Несколько лет назад в стенах Третьяковской галереи состоялась не вполне обычная выставка: «Мы рисуем на Святой Земле».
Во-первых, авторство представленных акварельных рисунков принадлежит сразу целому коллективу. Во-вторых, пейзажи Иерусалима, Елеонской горы, Гефсимании написаны сестрами монастыря, несущими иноческое послушание на Святой Земле. В-третьих, работы, которые искусствоведы сочли достойными крупнейшего выставочного зала страны, сделаны в большинстве своем непрофессиональными художниками.
Капернаум. В гостях у отца Иринарха |
Несколько насельниц русского монастыря во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме во главе с игуменьей не скрывают своих имен, но на выставке под графическими листами подписей не ставят. И хотя внимательный зритель легко обнаружит разницу художественных манер, но так и не узнает, чья кисть потрудилась над той или иной работой. В этом есть определенный смысл — сестры воспринимают свое творчество как совместный труд, и даже больше — как совместную молитву.
Иерусалим |
— Ни в монастыре, ни в миру в воскресные и праздничные дни не принято заниматься будничным трудом. Каждый проводит этот день по своему усмотрению. И мы, выходя на этюды выходного дня, смотрим, как это хорошо сотворено. Наше рисование на Святой Земле, — говорит сестра Мария, — это и продолжение, и сопровождение молитвы одновременно. А если говорить точнее, наша живопись – отражение мига нашей радости о мире Божием. И радуясь, фиксируем на бумаге в цвете или графике то, что видим. В отличие от профессионалов-художников мы не ориентируемся на зрителя. Выставки организуют в России наши друзья.
Просто есть сегодняшний день, есть красота данного мига, и есть мы, с нашими думами, нашим созерцательным покоем, нашей хвалитной воскресной молитвой к Создавшему эту красоту. Слышали мы мнение, что наша графика несет свет. Мы к этому не причастны. Это Свет Святой Земли, которую мы любим, на которой живем и которую рисуем.
Крыши Старого города |
Закат над Иерусалимом, красные маки, гладь Галилейского моря… Порой на картинах нет привязки к географическому Израилю. Вот дерево, под ним два стульчика — кто-то посидел, поговорил, поднялся и ушел. Эти маки могут вырасти где угодно — от Подмосковья до оазисов Аравийского полуострова, такие пальмы легко найти в любом ближневосточном пригороде. И кажется, при чем тут Святая Земля?
Но она, ее дух все равно зримо или незримо присутствует здесь и, в конечном счете, несмотря на порой абстрактный выбор сюжетов, картины превращаются в путеводитель паломника. Однако они ведут человека не в грубом, земном, а в духовном пространстве. Там, где путь христианина — путь радости от осознания любви, которой одаривает человека Создатель.
Без этого в земной жизни слишком легко заблудиться, оставшись в одиночестве в Иудейской пустыне, на узких улицах старого Иерусалима, на шумной площади арабского городка, где церковь не видно за палатками с сувенирами. Чтобы не сбиться с дороги, нужен путеводитель: из вечной страстной субботы, где Бог убит, к грядущей за нею Пасхе, в которой любовь побеждает смерть.