По ком звонит электронный колокол

У Сысоя. Художник: Александр Косничев
У Сысоя. Художник: Александр Косничев
При всей моей любви к Греции было во время пребывания там и нечто неприятно меня поразившее. Например, электронные колокола, которые тогда как раз стали «входить в моду». Вмонтирована в стену алтаря такая изящная коробочка, вроде пожарного или электрического ящика. В нужный момент подходит настоятель, нажимает на нужную кнопочку (а их там несколько на выбор) – и вот тебе: «Тум, туру-рум тум ту-дум…» или: «Тили-тили бом бом…» Ну и так далее… Помнится, настоятель тогда просто сиял от гордости, показывая это новоустройство митрополиту и его маститым спутникам. А меня взяла оторопь и тоска. Да, конечно, я понимал, что это удобно и четко… но ведь не живое это все, как ни крути… Не на-ше!.. И когда мы шли крестным ходом, под пугающе механические звуки этой «музыкальной шкатулки» не скакало мое сердце, как Давид перед сенным ковчегом, а в смущении ежилось.

На днях, в Светлую седмицу, на добрых посиделках у благочинного зашел между священниками разговор на ту же тему: о пользе (или не пользе) электрических колоколов.

И вот один из сторонников электронного звона (к слову, бывший музыкант) в какой-то момент воскликнул:

– А что я должен делать, если у меня в селе нет звонаря?! Ну нету и все…

И в этот момент я понял, что главная тема нашего разговора вовсе даже не электронные колокола сами по себе, а вот что: нет людей!

А куда они подевались? Нет, сейчас вопрос не о демографической ситуации, хоть и это тема больная, а о том, что крещеный люд спит беспробудным сном, словно он и некрещеный вовсе. И мы печально разводим руками: «Не идут-с». И покорно выписываем электронные колокола… Только вопрос: кого эти колокола порадуют, и вдохновят, и разбудят?

Храмы вроде бы полны… На праздник… Но заканчивается служба, и остается горстка прихожан, желающих и готовых содействовать доброму служению Церкви в миру, в служении людям. Более того, поворачивается иногда еще язык у крещеных нехристей обвинять Церковь в том, что она «мало чего делает». Так чьими руками должна благотворить и добротворить Святая Церковь? Руками все тех же прихожан преимущественно. И вот сколько их готово к такой работе – таков и объем реально совершаемого добра. А остальные все подались в «премудрые критики».

Для кого мы вообще строим храмы, для кого золотим купола, звоним в колокола? Для Бога, конечно: Его славим, Ему поем, Его благодарим! И вопрос даже не в том, какими средствами мы это будем делать, а именно в том, чтобы мы – крещеные люди, которых, как известно в нашем славянском мире большинство, – это делали, и делали широко, мощно, сознательно, радостно, во всех тех званиях и состояниях, в которые нас призвал Господь. Если у нас некому звонить, некому пономарить, некому петь – это «тревожный звонок» для нас, людей, считающих себя церковными, напоминание о том, что нужно просыпаться самим и как-то будить округу: умолять, убеждать, объяснять, вдохновлять… так, чтобы, Богу содействующу, наполнялись наши храмы добрыми пономарями, и звонарями, и певчими, и чтецами, и художниками, и дворниками, и профессорами, и архитекторами… и всеми, всеми, кто исполняет нашу благословенную землю, чтобы их труд был жертвой благоугодной Господу.

В том-то и дело священника, между прочим, чтобы отыскивать людей, привлекать их к церковной жизни – в самом широком смысле, воспитывать, обучать, изыскивать к тому средства и возможности. Тогда и колокольный звон будет действительно делом Божиим, пением души православной, души, прославляющей Творца! А электронные колокола… если они и поют, то поют о пугающей пустоте, о том, что нет «народу Божиему» дела ни до храма, ни до службы, нет дела до души, до жизни ее вечной. Вот в чем беда, а не в колоколах даже.

Больше того, я представляю себе легко такие электронные колокола где-нибудь на приходе, где действительно «не хватает рук». Но такая ситуация воспринимается именно как набатная, как тревожное свидетельство удаления людей от церковной жизни, призыв к более горячей молитве, к прошению о том, чтобы Господь «послал делателей на жатву Свою». Электронные колокола (вполне допустимые как временная мера) именно и должны считаться допущением, временной мерой, но никак не нормой, к которой можно и нужно стремиться.

Конечно, есть приходы, где не хватает людей, и велик соблазн установить там электронные колокола, электронный хор (а почему нет?), электронного чтеца (этот уж точно будет читать отчетливо и внятно). И вы только подумайте, как все будет благообразно и стройно в этом чудесном храме, как благолепно… Но вот в чем проблема. Все это подменяет собой пусть неказистое и неумелое, но живое и волнительное участие живых людей в служении живому Богу. И одного только «внимания» прихожан в данном случае недостаточно. Да, мы знаем, что Господь не нуждается в делах рук человеческих. Но мы, мы сами нуждаемся в делах этих рук, и ног, и связок… Душа наша нуждается в том, чтобы и тело послужило Богу, и именно с усердием и любовью.

Мы строим храмы. Это нужное и правое дело. Но храмы эти должны наполняться людьми, любящими Бога, верующими в Него и желающими Ему поработать со всяким долготерпением и смирением. И главная задача церковного клира сейчас – пробудить народ к этой полноценной и творческой жизни.

Это вообще отдельная и большая тема – делание в церковной жизни. Может быть, в силу того что священников десятилетиями старались отторгнуть, оттеснить от «гражданской жизни», мы утратили традиции церковного делания, активного участия мирян в церковной жизни, начиная с колокольного звона и заканчивая тем, что называют сегодня социальным или общественным служением. Вот к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания.

В одном из старых, дореволюционных еще, церковных журналов я как-то прочел статью об электрическом освещении в храме. И так там все убедительно было расписано в смысле, что не надо электричества, что и не поспоришь… И тем не менее, все мы видим, что получилось в реальности… Жизнь, и в то же время материальная, внешняя жизнь Церкви, меняется, и в этом нет ничего странного и предосудительного. Так что, конечно, отметать огульно все изобретения человеческого разума не стоит, но и осмотрительность и рассудительность нам тоже не помешают.

Возвращаясь к любимой Греции, скажу еще вот что: там вообще много нововведений, для нас неожиданных и даже странных. Например, в каждом храме там на престоле стоят микрофоны, и храм озвучен чудесно, так что священник у престола, произнеся возгласы вполголоса, предупредительно пододвигает затем микрофон следующему священнику. Но это еще можно понять и объяснить, потому что до людей в храме доносится именно живое, непосредственное служение, удобнее раскрывается его содержание и смысл.

