С одной стороны, любой пользователь интернета,
интересующийся религиозной тематикой, видит шторм и бурю,
громы и молнии, дым и пламя, раздражение и ярость, шум
гнев и крик - кажется, что острый конфликт между Церковью
и обществом налицо. Стоит, однако, оторвать взгляд от
монитора и посмотреть на то, что происходит в реальной
жизни - и оказывается, что конфликт этот никак не
отражается на настроениях людей в целом. Как же
интерпретировать эти данные?
Могут быть две причины, по которым антицерковная кампания
(давайте, все же, обозначим это явление так) имеет такой
низкий КПД. Во-первых, крайняя немногочисленность того
“общества” у которого происходит конфликт с
Церковью, из-за чего его вклад в общую статистику
незаметен.
Во-вторых - то, что это “общество” было вполне
антицерковным вчера, позавчера и третьего дня, и авторы
антицерковных материалов “проповедуют своим
собственным прихожанам”, людям, взгляды которых
сложились уже до всех этих усилий, и, соответственно,
никаких перемен все эти проповеди не производят.
Одно объяснение не исключает другого - и, похоже, оба
фактора играют свою роль. Субкультура, называющая себя
“обществом”, немногочисленна и не стремится к
умножению своих рядов. Принципиальный снобизм,
“гордый взор иноплеменный” на свою страну и
своих сограждан - удовольствие, по определению, не для
всех. Если все будут “креативным классом”, кто
же тогда будет “быдлоанчоусами”?
Это неизбежно ведет к политическому бессилию
“креативного класса” во всем, что может хоть
отдаленно напоминать демократический процесс и требовать
привлечения симпатий людей. Зимой, под лозунгом протеста
против злоупотреблений на выборах, на улицы вышли десятки
тысяч людей; много ли готовы выйти сейчас? Каким образом
протестное движение явно пошло на спад, а его лидеры,
используя устоявшееся в интернете выражение, лишились всех
полимеров?
Нет ничего проще, чем ответить на этот вопрос - перелом
наступил после известной акции в ХХС, ее поддержки со
стороны заметных представителей “креативного
класса”, и мощной антицерковной кампании, которая за
этим последовала. Можно считать это гениальной провокацией
властей; можно - просто крайне неудачным совпадением, но,
так или иначе, никто не обязывал “креативный
класс” на эту провокацию вестись. Никто не обязывал
их участвовать в кампании, очевидным результатом которой
будет отторжение всех кто мог бы поддержать политические
лозунги протестного движения, но не был готов разделить
ненависть к Церкви и Патриарху. То ли власти, то ли просто
некстати сложившиеся обстоятельства предложили лидерам
“демократического протеста” чрезвычайно
соблазнительную веревку - но никто не заставлял их
совершать политическое самоубийство.
Сегодня Александр Мельников пишет о том, что “Тема
РПЦ и ее места в обществе и государстве быстро становится
одной из основных точек противостояния в нынешнем
политическом разделении российского общества. Церковь, как
щепку, затягивает в водоворот политической борьбы”;
это одно из многих высказываний о том, что Церковь-де
поддержала “режим” и через это поссорилась с
“обществом”, из-за чего ей не поздоровится в
“водовороте политической борьбы”.
В чем ошибки такого взгляда на происходящее?
Во-первых, Церковь готова поддерживать диалог с любыми
политическими силами, включая, разумеется, действующие
власти. Патриарх в свое время призывал услышать голос
протестующих. Появись у оппозиции лидер, с которым можно
было бы вести диалог - с ним бы его вели; в свое время
были попытки диалога с Навальным. Если у вас нет
программы, нет лидера, нет внятных перспектив, то в чем
вообще должна проявляться поддержка вашего правого дела?
Священноначалие должно бегать по фейсбуку ставить
“лайки” к вашим постам про кровавый
режим?
Во-вторых, дело, скорее, не в том, что Церковь поддерживает “режим”, а в том, что “демократическая оппозиция” заявила себя непримиримо и яростно антицерковной. “Пусть Церковь сначала станет на нашу сторону и тогда мы перестанем ее ненавидеть” - не слишком эффективный способ привлечения сторонников вообще, не говоря уже о Церкви. Пугать Церковь “быстрой растратой того аванса доверия, который Церковь получила после десятилетий жертвенности и гонений” в этой среде довольно бессмысленно. Там нечего растрачивать с самого начала.
