Увиденное невольно заставило задуматься. А так ли это? Неужели невозможно теперь воспитание ребенка без этих «современных» ужасов? Неужели сын может вырасти здоровым, полноценным, отзывчивым, умным человеком, играя лишь в вооруженного до зубов бандита (ведь убивать и грабить могут только бандиты!?)
Попробуем разобраться, что есть игрушка и для чего она вообще нужна. И важно ли, во что играет ребенок для становления его характера, для познания истинных человеческих ценностей: доброты, веры, любви.
Прочитаем определение.
Игрушка – предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушки широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушек определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.
Каким целям умственного и духовно-нравственного воспитания может служить игра в американизированного солдатика-киллира или в Человека-Паука? К какому творчеству побуждают полуголые вульгарные, стилизованные под женщин легкого поведения, куклы? А может быть зеленое с заплатками на брюхе (будто оно было вспорото) чудовище неизвестной природы соответствует уровню нашей культуры? Наверно, соответствует…
Давайте попробуем выяснить, а какой же все-таки должна быть детская игрушка? На что обратить внимание? Что главное, а что второстепенное?
Психика ребенка устроена так, что он воспринимает предмет в целом, а не его подробности. К любой игрушке малыш подходит творчески, при необходимости додумывая её образ. Вспомним, как в детстве любая шишка могла стать и куклой, и солдатиком, и строительным материалом. Все зависит от фантазии и текущей потребности ребенка. Он придумывает образ и легко в него верит, следовательно, большая детальность, а тем более абсолютная копия взрослой вещи только в маленьком масштабе, ребенку не нужна! Именно такие игрушки снижают или даже вовсе уничтожают потребность к творчеству, к мышлению, а значит и к развитию. Чем может стать точная копия автомобиля марки Феррари? Только автомобилем марки Феррари. Более ничем. Именно поэтому даже у детей, имеющих горы самых разнообразных и дорогих игрушек, всегда можно найти по карманам различный, на наш взгляд, мусор: желуди, стёклышки, гвоздики. Для нас это мусор, а мой брат, будучи маленьким и собирая это всё в коробки из-под спичек, называл такое – «драгоценности», и каждый день проверял наличие каждого предмета. Значит, ценность игрушки, в первую очередь, не в её покупной стоимости и не в том, что именно такие часы, только большие, стоят в Англии. Копии – это для коллекции взрослых. Ребенку в игре важно выступать творцом, создателем чего-то нового, им самим придуманного. Поэтому первая и важнейшая цель игрушки – заставить маленького человека думать, размышлять, развивать воображение.
Вторая, не менее важная цель игрушки – она не должна вызывать агрессию ребенка, ранить и без того очень подвижную детскую психику. Посмотрите на лица детей, играющих в современную «войнушку» при помощи вышеназванных игрушек – горы оружия и монстров. Они искажены злобой, напряжены. Конечно, ведь основная цель такой игры далеко не победа добра над злом, как это было раньше. Теперь основная цель убить всех, завладеть миром, деньгами (или игрушками, что не так уж важно). Для чего такие игры? Чему они учат наших детей? Жестокости, ненависти, властолюбию, зависти. Ребенок с детства начинает привыкать к тому, что убить – это не так уж и страшно, кровь и боль – это нормально, стукнуть – в порядке вещей, завладеть чужим бесплатно – вообще здорово. Тут и там от совсем маленьких детей (!) слышны фразы, (видимо, из кинофильмов просмотренных родителями при детях), типа «вспори ему брюхо», «вздерни его». Герои для подражания – киллеры типа Джека Потрошителя. Это ли нормально? Кто вырастет из таких мальчишек? Будут ли они защищать и любить свою семью, Родину? Сомневаюсь. Конечно, в войну ребята играли и раньше, только цели были иные: не нападать и убивать, а защищать… А во многих племенах, где стрелять для защиты и охоты учились детки уже с двух-трех лет, даже направлять оружие на человека, а уж тем более ребенка, строго запрещалось. Что же мы имеем теперь? Чудовищно возросший в нашей стране уровень не только психических заболеваний, но и убийств, и самоубийств, причем такие случаи регистрируются уже с 6-7 летнего возраста ! И всё благодаря таким играм и игрушкам, а также тому, что постоянно видят наши дети на теле и компьютерных экранах, в рекламе на улице и т.д. и программирует детское сознание. Любое действие, проигранное ребенком, может быть воспроизведено в реальности. Согласитесь, ведь это большой повод основательно задуматься при покупке подарка любимому сыну? Все-таки игрушка должна учить сочувствию, состраданию, красоте, мудрости, сорадости, и в игре ребенок должен быть, прежде всего, гуманным, милосердным и заботливым. То же самое касается героев и образов для подражания – они не должны формировать в ребенке бесчеловечных и антихристианских ценностей.