То же и с колоколом. Хотя… К колоколу вообще на Руси отношение особенное – как к благовестнику… проводнику непосредственной и живой молитвы.

Так что средства служения Богу могут быть самыми разными, но главное – должно быть это повседневное, живое, непосредственное служение самых разных неравнодушных, добрых и воодушевленных верой людей.

К слову, придя впервые на греческую литургию и не обнаружив в алтаре ни вина, ни просфор, я изумился:

– Как служить будем?

– Так люди принесут, – отозвался как о чем-то само собой разумеющемся на мое изумление монах.

– А если не принесут? – спросил я.

Тут уже озадачился мой собеседник.

– Да не было ни разу такого, чтобы не принесли, – ответил он растерянно.

И вот этот эпизод о многом говорит, об отношении простых людей, прихожан к храму, об осознании своей ответственности за полноценную церковную жизнь.

Так что если в Греции устанавливают электронные колокола, то причина тому, уж будьте покойны, не в нехватке рук.

У нас же все обстоит иначе.

На днях мы пошли Пасхальным крестным ходом по селу, и вот примечательная картина. Стоят два мужичка с небритыми, слегка помятыми физиономиями. Стоят они, курят и разговаривают. По виду – наши, славяне. И не алкоголики, не опустившиеся какие-то личности, а нормальные, обычные мужички. И вот проходит мимо них крестный ход с крестом, хоругвями и иконами, священник (то бишь я) кричит этим добрым мужичкам: «Христос воскресе!» И знаете, какая следует реакция?.. А никакая! Они даже не поворачивают голов, продолжают курить и разговаривать между собой. И не подумайте, будто они не поняли, что это именно к ним обращен был возглас. Все они поняли, не могли не понять. Но просто проигнорировали пасхальное приветствие. И в переводе на русский язык это означает вот что (прости Господи!): «Какие-то придурки ряженые шатаются по селу, чего-то кричат. Чего на них внимание обращать?» Вот это позиция, к сожалению, еще многих и многих крещеных – я подчеркиваю, крещеных – людей. И это называется духовным омертвением в разной степени запущенности в разной вероятности исцеления. Духовная болезнь, которая сама себя не осознает до тех пор, пока не вступит в конечную, «острую» фазу. Но тогда, к сожалению, лечение бывает уже невозможно.

Что делать? Будем стараться в первую очередь молиться об исцелении нас, грешных, и этих несчастных, а потом и общаться с ними, потому что другого пути у нас нет.

Ну и напоследок еще одна зарисовка… В тот же день, перед самым крестным ходом, в том же селе понадобилось причастить на дому старушку. И вот в окружении ее среди всех соседей – «братьев-славян» никого не нашлось, кто бы согласился привезти на машине священника. Согласился только татарин. Ну, я уже потом только узнал, что этот человек татарин, а так, по обыкновению святых дней, садясь в машину, возвестил шоферу радостно:

– Христос воскресе!

Он помолчал секунды три, видимо размышляя о чем-то, а потом ответил уверенно:

– Воистину воскресе!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алевтина Викторовна12 февраля 2013, 00:35
Прочитала статью, и главный вопрос и в статье и в комментариях - что делать? Молится!
Пять лет назад меня попросили помочь студенту пединститута. Он был из деревни и ходил к нам, чтобы поработать в интернете. Он рассазал мне, что село у них до революции было очень большое, красивое. В селе на самом видном месте стоял храм, построенный вдовой барина, которрый жил в этом селе. Теперь этот храм почти разрушен, службы там не идут. И вот у этого мальчика возникло желание возродить храм. Он создал сай своего села, сделал чудесный филмь о нем, рассказал историю села, храма, просил о помощи. Но, конечно, никаких откликов небыло. А мой батюшка говорит: - молитесь! Нам удалось организовать субботник по очистке храма от мусора и в этот день приехал священник из райооного центра и отслужил молебен. Еще моя знакомая помогла этому мальчику попасть на прием к митрополиту нашей губернии, где он просил содействия у владыки. И на этом все как-то и закончмлось.
Прошло какоето время, и я узнаю, что благодаря сайту в интернете, зтим селом заинтересовался московский предприниматель. Приехал раз, приехал другой, а теперь живет в этом селе вместе с семьей, людям дал работу, мой знакомый студент уже закончил институт и работает в своей школе учителем, его отец работает (а не пьет как раьше), в селе отремонтировали школу, детский сад, и в планах стоит восстановление храма. И я поняла, молись, проси, трудись, стучи во все двери и ПОЛЕЗНОЕ ДУШЕ твоей Господь даст.
Храни вас Господь. Простите.
Ксения28 августа 2012, 23:46
Отец Димитрий, спасибо за статью.К нам домой приезжал монах из Оренбургской области. Он рассказал, что к ним в Храм на службу приходит всего лишь семь человек. Я спросила, может быть народу у вас мало. Нет говорит, две огромные деревни рядом, в одной из них построили большую Церковь. Ну, наверное, туда все люди ходят, отвечаю. Нет, говорит, и туда не ходят. А ходят к колдунам и знахарям, если проблемы какие-то случаются. Представляете мое удивление. Ну не хотят люди в церковь ходить и все тут! Им ближе насущные нужды, все земное. Не знаю, думают ли они о своей душе бессмертной, что дальше будет, после земной жизни. Вот такое духовное оскудение. Так что дело в самом человеке, в его стремлении к спасению, в его любви к Богу и ближнему, в его желании послужить Церкви, жертвовать своим временем, силами. Если этого нет в душе!, не заставишь человека жить по-христиански - с Богом.
Серега29 июня 2012, 16:38
Максим, ну кто к Вам пристает с ножом к горлу и требует денег? Священник или налоговая инспекция? Не хотите жертвовать на храм -- никто не заставит. Можете даже не заходить -- силой тащить никто не будет. А насчет того, чтобы питаться святым духом: раз Вы такой Учитель -- попробуйте с себя начать! Попробуйте без денег прожить хоть пару месяцев, да еще семью прокормить. Вот уж Вас, такого уверенного в своей правоте Учителя, уж точно Господь не оставит. Попробуйте. Не рискуете? Ну так и не осуждайте других за их слабости -- не нужно это совсем.
Надежда26 мая 2012, 10:11
максиму
Да, о десятине ни чего нет в Новом Завете.Однако,верующие люди продавали свои имения и приносили деньги к ногам апостолов.Вспомним деяния Святых Апостолов.Как Анания со своей женой Сапфирой утаили часть дохода от продажи своего имения...
И что с ними стало? Они умерли на глазах Апостолов.
И в том, что сейчас многие постоянно твердят,что их обирают в церкви,тоже есть лукавство. У меня есть много знакомых и родственников, которые имеют все- и квартиры с евроремонтом,и машины, и самые дорогие вещи... При этом, у них всегда не хватает денег на иконы,духовные книги, церковные требы.Именно такие люди ропщут по поводу дороговизны в церкви. Но есть люди, которые живут весьма скромно без евроремонта, машины,дорогих вещей... Зато в их доме прекрасная библиотека духовной литературы,много икон. Они ежегодно посещают Святые места, и в Храме не считают требы дорогими. Да так то уж на самом деле все это так дорого? Вовсе нет. Бабульки совсем старенькие ходят регулярно в храм,да еще и жертвуют тайно на нужды церкви.Им ХВАТАЕТ! А что вы хотите, чтобы иконы, книги, свечи - все это давали вам бесплатно? Но кто будет финансировать производство
этих вещей.
Мне кажется, что это элементарная ЖАДНОСТЬ! И ЗАВИСТЬ!
А вообще, Максим, не хотите, не жертвуйте в храм ни копейки. Вас же ни кто не заставляет. Каждому человеку СОВЕСТЬ подсказывает как поступить.
максим18 мая 2012, 15:06
Надежда,о какой десятине вы говорите? Апостолы не требовали никаких десятин! Нигде в апостольских посланиях об этом не сказано.Говорится там только о пожертвованиях по возможности,никакой обязаловки нет. И между тем,несмотря на то,что апостолы не торговали атрибутами церкви и не крестили за деньги,Церковь не нищенствовала! Почему? Потому что люди видели бескарыстие Апостолов и жертвовали не скупясь.А вы хатите мало того чтобы обобрать человека в церковной лавке,чтобы он ещё и даром денег дал.А на что он будет жить? Или вас заботит только жизнь батюшки? А проводить в церкви всякие эксперименты вообще кощунство и говорит о полном неуповании на Бога,отсутствие веры в него.
р.б.Иулия17 мая 2012, 12:01
Все правильно Вы, батюшка, написали! И боль Вашу разделяю.

