Библия, изложенная для семейного чтения.
Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское

"И
И почил Соломон с отцами своими и погребен был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам. 3 Цар. 11:43
Царству Еврейскому, достигшему при царях Давиде и Соломоне высшей степени своего процветания, но отягченному налогами и ослабевшему духовными силами по причине распространения в нем идолопоклонства в последние годы жизни Соломона, угрожало теперь окончательное расстройство и падение.

Чтобы сохраниться истинному богопочитанию, предстояло отделиться большинству народа от той меньшей части его, которая еще не впала в идолопоклонство. Это и случилось, когда Иеровоам, по смерти Соломона возвратившийся в Иерусалим, собрал израильтян и, придя с ними к Ровоаму, сказал ему, что они не отказываются служить ему, но только при условии, что он облегчит им жестокую работу отца своего и тяжелое иго, которое он наложил на них.

Выслушав это, Ровоам отпустил их, сказав, чтоб они через три дня пришли узнать о решении его.

В это время посоветовался он сначала со старцами, которые сказали ему: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни».

Но пренебрег Ровоам советом старцев, а призвал на совещание молодых людей, «которые выросли вместе с ним», предпочел последовать их совету и объявить такой ответ народу: «Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (бичами с металлическими иглами на концах).

Накопившееся в сердце народа возмущение овладело окончательно израильтянами при подобном ответе Ровоама, и с восклицаниями: «Какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим».

Тогда «послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим».

«И отложился Израиль от дома Давидова. И воцарили Иеровоама над всеми Израильтянами. За домом же Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова».

И собрал из них Ровоам сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы вести войну с домом Израилевым и возвратить царство сыну Соломонову.

Но было тогда «слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню».

Между тем оба царя стали укрепляться в своих владениях в ожидании нападения одного на другого.

«И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем». Однако же, опасаясь, что «если народ будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому», и возвратятся они к нему, и убьют его, Иеровоама. Он решил отвлечь их от отеческих верований и привлечь к идолопоклонству. Для этой цели он «сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, и произвольно установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение».

В это время, по слову Господню, пришел человек Божий из Иудеи в Вефиль «и произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя его Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется».

«Когда царь услышал слово человека Божия, то простер Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите его. И одеревенела рука его, которую он простер на него, и не мог он поворотить ее к себе.

И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним.

И сказал царь (Иеровоам) человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лице Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала, как прежде.

И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок».

Но тот отказался, так как заповедано ему было словом Господним не есть там хлеба и не пить воды и не возвращаться той дорогой, которой он шел…

«И пошел он другою дорогою»

(3 Цар. 12, 4, 7, 8, 11, 16, 18—20, 22—25, 27—28,31, 33; 13, 2—7, 10)

Между тем один пророк-старец, живший в Вефиле, услышав о том, что сделал сегодня человек Божий, поехал вслед за ним и уговорил его возвратиться с ним и поесть у него хлеба, сказав: «И я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды. — Он солгал ему».

«Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его. И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: не ешь хлеба и не пей воды, тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.

После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил.

И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела».

Узнав об этом из рассказов от проходивших мимо людей, старец-пророк отправился на место происшествия, нашел и поднял тело человека Божия и привез его обратно в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И завещал сыновьям своим, сказав: «Когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских».

«И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот. Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли. В это время заболел Авия, сын Иеровоамов».

Тогда Иеровоам послал жену свою в Силом, к пророку Ахии, предсказавшему ему о царствовании над Израилем, чтобы она спросила его: «Что будет с отроком?» Престарелый Ахия, почти потерявший зрение, узнал ее, несмотря на то, что она была переодета, и сказал ей: «Войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа Моего Израиля, и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими; ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на дом Иеровоамов, и вымету дом его, как выметают сор, дочиста. Встань, и иди в дом твой: и как скоро нога твоя вступит в город, умрет дитя».

«И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь. И предаст Господь Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля».

«И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло».

Что касается Ровоама, то сначала он пребывал верным закону Моисея и поддерживал его исполнение народом в своих владениях, но когда «царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним».

