У Сысоя. Художник: Александр Косничев |
На днях, в Светлую седмицу, на добрых посиделках у благочинного зашел между священниками разговор на ту же тему: о пользе (или не пользе) электрических колоколов.
И вот один из сторонников электронного звона (к слову, бывший музыкант) в какой-то момент воскликнул:
– А что я должен делать, если у меня в селе нет звонаря?! Ну нету и все…
И в этот момент я понял, что главная тема нашего разговора вовсе даже не электронные колокола сами по себе, а вот что: нет людей!
А куда они подевались? Нет, сейчас вопрос не о демографической ситуации, хоть и это тема больная, а о том, что крещеный люд спит беспробудным сном, словно он и некрещеный вовсе. И мы печально разводим руками: «Не идут-с». И покорно выписываем электронные колокола… Только вопрос: кого эти колокола порадуют, и вдохновят, и разбудят?
Храмы вроде бы полны… На праздник… Но заканчивается служба, и остается горстка прихожан, желающих и готовых содействовать доброму служению Церкви в миру, в служении людям. Более того, поворачивается иногда еще язык у крещеных нехристей обвинять Церковь в том, что она «мало чего делает». Так чьими руками должна благотворить и добротворить Святая Церковь? Руками все тех же прихожан преимущественно. И вот сколько их готово к такой работе – таков и объем реально совершаемого добра. А остальные все подались в «премудрые критики».
Для кого мы вообще строим храмы, для кого золотим купола, звоним в колокола? Для Бога, конечно: Его славим, Ему поем, Его благодарим! И вопрос даже не в том, какими средствами мы это будем делать, а именно в том, чтобы мы – крещеные люди, которых, как известно в нашем славянском мире большинство, – это делали, и делали широко, мощно, сознательно, радостно, во всех тех званиях и состояниях, в которые нас призвал Господь. Если у нас некому звонить, некому пономарить, некому петь – это «тревожный звонок» для нас, людей, считающих себя церковными, напоминание о том, что нужно просыпаться самим и как-то будить округу: умолять, убеждать, объяснять, вдохновлять… так, чтобы, Богу содействующу, наполнялись наши храмы добрыми пономарями, и звонарями, и певчими, и чтецами, и художниками, и дворниками, и профессорами, и архитекторами… и всеми, всеми, кто исполняет нашу благословенную землю, чтобы их труд был жертвой благоугодной Господу.
В том-то и дело священника, между прочим, чтобы отыскивать людей, привлекать их к церковной жизни – в самом широком смысле, воспитывать, обучать, изыскивать к тому средства и возможности. Тогда и колокольный звон будет действительно делом Божиим, пением души православной, души, прославляющей Творца! А электронные колокола… если они и поют, то поют о пугающей пустоте, о том, что нет «народу Божиему» дела ни до храма, ни до службы, нет дела до души, до жизни ее вечной. Вот в чем беда, а не в колоколах даже.
Больше того, я представляю себе легко такие электронные колокола где-нибудь на приходе, где действительно «не хватает рук». Но такая ситуация воспринимается именно как набатная, как тревожное свидетельство удаления людей от церковной жизни, призыв к более горячей молитве, к прошению о том, чтобы Господь «послал делателей на жатву Свою». Электронные колокола (вполне допустимые как временная мера) именно и должны считаться допущением, временной мерой, но никак не нормой, к которой можно и нужно стремиться.
Конечно, есть приходы, где не хватает людей, и велик соблазн установить там электронные колокола, электронный хор (а почему нет?), электронного чтеца (этот уж точно будет читать отчетливо и внятно). И вы только подумайте, как все будет благообразно и стройно в этом чудесном храме, как благолепно… Но вот в чем проблема. Все это подменяет собой пусть неказистое и неумелое, но живое и волнительное участие живых людей в служении живому Богу. И одного только «внимания» прихожан в данном случае недостаточно. Да, мы знаем, что Господь не нуждается в делах рук человеческих. Но мы, мы сами нуждаемся в делах этих рук, и ног, и связок… Душа наша нуждается в том, чтобы и тело послужило Богу, и именно с усердием и любовью.