А упоминание о татарине мне напомнило вот что - иногда с верующими мусульманками мне легче общаться на тему веры, чем с нашими крещеными соотечественниками.
Это даже не грустно. Это абсурд. Но такова действительность. Многие продолжают креститься и крестить детей, но сами, при этом, стороной обходят церковь. Обходят - потому что тяжело заставлять, понуждать себя молиться каждый день, ходить на воскресные и праздничные службы, и послушания выполнять... А как отклонился, но пустоту надо чем-то заполнить - и вот они - заботы житейские.

Так вот и еле теплится в нас вера - ни холодные мы, ни горячие - и что с нами такими делать?
Мы сами себе - укор и осуждение.
Надежда15 мая 2012, 17:46
Люди, да вы просто не понимаете о чем говорите! Мы обязаны содержать священников,и как можно лучше.Мы должны жертвовать на Храм десятину от своего дохода. Кто делает это? Поэтому приходится устанавливать размер пожертвований ,иначе церковь не выживет.В каком то храме сделали эксперимент, не устанавливать цены,а дать людям свободно жертвовать на содержание храма. И что вы думаете? Пожертвования были просто микроскопическими.А ведь наши священники больше ни где не работают,они живут только на наши пожертвования.И они служат нам! А мы вместо благодарности к нашим батюшкам только и делаем, что подсчитываем не многовато ли мы дали на Храм.
Недавно мне знакомая сказала:" Хотела купить книгу в церкви, но очень дорого".При этом, дома у нее евроремонт, недавно сменили мебель, полно всяких побрекушек и предметов роскоши...
А вот книгу купить,вишь,дорого! Что то тут не то,дорогие мои!
Подумайте над этим.
Людмила15 мая 2012, 11:48
Конечно, настоящий звонарь лучше электронного, но это не главное. Если человек хочет верить, ходить в храм, то он ходит и ему ничто не может помешать. Ни отдельные "плохие" батюшки, ни "злые бабушки", он ищет Христа и находит Его обязательно. А есть люди, которые всё время ищут негатив и в Церкви и в жизни, ну не умеют они видеть хорошее, что тут делать...
Александр Чеботарёв14 мая 2012, 00:43
Отец Дмитрий, Спаси Вас Господи !!!
Максим13 мая 2012, 17:00
Никто пинков в сторону Церкви не делает! И не надо считать добровольным пожертвованием,то на что назначили твёрдую цену! Бабка в церковной лавке не продаст вам дешевле и не отдаст даром то чем она торгует.Нет ничего нового,всё в истории повторяется:как в первое пришествие Христа торговали в Храме,всё это повторяется сейчас ,перед вторым его пришествием.И всё под благовидным предлогом,как тогда так и сейчас:на нужды храма!Ведь чем торгуют сейчас в храме -тем,что идёт в жертву Богу,и во времена Иисуса торговали в Храме тем,что идёт в жертву Богу.Паралелли не замечаете? Но мы все знаем как отнёсся к этому Иисус Христос.Зачем очень дорогие храмы если некому и неначто их содержать? Если маленький и бедный приход,можно в простом доме устроить храм,не нужны для этого хоромы!Но священики хотят росскоши:служить в шикарных храмах,ездить на дорогих автомобилях и т.д и т.п. Зачем вы закрываете глаза на очевидные вещи и пытаетесь закрыть глаза другим неся всякую чушь.В вас говорит неверие.Торгуйте лучше овощами на рынке,которые вы вырастили своими руками,а не дарами Святого Духа,которые принадлежат Богу ,а не вам!
алексей13 мая 2012, 12:13
Воистину воскресе!
печально правду слышать...
и радостно - спасибо за пинок в сторону церкви - потрудиться во имя Его
Максим13 мая 2012, 07:48
Хочу ответить на комментарий Александра, что священники вынуждены за всё брать деньги так как им нужно содержать семью. Ну тут уже неверие самих священников, неужели Бог оставит своего служителя и его семью без средств к существованию,если он служит Богу и людям бескорыстно?
Ирина13 мая 2012, 00:30
Здесь, на этом сайте, в рубрике "колонка главного редактора", в комментарии к статье "Как мы уходили в монастырь" - буквально глас вопиющего, вернее, вопиющей - Наталии Шокуровой, которая в отчаянии готова даже на смертельный, непоправимый грех - наложить на себя руки. Может быть, кто-то назовет кощунством, что я скажу, но мне кажется, что Наталии, когда она это писала, было глубоко безразлично, какие там колокола звонят. Я к чему это пишу: у меня тоже была такая проблема, что я тыкалась с ней по всем церквам, пыталась обращаться к разным батюшкам (а живу я не в деревне, а в большом городе, где много церквей). Так вот, все батюшки были вежливы - и только. Всем были глубоко безразличны и я, и моя проблема. Батюшки были озабочены, прежде всего, благоустройством Храма, какими-то текущими проблемами. Все они спешили, им было не до меня. В конце концов я просто возопила к Господу:"Милостивый Господь! Протяни мне руку помощи! Я погибаю!" - и помощь пришла, Господь все управил. Но я хочу сказать, что если в наших церквах будет Дух Божий - Дух Любви, милосердия, понимания,- все станет на свое место. И колокола будут правильные, и прихожане настоящие, и вообще все на своем месте.
Никита12 мая 2012, 23:48
Андрею. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ты не смущайся — не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, — не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».
Я знаком с приходской жизнью. Церковь живет в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов: за электричество, воду, отопление (в холодные месяцы). На какие деньги покупать муку для просфор, делать ремонт, приобретать церковную утварь, облачения? А на какие средства содержать священника, бухгалтера, сторожа, уборщиц? Или Вы думаете, что священник может не кормить своих детей? Андрей! Можете сказать, какими ежемесячными пожертвованиями поддерживаете Вы свой приход, чтобы он мог справляться с затратами?
Алексий10 мая 2012, 22:28
Я считаю проблемы нет никакой. Храмы открыты для всех. Есть Евангелие, есть возможность исповедоваться и причастится, есть возможность вести работу над собой. Именно изменять себя а не вокруг себя в соответствии с Евангелием. Я в свой Храм ходил, наслаждался колокольным звоном, и не знал, что колоколов нет. А на звоннице подвешены обрезанные кислородные баллоны и ударяют по ним молотками. И в ближайшем монастыре нет колоколов, а все те же баллоны. И хор два три человека. А была радость для нас приезжал монах петь на клиросе, так он один заменял весь хор. Так пел, что сердце трепетало. Он уехал, а память до сих пор осталась.
Всем мира душевного. Христос Воскресе.
Андрей10 мая 2012, 13:15
Комментарий комментария Максима.
Не в священниках дело. А также не в оплате треб, свечей и т.п. А в отношении некоторых людей к Богу сегодня. Просто многие забыли, что общение с Богом в храме – естественная потребность человеческой души. Пока чувствуют только потребность в деньгах, которые добровольно и с радостью тратят на холодильник и на то, чтобы их обманывали сектанты, псевдо-психологи и т.п. ребята. Вот последние, действительно, заинтересованы только в деньгах. А когда останутся без штанов, тогда почувствуют потребность в Боге, вот тогда и придут в храм. И будут молиться. И радоваться, когда для Бога хоть что-нибудь сделают.

