Москва, 8 ноября 2011 г.
Подавляющее большинство кадров было сделано самими монахами. Они фотографировали друг друга и в столярной мастерской, и в храме, и на рыбалке, и даже в зубоврачебном кабинете. Сегодня эти фотографии, где святость проникает в быт, эксперты сравнивают с иконами, пишут «Известия».
В зале зритель в первую очередь обратит внимание не на фотографии, древние карты или афонский гербарий, а на звездное небо над головой (огоньки расположены так, как звезды над Афоном в ночь на Успение Божией Матери) и 12-метровую стеклянную гору, повторяющую рельеф Афона и заполненную землей – светлой (с полуострова) и темной (из Подмосковья). Это сейчас паломники везут с Афона гигабайты цифровой фотосъемки (правда, такого, как на выставке, гость монашеской республики не снимет), а когда-то сохраняли у себя именно землю, засушенные цветы, напоминает автор инсталляции художник Юрий Аввакумов.
– Выставка – это пространственная икона Афона на языке новейшего искусства, – сказал «Известиям» научный руководитель выставки Алексей Лидов. – Мы пытались продолжить афонскую традицию, не делая стилизаций и муляжей, и пересоздали ее в форме мультимедийной инсталляции, в которой максимально тактично сохранены все духовные смыслы, связанные для России с Афоном».