– Александр Владимирович, в Царском Селе под Петербургом в начале прошлого столетия действовал храм в честь преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского Его Величества полка. В эти дни в Москве, в Манеже, на выставке "Православная Русь" православные собирают подписи под Обращением к Сергею Миронову, в котором просят помощи. Не могли бы вы прокомментировать происходящее?
– В настоящее время в городе Пушкине, как и во всей Ленинградской области, Церкви уже переданы многие храмы. В самом Царском Селе по благословению митрополита Владимира трудами верующих и благочинного Царскосельского округа протоиерея Геннадия Зверева восстановлен замечательный Софийский собор. Храм же преподобного Сергия на Фуражном переулке до сих пор не возвращен.
Сама по себе эта ситуация обычна. Нельзя передать все одновременно и сразу: в храмах могут располагаться учреждения, перевод которых в другое место требует времени. Церковь относится к этому с пониманием.
Особое внимание храм преподобного Сергия привлек потому, что в его здании располагается учебный комбинат Росавтодора, который сдает помещения в субаренду. Здесь теперь находятся автосервис, кафе, продуктовый магазин и, в алтаре, общественная уборная. Это не просто наплевательское отношение к чувствам верующих, а кощунство по отношению к храму и людям, которые в нем похоронены.
|
||
Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. 2010 год |
В церкви преподобного Сергия похоронены восемь героев Первой мировой войны, а над их могилами, в алтаре, сейчас расположен сортир. Посетители кафе поют под караоке, продавцы торгуют водкой. Безобразная ситуация! В нашей стране Первая мировая война давно заплевана, затоптана и забыта. Напомню, что до прихода большевиков её тоже называли Великая Отечественная, а вовсе не "империалистическая". На самом же деле русские солдаты и офицеры с честью выполняли свой долг, сражаясь с врагом. Многие из участников были награждены и составляют славу нашей страны.
На выставке "Православная Русь" в Манеже по инициативе общественного движения "Храмы воинской славы" и Клуба православных журналистов проходит сбор подписей под письмом Председателю Совета Федерации Сергею Миронову с просьбой содействовать скорейшей передаче этого храма. Конечно, быстро передать здание сложно, но необходимо немедленно убрать из алтаря уборную, кафе и магазин, и уже потом переходить к процедуре возвращения. Православные надеются, что Сергей Михайлович использует свое влияние, чтобы храм вернули верующим.
– Миронов уже видел это обращение?
– Да, ему доложили об этом.
– Какова реакция? Вы говорили с ним об этом?
– Да, говорил. 5 ноября Сергей Михайлович ездил в Вологду к своему другу – писателю Василию Ивановичу Белову, поздравить его с прошедшим днем рождения и обсудить проекты, над которыми они вместе работают. По дороге, в самолете мы говорили о ситуации вокруг Царскосельского храма. Сергей Михайлович просил меня передать верующим Пушкина и всем, кто их поддерживает, что непременно добьется возвращения этого здания Русской Православной Церкви.
– Как он будет действовать?
– Опираясь на Конституцию и Закон о свободе совести, которые предусматривают право верующих молиться в своих храмах и почитать своих предков. Те сотни подписей, которые уже собраны, дают С. Миронову полное право действовать от имени верующих, интересы которых он представляет в Совете Федерации.
– Сейчас на Западе здания церквей активно сдают в аренду и даже продают. Новые владельцы и арендаторы храмов именно в алтаре часто устраивают самые непристойные заведения. По неведению?
– Нет человека, который бы не понимал, что внутри любого культового сооружения есть особое место, где происходят важные священнодействия. Именно эта часть храма, мечети, синагоги или дацана особо чтится верующими. В христианских церквях таким местом является алтарь, где совершается Евхаристия. В лучшем случае непотребные места устраиваются в алтаре от безразличия, в худшем – мы имеем дело с сознательным поруганием святыни. В любом случае наш долг как христиан – защищать свои святыни.
– Силою?
– Силу можно понимать по-разному. Сергей Миронов просит верующих Пушкина быть сдержанными, благодарит за гражданскую позицию и заявляет, что берет ситуацию с храмом под личный контроль.
– В России тоже есть случаи использования храмовых зданий не по назначению. Сможет ли новый законопроект о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям улучшить ситуацию в нашей стране?
– Законопроект о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям является законодательным актом, который регулирует способы, форму и процесс возвращения имущества его законным владельцам. Само же решение о возвращении религиозного имущества было принято еще в начале 1990-х годов, а новый законопроект регламентирует лишь порядок его передачи.
Что же касается продажи храмовых зданий или их нецелевого использования, когда западные религиозные организации вынуждены продавать культовые здания или сдавать их в аренду, то это происходит от уменьшения религиозного горения верующих в той местности, где происходят подобные события.
Я не думаю, что на Западе христиан становится меньше или они массово теряют свою религиозность, но степень их веры, их религиозная одаренность, их способность откликаться на евангельские слова постепенно ослабевают. Верующие перестают ощущать храм как свой собственный, как место, где происходит их личная встреча со Христом, как место, за которое они несут ответственность, которое обязаны сохранять и охранять. Когда христиане перестают осознавать роль храма в их жизни, тогда и происходят продажа церквей или их передача в аренду. Экономические же трудности прихода или епархии являются лишь следствием духовных, религиозных проблем общины.
Если у верующих есть желание сохранить или восстановить храм, есть религиозное горение, то Бог начинает помогать, и храм восстанавливается.
В качестве примера могу рассказать о Петропавловском соборе в Петербурге, где в течение долгих лет запрещали совершать богослужения. Люди обратились к Сергею Миронову с просьбой преодолеть бюрократические заморочки и помочь разрешить эту запутанную ситуацию. Благодаря энергии и верующих, и Сергея Миронова препятствия были преодолены, и теперь каждое воскресенье в соборе совершается литургия.
Еще более сложная ситуация возникла в Московском парке Победы в Петербурге, где в годы Великой Отечественной войны был блокадный крематорий. Здесь категорически запрещали строить даже часовню. Уходящее поколение блокадников 15 лет просило разрешения возвести в парке церковь. В результате – жители Петербурга вместе с Сергеем Мироновым добились появления на этом месте храма-памятника.
Ситуация с церковью преподобного Сергия в Царском Селе также очень тяжелая, но если у христиан есть желание, если горит их вера, то все разрешится благополучно.
– Вы упомянули о трудностях, возникавших в последние годы в Петербурге в связи со строительством и передачей храмов. Кроме того, напряженная обстановка сложилась вокруг Смольного собора, где устраиваются корпоративные банкеты. Можно ли говорить об особых проблемах Церкви именно в этом регионе?
– Нет, нельзя. Подобные ситуации, к сожалению, встречаются во многих субъектах России, но в Петербурге сегодня, действительно, идет какой-то мистический процесс духовного и градостроительного саморазрушения. Но мы эту болезнь преодолеем с Божией помощью.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/1238961.html#ixzz14W19fAeg
В храме, овеянном воинской славой- продающие и покупающие.И это город- музей ! Мерзость.Прикрыли их на основании несоответствия требованиям пожарной бесопасности, не поняли -охаяли мера, губернатора,которые отстаивали интересы православных, подняли суды. http://gazetanovgorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7573 А ревность по Храмам снедает. Мы терпеливо ждем, чем дело закончится. Противная сторона тоже чего -то ждет. Не иначе, когда Совет Федерации с кнутом придет и столы перевернет? Неужели на следующей выставке Православная Русь новгородцам тоже надо будет подписи собирать, чтобы отстоять свою святыню?