Проблема в современных священниках. Вы хотите чтобы народ что-то делал для храма бесплатно,а сами дерёте за всё деньги! А ведь Иисус сказал:"даром получили-даром давайте". А вы дары Святого Духа продаёте за деньги.Это называется симония.Люди чувствуют фальш и не идут в храм.Вы служите не Богу,а злотому тельцу и мамоне.Бича на вас нет!Служите Богу бескорыстно,и люди толпами пойдут в храм и церкви не будут иметь ни в чём нужды.Не назначайте цен за требы-вы не в магазине!
р.Б. Андрей10 мая 2012, 07:24
иерей Димитрий, я тут перепрочел свой комент,да уж, тот я еще комментатор )), мысли были быстрей, чем печатал текст, поэтому пару слов пропустил и слегка не донес то, о чем хотел сказать, но это и не важно, а вот одно то, что Вы читаете комментарии на свою статью .....
ПРОСТИТЕ МЕНЯ, храни Вас Бог.
Сергий 9 мая 2012, 21:37
Христос Воскресе!
В храме, где я пою в хоре, существующих проблем нет, не смотрят на то, что храм деревенский и добраться туда непросто. У нас на службе используются только свечи (без электрического света), основной хор состоит из 6 мужчин (поем знаменным распевом, может петь почти любой), а звонить умеют трое. После службы мы вместе трапезничаем, многие общаются семьями. Так что возможно решить все вышеуказанные проблемы, если захочет настоятель, конечно, с Божьей помощью.
Вячеслав 9 мая 2012, 10:19
Колокола механические, электронные? Царствие Божие внутрь вас есть! Заботесь о правде Божией и Царстве Его. Блажени нищии духом, чистии сердцем, алчущии и жаждущии правды, милостивии... Аминь!!!
Александр 9 мая 2012, 09:31
Максим, большая часть, думаю, служит бескорыстно. Только ведь многим чад своих и кормить и растить за что-то надо. А "взятки" (хотя я лично таких священников не встречал) возможно упираются в туже проблему: люд если и идет, то в массе своей сам(как в Греции) не несет ничего. А если не несет, то каким образом "нужда" исчезнет?
Максим 8 мая 2012, 16:23
Проблема в современных священниках. Вы хотите чтобы народ что-то делал для храма бесплатно,а сами дерёте за всё деньги! А ведь Иисус сказал:"даром получили-даром давайте". А вы дары Святого Духа продаёте за деньги.Это называется симония.Люди чувствуют фальш и не идут в храм.Вы служите не Богу,а злотому тельцу и мамоне.Бича на вас нет!Служите Богу бескорыстно,и люди толпами пойдут в храм и церкви не будут иметь ни в чём нужды.Не назначайте цен за требы-вы не в магазине!
Антонина 8 мая 2012, 13:10
Михаилу. Бог дает нам знать что он есть каждую секунду, по меньшей мере тем, что мы живы. А Вам что гром среди ясного неба нужен?
Екатерина 7 мая 2012, 23:07
по-моему, надо не стесняться людей приглашать трудиться на приходе. некоторые сами догадываются предложить помощь, но таких мало. например, у нас на приходе человек 5-7 активно работают: в больнице, в детском приюте, с малолетними правонарушителями, помощь в храме, на огороде (кормим бездомных).. в этот раз написали объявление для всех прихожан с просьбой о помощи. провели уже 3 "субботника" по благоустройству территории.Слава Богу народ откликнулся! Есть надежда, что молитва и общий труд объединит большее число людей вокруг добрых дел.
Мария 7 мая 2012, 22:15
В мегаполисах обратная проблема - прихожане рады бы чем-то помочь, но звонари есть, чтецы есть, алтарники есть, на клиросе тоже люди есть.(они могут плохо петь и читать, но все равно их годами не меняют в иных местах)
Ты только и нужен как пресловутый жертвователь, опускающий в кружку денюжку и задающий как можно меньше сложных вопросов.Отчасти это вызвано острой нехваткой священников в мегаполисах - так как исповедоваться приходит очень много людей и при такой толпе на тебя, -в лучшем случае,- минуты две уйдет.О том, чтоб со священником пообщаться вне службы - зачастую даже и не мечтай.
В лучшем случае есть какие-нибудь курсы при храме, где ты пришел, лекцию послушал и тут же ушел, какое там построение общины.
Где-то есть возрастной ценз - вот это у нас для детей - праздники 10 раз в год, общение и т.д., вот это для молодежи до ... лет, это для многодетных или просто для людей с детьми. А одинокий человек среднего возраста, каких много в наших храмах, остается почти ни с чем.Потому что он не молодежь, и не многодетный.Ему обычно некуда себя деть в приходе мегаполиса, он бы и хотел быть может что-то сделать, да нет повода.
Приходы, где ты находясь в среднем возрасте и не при детях, можешь как-то участвовать именно в приходской жизни - не в помощи бомжам, для чего еще не у каждого сил хватит - единичны.




