Голосуя за Конституцию, мы декларируем свою веру в Бога

    

Поправки в Конституцию России комментирует заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.В. Щипков.

Упоминание Бога в Конституции, которое, напомню, предложил внести в Основной закон нашей страны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, нужно рассматривать в контексте деятельности Предстоятеля Русской Церкви по меньшей мере за последние четверть века. Еще в 1997 году именно он, будучи главой Отдела внешних церковных связей и митрополитом Смоленским и Калининградским, принимал активное участие в разработке Закона о свободе совести. Несмотря на серьезное сопротивление, в этот закон была включена преамбула с указанием четырех основных вероисповеданий, традиционных для России: Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Причем с упоминанием «особой роли Православия».

Именно с тех пор в наше сознание и в наш речевой обиход вошло понятие «традиционные религии». Это событие имело серьезное мировоззренческое значение, сегодня это выражение использует каждый гражданин России. Таким образом, митрополит Кирилл повлиял на формирование мировоззрения всего нашего общества. Спустя несколько лет, в 2009 году, Патриарх Кирилл открыл дискуссию о традиционных ценностях. Он поставил вопрос о том, существуют ли ценности, которые объединяют всех граждан России независимо от их вероисповеданий, и каковы они. После бурной двухлетней дискуссии остановились на ряде основных: вере, справедливости, солидарности, свободе, патриотизме и еще нескольких понятиях.

Прошло еще какое-то количество лет, и уже в нынешней ситуации, когда начались разговоры и дискуссии о необходимости скорректировать Конституцию, внести изменения в действующий Основной закон, Святейший Патриарх предложил внести в него понятие Бытия Божия. Это предложение Патриарха следует рассматривать исключительно в контексте его предыдущей интеллектуальной и мировоззренческой деятельности. Это не какие-то случайные, спонтанные решения, но осознанные действия, это системная стратегическая работа.

Конституция — это «декларация о намерениях», декларация о том, как намерен жить наш народ, какие нравственные и мировоззренческие рамки своей жизни он очерчивает. У нас есть определенные намерения, и мы их фиксируем в Конституции. Потому что Конституция — это главный идеологический документ в нашей стране, опираясь на который строится законодательная работа, строится исполнительная деятельность, принимаются ключевые политические решения как внутренней, так и внешней политики. Этот документ, повторю, можно назвать «декларацией о намерениях русского народа». Разумеется, понятие «русский» в данном контексте я использую в расширительном понимании, в геополитическом дискурсе, поскольку в геополитическом дискурсе всех, кто живет в Российской Федерации, называют русскими.

Выше я описывал общий контекст появления упоминания Бытия Божия в нашей Конституции. Теперь перейдем к сравнительной характеристике двух Конституций — ельцинской и путинской. Конституция 1993 года утверждает, что наше государство является светским, а светское — значит, секулярное, нерелигиозное. 13-я статья Конституции утверждает запрет на государственную идеологию. Получалось, что в нашем Основном законе были оговорены мировоззренческие права секулярной, нерелигиозной части общества, и никак не были оговорены права, в том числе право на утверждение своей веры, религиозной части населения. Но население нашей страны состоит как из религиозной части, так и нерелигиозной части. Основной закон должен собирать воедино всех жителей России, потому что мы представляем собой единое целое. Здесь же был довольно заметный перекос в сторону секуляризма.

Это было не просто несправедливо — это была системная идеологическая ошибка. Но если в Основном законе «зашит» дисбаланс, то этот дисбаланс будет отражаться на политической жизни страны, на законодательном процессе и прочем. Если 1 июля мы проголосуем и утвердим народным голосованием эту новую путинскую Конституцию, то своим волеизъявлением выровняем существующий дисбаланс. Да, наша Конституция по-прежнему будет говорить о том, что государство является светским, но к этому появляется и дополнительное понятие, которое касается огромной части наших верующих граждан, — упоминание Бога, а значит, и утверждение Бытия Божия. То есть мы в Основном законе утверждаем, что Бог есть.

Теперь наш Основной закон может стать сбалансированным, и это придаст устойчивости дальнейшему государственному развитию. И именно поэтому предложение Святейшего Патриарха включить эту поправку в Конституцию и реализация этого предложения чрезвычайно важны как с геополитической, так и с внутриполитической точки зрения.

Призываю всех православных и всех представителей традиционных религий проголосовать за предложенные изменения в Конституцию, потому что, голосуя за них, мы декларируем свою веру в Бога.

Александр Щипков

Источник: Патриархия.ru

24 июня 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олегъ28 июня 2020, 13:09
Не вижу никакой необходимости в поправках в конституции, потому что какой Бог? Никакой речи о Православном Христианстве нет и даже более того в корне и в принципе нет никаких общих Христиан, потому что прав батюшка миссионер Олег Стеняев в том, что Православие настолько сильно отличается о всех остальных общих Христиан что можно смело назвать Православное Христианство отдельной религией. А здесь непонятно какого неопределённого Бога мы должны утвердить в конституции чтобы каждый кому не лень имел поддержку в законе, а настоящая Истинная Церковь должна быть гонима и притесняема всеми и всегда по Слову Самого Господа Иисуса Христа в Евангелии и поэтому я против этого и всех других поправок.
Татьяна27 июня 2020, 08:41
Это и есть проявление нашей верности Богу...
Анна26 июня 2020, 10:04
Александр Владимирович, благодарю за статью! Очень ждала именно Вашего мнения по поводу поправок, и удивлялась, что нет нигде Ваших высказываний по этому поводу. Всегда прислушиваюсь к Вашим комментариям и размышлениям, это очень помогает, чтобы разобраться в море информации.
Сергей26 июня 2020, 05:03
Полностью солидарен и согласен с Ириной. Под политическим соусом, причем толстым слоем, предлагается закрепить документально бытие Бога! Зачем?
Спргей26 июня 2020, 04:59
За Бога не голосуют, Ему проявляют верность. Автор,это же ваши слова?
Ирина П.25 июня 2020, 08:48
Если бы можно было голосовать за каждую поправку в отдельности... то, что предлагается в целом, вынуждает меня голосовать против. Да и Богу вряд ли нужно Его упоминание в конституции, главное чтобы в людях вера жила...
Мария24 июня 2020, 17:17
А ничего, что это далеко не единственная поправка? И поддерживая эту, придется поддержать и целый список других, вообще не относящихся к религии, зато меняющих многое в политическом устройстве? Высвечивать одну строчку, «деликатно» не называя все, что за ней еще стоит и что ею прикрывается, а проще говоря, манипулировать лучшими чувствами людей — подло.
Станислав 24 июня 2020, 16:53
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но по-моему это по большому счёту не изменит вообще ничего. Как это повлияет на нас, обычных людей, верующих и неверующих? Неужели упоминание Бога в конституции будет привлекать в Церковь больше людей, или может люди во власти начнут действовать иначе? Разве на эту статью можно как-то сослаться вообще? В общем, мне кажется, что вряд ли что-то изменится, государство как было светским, так и им и останется, и люди останутся такими же. Но я совсем не разбираюсь в политике, так что буду рад, если меня поправят. Ведь главная цель поправок – это обнуление сроков президента, и я надеюсь, что статья написана не ради этого.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×