Мы строим храмы. Это нужное и правое дело. Но храмы эти должны наполняться людьми, любящими Бога, верующими в Него и желающими Ему поработать со всяким долготерпением и смирением. И главная задача церковного клира сейчас – пробудить народ к этой полноценной и творческой жизни.
Это вообще отдельная и большая тема – делание в церковной жизни. Может быть, в силу того что священников десятилетиями старались отторгнуть, оттеснить от «гражданской жизни», мы утратили традиции церковного делания, активного участия мирян в церковной жизни, начиная с колокольного звона и заканчивая тем, что называют сегодня социальным или общественным служением. Вот к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания.
В одном из старых, дореволюционных еще, церковных журналов я как-то прочел статью об электрическом освещении в храме. И так там все убедительно было расписано в смысле, что не надо электричества, что и не поспоришь… И тем не менее, все мы видим, что получилось в реальности… Жизнь, и в то же время материальная, внешняя жизнь Церкви, меняется, и в этом нет ничего странного и предосудительного. Так что, конечно, отметать огульно все изобретения человеческого разума не стоит, но и осмотрительность и рассудительность нам тоже не помешают.
Возвращаясь к любимой Греции, скажу еще вот что: там вообще много нововведений, для нас неожиданных и даже странных. Например, в каждом храме там на престоле стоят микрофоны, и храм озвучен чудесно, так что священник у престола, произнеся возгласы вполголоса, предупредительно пододвигает затем микрофон следующему священнику. Но это еще можно понять и объяснить, потому что до людей в храме доносится именно живое, непосредственное служение, удобнее раскрывается его содержание и смысл.
То же и с колоколом. Хотя… К колоколу вообще на Руси отношение особенное – как к благовестнику… проводнику непосредственной и живой молитвы.
Так что средства служения Богу могут быть самыми разными, но главное – должно быть это повседневное, живое, непосредственное служение самых разных неравнодушных, добрых и воодушевленных верой людей.
К слову, придя впервые на греческую литургию и не обнаружив в алтаре ни вина, ни просфор, я изумился:
– Как служить будем?
– Так люди принесут, – отозвался как о чем-то само собой разумеющемся на мое изумление монах.
– А если не принесут? – спросил я.
Тут уже озадачился мой собеседник.
– Да не было ни разу такого, чтобы не принесли, – ответил он растерянно.
И вот этот эпизод о многом говорит, об отношении простых людей, прихожан к храму, об осознании своей ответственности за полноценную церковную жизнь.
Так что если в Греции устанавливают электронные колокола, то причина тому, уж будьте покойны, не в нехватке рук.
У нас же все обстоит иначе.
На днях мы пошли Пасхальным крестным ходом по селу, и вот примечательная картина. Стоят два мужичка с небритыми, слегка помятыми физиономиями. Стоят они, курят и разговаривают. По виду – наши, славяне. И не алкоголики, не опустившиеся какие-то личности, а нормальные, обычные мужички. И вот проходит мимо них крестный ход с крестом, хоругвями и иконами, священник (то бишь я) кричит этим добрым мужичкам: «Христос воскресе!» И знаете, какая следует реакция?.. А никакая! Они даже не поворачивают голов, продолжают курить и разговаривать между собой. И не подумайте, будто они не поняли, что это именно к ним обращен был возглас. Все они поняли, не могли не понять. Но просто проигнорировали пасхальное приветствие. И в переводе на русский язык это означает вот что (прости Господи!): «Какие-то придурки ряженые шатаются по селу, чего-то кричат. Чего на них внимание обращать?» Вот это позиция, к сожалению, еще многих и многих крещеных – я подчеркиваю, крещеных – людей. И это называется духовным омертвением в разной степени запущенности в разной вероятности исцеления. Духовная болезнь, которая сама себя не осознает до тех пор, пока не вступит в конечную, «острую» фазу. Но тогда, к сожалению, лечение бывает уже невозможно.