Мария 7 мая 2012, 20:40
В мегаполисах обратная проблема - прихожане рады бы чем-то помочь, но звонари есть, чтецы есть, алтарники есть, на клиросе тоже люди есть.(они могут плохо петь и читать, но все равно их годами не меняют в иных местах)
Ты только и нужен как пресловутый жертвователь, опускающий в кружку денюжку и задающий как можно меньше сложных вопросов.Отчасти это вызвано острой нехваткой священников в мегаполисах - так как исповедоваться приходит очень много людей и при такой толпе на тебя, -в лучшем случае,- минуты две уйдет.О том, чтоб со священником пообщаться вне службы - даже и не мечтай.
В лучшем случае есть какие-нибудь курсы при храме, где ты пришел, лекцию послушал и ушел, какое там построение общины.
Где-то очень есть возрастной ценз - вот это у нас для детей - праздники 10 раз в год, общение и т.д., вот это для молодежи до ... лет, это для многодетных или просто для людей с детьми. А одинокий человек среднего возраста, каких много в наших храмах, остается почти ни с чем.Потому что он не молодежь, и не многодетный.Ему обычно некуда себя деть в приходе мегаполиса, он бы и хотел быть может что-то сделать, да нет повода.




Лилия 7 мая 2012, 18:38
Христос Воскресе!
Отец Дмитрий, спасибо Богу, спасибо Вам, за всё что Вы делаете для нас - обычных мирян, что бы увеличить и приумножить в нас веру и любовь друг к другу. Спасибо всем людям, которые работают, что бы создать этот сайт, который, в свое времья поможет каждому, кто будет в данный момент нуждаться в этой поддержке, кто будет искать Бога всей душой. Спаси Господи!
р.Б. Наталья 7 мая 2012, 15:08
А мне кажется, что вся проблема в воспитании. Прежде русские люди с молоком матери впитывали христианское воспитание, потом была школа с Законом Божьим. Вся жизнь проходила вместе с церковью: крещение, венчание, регулярная исповедь и причащение. Я читала, что русские купцы ни одного дела не начинали без молитвы в Церкви, а потом благодарили и даровали большие суммы денег на постройку новых церквей. Ныне Россия не та, даром Союз безбожников не прошел для нашего народа. А что касается внутренних проблем церкви (для отдельных приходов), так и их нужно решать всем крещеным миром и самой церковью. Мне кажется, большое подспорье - монастыри и послушники и послушницы. Раньше в одной Москве сколько было монастырей, - потому и был малиновый звон по всей Первопрестольной.
Андрей 7 мая 2012, 14:25
Помоги Господи всем всечестным отцам в их миссионерско-катехизаторском служении! Ведь, "каков поп - такой и приход", как говориться. Но временя тяжелые, надо заметить. В духовной жизни. Ведь народ не хочет молиться. Причины - в Писании.
Сергий 7 мая 2012, 14:15
Я представил себе такой храм - зашел священник,нажал кнопочку и программа заработала - все четко,все в свое время…но души-то нет.Страшно в таком
пустом храме,в котором все поется и читается,а молитвы нет…Компьютер что-ли молиться будет? Нет,храм это последнее место,где электроника заменит человека.И когда это
случится - придет конец.Если человек даже молиться сам не сможет - зачем и кому он нужен?В храме нужно до последнего беречься от замены человеческого труда.Здесь труд
является жертвой.Здесь самый знатный должен взять сам лопату и сам вскопать,сам прополоть,сам подстричь изгородь…Здесь труд обожествлен и показывает,что человек
готов понести тяготы и неудобства труда для Бога.
А вся электроника,призванная "повысить производительность" здесь неуместна.
Михаил 7 мая 2012, 13:52
У В.И.Даля приведены две пословицы» «Поп в колокол, а мы за ковш» и «Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку». Может быть, за ерничаньем скрывается смущенная и страдающая слабая грешная душа? А вот другие слова: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». Их автор – Иона, митрополит Ростовский, строитель ростовского кремля и местоблюститель патриаршего престола вместо опального Никона. По заказу Ионы мастерами были отлиты 13 колоколов. Иерарх написал об этом в одном из своих частных писем. Не хочу комментировать эти слова князя церкви. А лучше приведу ещё слова одного французского епископа конца XVIII века. Они подходят и для ситуации с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя, и для равнодушия сельских жителей к крестному ходу. «Дай нам Бог время от времени видеть хоть какое-нибудь кощунство! Это доказывало бы, что о нас, по крайней мере, думают. Но нам забывают даже оказывать неуважение!»
Jekaterina 7 мая 2012, 11:29
Запомнилось впечатление от звона в монастыре - монахини молились и перед тем, как звонить - как положенно перед выполнением послушания, и во время звона старенькая монахиня приговаривала какой-то стишок-молитовку, что-то простенькое, детское про "приходите в храм молиться", слова, к сожалению не запомнились, да и монахиня та - из тех, что прожила более полувека при незакрывавшимся в нашем крае монастыре, давно почила в Бозе, а вот впечатление, что звон - это дело молитвенное осталось. Больно такое утратить.
Просто Анна 6 мая 2012, 22:53
Какие прихожане, такие и колокола. Прихожане виртуальные, е-мейл-духовничество, колокола электронные. Я сама такая и считаю это соответствие справедливым. Лучшего мы не достойны. Конечно, нормальным прихожанам обидно, но это для них повод не спать, а действовать, выучиться на звонаря несложно.