Следующее немаловажное качество игрушки – формирование необходимых черт в зависимости от пола. В мальчиках – хозяина, кормильца, защитника. В девочках – хранительницы домашнего очага, мастерицы, мамы. А какие черты формирует у девочки кукла типа Барби? Её хочется укачивать? С ней хочется играть в «дочки-матери»? Нет. Такая кукла требует дорогой и яркой и, порой, не самой приличной одежды, нескольких «дружков», машины, дома и т.д. И всё это не нужно шить, конструировать или вязать. Это необходимо требовать купить родителей. Только непонятно в чем тогда заключается сама игра… Зачем это преждевременное формирование озабоченности и сексуализации, полное обесценивание интимной стороны жизни взрослых? К счастью, сейчас всё же существуют интересные наборы-конструкторы для мальчиков, позволяющие строить корабли,машины и города , и различные наборы для творчества девочек – вышивание, вязание, шитьё.
Очень важны для ребенка игрушки из натуральных материалов – глины, соломы, дерева, травы, ткани. Именно через такие игрушки совсем маленькие дети познают природу путем осязательного соприкосновения. Эти игрушки, как правило, многофункциональны и дают свободу творчеству.
Кроме всего прочего очень хорошо, чтобы у ребенка были игрушки, через которые он познает историю собственного края, его культуру и ценности. Т.е. игрушки народные. Игрушки с душой. Не с конвейера предприятия, а сделанные своими руками. Ведь такая игрушка – маленький и неповторимый шедевр. Очень хорошо, если с возрастом, лет с двух-трех, ребенок с нашей помощью будет учиться делать такие игрушки сам. Незатейливые, но сделанные им самим и задуманные им самим, они оставят теплые воспоминания об интересно проведенных вместе с родителями творческих вечерах, или станут очень хорошим подарком для сверстников.
Разумеется, игрушка должна быть гармоничной, красивой с эстетической точки зрения. Не стоит покупать игрушки кричащих цветов, которые будут давить на психику ребенка, вызывать негативные эмоции.
Важно понимать и помнить еще и то, что игрушек у ребенка не должно быть много. Именно в этом случае, во-первых, к ним теряется интерес и не возникает радости, а во-вторых, ценность каждой из них стремительно падает. Ребенку совершенно не жаль сломать такую игрушку или выбросить, ведь он знает, что уже завтра у него будет другая. Такое понимание воспитывает в ребенке безразличие, небрежность, пресыщенность вещами. Нельзя с уверенностью сказать, что ребенок, у которого всегда всё есть, вырастет в человека милосердного, понимающего, а не пройдет, не услышав, нуждающегося или, например, не отправит своих родителей при первой же возможности в дом престарелых.
Поэтому, выбирая игрушку своему ребенку, необходимо задуматься, какие человеческие качества она будет воспитывать в процессе игры? Направлена ли такая игра на созидание? Принесет ли она в наш дом радость? Ведь только при положительных ответах на данные вопросы, глядя на играющего ребенка, можно будет с улыбкой повторить слова прп. Серафима Саровского: «Не трожь его, он с ангелом играет».