Старшов Е. В. Православные святыни юга Турции. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 120 с., ил. — (Серия «Кафедра») |
Книга состоит из повествований о том или ином древнем городе и его святынях. Собственные наблюдения автор дополнил фотографиями и фрагментами из трудов по истории и археологии.
Приводим отрывок из книги.
Введение
Когда речь заходит о святых местах за пределами России, в первую очередь вспоминают Палестину, реже — Грецию или Кипр. Но есть бесценные святыни там, где, как многие полагают, их нет — в тех же странах ислама, например. Найти сокровенный жемчуг — вот в чем главная задача. Об этом и пойдет речь в нашей книге, а главным объектом исследования станет юг Турции. Древних городов на турецком юге и западе — бесчисленное множество; впрочем, на запад попасть труднее, поскольку это намного дороже, а ведь именно там находились семь церквей, к которым обращался в своем Откровении Иоанн Богослов, — в городах Эфесе, Пергаме, Фиатире, Филадельфии, Лаодикии, Смирне и Сардах. На юге апостол Павел основал Церкви в Пергии, Листре, Иконии, Дервии и Антиохии Писидийской… В Мирах Ликийских просиял на всю Вселенную святитель и чудотворец Николай. Здесь лилась кровь мучеников первых веков христианства, а затем на местах их казней строились храмы и мартириумы.
О чем думает среднестатистический обыватель при слове Турция? Об отдыхе, в который «все включено» — то есть алкоголь с утра до ночи, дискотечные песни-пляски и самопроизвольное копчение на жарком солнце... Потом начинаются разговоры — мол, чего там, в Турции, такого особенного? К cожалению, именно русским туристам практически не предлагают экскурсий исторического характера, а изданные на русском языке путеводители, по сравнению с теми же, скажем, англоязычными буклетами, опускают большое количество ценной информации – было бы картинок побольше! Да и перевод зачастую оставляет желать лучшего. Это печальные факты из моих собственных многократных наблюдений. Да, есть экскурсии в Миры Ликийские (Демре по-турецки), но святитель Николай на каждом углу предстает перед нами в образе деда-мороза, или на западный манер, Санта-Клауса в очках и шубе!
Экскурсия в Иераполис (Памуккале), где был распят апостол Филипп, запомнится лишь купанием в бассейне с минеральной водой, про апостола же вообще не говорят и мартириум его не показывают, как, впрочем, и большую часть всего древнего города: выпустят на десять минут сфотографировать городские ворота — и домой! Следовательно, выход один: надо знать, куда и зачем ехать. Не лезть в бассейн, а идти в гору, к месту казни апостола; зайти в музей, оборудованный в банях, построенных во II веке равноапостольным Аверкием Иерапольским; ведь там не только языческие статуи и амфоры, есть и уникальные памятники раннего христианства — например, удивительные каменные святцы.
Но вот и другая крайность: иной верующий человек намеренно игнорирует древние развалины. Такой вот, например, отзыв: «Проезжали мы мимо языческого храма, так я даже глаза закрыла...». Вспомнив слова апостола Павла о том, что идол есть ничто, скажу: нельзя игнорировать древние храмы — не за идолопоклонством же мы туда ходим. В этих храмах совершили свой исповеднический подвиг приводимые туда мученики.
После принятия Римской империей христианства эти же храмы превращали в церкви — и по причине нехватки таковых, и в память мучеников. Примеров много: храм Артемиды в Мирах Ликийских был перестроен святителем Николаем в церковь, храмы Артемиды и Аполлона в Пергии (по-турецки — Перге или Аксу) освятили в честь Божией Матери и Господа Иисуса Христа. Храм Афины в Сиде, где в III веке пострадал, но не отрекся от веры священник-мученик Александр, спустя две сотни лет буквально накрыла собой огромная христианская базилика; языческий храм в Анталии тоже был обращен в храм — чтобы через несколько веков стать мечетью.
