Указом от 27 ноября 1812 года Александр I дал особые полномочия члену Святейшего Синода архиепископу Рязанскому и Зарайскому Феофилакту (Русанову; †1821) по распределению средств на восстановление православных храмов и монастырей.
В Смоленской епархии из десяти монастырей неприятели побывали в шести, и все шесть в той или иной степени пострадали. Про Колоцкий монастырь говорилось, что он был совершенно разорен.На восстановление Колоцкого монастыря Синодом было отпущено 10 000 рублей. Настоятелем монастыря игуменом Иоасафом на эти средства был возобновлен собор, сделан и вызолочен иконостас, расписаны стены.
В 1818 году монастырь посетил император Александр I, поклонился чудотворной иконе Божией Матери, приняв в дар от настоятеля список с этого образа[1].
В 1837 году посетил монастырь будущий государь, а тогда еще наследник престола Александр Николаевич. Поклонившись чудотворному образу Божией Матери, всходил он на колокольню и долго смотрел оттуда на Бородинское поле, обозревал настоятельские и братские кельи и оставил в память своего пребывания милостивое пожертвование в пользу монастыря[2].
Монастырь постепенно возрождался, но приведен был в прежний вид только к 1839 году, и последующие годы, вплоть до революции до 1917 года, он вел спокойное, мирное существование. Нового ничего не прибавлено против того, что было в 1794 году, но зато все, что было разорено и повреждено, – исправлено. Об этом свидетельствует сохранившаяся опись, составленная в 1860 году.
В монастыре сохранился каменный собор Успения Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и пророка Божия Илии, устроенный еще князем Андреем Дмитриевичем. Внутри храм был благоустроен и утеплен, снаружи имел пристройки и крытую галерею. Были каменный двухэтажный настоятельский корпус, два каменных одноэтажных корпуса для братии, четырехъярусная колокольня над вратами с десятью колоколами. Монастырь обнесен каменной стеной с шестью башнями. Из хозяйственных построек – три амбара, кузница, скотный двор и при нем две избы для рабочих и приходящих странников и другие. При монастыре был фруктовый сад (400 плодовых деревьев), разбитый на двух десятинах. Вне монастыря устроена деревянная часовня на каменном фундаменте, имелся также деревянный гостиный двор с тремя жилыми комнатами, кузница, гумно, мельница на реке Колочи, около монастыря находилась и школа грамоты. С восточной и северной сторон к стене примыкали два пруда – Трещенков и Святой.
В храме – иконостас лучшей столярной работы с вызолоченной резьбой, иконы в нем все лучшей живописи. За правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами и резными фигурами и украшениями лучшей работы хранилась всеми чтимая явленная чудотворная икона Колочской Божией Матери, украшенная серебряно-вызолоченной ризой с коронами на венцах Божией Матери и Спасителя, украшенными драгоценными камнями. Пред чудотворной иконой каждую субботу совершалось акафистное пение.
Благоговейное отношение к своей основной святыни братия сохраняла всегда: в 1839 году была снята для очистки и поновления серебряная риза с чудотворной иконы, в 1841 году была снята с нее золотая сетка, вероятно для того, чтобы заменить ее новою; в ней оказалось весу 51 золотник.
По-прежнему обращался народ к Матери Божией и к Ее чудотворному образу за помощью в бедах: так, в 1830 году во время свирепствовавшей холеры в монастыре был устроен карантин, и заступлением Божией Матери спасены были от болезни не только все пребывавшие в монастыре и в карантине, но и окрестные жители; в 1848 году, когда свирепствовала холера, чудотворную Колочскую икону носили крестным ходом по окрестным деревням. Приносили ее и в Андреевский приход, после этого в храме с. Андреевское поставили список с Колочской иконы, а в 1874 году при построении там ныне существующей каменной церкви мученика Андрея Стратилата устроили придел в честь Колочской иконы Божией Матери[3]. В сентябре 1871 года при появлении холеры в Можайске жители испросили благословения принести к ним чудотворную Колочскую икону, для встречи которой прибыл епископ Можайский Игнатий (Рождественский; † 1883). Икона, по просьбе монахов Лужецкого монастыря, была приносима и в их обитель, после чего эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась ни в Можайске, ни в его окрестностях. Подобное же избавление по молитвам к Божией Матери было и в 1892 году.
Сохранилось воспоминание графа С.Д. Шереметьева о посещении села Романцева, имения Варженевских, и Колоцкого монастыря в августе 1887 года:
«За речкою село Бородино с церковью и мостом. Вдали виднеется высокая колокольня Колоцкого монастыря, с которой Наполеон осматривал поле сражения, и возвышенность, на которой растут деревья, – это Шевардино.
