'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Джеймс Кристенсен. Лепта вдовицы |
В послании апостола Павла к римлянам есть интересные слова: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». О какой мудрости идет речь? Разве для осуществления добра нужно еще что-либо, кроме горячего желания его совершить?
Возможно, апостол предостерегает нас от поддельного добра, которого в мире найдется гораздо больше, чем фальшивых денег. Так, например, существует практика благотворительности с целью добиться освобождения от налогов. В некоторых ресторанах имеется специальное предложение: съедая особый гамбургер, цена которого намеренно завышена, вы жертвуете некоторую сумму в фонд помощи детям. Можно ли с чистым сердцем говорить здесь о добре? Быть может, это оригинальная медицинская технология улучшения пищеварения? Ведь еще от профессора Преображенского из «Собачьего сердца» известно, что настроение, с которым человек принимает пищу, влияет на его обменные процессы.
Мудрость, различающая подлинные и фальшивые вещи, должна бы нам подсказать, что совершить добро не то же самое, что сделать кому-то приятно. Иначе банщик или массажист окажется добродетельнейшим из смертных. Это не значит оказать кому-то услугу. В этом случае официант – праведник. И даже принести пользу – не то же самое, что сделать добро. Тогда разумные эгоисты, создающие рабочие места в беднейших регионах с целью сократить производственные издержки, должны почитаться наравне со святыми.
Сделать добро не так просто, как помыслить его. В Евангелии от Матфея есть слова Христа, указывающие на то, что зло получает бытие очень легко – человеку достаточно его захотеть: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Но нигде не сказано противоположное: «Тот, кто восхитился подвигом праведника, сам уже совершил подвиг». Для обретения бытия добру, в отличие от зла, требуется жертва: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».
Добро не сбывается там, где нет особой драматургической логики любви. Одно дело – снять с брюха излишки жира, и совсем другое – «положить живот за други своя». Отдавая излишнее, мы не совершаем жертвы. Не случайно указано в Евангелии, что две лепты – это все пропитание вдовицы. Отдавая их, она открывает себя страданию. Только такой ценой и сбывается в мире подлинное добро.
Те мелкие услуги, которые мы привычно обозначаем громким именем добра, есть не что иное, как «приобретение себе друзей путем неправедным». В Евангелии от Луки есть притча о неверном управителе, которого господин хотел отправить в отставку. Желая обеспечить свое будущее, хитрец заручился расположением должников своего хозяина, вернув им долговые расписки. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, – советует Христос, – чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Что бы ни отдал друзьям человек – кроме того, что избавляет его от боли и смерти, – он по-прежнему следует «путем неправедным», ибо возвращает в мир то, что ему не принадлежит. Все, чем располагает человек, в том числе его личные силы и способности, есть дар от Бога. Отдать это – значит отдать не свое. Вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти. Только отдавая это, можно творить настоящее добро.
Среди циников распространен афоризм: за зло расплачиваться не нужно – расплачиваться нужно за добро. И в этом есть доля истины: верный признак того, что удалось сделать что-то хорошее, – если зло возмутилось и обрушило на тебя удар. И наоборот: если у тебя в жизни решительно все благополучно, это подозрительно. Почему дьявол не мешает? Быть может, ты давно уже с ним заодно, просто не подозреваешь об этом?
Зло, в отличие от добра, не испытывается страданием, потому что оно заведомо не может быть качественным. Так, пробу ставят на золото, а не на мешок с навозом. Зло совершается проще и минует этап экзистенциальной оценки, потому что каратов не имеет. В каратах оценивают бриллианты, стекло – принимают на вес. Экзистенциальная оценка добра – страдание, которое ты за него готов претерпеть. Поэтому если ты хочешь сделать добро, то будь готов к тому, что его тщательно оценят: на сколько карат «тянет» твое добро?
Стоит вспомнить о раннехристианских мучениках. Жития святых свидетельствуют о том, что некоторые из них намеренно провоцировали гонителей в поисках мученичества. Зачем? Видимо, им не хватало виртуального, умного христианства. Их кредо: если уж за нас Христос распялся, нам ли не распяться за Христа? Эта вера требовала бытия для совершенства. Поэтому они публично заявляли о непризнании других богов и топтали турецкие фески в присутствии султана. Имея сокровище, они желали знать и являть его ценность в каратах боли. В противоположность им мы, современные христиане, в большинстве случаев ищем комфорта веры и заботимся о своих «религиозных правах», не замечая того, что уже вполне свободно усвоили язык мира сего.
Помня о том, что добро без боли не бывает, мы, по крайней мере, сохраним одну христианскую добродетель – трезвость. Ведь как порой легко обольщается совесть привычно источаемой улыбкой и смиренно потупленными взорами. Как легко сопричислить себя ко святым, облегчив от мелочи карман подле нищей старушки. Какие чувства способен вызвать благочестивый разговор в кругу друзей с твоего прихода! Но истину о нас способна сказать лишь боль свершающегося при нашем участии добра – трагичного и торжествующего.