Вот какие времена, искуство живого звонаря на приходе слышать ещё и не всякий сподобится. 20 лет назад это только нефанерного иконостаса касалось...
Сергий 6 мая 2012, 10:33
Ну так батюшки на джипах разъезжают, вместо того, чтобы заниматься проповедью, вот и нет желающих...
Вячеслав 6 мая 2012, 05:17
Здравствуйте Священник Димитрий! Спасибо Вам за Ваш труд. Прошу меня простить. Не зря на месте колокольного живого звона в который звонарь вкладывает свои чувства и эмоции появляется звон "электронного колокола" работающего при помощи без чувственного механизма, и заметно сильное расхождение во мнениях. Рас уж так сложилось с течением времени, то начну всеми силами изменять себя, чтобы изменить этот Мир к лучшему для тех кому Он кажется жесток.
Марина Ю.Р. 6 мая 2012, 01:25
Вот что захотелось написать: большое спасибо этому сайту!

Благодаря Вам я узнала, что есть такие священники, как отец Дмитрий Шишкин и протоиерей Андрей Ткачев.
Их статьи снова и снова заставляют задуматься, зачастую содержат неожиданный взгляд на привычные явления и радуют тем, что есть (хоть и через Интернет) возможность услышать живое слово священника, у которого душа болит за свое дело.

Побольше бы таких неравнодушных батюшек на всех приходах!
Глядишь, и мы, прихожане, тогда перестанем стесняться и решимся предложить свою скромную помощь в общее дело.
Марина 6 мая 2012, 01:07
Ездили на Светлую седмицу в Италию, и везде, где слышали русскую речь, обращались со словами:Христос Воскресе!Люди радостно отвечали:Воистину Воскресе!
Но в одном месте, в галерее Уфицци, где тоже услышали русскую речь, на восклицание о воскресшем Христе был неожиданный ответ:"Да не собираюсь я вам отвечать!"Это к примеру о равнодушных мужичках.
Помоги Боже этим людям обрести Тебя и себя!

Кстати, когда там у них, в соборах начинали звонить электрические колокола,ощущение пустоты не покидало. И звук, сродни железом по стеклу, до сих пор как вспомню, так вздрогну опять.
И вдруг Ваша статья, словно в тему, об этом.
Батюшка, не обращайте внимания на злые комменты, многие читатели согласны с Вами, просто не у всех есть возможность об этом написать.
Александр из Минска 5 мая 2012, 21:29
Электронный колокол,эта синтетика уж точно не может проникнуть в душу, это бутафория, это не наше. Там где есть хоть маломальская возможность, этого нужно избегать. Сложно осуждать те церкви с малюсеньким приходом, в том, что они устанавливают такую синтетику, может быть и лучше так, чем никак, не знаю, но это не очень хорошо. Куда полезнее звон одного небольшого колокольчика с неумелым звонарем, чем красивые колокольные звоны динамика.
Вера 5 мая 2012, 16:07
Андрею и Михаилу (хотя тексты у них вроде разные...) Если религия (то бишь, вера)исчезнет, то это - конец света. В Евангелии сказано: "Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" ( Лук.18:1-8)А собственно, чего Вы ждете от Бога? Как ОН должен "доказать", что Он есть и нас слышит? По-моему, уже одно то, что мы еще живы и по земле ходим - уже есть доказательство.
И еще. Как же мы сердцем очерствели, если не чувствуем в статье о.Димитрия той боли, которую он буквально выплакал нам! Всем-то иы недовольны: и священниками, и храмами... Может быть, попытаемся собой быть недовльными? Вообще-то есть один-единственные способ улучшить этот мир - начать с себя...
Спаси Вас Господи, батюшка, за Вашу боль, за Вашу искренность, за Вашу стойкость и простите нас за то самое окаменное нечувствие...
раб Божий Павел 5 мая 2012, 16:02
Христос воскресе!
Вера в русском народе была, есть и будет!
И у простых людей и у интеллигенции. В нас это не высечешь и не выжгешь ни чем!
Спаситель сказал: "Я пришел (подчеркиваем) ПРИШЕЛ, не к здоровым, а к больным" (мытарям, блудникам, разбойникам, язычникам и т.д.) и Святые Апостолы что делали??? тоже шли к людям будучи побиваемы и истязаемы.
Сегодня в метро посчастливилось встретить священнослужителя, как положено в полном облачении, с портфелем и четками. Он присел со мной рядом и стало легко и спокойно на душе, мы с ним проехали буквально одну остановку, я только попросил помолиться за мою дочку и все, когда выходил из вагона слезы просто сами подкатили, еле сдержался. До сих пор это состояние душевного спокойствия со мной. Спаси его Господь!
Статью эту прочитал накануне и очень много чего хотелось написать почему мужики курят и в храмы не ходят.
Слава Богу за все!
свящ. Иннокентий 5 мая 2012, 14:20
Я думаю, что вопрос о "качестве" прихожан поднят уместно, но вот при чем тут механические колокола!? Колокола, это всего лишь средство, я и рад бы их поставить на наш храм, но для нас это слишком дорогое удовольствие. А вот с прихожанами действительно беда, сейчас дачная пора, так вообще никого не затащить на службу, для многих огород это серьёзное подспорье овощами на год, т.к. район у нас "депрессивный" - работы нет, 6 тыс. руб. считается хорошая зарплата, молодежь уезжает в мегаполис, пенсионеры советской безбожной закалки, даже за деньги трудно найти человека для помощи в храме. Большинство воспринимают христианство как язычники: приходят в церковь 2 раза в жизни - покреститься и на отпевание, вот такая невеселая шутка. Но однозначно сказать в чем причина, я не могу.
р.Б. Андрей 5 мая 2012, 12:46
Не здорово, когда и в святом месте,..."под фанеру",..такие дела!... Христос Воскресе!!!
иерей Димитрий 5 мая 2012, 12:10
Ответ р.Б. Андрею (часть 2):

>Такое впечатление, что статья мирянина... сплошной негатив. Негатив (зло) негативом (злом) не победить.

Негатив, Андрей, то, что творится с нами и если священники будут об этом молчать, то очень скоро этот «негатив» окончательно превратится в норму. Вы этого хотите? Я тоже нет.

>Раз уж начал писать, есть вопрос: может кто знает, где граница между ОБЛИЧАТЬ и СУДИТЬ?

Давайте будем стараться не судить, да и всё тут. Вот Вы меня простите, если я кого-то осудил и этим Вас огорчил.

>Почему в священом писании говорится не называть никого ОТЦОМ, кроме ОТЦА НЕБЕСНОГО, а мы называем священников? только без философий, как учит нас Сын Божий.