Что делать? Будем стараться в первую очередь молиться об исцелении нас, грешных, и этих несчастных, а потом и общаться с ними, потому что другого пути у нас нет.
Ну и напоследок еще одна зарисовка… В тот же день, перед самым крестным ходом, в том же селе понадобилось причастить на дому старушку. И вот в окружении ее среди всех соседей – «братьев-славян» никого не нашлось, кто бы согласился привезти на машине священника. Согласился только татарин. Ну, я уже потом только узнал, что этот человек татарин, а так, по обыкновению святых дней, садясь в машину, возвестил шоферу радостно:
– Христос воскресе!
Он помолчал секунды три, видимо размышляя о чем-то, а потом ответил уверенно:
– Воистину воскресе!
Пять лет назад меня попросили помочь студенту пединститута. Он был из деревни и ходил к нам, чтобы поработать в интернете. Он рассазал мне, что село у них до революции было очень большое, красивое. В селе на самом видном месте стоял храм, построенный вдовой барина, которрый жил в этом селе. Теперь этот храм почти разрушен, службы там не идут. И вот у этого мальчика возникло желание возродить храм. Он создал сай своего села, сделал чудесный филмь о нем, рассказал историю села, храма, просил о помощи. Но, конечно, никаких откликов небыло. А мой батюшка говорит: - молитесь! Нам удалось организовать субботник по очистке храма от мусора и в этот день приехал священник из райооного центра и отслужил молебен. Еще моя знакомая помогла этому мальчику попасть на прием к митрополиту нашей губернии, где он просил содействия у владыки. И на этом все как-то и закончмлось.
Прошло какоето время, и я узнаю, что благодаря сайту в интернете, зтим селом заинтересовался московский предприниматель. Приехал раз, приехал другой, а теперь живет в этом селе вместе с семьей, людям дал работу, мой знакомый студент уже закончил институт и работает в своей школе учителем, его отец работает (а не пьет как раьше), в селе отремонтировали школу, детский сад, и в планах стоит восстановление храма. И я поняла, молись, проси, трудись, стучи во все двери и ПОЛЕЗНОЕ ДУШЕ твоей Господь даст.
Храни вас Господь. Простите.
Да, о десятине ни чего нет в Новом Завете.Однако,верующие люди продавали свои имения и приносили деньги к ногам апостолов.Вспомним деяния Святых Апостолов.Как Анания со своей женой Сапфирой утаили часть дохода от продажи своего имения...
И что с ними стало? Они умерли на глазах Апостолов.
И в том, что сейчас многие постоянно твердят,что их обирают в церкви,тоже есть лукавство. У меня есть много знакомых и родственников, которые имеют все- и квартиры с евроремонтом,и машины, и самые дорогие вещи... При этом, у них всегда не хватает денег на иконы,духовные книги, церковные требы.Именно такие люди ропщут по поводу дороговизны в церкви. Но есть люди, которые живут весьма скромно без евроремонта, машины,дорогих вещей... Зато в их доме прекрасная библиотека духовной литературы,много икон. Они ежегодно посещают Святые места, и в Храме не считают требы дорогими. Да так то уж на самом деле все это так дорого? Вовсе нет. Бабульки совсем старенькие ходят регулярно в храм,да еще и жертвуют тайно на нужды церкви.Им ХВАТАЕТ! А что вы хотите, чтобы иконы, книги, свечи - все это давали вам бесплатно? Но кто будет финансировать производство
этих вещей.
Мне кажется, что это элементарная ЖАДНОСТЬ! И ЗАВИСТЬ!
А вообще, Максим, не хотите, не жертвуйте в храм ни копейки. Вас же ни кто не заставляет. Каждому человеку СОВЕСТЬ подсказывает как поступить.
А упоминание о татарине мне напомнило вот что - иногда с верующими мусульманками мне легче общаться на тему веры, чем с нашими крещеными соотечественниками.