18 октября 2011 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
звонит мама Марика и сообщает что он повесился на работе.
Многие подробности я пропустил. Но финал получился печальным.
Но я всё равно буду няньчится с моим однокласником Евгением, если он сделает первый шаг, если прийдёт в церковь.(или буду молится за него если не прийдёт).
Ну а статья правильно что написана, надо помоготь людям словом, делом и опытом. Истина всё равно где-то посередине!
добрый день или вечер всем кто на форуме.
поделюсь о своём. передомной встает этот выбор(реакцией зла). вчера я позвонил однокласнику и он мне сообщил что один из наших однокласников(евгений) спивается, что он несколько раз лежал в психушке на лечении и что ни чего не помогает.
Я сказал что пьянство, как и наркомания это в первую очередь болезнь души и лечить её надо верой. У нас в городе есть храм, в котором священник по субботам ведёт группу алкоголиков и наркоманов. Я предложил прийти Евгению в эту церковь. НО для меня теперь встаёт вопрос борьбы добра и зла за душу Евгения. и к сожалению у меня есть печальный опыт на этом поле битвы.(продолжение следует)
Не знаю, может быть я неверно поняла автора в той части, где он пишет о «приобретении себе друзей путем неправедным»..Мне кажется речь здесь именно о ПУТИ(способе)приобретения друзей мелкими услугами,красивыми словами,"разговорами в пользу бедных",т.е. тем приятным для нас способом,который и противоречит словам Спасителя о "приобретении друзей богатством неправедным"-БОГАТСТВОМ,полученным нами-управителями-от Господина,и которое мы расточаем.Еще раз оговорюсь-может,я неверно поняла автора..Статья настолько многогранная и глубокая,что немудрено и ошибиться в трактовке.
Статья С. Мазаева не понравилась: очень зелёная.
И зачем редакции брать у "иеговистов" картинки из их журналов?
Делание, так называемых добрых дел, не цель, а лишь орудие или путь к воспитанию в себе СМИРЕННОМУДРИЯ.
Куча добрых дел не приведших человека к СМИРЕНИЮ, так и останется бесполезной, поскольку он даже оценить их до конца сам не может - вообще добрые они или нет.
Читайте внимательно авву Дорофея
http://77omega7.livejournal.com/14702.html
Скорее логичее градацию - добро с искушения и ценится выше. Но и добро без искушений втуне не пропадает и не считается не бывшми. Не сказал ведь Господь: только эта вдова сотворила милостыню среди всех прочих. Нет, он подчеркнул, что она сотворила бОльшую милостыню. Но и другие деньги, положенные в сокровишницу, тоже милостыня, пусть даже и от избытка своего.
Более того, бывали случаи, когда "двоякий" поступок человека , все равно толковался как сделанное добро. Например, случай из жизни св. Петра. Он, еще не будучи уверовавшим, с раздражением зашвырнул буханкой хлеба в назойливого нищего, ибо ничего другого не оказалась под рукой. Тем не менее поданная таким образом милостыня спасла его от ада и положила начало его христианской жизни.
Наверное, он просто хотел сказать о другом, скорее всего о чем-то очень личном. Пережитом. Да и мы переживали подобное, думаю, в большинстве. И искушения, и нападения, после сердечной молитвы особенно. Но статья вышла куцая и неубедительная, к сожалению. Особенно неуместна притча о неправедном богатстве, разумеется. Мысль-то автора - проста, и ясна сразу. Вопрос-то скорее в другом. Чтобы не бояться творить то "настоящее добро", о котором пишет автор, надо молиться больше, чтобы Господь от искушений избавил. И здесь нужна духовная умеренность, наверное. И хороший духовник, в этой связи. Или Иоанн Лествичник с Аввой Дорофеем поутру-вечеру. А иначе, есть опасность стать духовными калеками. Понести "боль" сил не хватит, впадем в искушения, и пройдя горнило Божественной любви - не отольемся в меч Архангела Михаила, а отпадем ни на что негодными "кусками" железа, разве что в переплавку) Так часто бывает - вместо радости о Христе - раздраженность и осуждение, к сожалению)
При всем этом автор несомненно прав в том, что любовь всегда жертвенна. И добро, совершаемое во имя любви, тоже должно быть жертвенным. Но мне более близок совет св. Феофана, что жертва не должна быть всегда большой. Даже наоборот, не нужно искать больших жертв, а надо делать маленькое добро, но постоянно - много раз в течение дня. Такие случаи возникают постоянно, надо просто не проходить мимо. Помню, читал это и в проповеди отца Иоанна Крестьянкина.