С именем гостеприимного хозяина, Романцева К.А., связана в памяти моей поездка в соседний Колоцкий монастырь, хотя он в нескольких верстах от Бородино. Со всего поля видна его высокая колокольня, монастырь этот в соседней губернии – Смоленской, впрочем, с весьма недавнего времени. Прежде он всегда принадлежал к Московской епархии.
В двух колясках отправились мы в Колоцкий монастырь. Впечатление Бородинского поля дополнялось обзором той местности, на которой расположена была армия Наполеона. Мы ехали мимо места расположения обоза французской армии. Наглядно можно себе представить, какой переполох произошел в этом обозе во время стремительной нашей кавалерийской атаки со стороны Бородина. Французы основательно опасались быть отрезанными от Колоцкого монастыря.
Мы поднялись на пригорок, и перед нами открылся Колоцкий монастырь. Вид его внушителен, он окружен старыми фруктовыми садами и рощами и находится на самой Смоленской дороге. У стен его слобода, доходящая до полотна железной дороги…
К сожалению, этот прекрасный монастырь запущен и забыт. В нем видно полное отсутствие хозяина. Монастырь Колоцкий основан по случаю явления на сем месте в 1413 году иконы Пресвятыя Богородицы.
В старину он окружен был роскошными фруктовыми садами. Теперь кое-где торчат тощие фруктовые деревья. Когда-то монастырские пруды изобиловали рыбою, теперь они посохли. Вы входите в монастырь, и вас сразу поражает отсутствие жизни. Словно все вымерло и братий нет. Правда, что их немного, но казалось, тем более нужны люди труда и твердой воли для поддержания значения исторической обители. Мы поднялись на высокую колокольню, с которой Наполеон обозревал широкое поле Бородинское. На колоколах сохранились надписи. Вид отсюда действительно замечательный. Зашли мы в церковь, которую не без труда отворили: и здесь нечистота и запущение. Зашли к настоятелю: старец почтенный и святой жизни, но в полном расслаблении. Живет он в запущенном старом здании. На вопрос о монастырском архиве, отвечал, что все сгорело в 1812 году. Монастырь действительно горел не раз и был разоряем, так как стоял на пути всех нашествий.
У наружной стены собора похоронен А.А. Варженевский, участник Аустерлица и Бородина. Здесь же около него покоится теперь гостеприимный хозяин Романцева, лично указавший мне свое место близ могилы отца»[4].
Печальное зрелище, которое описывает автор, вероятно, усугублял тот контраст, который являл уклад монастыря, да еще и провинциального, с обычной жизни мирского человека. С другой стороны, запустение замечательного монастыря было следствием малочисленности насельников: в 1896 году их было восемь человек: пять иеромонахов, два иеродиакона и один не имеющий сана. Остается удивляться, как они справлялись с таким обширным хозяйством, совершали службы, обучали мальчиков в школе грамоты, содержали приют для странников.Конечно, при монастыре были работники, которые помогали вести хозяйство монастыря, поддерживать старые постройки, ставить новые.
К 1910 году прибавилась у монастыря каменная сторожка в шесть окон и пять дверей с пристроенным сараем для дров, церковно-приходская школа с двумя квартирами для учителей. Заново построены избы для рабочих, просторный скотный двор, деревянный. Даже каменный дом для приезжих и дом для лавочника были при монастыре.
Содержался монастырь на жалование из государственной казны, церковные доходы и процента с монастырского капитала, а за монастырем числилась пахотная земля, озеро для рыбной ловли, мельница и прочее.
В библиотеке монастыря сохранились некоторые книги старинной печати: Евангелие, печатанное в 1685 году, Апостол 1684 года, два экземпляра Октоиха 1683 года, Минея месячная 1687 года, Требник 1680 года, Евангелие воскресное с толкованиями 1681 года, две книжицы «Православное учение сокращенного богословия» 1660 года, «Ирмология» 1683 года, «Служба и чудеса святителя Николая» 1679 года, книга «Святой Григорий Назианзин» 1665 года и книга «Проповеди Гедеона» 1760 года.
Большим событием для этих мест было празднование столетия Бородинской битвы. Ко дню праздника в 1912 году из Смоленска была принесена крестным ходом Смоленская икона Божией Матери, которая некоторое время находилась в Колоцком монастыре. Сто лет назад эта икона также прибыла в Колоцкий монастырь, но при других обстоятельствах.
«Восемнадцатая ночевка – в Колоцком монастыре Гжатского уезда, отстоящем от села Дровнина в 18 верстах. Настоятель Колочского монастыря крестным ходом должен будет встретить святую икону в селе Дровнине и сопровождать ее до самого монастыря… Смоленская икона Божией Матери будет находиться по своем прибытии в Колочском монастыре до дня отправления ее на Бородинское поле, отстоящее на 12 верст от монастыря»[5].