Это даже не грустно. Это абсурд. Но такова действительность. Многие продолжают креститься и крестить детей, но сами, при этом, стороной обходят церковь. Обходят - потому что тяжело заставлять, понуждать себя молиться каждый день, ходить на воскресные и праздничные службы, и послушания выполнять... А как отклонился, но пустоту надо чем-то заполнить - и вот они - заботы житейские.
Так вот и еле теплится в нас вера - ни холодные мы, ни горячие - и что с нами такими делать?
Мы сами себе - укор и осуждение.
Недавно мне знакомая сказала:" Хотела купить книгу в церкви, но очень дорого".При этом, дома у нее евроремонт, недавно сменили мебель, полно всяких побрекушек и предметов роскоши...
А вот книгу купить,вишь,дорого! Что то тут не то,дорогие мои!
Подумайте над этим.
печально правду слышать...
и радостно - спасибо за пинок в сторону церкви - потрудиться во имя Его
Я знаком с приходской жизнью. Церковь живет в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов: за электричество, воду, отопление (в холодные месяцы). На какие деньги покупать муку для просфор, делать ремонт, приобретать церковную утварь, облачения? А на какие средства содержать священника, бухгалтера, сторожа, уборщиц? Или Вы думаете, что священник может не кормить своих детей? Андрей! Можете сказать, какими ежемесячными пожертвованиями поддерживаете Вы свой приход, чтобы он мог справляться с затратами?
Всем мира душевного. Христос Воскресе.
Не в священниках дело. А также не в оплате треб, свечей и т.п. А в отношении некоторых людей к Богу сегодня. Просто многие забыли, что общение с Богом в храме – естественная потребность человеческой души. Пока чувствуют только потребность в деньгах, которые добровольно и с радостью тратят на холодильник и на то, чтобы их обманывали сектанты, псевдо-психологи и т.п. ребята. Вот последние, действительно, заинтересованы только в деньгах. А когда останутся без штанов, тогда почувствуют потребность в Боге, вот тогда и придут в храм. И будут молиться. И радоваться, когда для Бога хоть что-нибудь сделают.
Проблема в современных священниках. Вы хотите чтобы народ что-то делал для храма бесплатно,а сами дерёте за всё деньги! А ведь Иисус сказал:"даром получили-даром давайте". А вы дары Святого Духа продаёте за деньги.Это называется симония.Люди чувствуют фальш и не идут в храм.Вы служите не Богу,а злотому тельцу и мамоне.Бича на вас нет!Служите Богу бескорыстно,и люди толпами пойдут в храм и церкви не будут иметь ни в чём нужды.Не назначайте цен за требы-вы не в магазине!
ПРОСТИТЕ МЕНЯ, храни Вас Бог.
В храме, где я пою в хоре, существующих проблем нет, не смотрят на то, что храм деревенский и добраться туда непросто. У нас на службе используются только свечи (без электрического света), основной хор состоит из 6 мужчин (поем знаменным распевом, может петь почти любой), а звонить умеют трое. После службы мы вместе трапезничаем, многие общаются семьями. Так что возможно решить все вышеуказанные проблемы, если захочет настоятель, конечно, с Божьей помощью.
Ты только и нужен как пресловутый жертвователь, опускающий в кружку денюжку и задающий как можно меньше сложных вопросов.Отчасти это вызвано острой нехваткой священников в мегаполисах - так как исповедоваться приходит очень много людей и при такой толпе на тебя, -в лучшем случае,- минуты две уйдет.О том, чтоб со священником пообщаться вне службы - зачастую даже и не мечтай.
В лучшем случае есть какие-нибудь курсы при храме, где ты пришел, лекцию послушал и тут же ушел, какое там построение общины.
Где-то есть возрастной ценз - вот это у нас для детей - праздники 10 раз в год, общение и т.д., вот это для молодежи до ... лет, это для многодетных или просто для людей с детьми. А одинокий человек среднего возраста, каких много в наших храмах, остается почти ни с чем.Потому что он не молодежь, и не многодетный.Ему обычно некуда себя деть в приходе мегаполиса, он бы и хотел быть может что-то сделать, да нет повода.
