Поправки в Конституцию России комментирует заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.В. Щипков.
Упоминание Бога в Конституции, которое, напомню, предложил внести в Основной закон нашей страны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, нужно рассматривать в контексте деятельности Предстоятеля Русской Церкви по меньшей мере за последние четверть века. Еще в 1997 году именно он, будучи главой Отдела внешних церковных связей и митрополитом Смоленским и Калининградским, принимал активное участие в разработке Закона о свободе совести. Несмотря на серьезное сопротивление, в этот закон была включена преамбула с указанием четырех основных вероисповеданий, традиционных для России: Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Причем с упоминанием «особой роли Православия».
Именно с тех пор в наше сознание и в наш речевой обиход вошло понятие «традиционные религии». Это событие имело серьезное мировоззренческое значение, сегодня это выражение использует каждый гражданин России. Таким образом, митрополит Кирилл повлиял на формирование мировоззрения всего нашего общества. Спустя несколько лет, в 2009 году, Патриарх Кирилл открыл дискуссию о традиционных ценностях. Он поставил вопрос о том, существуют ли ценности, которые объединяют всех граждан России независимо от их вероисповеданий, и каковы они. После бурной двухлетней дискуссии остановились на ряде основных: вере, справедливости, солидарности, свободе, патриотизме и еще нескольких понятиях.
Прошло еще какое-то количество лет, и уже в нынешней ситуации, когда начались разговоры и дискуссии о необходимости скорректировать Конституцию, внести изменения в действующий Основной закон, Святейший Патриарх предложил внести в него понятие Бытия Божия. Это предложение Патриарха следует рассматривать исключительно в контексте его предыдущей интеллектуальной и мировоззренческой деятельности. Это не какие-то случайные, спонтанные решения, но осознанные действия, это системная стратегическая работа.
Конституция — это «декларация о намерениях», декларация о том, как намерен жить наш народ, какие нравственные и мировоззренческие рамки своей жизни он очерчивает. У нас есть определенные намерения, и мы их фиксируем в Конституции. Потому что Конституция — это главный идеологический документ в нашей стране, опираясь на который строится законодательная работа, строится исполнительная деятельность, принимаются ключевые политические решения как внутренней, так и внешней политики. Этот документ, повторю, можно назвать «декларацией о намерениях русского народа». Разумеется, понятие «русский» в данном контексте я использую в расширительном понимании, в геополитическом дискурсе, поскольку в геополитическом дискурсе всех, кто живет в Российской Федерации, называют русскими.
Выше я описывал общий контекст появления упоминания Бытия Божия в нашей Конституции. Теперь перейдем к сравнительной характеристике двух Конституций — ельцинской и путинской. Конституция 1993 года утверждает, что наше государство является светским, а светское — значит, секулярное, нерелигиозное. 13-я статья Конституции утверждает запрет на государственную идеологию. Получалось, что в нашем Основном законе были оговорены мировоззренческие права секулярной, нерелигиозной части общества, и никак не были оговорены права, в том числе право на утверждение своей веры, религиозной части населения. Но население нашей страны состоит как из религиозной части, так и нерелигиозной части. Основной закон должен собирать воедино всех жителей России, потому что мы представляем собой единое целое. Здесь же был довольно заметный перекос в сторону секуляризма.
Это было не просто несправедливо — это была системная идеологическая ошибка. Но если в Основном законе «зашит» дисбаланс, то этот дисбаланс будет отражаться на политической жизни страны, на законодательном процессе и прочем. Если 1 июля мы проголосуем и утвердим народным голосованием эту новую путинскую Конституцию, то своим волеизъявлением выровняем существующий дисбаланс. Да, наша Конституция по-прежнему будет говорить о том, что государство является светским, но к этому появляется и дополнительное понятие, которое касается огромной части наших верующих граждан, — упоминание Бога, а значит, и утверждение Бытия Божия. То есть мы в Основном законе утверждаем, что Бог есть.
Теперь наш Основной закон может стать сбалансированным, и это придаст устойчивости дальнейшему государственному развитию. И именно поэтому предложение Святейшего Патриарха включить эту поправку в Конституцию и реализация этого предложения чрезвычайно важны как с геополитической, так и с внутриполитической точки зрения.
Призываю всех православных и всех представителей традиционных религий проголосовать за предложенные изменения в Конституцию, потому что, голосуя за них, мы декларируем свою веру в Бога.