Сколько времени икона находилась в Колоцком монастыре и сколько – на Бородинском поле, не указывается, но возвращение ее в Смоленск состоялось 2 сентября 1912 года. «Икона Смоленской Божией Матери отправится из Колочского монастыря после литургии 2 сентября сего года и будет следовать по тому же пути, каким несена была на Бородинское поле…»[6].
А через год обитель отмечала свое 500-летие. По этому случаю прибыл в монастырь правящий владыка епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодосиев; † 1942). Множество людей собралось 9 июля 1913 года. И слова владыки, сказанные в этот знаменательный день, могли служить напутствием в последующие годы испытаний: «Не дело случая было явление в этом крае чудотворной иконы Божией Матери, но особенной материнской заботы Заступницы рода христианского о здешних людях, дабы одни из них твердо стояли в вере православной, мужали и укреплялись, и другие, заблудшие, не коснели бы и не ожесточались в своем заблуждении, но познавали бы его и возвращались в лоно святой Церкви… Отступничество от святой веры и Церкви Православной есть грех смертный. Бойтесь сего тяжкого греха и молитесь, да не внидите в напасть. Не жалкие секты и расколы содержат истинную и спасительную веру Христову, но наше святое и величественное и благодатное Православие»[7].
Это было последнее торжество перед тяжелыми революционными бурями и долгими годами поругания Церкви.
После революции 1917 года Колоцкий монастырь постигла участь большинства российских обителей: он был упразднен. Сведения об этом времени очень противоречивы и скудны.
Летом 1918 года насельники монастыря лицом к лицу столкнулись с представителями новой рабоче-крестьянской власти. Попытки насельников оградить монастырское имущество от расхищения квалифицировались как контрреволюционное выступление во главе с настоятелем монастыря архимандритом Никифором. 8 августа он был расстрелян, еще ранее был расстрелян казначей иеромонах Филадельф и монастырский рабочий. Монахи были распущены.
7 октября 1918 года настоятелем был назначен архимандрит Феофан (Березкин; † 1936). Федор Алексеевич Березкин, уроженец Гжатска, долгое время служил в разных церквях Гжатского уезда иереем, потом протоиереем. Овдовев, принял монашеский постриг и был возведен в сан архимандрита. 11 апреля 1921 года был хиротонисан во епископа Гжатского, викария Смоленской епархии, но не оставлял Колоцкий монастырь, братию и многочисленных прихожан из соседних с монастырем деревень. Будучи уже немолодым, он дважды подвергался аресту и отбывал наказание в ссылках. Последние годы он провел в соседней с монастырем деревне, вероятно Колоцкой, где и скончался 18 марта 1936 года.
В это время монастырь был превращен в трудовую коммуну «Большевик», но монахи еще некоторое время оставались жить в обители, вероятно как члены этой коммуны. Все жилые и хозяйственные постройки монастыря были использованы под коммуну, однако храм продолжал действовать как приходской.
В 1932 году монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей. При школе-интернате была единственная на весь район электростанция, пасека в 20 ульев, фруктовый сад в 460 плодовых деревьев – то, что принадлежало ранее монастырю.
14 января 1934 года Успенский храм Колоцкого монастыря был закрыт[8]. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь села Суконники, находившегося в полутора километрах от монастыря, туда же был перенесен и чудотворный Колочский образ Богоматери. Когда в 1937 году власти закрыли и эту церковь, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась на частной квартире, а потом была передана в Вознесенский собор города. Дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы неизвестна.
По воспоминаниям старожилов, официально закрытый в 1934 году Успенский собор продолжал действовать до 1938 года. В 1930-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, а после войны ее использовали для трепания льна. В 1966 году часовня была разрушена.
Сильно пострадали монастырские здания в годы Великой Отечественной войны. Взрывами снарядов была снесена верхняя часть колокольни, оставалось всего два яруса, частично были разрушены монастырская стена, башни и храм. Во время оккупации келейные корпуса использовались немцами под конюшни. При отступлении в январе 1942 года фашисты пытались заминировать монастырь, но стремительное наступление советских войск помешало этим приготовлениям. Село Колоцкое было полностью сожжено, но монастырь сохранился.
В феврале 1942 года в Колоцком монастыре в Успенском соборе расположился передвижной военный госпиталь. Как память об этом на территории монастыря осталось братское кладбище погибших воинов.