Приходы, где ты находясь в среднем возрасте и не при детях, можешь как-то участвовать именно в приходской жизни - не в помощи бомжам, для чего еще не у каждого сил хватит - единичны.
Ты только и нужен как пресловутый жертвователь, опускающий в кружку денюжку и задающий как можно меньше сложных вопросов.Отчасти это вызвано острой нехваткой священников в мегаполисах - так как исповедоваться приходит очень много людей и при такой толпе на тебя, -в лучшем случае,- минуты две уйдет.О том, чтоб со священником пообщаться вне службы - даже и не мечтай.
В лучшем случае есть какие-нибудь курсы при храме, где ты пришел, лекцию послушал и ушел, какое там построение общины.
Где-то очень есть возрастной ценз - вот это у нас для детей - праздники 10 раз в год, общение и т.д., вот это для молодежи до ... лет, это для многодетных или просто для людей с детьми. А одинокий человек среднего возраста, каких много в наших храмах, остается почти ни с чем.Потому что он не молодежь, и не многодетный.Ему обычно некуда себя деть в приходе мегаполиса, он бы и хотел быть может что-то сделать, да нет повода.
Отец Дмитрий, спасибо Богу, спасибо Вам, за всё что Вы делаете для нас - обычных мирян, что бы увеличить и приумножить в нас веру и любовь друг к другу. Спасибо всем людям, которые работают, что бы создать этот сайт, который, в свое времья поможет каждому, кто будет в данный момент нуждаться в этой поддержке, кто будет искать Бога всей душой. Спаси Господи!
пустом храме,в котором все поется и читается,а молитвы нет…Компьютер что-ли молиться будет? Нет,храм это последнее место,где электроника заменит человека.И когда это
случится - придет конец.Если человек даже молиться сам не сможет - зачем и кому он нужен?В храме нужно до последнего беречься от замены человеческого труда.Здесь труд
является жертвой.Здесь самый знатный должен взять сам лопату и сам вскопать,сам прополоть,сам подстричь изгородь…Здесь труд обожествлен и показывает,что человек
готов понести тяготы и неудобства труда для Бога.
А вся электроника,призванная "повысить производительность" здесь неуместна.
Вот какие времена, искуство живого звонаря на приходе слышать ещё и не всякий сподобится. 20 лет назад это только нефанерного иконостаса касалось...
Благодаря Вам я узнала, что есть такие священники, как отец Дмитрий Шишкин и протоиерей Андрей Ткачев.
Их статьи снова и снова заставляют задуматься, зачастую содержат неожиданный взгляд на привычные явления и радуют тем, что есть (хоть и через Интернет) возможность услышать живое слово священника, у которого душа болит за свое дело.
Побольше бы таких неравнодушных батюшек на всех приходах!
Глядишь, и мы, прихожане, тогда перестанем стесняться и решимся предложить свою скромную помощь в общее дело.
Но в одном месте, в галерее Уфицци, где тоже услышали русскую речь, на восклицание о воскресшем Христе был неожиданный ответ:"Да не собираюсь я вам отвечать!"Это к примеру о равнодушных мужичках.
Помоги Боже этим людям обрести Тебя и себя!
Кстати, когда там у них, в соборах начинали звонить электрические колокола,ощущение пустоты не покидало. И звук, сродни железом по стеклу, до сих пор как вспомню, так вздрогну опять.
И вдруг Ваша статья, словно в тему, об этом.
Батюшка, не обращайте внимания на злые комменты, многие читатели согласны с Вами, просто не у всех есть возможность об этом написать.
И еще. Как же мы сердцем очерствели, если не чувствуем в статье о.Димитрия той боли, которую он буквально выплакал нам! Всем-то иы недовольны: и священниками, и храмами... Может быть, попытаемся собой быть недовльными? Вообще-то есть один-единственные способ улучшить этот мир - начать с себя...
