Русская Православная Церковь ХХ век
3 марта

""1905 год – Государь император Николай ІI подписал манифест, призывающий к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего, в искоренении крамолы и в противодействии смуте внутренней.

«…Непрестанно помышляя о благе народном и твердо веруя, что Господь Бог, испытав Наше терпение, благословит оружие Наше успехом, Мы призываем благомыслящих людей всех сословий и состояний, каждого в своем звании, на своем месте, соединиться в дружном содействии Нам словом и делом во святом и великом подвиге одоления упорного врага внешнего, в искоренении в земле Нашей крамолы и в разумном противодействии смуте внутренней, памятуя, что лишь при спокойном и бодром состоянии духа всего населения страны возможно достигнуть успешного осуществления предначертаний Наших, направленных к обновлению духовной жизни народа, упрочению его благосостояния и усовершенствованию государственного порядка» (из манифеста).

Весной 1947 года – Решением ЦК ВКП (б) официально прекратил свою деятельность Союз воинствующих безбожников.

Функции Союза переданы новообразованному Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний.

"А.
А. А. Жданов
Тогда же Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) начало подготовку к ужесточению религиозной политики советского руководства и первой своей мишенью выбрало Совет по делам Русской Православной Церкви. Сегодня мы еще не знаем всех потайных пружин этого процесса. Возможно, не последнюю роль здесь играла закулисная борьба за власть в ближайшем окружении И. В. Сталина. Курировавший сферу идеологии секретарь ЦК ВКП (б) А. А. Жданов пытался распространить свое влияние на относительно независимый от высших партийных структур Союз воинствующих безбожников. Союз, которым руководили ставленники Л. П. Берии — В. Н. Меркулова — группы в партийно-государственном руководстве, конкурировавшей с «ленинградской группой», лидером которой был Жданов.

А может быть, дали себя знать и объективные тенденции послевоенного развития СССР, выразившиеся в стремлении партийной номенклатуры (в том числе республиканского и областного уровня) вернуть себе лидирующие позиции. Как бы то ни было, с этого времени Совет по делам Русской Православной Церкви все больше подпадает под влияние идеологических структур партии. В период правления Сталина этот процесс не найдет своего завершения и достигнет апогея лишь во времена хрущевских гонений. Характерно, что с 1947 г. в правительстве Совет начинает курировать не отвечавший за внешнеполитическую сферу В. М. Молотов, а другой зампред Совмина — К. Е. Ворошилов, возглавивший в это время правительственное Бюро по культуре.

"Настоятель
Настоятель Успенского собора города Тарту протоиерей Алексий Ридигер. 1957 г.
1961 год – Протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг.

Постриг был совершен в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

21 августа 1961 г. иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита.

(В Книге «Русская Православная Церковь ХХ век» авторы отдельно выделяют этапы жизни и деятельности русских патриархов свт. Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II).

3 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×