Как можно понять, Вы не желаете называть отцами священников. Так и не называйте! Есть замечательные другие слова: «иерей», например, или тот же «священник». Но если у кого-то открывается сердце и он человека «рождающего его во Христе» называет с любовью отцом или даже батюшкой, то не судите его за это! Господь не запрещает сыновние чувства, как к телесным, так и к духовным родителям, но только призывает не забывать о Едином Отце. Поэтому и пишет апостол Павел: "Я родил вас во Христе Иисусе” (1 Кор. 4, 15). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: “У вас тысячи наставников но не много отцов” (1 Кор. 4, 15).
иерей Димитрий 5 мая 2012, 12:09
Ответ р.Б. Андрею (часть 1):

Добрый день Андрей! Простите, если я Вас чем-то огорчил, но позвольте и Вам задать несколько вопросов:

>Это для священника Шишкина...

Андрей, меня зовут Дмитрием и, кажется, об этом сказано в конце статьи. Или панибратство считается у Вас признаком хорошего тона?

>Татары, тоже крещенные люди, а среди славян есть атеисты.

Вы много видели крещёных татар? Я нет, хоть и живу в местах их «компактного поселения». То, что среди славян попадаются атеисты – это правда, но какое это имеет отношение к статье?

>Становящиеся на путь к богу не таких ждут статей от пастырей, да они нехрести, хоть и крещенные и делают робкие первые шаги..... БАБАХ статейка эта....

Андрей, а в чём заключаются "первые робкие шаги", если человек на приветствие "Христос Воскресе!" ни то, что не отвечает, а сигарету изо рта не вынимает? Здесь-то и суждения никакого нет, просто констатация факта. Дай Бог, чтобы Вы поступали иначе.

>Где любовь, покаяние, смирение, достойное несение креста?

Очень важные и хорошие вопросы, особенно когда задаёшь их сам себе. Кроме того, Андрей, если Вы взрослый человек, а не инфантильный юноша, то должны понимать, что любовь как раз и бывает требовательной и строгой, а без этого остаётся одна разлагающая вседозволенность.
Татиана 5 мая 2012, 09:20
Спасибо Вам, батюшка, за статью. Статья заставляет вновь задуматься об отношении к Святой Церкви. Как же мы все были отлучены от Церкви и от Бога в советское время.
р.Б. Андрей 5 мая 2012, 08:33
А ВОТ ЭТО, ВЫ ИЗДЕВАЕТЕСЬ, ЧТО ЛИ????

....На днях, в Светлую седмицу, на добрых посиделках у благочинного зашел между священниками разговор на ту же тему: о пользе (или не пользе) электрических колоколов....

РАЗГОВОР между людьми по одной и той же теме, но с различными точкам зрения в миру называется СПОР, хотя это были священники....

Из личного опыта: когда первые разы начал посещать церковь, к сожелению не на службы, а так один, ставил свечи, молился, Бог меня привел, я впитывал, я менялся...

Подходит ко мне настоятель прихода, не помню с чего начался разговор, помню только слова его ....БЕЗБОЖНИКИ, ХОДЯТ СВЕЧКИ ТЫЧУТ И КРИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕД ИКОНАМИ... у меня всё оборвалось внутри и продолжает ....СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ КРЕСТИЛ, А ХОДИТ ТОЛЬКО ЧЕТВЕРО....
я его простил за его слова в адрес мирян, зла я не держу на него, рана осталась только в душе, не могу передать свои эмоции текстом, но с тех пор я больше не хожу в тот приход, молюсь килейно, редко хожу в другой храм, никогда больше не поднимаю на священника глаза в надежде, что не встречусь с ним взглядом и на то, что он не заговорит со мной, и не выдаст, что нибудь в этом же плане.
Господи Иисусе Хресте, сыне Божий, помилуй нас.
Светлана 5 мая 2012, 08:23
ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ! Мы просим на вечерних молитвах чтобы Господь избавил нас от этого.Что может вывести человека из этого состояния окамененного нечувствия? Не знаю! Люди сейчас поглощены служением "золотому тельцу",а церковь и все, что происходит в ней ,кажется несерьезным, ненужным, недостойным.
Меня потрясла история с крестным ходом. Ведь когда идет крестный ход,великая благодать! А стоящие мужчины не удостоили своим вниманием это событие, не ответили на Пасхальное приветствие...А просто эти вещи для них ни чего не значат.
К сожалению,таких людей сейчас большинство.
Сергей 5 мая 2012, 08:20
Очень печально, но как видится мне, обычному человеку, дело в крещёных нехристях а в том, что большая часть крещены по принципу -мы русские, значит надо крестится. Моё пожелание всей церкви православной - проповедовать начать, начать миссионерство здесь, в своей стране.Христос Воскресе!!!!
р.Б. Андрей 5 мая 2012, 08:10
будут краток, т.к. на работе.
это для священника Шишкина .....Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".... ссылка на эту статью http://days.pravoslavie.ru//Life/life916.htm
второе: татары, тоже крещенные люди, а среди славян есть атеисты
третье: становящиеся на путь к богу не таких ждут статей от пастырей, да они нехрести, хоть и крещенные и делают робкие первые шаги..... БАБАХ статейка эта.... где любовь, покаяние, смирение, достойное несение креста? такое впечатление, что статья мирянина... сплошной негатив. Негатив (зло) негативом (злом) не победить.
раз уж начал писать, есть вопрос мож кто знает, где граница между ОБЛИЧАТЬ и СУДИТЬ? почему в священом писании говориться не называть никого ОТЦОМ, кроме ОТЦА НЕБЕСНОГО, а мы называем священников? только без философий, как учит нас Сын Божий
Елена 4 мая 2012, 23:04
Очень понравилось! Только вот на что бы обратить внимание:
"...к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания."
"В том-то и дело священника, между прочим, чтобы отыскивать людей, привлекать их к церковной жизни – в самом широком смысле, воспитывать, обучать, изыскивать к тому средства и возможности."
"...к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания."
А многие хотели бы, только зачастую.... мы не нужны... не до нас там почему-то... Нужны общины. Кто их создаст кроме настоятелей? А нам надо!
Наталья 4 мая 2012, 22:44
Да, что тут скажешь. Будить надо и просыпаться тоже надо. Нашу работу за нас никто не сделает.
р.Б. Наталия 4 мая 2012, 22:33
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!!!Прочитав статью об электронных колоколах,я полностью согласилась с отцом Димитрием,что это звучание механическое,холодное,неживое и даже раздражительное,простите меня.Не более,чем три дня назад,я поехала в Петергоф,чтобы впервые посмотреть и побывать в храме Петра и Павла.Собор-великолепен и величествен ,несомненно.А когда я его обходила вокруг,фотографируя,то услыхала какой-то непрывно продолжающийся звук.Я заинтересовалась этим непонятным звучанием и пошла по его направлению,в сторону фонтанов.И там ,в начале,был музей,на верху которого я увидела колокола.И только тут я поняла,что металический звук-мелодия-электронная-звучала отсюда.Неприятное впечатление,которое никогда не сравнится с колокольным истинным звуком,который льется малиновым звоном,трогая и заставляя радоваться сердце.Спаси Господи!
Анатолий 4 мая 2012, 22:23
Спаси Господи за интересную статью. Грустно только , больно и обидно за нас . В нашем селе почти тоже самое .
Никита 4 мая 2012, 21:48
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служением миру. Господь сказал: Всяк делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету (Иоан. 3, 2). Ныне все всею душою устремились к разврату, назвали его „наслаждением жизнью”, - и пребывание в христианстве, возвращение к христианству сделались невозможными для человечества. Для того и другого необходимо всецелое оставление разврата, всецелое подчинение себя строгой христианской нравственности. Она воспрещает не только блуд, но и все, что приводит к блуду, чем внедряется в душу сладострастие, как то театры, плясания, карты и прочие игры сатанинские, языческую литературу: оно требует полного отречения от ветхого естества (Лук. 14, 26) ...Отречение для всех служителей алтаря от почестей и занятий мира сего».
Максим 4 мая 2012, 19:46
Да далеко ходить не нужно в Троице-Сергиевой Лавре недавно был там тоже нашего народу не очень много как мне показалось, а вот иностранцев просто тьма со всех сторон тебя окружают итальянцы толи японцы толи китайцы а рядом говорят по американски фотографируют улыбаются о чем то думают, а наши где непонятно.
Михаил 4 мая 2012, 19:04
Продолжение
Я о другом.
Первое. Как-то, на мой взгляд, не хорошо выступать с почином и просить себе послушание. Тем более, на клирос или в алтарь. Я считаю, что если будет надо - мне подойдут и скажут. Ну или пусть не мне, но как-то обозначат проблему, что не кому у нас в колокол звонить. Тогда будет извинительно предлагать свою помощь.

