спокойно и постоянно ходить на службы, не утомляя себя изнурительными переездами, в Грачевке вновь появится архитектурная доминанта, – всё это прекрасно. Но в ходе строительства Михаило-Архангельского храма мы с радостным удивлением, а то и изумлением обнаружили, что речь идет о гораздо более глубоких и важных вещах, чем только материальная сторона жизни села и его жителей. Моя супруга Любовь Васильевна за эти годы стала искренне верующим человеком, наш сын Сергей помогал в строительстве, и с каждым годом все больше односельчан обращались ко Христу. Василий Иванович Крюков, пожилой человек уже, видя, как поднимается храм, принес свои сбережения – «Ради Христа не жалко!» Другие люди последовали его примеру – знаменитая лепта вдовицы, как оказалось, очень крепкая валюта. Вот так я начал понимать, что не только храм возвращается в село, а само село возвращается в храм, – это очень мощное и светлое чувство.
Подъем купола на строящийся храм. Фото: Н.В. Нижегородова, 2012 г. Ведь поначалу, должен признаться, у многих были сомнения, осилит ли Грачевка такое сложное дело. Лишь когда люди увидели возведенные стены церкви, увидели крест на куполе, робкая надежда переросла в уверенность, что Архангел Михаил не оставит нас без защиты. Мы увидели тогда, что людям храм кровно необходим – не как, повторяю, только «культовое сооружение», материальное украшение любимого села, а как место встречи со Христом.
Что же касается красоты, то иконостас, выполненный елецкими мастерами, вызвал почтительное восхищение у всех прихожан. Когда было освящение храма, владыка Никон не мог скрыть своей радости, воскликнул: «Какая красота!»
– Вы говорите: «Архангел Михаил не оставит нас без защиты». А есть от чего защищать? Как сказались десятилетия расхристанности на Грачевке, на всем русском народе, по вашим наблюдениям?
– Думаю, самый простой и самый печальный ответ звучит так: если хотите посмотреть, от чего нас нужно спасать, взгляните на нашу молодежь, жертву тех самых расхристанных десятилетий. Ведь это мы, наши поколения, жившие без Бога, родили их – вот и смотрите. Есть чему радоваться? Одобрили бы их поведение, убеждения, язык, отношение к старшим и друг другу, музыку, которую они слушают, книги, которые они читают, наши совсем недавние предки? Я говорю ведь не только о Грачевке – речь идет обо всей России. Я написал об этом в своей книге «Исповедь генерала контрразведки». Богу и Его Небесным Силам Бесплотным есть от чего нас спасать, поверьте. По моему убеждению, которое за время строительства храма только укрепилось, без Христа мы ничего в России не исправим. Вот почему мы должны вести наших детей, внуков, правнуков в церковь.
Без Христа мы ничего в России не исправим
– Вот почему и ваша супруга говорит: «Самое главное, что сейчас в наш храм стало ходить много деток». И воскресная школа тоже начала работать?
– Пока это только в планах. Мы очень хотим, чтобы при храме открылась воскресная школа, готовим ее открытие, батюшка поддерживает, все переживают, молятся. Даст Бог, сумеем. И здание есть, где можно было бы ее разместить, – как раз бывшая церковноприходская школа, рядом с храмом. Там в советское время сельсовет размещался, а сейчас – сельская администрация. Жители понимают, что если появится воскресная школа, будет и крепкий приход, община, значит, у села есть будущее. Безусловно, батюшке одному не справиться, здесь нужна поддержка и понимание руководства района и села. В стране налажено сотрудничество Церкви и государства, так что надеемся на то, что и в Грачевке оно будет добрым, принесет хорошие плоды.
– Было бы кому ходить в воскресную школу…
– Есть кому. В Грачевке сейчас живет 825 человек, село не маленькое, так что дети, слава Богу, есть. Да и взрослые ведь могут ходить на занятия. А раньше в селе жило больше 4000 человек, был у нас районный центр. Потом, в 1950-х годах, село перешло в Липецкую область.
Отец Андрей с активом храма – Известное и проверенное уже наблюдение: ни один кирпич, украденный при разрушении церкви, не останется без последствий для укравшего. В Грачевке, когда церковь разрушили, кирпич пошел на строительство больницы, потом школы, ДК. Подтвердите справедливость этого наблюдения?
– Наша действительность – самое яркое тому подтверждение. Самое яркое и печальное. Возьмем Грачевку: в селе школа разрушена, больница закрыта, остро стоит вопрос с образованием и медицинским обеспечением. Но я бы хотел сказать о хорошем: как только появился храм в селе, сюда сразу же передали чудом сохранившийся колокол из бывшей церкви. Люди хранили его, надеялись на восстановление справедливости, – сейчас колокол на своем законном месте. Потом принесли и две иконы из прежнего храма – «Достойно есть» Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского. То есть сберегли, не продали в голодные годы, не осквернили, не сожгли, а сберегли для грешных потомков, – благородный поступок.
– Святость и грех ходят рядом. Казалось бы, делаешь доброе дело – а как быстро начинаешь тщеславиться, посматривать на других свысока. «Несмь якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11). Что помогает, по вашему опыту, высоко нос не задирать?
– Вы знаете, очень помогает здравый смысл, воспитание. И изучение истории родного края. Например, мы с односельчанами, руководителем района, главным редактором газеты «Новая жизнь», обсуждали историю Усманского края: в районе, оказывается, 16 человек – Герои Советского Союза! Про тех, кто восстанавливал страну после войны и всяких «перестроек», вообще молчу – каждый первый, наверное. А среди наших земляков, прославивших Россию, есть писатели, поэты, священники, художники, медики, ученые. Такая уменьшенная в тысячу раз копия России – вот наша Грачевка. Будешь ли ты высоко задирать нос, когда находишься в окружении героев-воинов, самоотверженных тружеников, мастеров? Вряд ли. И это я не говорю о святых нашей земли, с кем рядом и встать невозможно. Так что – нет: задаваться не получится. Но силы для продолжения своего дела дает четкое осознание, что делаешь то, что одобрили бы твои земляки и благословили святые. Вот это окрыляет. Да и вообще, не принято в селе смотреть на других свысока – быстро зрение подправят. Народ у нас внимательный, поможет, в случае чего.
Митрополит Липецкий и Задонский Никон награждает В.А. Порядина медалью Святителя Тихона Задонского 1 степени
– Вопрос генералу госбезопасности: насколько безопасно государство без веры в Бога?
– Вопрос серьезнейший. Государство, народ без веры находятся в опасности. Как сказывается искренняя вера в Бога на обществе и государстве? Она воспитывает любовь к Отечеству, делает крепкой семью, связывает воедино далекие, казалось бы, поколения, устанавливает разумные правила поведения в обществе, – это всё следствие веры в Бога.
Верующий человек боится греха, а этот страх означает и безопасность для общества в целом
Верующий человек боится греха, а этот страх означает и безопасность для общества в целом: «Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать», «Люби ближнего, как самого себя» и прочие заповеди – это же основные правила самосохранения государства. Каковы следствия веры во что угодно, кроме Христа, мы, повторюсь, являемся свидетелями в наше время. Да, какое-то время мощное государство простоит, опираясь на свои вооруженные силы, на экономический потенциал. Но если народ не ставит Бога на первое место, всё рано или поздно рушится – вся человеческая история кричит об этом, как и наш страшный век. Только давайте помнить, что любовь к Отечеству, крепкая добрая семья, уважительное отношение людей друг к другу и все остальное – это следствие веры. Главное же в ней – Христос, Царствие Небесное и правда его. А всё остальное приложится нам (ср. Мф. 6, 33).