В-третьих, нападки на Церковь по политическим мотивам -
это чрезвычайно сильная переоценка своей весовой
категории. Как в отношении количества, так и качества.
Количественно политизированных граждан, которые при этом
поддерживают борьбу с Церковью, мало; хуже того, они не
обладают качествами, которые позволили бы им умножиться
числом. Любое движение нуждается в позитивной идентичности
- в тех символах, знаках и идеях, вокруг которых люди
готовы собраться. Любая успешная политическая деятельность
требует обращения к общим ценностям, к тому, что
объединяет оратора и его аудиторию, политика и его
избирателей. В России есть два безусловных маркера
национальной идентичности - Православная Церковь и День
Победы. Активно нападать на эти маркеры можно, такие люди
есть в любом сколько-нибудь свободном обществе - но это
значит строго ограничить свои возможные политические
достижения очень небольшой песочницей. Существование
песочниц, где не любят православных - совершенно
нормальное явление; причем явление, по природе свой
обреченное на политическую маргинальность.
Надо отметить, что положительное отношение к Церкви
связано скорее с ее восприятием именно как символа
национальной идентичности, чем со сколько-нибудь реальной
воцерковленностью; число людей, реально живущих церковной
жизнью, невелико. Перед Церковью лежит огромная миссия
проповеди тем людям, которые, хотя и воспринимают ее как
смутно “свою”, имеют самые неясные
представления о ее вере. Но вот уделять слишком большое
внимание “обществу”, которое, в силу своих
субкультурных особенностей, обречено оставаться
маргинальным, не стоит. Оно неизбежно будет лишаться всех
полимеров, которые окажутся у него в руках. Отдельные люди
могут покидать “общество” и присоединяться к
Церкви - и к ним возможно, стоит обращаться. Именно как
людям, а не как к членам “общества”.
Мне кажется, Вы все молодые люди, поэтому наверное сможете долго сохранить в своей памяти Ваши возражения мне, по крайней мере до первого жизненного подтверждения Вашей правоты.
Насчет Писаний посмотрите сами еще раз в Евангелие и найдите там:
-призывал ли Господь Иисус Христос воевать с/против римлян?
-призывал ли Господь Иисус Христос поддерживать власть царей Иудейских?
-учил ли Господь Иисус Христос клеветать на ближних своих, в том числе сограждан Израиля?
-не пил ли и не ел ли Господь Иисус Христос с мытарями и прочими грешниками?
-не простил ли Господь Иисус Христос развратницу даже не услышав ее покаяние?
-не простил Господь Иисус Христос убийцу по вере его?
-говорил ли Господь Иисус Христос подобное: "Вот царь Давид тот хорошо правил, а вот Ирод плохо правит"?
Посмотрите на себя - Вы лично разговаривали с кем нибудь из тех кого Вы осуждаете, если даже и разговаривали, то Вы можете сказать - "я знаю, что у него на сердце"?
В конце концов кого Вы хулите? Это люди Вашего народа, который вымирает с темпом 1 000 000 человек в год, с каким народом будете жить вы в старости, или с каким народом будут жить Ваши дети?
О безусловной поддержке власти. Несколько примеров. Была власть татарского хана над князьями русскими. Это была существующая власть. Русские князья, не дружные меж собой, клеветали друг на друга перед ханом, судились у него. Но Русь в свое время окрепла - и Сергий благословил Куликовскую битву. Война была против существующей власти. Поляки в Смуту тоже имели в Москве власть. Гермоген благословил и Минин и Пожарский выступали против существующей власти. Конечно, можно быть рабом (как сказано у ап. Павла), но если есть возможность - лучше стать свободным. Можно жить под властью иноверцев и отступников, но если у православного народа есть возможность установить власть православного монарха или князя, то за это стоит воевать. Нужно избирать лучшее. Во время ВОВ на оккупированных территориях была власть немецко-фашистская. А партизаны воевали против существующей власти. Среди них были и верующие (Зоя Космодемьянская). Воевать за веру может только верующий народ. Насколько мы сейчас верующие?