Спаси Вас Господи, батюшка, за Вашу боль, за Вашу искренность, за Вашу стойкость и простите нас за то самое окаменное нечувствие...
Вера в русском народе была, есть и будет!
И у простых людей и у интеллигенции. В нас это не высечешь и не выжгешь ни чем!
Спаситель сказал: "Я пришел (подчеркиваем) ПРИШЕЛ, не к здоровым, а к больным" (мытарям, блудникам, разбойникам, язычникам и т.д.) и Святые Апостолы что делали??? тоже шли к людям будучи побиваемы и истязаемы.
Сегодня в метро посчастливилось встретить священнослужителя, как положено в полном облачении, с портфелем и четками. Он присел со мной рядом и стало легко и спокойно на душе, мы с ним проехали буквально одну остановку, я только попросил помолиться за мою дочку и все, когда выходил из вагона слезы просто сами подкатили, еле сдержался. До сих пор это состояние душевного спокойствия со мной. Спаси его Господь!
Статью эту прочитал накануне и очень много чего хотелось написать почему мужики курят и в храмы не ходят.
Слава Богу за все!
>Такое впечатление, что статья мирянина... сплошной негатив. Негатив (зло) негативом (злом) не победить.
Негатив, Андрей, то, что творится с нами и если священники будут об этом молчать, то очень скоро этот «негатив» окончательно превратится в норму. Вы этого хотите? Я тоже нет.
>Раз уж начал писать, есть вопрос: может кто знает, где граница между ОБЛИЧАТЬ и СУДИТЬ?
Давайте будем стараться не судить, да и всё тут. Вот Вы меня простите, если я кого-то осудил и этим Вас огорчил.
>Почему в священом писании говорится не называть никого ОТЦОМ, кроме ОТЦА НЕБЕСНОГО, а мы называем священников? только без философий, как учит нас Сын Божий.
Как можно понять, Вы не желаете называть отцами священников. Так и не называйте! Есть замечательные другие слова: «иерей», например, или тот же «священник». Но если у кого-то открывается сердце и он человека «рождающего его во Христе» называет с любовью отцом или даже батюшкой, то не судите его за это! Господь не запрещает сыновние чувства, как к телесным, так и к духовным родителям, но только призывает не забывать о Едином Отце. Поэтому и пишет апостол Павел: "Я родил вас во Христе Иисусе” (1 Кор. 4, 15). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: “У вас тысячи наставников но не много отцов” (1 Кор. 4, 15).
Добрый день Андрей! Простите, если я Вас чем-то огорчил, но позвольте и Вам задать несколько вопросов:
>Это для священника Шишкина...
Андрей, меня зовут Дмитрием и, кажется, об этом сказано в конце статьи. Или панибратство считается у Вас признаком хорошего тона?
>Татары, тоже крещенные люди, а среди славян есть атеисты.
Вы много видели крещёных татар? Я нет, хоть и живу в местах их «компактного поселения». То, что среди славян попадаются атеисты – это правда, но какое это имеет отношение к статье?
>Становящиеся на путь к богу не таких ждут статей от пастырей, да они нехрести, хоть и крещенные и делают робкие первые шаги..... БАБАХ статейка эта....
Андрей, а в чём заключаются "первые робкие шаги", если человек на приветствие "Христос Воскресе!" ни то, что не отвечает, а сигарету изо рта не вынимает? Здесь-то и суждения никакого нет, просто констатация факта. Дай Бог, чтобы Вы поступали иначе.
>Где любовь, покаяние, смирение, достойное несение креста?
Очень важные и хорошие вопросы, особенно когда задаёшь их сам себе. Кроме того, Андрей, если Вы взрослый человек, а не инфантильный юноша, то должны понимать, что любовь как раз и бывает требовательной и строгой, а без этого остаётся одна разлагающая вседозволенность.
....На днях, в Светлую седмицу, на добрых посиделках у благочинного зашел между священниками разговор на ту же тему: о пользе (или не пользе) электрических колоколов....