«И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком месте и под всяким тенистым деревом».

И кара Божия разразились над народом.

На пятом году царствования Ровоама царь Египетский Сусаким во главе многочисленного войска пошел на Иерусалим, и взял укрепленные города в Иудее.

Великим страхом были поражены Ровоам и приближенные его. Тогда пришел к ним пророк Самей и сказал: «Так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму».

«И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь!

Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным».

«И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам, вместо их, щиты медные, и отдал их на руки начальникам телохранителей, охранявших вход дома царского.

Когда выходил царь в дом Господень, приходили телохранители и несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей. И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе. И утвердился царь Ровоам в Иерусалиме и царствовал семнадцать лет. И были войны у Ровоама с Иеровоамом во все дни. И почил Ровоам с отцами своими и погребен в городе Давидовом. И воцарился Авия, сын его, вместо него».

Три года царствовал Авия (имя матери его Мааха, дочь Авессалома).

«Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его. И была война у Авии с Иеровоамом».

Войско его состояло из четырехсот тысяч человек отборных. Иеровоам же выступил против него «с восемьюстами тысяч человек, также отборных, храбрых».

Перед началом войны Авия, став на вершине одной из гор Ефремовых, обратился к Иеровоаму и к израильтянам и напомнил им о всех правах дома Давидова, выразил свое презрение к золотым тельцам израильским и разъяснил славу борьбы во имя Иеговы, Бога истинного. «Сыны Израилевы! — заключил он речь свою, — не воюйте с Господом Богом отцов ваших, ибо не получите успеха».

Между тем Иеровоам попытался окружить со всех сторон войско Авия. «И воскликнули Иудеи. И когда они воскликнули, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных». Несколько городов, и в том числе Вефиль, остались во власти победителей.

«И не входил уже в силу Иеровоам во дни Авии. И поразил его Господь, и он умер».

«Авия же усилился», но кончил все же тем, что впал в грехи отца своего и после трех лет царствования умер, оставив наследником сына своего Асу, во дни которого покоилась земля десять лет.

Иеровоам же умер год спустя после Авии. Ему наследовал сын его Нават, который пошел по следам отца своего, и на втором году своего царствования, во время осады им города Гавафона Филистимского, был убит Ваасою (из дома Иссахарова), который занял престол его, истребив весь дом Иеровоамов, как это было предсказано пророком Ахией.

В царстве же Иудейском в это время все обстояло благополучно. Царь Аса восстановил в нем почитание истинного Бога, «отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона. Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его».

Десять лет мирного царствования позволили ему благоустроить города и укрепить войско.

Когда же «вышел на них Зарай Ефиоплянин» во главе бесчисленного войска и дошел до Мареши, то, помолясь Господу, «да не превозможет Его человек», Аса сразился здесь с Зараем, победил его, обратил в бегство, а воины его «набрали добычи великое множество».

В это время жил пророк Азария; он явился к царю Асе, приветствовал его и ободрил на продолжение его богоугодной деятельности; сказал, что совершить победы Бог дал ему в награду за верное служение его, так же, как и бедствия прежние были посланы в наказание за грехи предшественников его. И Аса ревностно продолжал истреблять идолопоклонство, восстановил в подобающем величии жертвоприношения и служение в храме, «внес в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды».

Многие израильтяне, не отпавшие от Бога, стали переселяться на жительство в землю царя Иудейского. И могущество его постоянно возрастало. Это стало беспокоить Ваасу, царя Израильского, который, овладев городом Рамой, укрепил его и поставил там военный отряд, «чтобы не позволить никому ни уходить от Асы, царя Иудейского, ни приходить к нему». Тогда «вынес Аса серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, говоря: союз да будет между мною и тобою; вот, я посылаю тебе серебра и золота: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня. И послушался Венадад царя Асы и послал своих военачальников против городов Израильских».