Впоследствии в Успенском соборе располагался военный банно-прачечный отряд. Храм перенес пожар и постепенно приходил в ветхость. Старый монастырский сад был вырублен на дрова. Все сохранившиеся монастырские здания служили приютом и кровом для многих лишившихся своих домов жителей села Колоцкого. Даже остатки стен полуразрушенных башен люди использовали под жилище.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, до 1959 года – родильный дом и больница, с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, начали разрушать и храм: кирпичи использовали для строительства печей. В южном келейном корпусе располагалась начальная школа и спортзал, в северном келейном корпусе – сельсовет и библиотека, в игуменском корпусе занимались старшие классы.
В конце 1960-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен под охрану государством, начались реставрационные работы: восстановлено завершение Успенского собора и колокольни, вычищен Трещенков пруд. Еще ранее школьники с учителями Колоцкой школы разбили новый сад, который существует и ныне.
С начала 1980-х годов монастырь был взят на баланс Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником, и в 1988 году уже усилиями сотрудников музея продолжились в Колоцком монастыре восстановительные работы.
В 1993 году обитель возродилась как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, которое с октября 1997 года преобразовано в Успенский Колоцкий женский монастырь.
27 июня 1998 года из Москвы в возрождающуюся обитель был принесен старинный список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. В послереволюционные годы церковный староста села Колоцкое Дмитрий Андрианович Андрианов спрятал этот список с чудотворной иконы, а его потомки долгое время бережно его хранили. Последним обладателем чудесного списка был Владимир Петрович Михайлов, старший научный сотрудник НИИ киноискусства в Москве, который и завещал после своей смерти предать икону в Успенский Колоцкий монастырь[9].
Сегодня в монастыре находятся еще три списка Колочской иконы Божией Матери. Один из них долгое время хранился в храме во имя Пророка Илии в Можайске, другая икона была подарена обители одной из прихожанок. Еще один небольшой образ Пресвятой Богородицы был принесен в дар насельницам обители в 2006 году перед празднованием в честь Колочской иконы Божией Матери. Однако чудотворения и исцеления наблюдаются только от одной иконы – привезенной из Москвы.
Насельницы монастыря бережно собирают описания чудес, совершающихся и по сей день. По молитвам у чудотворной Колочской иконы Божией Матери исцеляются заболевания рук, ног и головы, глазные болезни, помогает она будущим матерям и тем женщинам, которые хотят, но по причине нездоровья не могут иметь ребенка.
Чудотворный список поставлен в Никольском приделе в деревянном резном киоте. Перед иконой горит неугасимая лампада, ежедневно сестры обители совершают акафист Божией Матери, а каждую неделю перед воскресной Божественной литургией – молебен с чтением параклисиса.
Возобновлена и традиция ежегодного крестного хода в день празднования Колочской иконе на святой источник, где крестьянин Лука нашел чудотворный образ. На самом источнике силами сестер возведена деревянная надкладезная часовня.
Сестры монастыря трудятся на сельскохозяйственных работах, ведут катехизаторскую и миссионерскую деятельность, оказывают помощь Уваровскому детскому дому-интернату.
6 июля 1999 года, в день празднования Владимирской иконы Божией матери, Святейший Патриарх Алексий II посетил Спасо-Бородинский женский монастырь. Посещение было приурочено к престольному празднику Владимирского соборного храма монастыря. Святейших Патриарх посетил также и другие монастыри Можайской земли, среди которых был и Колоцкий Успенский монастырь.
В 2001 году было совершено первое богослужение в зимней части Успенского собора, в правом приделе во имя святителя и чудотворца Николая, в 2002 году был восстановлен левый, Ильинский, придел. Но центральный алтарь в честь Успения Божией Матери до сих пор остается недействующим: нет иконостаса.
По-прежнему в руинах находится монастырская стена с башнями и игуменский корпус, в котором накануне Бородинского сражения 1812 года располагался штаб князя М.И. Кутузова.
У монастыря имеется свое подсобное хозяйство: огород, коровник, птичник, фруктовый сад. Есть даже своя пасека, а в Святом пруду развели карпов.
Стало традицией, что на летнее время в монастырь приезжает православная молодежь. Молодежный лагерь располагается в палаточном городке на берегу Святого озера. Совместно с сестрами монастыря дети несут послушания, выполняет посильные труды по восстановлению обители. Тянутся юные сердца к этой гостеприимной обители: их привлекает и древняя история монастыря, и живописная природа, и доброжелательные насельницы.
С возрождением обители оттаивают окамененные сердца людей округи, светом Христовым освящаются заблудшие в неверии овцы стада Христова.
«Чем больше будет таких мест, где возносится молитва, тем ближе мы будем к Богу, и благодать Господня будет укреплять нас в нашем подвиге, в служении Богу, Святой Церкви и Отечеству»[10].