Читал с большим интересом до того момента, где автор приводит притчу о неверном управителе. Перечитал текст несколько раз и не пойму: мне одному кажется, что автор прямо противоречит Христу? Христос говорит: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным", а автор "приобретение себе друзей путем неправедным" явно не одобряет. Странно.
Спасибо Маше, которая привела хорошее толкование этой притчи. И опять, насколько я вижу, позиция автора противоречит толкованию священника. Священник говорит, как и Христос, что надо любое имеющееся у нас богатство обращать на дело добра (и тем самым спасения). А автор - что далеко не все отданное таким образом будет добром. Хочется спросить: а чем тогда это будет? Долгом? Хорошо, но исполнение долга тоже есть добро.
Непонятна и мысль автора по поводу "того, что избавляет его от боли и смерти". О чем тут речь? Я не понял. Вспомним, что и жизнь наша - дар Божий. И все, что с нами происходит - все по воле Божией. Даже волос с головы без Его воли не падает. То есть если мученик оказался перед лицом боли и смерти - то значит в этом воля Божия, и надо лишь ее исполнить до конца. Вспомним апостола Петра, как он вернулся в Рим. В общем, данной мысли автора я не понял, а с предыдущей не согласен.
(продолжение следует)
Проще надо быть. Просто делать добро, как можем, как умеем на сейчас с радостью, с улыбкой. Спаситель всегда рядом, когда делаешь добро с любовью в сердце. Без надрыва, без трагедии.
Хотелось бы простой радости о Христе. Тогда и нападения зла будут восприниматься с улыбкой :)
А когда "от излишка", то получается как с бесрассудным богачом - а остальное оставлю себе, много у меня добра лежит на многие годы.
Но можно и тихо, мирно, терпеливо, без надрыва НО чтоб всё с Любовью и во имя Господне и не теплохладно.
Да избавь от лукавого.
Автор сам то смог понять, чего хотел сказать?
Перед тем, как выкладывать на всеобщее обозрение, нужно показать хоть кому-то
А то ведь многие примут это за чистую монету и поверят.
Ужос!
Перефразируя статью автора в двух словах: друзья, не помогайте никому ни чем, ибо это плохо! Ну если только жизнь отдадите....
Четко и без лишних соплей.
За умение передать то "невидимое" и сразу "неочиведное" для всех.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)
продолжение ответа священника на вопрос о притче про неправедное богатство:
"Не надо забывать, что притча есть притча и не следует скрупулезно толковать каждую ее деталь. В притче важна главная мысль, и порой чем парадоскальней она выражена, тем большее производит впечатление. В данном случае Господь обращает наше внимание на то, что мы не умеем пользоваться данным нам богатством (в самом широком смысле слова). По словам святых отцов, всякое наше имущество может именоваться "неправедным", потому что оно - не наше, а дано нам Богом. Мы же этим "неправедным богатством" можем приобрести себе друзей на небе - нищих и убогих людей, которые будут за нас молиться, если мы будем подавать им милостыню.
Если же вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное - небесное сокровище?"
Спаси Господь.
вот, ответ священника с этого сайта:
"Вот эта притча из Евангелия от Луки (глава 16):
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?"
Вот совет Святителя Феофана Затворника: "И делайте, что попадется под руки, в вашем кругу и в вашей обстановке, - и верьте, что это есть и будет ваше настоящее дело, больше которого от вас и не требуется". Дальше пояснение "... "во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что Бог хочет, чтобы мы сделали. А чего он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сам обидел кого? Спеши испросить прощения и примириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил кто? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте..."
И чем плохо, если мы будем делать это с радостью? Глядишь, подрастем и дорастем до "драматургической логики любви", на которой так настаивает автор )
Я обращаюсь к Автору этой статьи! Прочитайте: "Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое".
Прочитайте так как написано. Вот когда прочтёте так как написано, и поймёте так как написано - тогда наверное и подумаете о том чего Вы ненужного дописали в Вашей статье.
Сам чаю в себе подобное, но утешаюсь семьей, малой Церковью. За нее готов пострадать хоть до смерти, возлюбив искреннего своего яко себе.
Творить добро с добрым намерением, с радостью и теплом в сердце.
Марина
S radostju rasdavat, i radost i ulibki ..., eto tosche po moemu dobro.
Marina
получается, если не положил живота своего, а просто сделал то, что мог, то все равно идешь путем неправедным, как описано в статье?
Мне вспомнились слова Апостола Павла: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность.
А если положил живот, то разве можно быть уверенным, что сделал подвиг? Наоборот, сделал только то, что должен был. А если не сделал - то это очень плохо...
Простите.
Также сколько я не старалась понять притчу о неверном управителе ( уже много лет) так и не дается - ведь не свои же деньги уплатил за должников этот управитель, а хозяйские- и это обман доверия. "Приобретайте себе друзей богатством неправедным чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" говорит нам Христос. Если Сергей Мазаев сможет мне это растолковать буду очень благодарна!