Второе. Есть приходы многолюдные, и алтарников много, и клирос заполнен. А где-то, может быть в соседнем приходе, читать не кому. И вроде как перейти в другой приход чуть ли не как измена. А ведь это все одна церковь. Может быть многолюдные приходы могли бы помочь? Речь же не о деньгах, речь о помощи.

Третье. Людей надо учить. Ну предложат мне в колокол звонить. А предлагают как? Подойдут и скажут - иди и звони. Но, наверное, хоть мало мальски научить надо, показать. Может быть к опытному звонарю на другой приход направить.

И четвертое. Самое печальное. Приходилось мне такое слышать: "Вот уйду я на другой приход, и уж там вызываться на послушания не буду. Пришел в воскресенье, помолился-причастился, свечку поставил - и ушел восвояси". Потому что кто больше на послушаниях помогает - тому и достается: то не так, другое не эдак. Сто раз подумаешь, может лучше двор мести, чем на тот же клирос.
Михаил 4 мая 2012, 19:03
На самом деле, много проблем. О том, что русские мужички в храм не ходят - не буду. Может быть, это болезнь крестьянства - пристрастие к земному, зримому. Излишний практицизм. Хотя, как их осуждать - времени нет голову поднять, чтобы себя и семью прокормить. От этого и руки опускаются, и пьянство от этого. Выпил - и ничего не надо, и совесть не мучает.

Продолжение следует...
Владимир 4 мая 2012, 18:47
Отец Димитрий, не дай Бог нам в России электронные колокола. Я думаю если приглашать на приходах на учение колокольному звону не только взрослых но и молодых людей, то проблема звонарей будет решаться. Но кто на местах учить то будет!
Спаси Господи нас и Россию
anonymous 4 мая 2012, 18:43
Я думаю,если предложить хорошую зарплату, то работники найдутся.
АННА 4 мая 2012, 17:37
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! О. ДМИТРИЙ ВЫ ПОДНЯЛИ ВОПРОС ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ! А ВЕДЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, ЭТО НАШЕ ОКРУЖЕНИЕ, НАШИ БЛИЗКИЕ.... И СКОРБЬ, И ПЕЧАЛЬ, И СЛЕЗЫ - ИНОГДА ВТАЙНЕ.... А КАК ИХ ПРОБУДИТЬ? ЕСЛИ НЕ ХОТЯТ, ИМЕЮТ НА ВСЕ СВОЕ МНЕНИЕ В НАШ ВЕК "ПРОСВЕЩЕННЫЙ"..... СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ!!!
Михаил 4 мая 2012, 16:21
Честная статья. На западе Европы храмы уже пустые. И в Шотландии, и в Швейцарии. Может быть, дело в том, что всё-таки религия (вера в Бога) есть то, что возникло у людей в ходе эволюции общества в связи с определёнными потребностями, возможностями, условиями и культурным уровнем людей и потому есть исторический феномен, то есть она может слабеть и когда-то исчезнуть? Может быть, ситуация в России осложняется ещё и тем, что люди живут плохо, а Бог им (нам) не помогает.Кричи в небо или не кричи, а молча молись в церкви, а жизнь всё такая же горькая. У нас в Новосибирске построен очень красивый храм Святых Новомучеников Российских (ул.Немировича-Данченко, 120/1. Я, хотя и неверующий, но иногда, когда особенно тягостно, прихожу в него и просто стою или сижу в этом светлом нерасписанном храме. Но в него идут единицы, а многие-многие тьмы едут мимо в магазин "МЕГА". Горькая правда в том, что моллы суть храмы современного человека. Не знаю, может быть, религия исчезнет потому, что человеку так и не стало легче жить, а Бог никоим образом не даёт нам знать, что он есть.
Наталья 4 мая 2012, 16:18
не дай, Господи, так очерстветь душой
раб Божий Димитрий 4 мая 2012, 16:17
Христос воскресе! Второй год читаю на сайте статьи о. Димитрия и радуюсь тому, что он находит время для творчества. Пишет о том, чего многие современники не замечают (или не хотят замечать). Укрепи его Господи!
Сергей 4 мая 2012, 16:00
Звонить некому плохо, мужики курят и не обращают внимания тоже нехорошо. А я вот который год подряд в разных храмах нашего областного центра, который год подряд не слышу на пасхальном крестном ходу не слышу пения "Воскресение твое Христе Спасе..." от простых людей. Траурная процессия. Поминки, а не Воскресение Христа. Тишина, стоят иждут когда в храм войдут. Слов не знают? Петь стесняются, за дурачков сойдём? Вот поди и разбери.
Евгений 4 мая 2012, 15:26
Да, грустно как-то...видел такую штуку на колокольне в Почаевской Лавре, а что делать...?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×