Сам же царь Аса пошел на Раму, овладел ею, срыл все укрепления этого города, распорядился, чтобы вывезены были из Рамы камни и дерева, которые употреблял Вааса для строения, и выстроил их них города Геву и Мицфу.

«В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, и сказал ему: очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь», что понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа, Который предал в руку народа Своего и ефиоплян, и ливиян с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными за то, что народ уповал тогда на единого Господа, Бога своего.

Смелая речь прозорливца разгневала царя, и он заключил его в темницу.

Не утаивает Священное Писание и слабостей благочестивых людей. И еще ставит оно в осуждение благочестивого царя Асы то, что когда он «сделался болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, то в болезни своей взыскал он не Господа, а врачей». Но вместе с тем свидетельствует Священное Писание, что «сердце Асы было вполне предано Господу во все дни его, хотя высоты и не были отменены у Израиля».

«И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего. И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество.

И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян».

(3 Цар. 13, 18, 20—24, 31—34; 14, 1, 3, 6—10, 12, 14, 16—17. 2 Пар. 12, 1.
3 Цар. 14, 23. 2 Пар. 12, 5—13, 15—16. 3 Цар. 15, 2—3.
2 Пар. 13, 2—3, 12, 15—17, 20—21. 3 Цар. 15, 12—15.
2 Пар. 14, 9, 11, 13; 15, 17; 16, 1—4, 7, 9, 12—14; 17, 1.

О царе Израильском Ваасе, современнике царя Иудейского Асы, известно из Священного Писания, что в то время, когда он открыто покровительствовал идолопоклонству, посетил его пророк Иуй, упрекал в подражании нечестивому царю Иеровоаму и предсказал, что Господь «отвергнет дом Ваасы и потомства его и сделает с его домом то же, что с домом Иеровоама».

Вааса предал смерти пророка, но пророчество праведного исполнилось. Вааса умер, процарствовав двадцать четыре года.

«И воцарился Ила, сын его, вместо него. И царствовал два года. И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда Ила напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце, тогда вошел Замврий и умертвил его, и воцарился вместо него».

И «истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрек о Ваасе чрез Иуя пророка, за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его, которые они сами делали и которыми вводили Израиля в грех, раздражая Господа Бога Израилева своими идолами».

Но, завладев престолом, Замврий царствовал только семь дней в Фирце. Когда же народ, осаждавший в это время Гавафон Филистимский, услышал о его воцарении, то составил заговор против Замврия и умертвил его, провозгласив царем «Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане».

«И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона и осадили Фирцу. Когда же увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб».

Амврий, впрочем, избран был не единодушно: часть народа провозгласила наследником престола Фамния, сына Гонафова, и Амврий взошел на престол только по смерти Фамния и царствовал двенадцать лет. В это время единственным замечательным делом его было построение близ Сихема города Самарии, сделавшейся столицей царства Израильского.

«И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии.

И воцарился Ахав, сын его, вместо него (в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского) и царствовал над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, он взял себе в жену Иезавель, дочь царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, в самой Самарии.

В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина».

В то же время, как нечестивый Ахав, под влиянием жены своей Иезавели окончательно предавшийся идолопоклонству, вел и народ израильский по этому гибельному пути, царство Иудейское благоденствовало под управлением благочестивого царя Иосафата, который «не взыскал Ваалов, но взыскал Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян».

«И утвердил Бог царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы. И возвысилось сердце его на путях Господних», и ревностно охранял он веру в Единого истинного Бога. Для подкрепления веры в сердце народа он рассылал левитов учить по городам Иудиным, и, «имея с собою книгу закона Господня, они обходили все города и учили народ».

«И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом. А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот. И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и города для запасов. Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей военных, храбрых».

(3 Цар. 16, 3, 9—13, 16—18, 25, 28—32, 34. 2 Пар. 17, 3—6, 9—13)

Но великой ошибкой его было то, что он допустил брак сына своего Иорама, через который породнился с нечестивыми Ахавом и Иезавелью, людьми, отпавшими от веры в истинного Бога. Это отразилось печальными последствиями для царства Иудейского.

5 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×