Не стоит также обходить вниманием и римские театры, на аренах которых травили зверями и казнили мучеников; там каждая песчинка пропитана кровью святых. На юге Турции — это театры в Мирах, Иераполисе, Пергии и Сиде. В IV веке их тоже обращали в церкви — это достоверно известно, в частности, про театры в Сиде и Иераполисе. Среди руин стоят древние фонтаны, торговые лавки, бани, больницы: древние христиане всем этим пользовались. Апостолы Христовы буквально исходили эти земли вдоль и поперек; епископы малоазийских городов принимали участие во Вселенских Соборах, определивших наше православное вероучение. Я не говорю уже (чтобы это введение не превратилось в трактат) об общечеловеческих культурно-исторических аспектах посещения и исследования древних городов, в которых жили и творили великие философы, поэты, писатели, скульпторы, созидая основу нашей культуры.
Юг Турции прошел со своей армией Александр Македонский во время своего памфилийского похода, в Фаселисе он принимал послов освобождающихся от персидского ига малоазийских греческих городов; здесь Юлий Цезарь и Помпей Великий громили киликийских пиратов, а Антоний принимал приплывшую к нему Клеопатру. Турция — это живая история, так же, как и центральный музей всего турецкого юга — Анталийский археологический, в котором среди многих прочих удивительных и уникальных экспонатов хранятся византийские и греческие иконы, каменные резные изображения Богоматери с Архангелами, и отдельно — Архангела Гавриила, резные орнаменты с крестами, серебряная храмовая утварь, найденная близ Мир Ликийских; но главное, там есть ларец с частицами мощей святителя Николая, потерянными при похищении итальянцами святых останков из Мир — экспертиза подтвердила соответствие этих нескольких фрагментов костей и нижней челюсти мощам, хранящимся в Бари.
Согласитесь, побывать в Бари весьма непросто из-за многочисленных «евросоюзных» препон и требований, а попасть в анталийский музей недорого и просто — было бы желание и карта в руках. Турецкая маршрутка -«долмуш» довезет отовсюду, из любого города, а на месте и сами турки с удовольствием подскажут дорогу — и вот мы уже у святителя Николая, причем на его же родине. К мощам и приложиться можно, и сфотографировать их разрешат.
Автор будет считать свою миссию выполненной, если он действительно откроет читателям «другую Турцию». Главное — помощь Божия и собственное дерзание. Царство Небесное силою берется (Мф 11,12) — эти слова здесь как нельзя кстати. И труд ваш паломнический принесет сторичный плод духовной радости.
В заключение добавлю: данная книга состоит как бы из отдельных повествований о том или ином древнем городе и его святынях; все эти пути исхожены автором самолично, причем зачастую нехоженые тропы уводили его весьма далеко от традиционных туристских маршрутов, и эта книга — результат его собственных наблюдений, дополненных фотографиями (из общего числа которых заимствованы лишь несколько ради большей наглядности), а также историческими сведениями как из трудов по истории и археологии, так и из античных первоисточников, а также обширного пласта житий святых. Много различной информации сохранилось исключительно в памяти через чтение англоязычных пояснительных таблиц при исторических памятниках и лишь теперь воспроизведено в печатном виде. Часть исторических материалов помещена в приложении, чтобы из-за своей обширности не сказаться отрицательно на общей лаконичности рассказа; ценность этого приложения в том, что оно составлено из записей современников упоминаемых в книге событий — подлинных свидетелей ушедших веков и эпох.
Особняком стоит последняя глава книги, повествующая о святынях античного города Саламин — более известного как Фамагуста; ныне этот город входит в состав Турецкой Республики Северного Кипра и попасть в него, как в оккупационную зону, почти невозможно. Почти… Но ценой поистине непомерных трудов и при помощи Божией автору удалось проникнуть даже туда — чуть ли не под прицелами автоматов британских миротворцев, охраняющих границу между южной, греческой частью острова и северной, турецкой — туда, где шествовали своими стопами апостолы Павел, Варнава и Марк.
В добрый путь, читатель, дорогами апостолов. Сейчас мы мысленно пройдем их вместе, но желаю, чтобы Господь сподобил нас еще не раз ступить на ту святую землю собственными стопами.