РАЗГОВОР между людьми по одной и той же теме, но с различными точкам зрения в миру называется СПОР, хотя это были священники....
Из личного опыта: когда первые разы начал посещать церковь, к сожелению не на службы, а так один, ставил свечи, молился, Бог меня привел, я впитывал, я менялся...
Подходит ко мне настоятель прихода, не помню с чего начался разговор, помню только слова его ....БЕЗБОЖНИКИ, ХОДЯТ СВЕЧКИ ТЫЧУТ И КРИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕД ИКОНАМИ... у меня всё оборвалось внутри и продолжает ....СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ КРЕСТИЛ, А ХОДИТ ТОЛЬКО ЧЕТВЕРО....
я его простил за его слова в адрес мирян, зла я не держу на него, рана осталась только в душе, не могу передать свои эмоции текстом, но с тех пор я больше не хожу в тот приход, молюсь килейно, редко хожу в другой храм, никогда больше не поднимаю на священника глаза в надежде, что не встречусь с ним взглядом и на то, что он не заговорит со мной, и не выдаст, что нибудь в этом же плане.
Господи Иисусе Хресте, сыне Божий, помилуй нас.
Меня потрясла история с крестным ходом. Ведь когда идет крестный ход,великая благодать! А стоящие мужчины не удостоили своим вниманием это событие, не ответили на Пасхальное приветствие...А просто эти вещи для них ни чего не значат.
К сожалению,таких людей сейчас большинство.
это для священника Шишкина .....Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".... ссылка на эту статью http://days.pravoslavie.ru//Life/life916.htm
второе: татары, тоже крещенные люди, а среди славян есть атеисты
третье: становящиеся на путь к богу не таких ждут статей от пастырей, да они нехрести, хоть и крещенные и делают робкие первые шаги..... БАБАХ статейка эта.... где любовь, покаяние, смирение, достойное несение креста? такое впечатление, что статья мирянина... сплошной негатив. Негатив (зло) негативом (злом) не победить.
раз уж начал писать, есть вопрос мож кто знает, где граница между ОБЛИЧАТЬ и СУДИТЬ? почему в священом писании говориться не называть никого ОТЦОМ, кроме ОТЦА НЕБЕСНОГО, а мы называем священников? только без философий, как учит нас Сын Божий
"...к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания."
"В том-то и дело священника, между прочим, чтобы отыскивать людей, привлекать их к церковной жизни – в самом широком смысле, воспитывать, обучать, изыскивать к тому средства и возможности."
"...к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания."
А многие хотели бы, только зачастую.... мы не нужны... не до нас там почему-то... Нужны общины. Кто их создаст кроме настоятелей? А нам надо!
Я о другом.
Первое. Как-то, на мой взгляд, не хорошо выступать с почином и просить себе послушание. Тем более, на клирос или в алтарь. Я считаю, что если будет надо - мне подойдут и скажут. Ну или пусть не мне, но как-то обозначат проблему, что не кому у нас в колокол звонить. Тогда будет извинительно предлагать свою помощь.
Второе. Есть приходы многолюдные, и алтарников много, и клирос заполнен. А где-то, может быть в соседнем приходе, читать не кому. И вроде как перейти в другой приход чуть ли не как измена. А ведь это все одна церковь. Может быть многолюдные приходы могли бы помочь? Речь же не о деньгах, речь о помощи.
Третье. Людей надо учить. Ну предложат мне в колокол звонить. А предлагают как? Подойдут и скажут - иди и звони. Но, наверное, хоть мало мальски научить надо, показать. Может быть к опытному звонарю на другой приход направить.
И четвертое. Самое печальное. Приходилось мне такое слышать: "Вот уйду я на другой приход, и уж там вызываться на послушания не буду. Пришел в воскресенье, помолился-причастился, свечку поставил - и ушел восвояси". Потому что кто больше на послушаниях помогает - тому и достается: то не так, другое не эдак. Сто раз подумаешь, может лучше двор мести, чем на тот же клирос.
Продолжение следует...
Спаси Господи нас и Россию