---
Во-вторых, дело, скорее, не в том, что Церковь поддерживает “режим”, а в том, что “демократическая оппозиция” заявила себя непримиримо и яростно антицерковной.
---
По моим скромным наблюдениям, в обществе как таковом нет реальных настроений БУНТА, как было в конце 19 начале 20 века. Дествительно есть маргинальная часть общества, которая этого бунта желает. В основном могу выделить 3 отчетливые группы людей -
1. Люди воцерквленные - как правило политикой вообще не интересуются.
2. Люди неверующие их политика тоже не интересует - только материальные проблемы. Еще меньше их волнуют проблемы Церкви.
3. Люди ищущие. Вот тут - да. Брожения во всей красе. Крайне трудно им объяснить, что священник и Церковь.... понятия связвнные, но не одно и то же. Кто то ищет истинного духовника, не может его найти и поэтому вообще не идет в исповеди и причастию - хотя в храм ходит...
------------
Вывод - зря анцерковники устраивают помойку в Интернете. Им нечего предложить в ответ - просто нечего.
Все равно все в руках Божьих.
а что было какое-то Соборное послание к пастве какое политическое направление принять? разве Собором каким-то было принято решение и это решение осуществлено, которое предполагает вступить "открыто в общественную политическую дискуссию"? или какое-то Соборное решение "влезть в драку"?
откуда такие выдумки у вас родились? что за мода пошла навешивать на Церковь того чего нет, поддавшись на информационный вброс и провокацию тех, кому надо сломать Россию изнутри, взбудоражив народ?
прежде чем возразить на поставленные вопросы, я хочу ссылку на первоисточни Патриархия.ру самое оно, где по вашим словам цитирую: "если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения" , так вот хочу почитать эти рекомендации, очень интересно.
2. Вы бы поточнее объяснили где и что Вы прочли в Евангелии и у апостолов по теме отношения к властям, желательно с цитированием и указанием места.
Вот это:
"Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу." (Мф 22:21) -- можно не сомневаться в том, что здесь говорится об отношении Иисуса к властям, конкретно речь шла о налогах.
А Ваши слова: "У Апостолов позиция более открытая - они призывают уважать власти и быть покорны существующему режиму" -- вызывают только вопрос о месте, где это написано и что именно там написано. Имеются ввиду слова апостола Павла
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." (Рим. 13:1) или что-то другое? А вдруг Вы не об этом, а о чем-то другом и вдруг ошибаетесь? Непонятный разговор, ни на чем не основаный, получается.
При том, что в реплике присутствует "наезд", что в Церкви что-то неправильно -- говорите уж или предельно конкренто или спрашивайте по теме. А заявка: "Мне вот представляется, что если бы Православная Церковь не " делала бы то, делала бы другое -- без внятного обоснования, надо ли для пользы дела заводить такой разговор? Для самоидентификации или самовозвеличивания оно может и полезно, а надо ли для дела (и для какого именно дела) ?
1. Мысль о том, что
"если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения" не одевалась бы в золото, не ездила на таких машинах, а ездила бы на других, не говорила бы то, а делала бы это (в идеале: вообще бы никуда не лезла, а только размахивала бы кадилом на кладбище) и т.д. и т.п. то "в наших Храмах было бы побольше любви " -- здесь уже обсуждалась. Вывод был сделан грустный, моим опытом общения с различными людьми полностью подтвержденный: отношение к Церкви со стороны агрессивного антицерковного сообщества не изменится, больше того -- сильнее на церковь начнут давить. В отношении "колеблющихся", которые "все в тайне души своей хотят спастись" -- ситуация не лучше: если Церковь пытается угождать людям (вместо Бога), то больше прихожан не становится, скорее наоборот. Так что высказанное по Вашему разумению, к сожалению не туда приведет на деле.
Лично я вот что-то не вижу, чтобы Церковь рекомендовала "политические предпочтения" - к действующей власти у весьма многих православных более чем серьезные претензии (одного закона о суррогатном материнстве достаточно, чтобы стать в оппозицию, и далеко не только это), но какова альтернатива? Антицерковное "болотное" лобби? Было бы странно поддерживать своих открытых врагов. Нет вразумительной альтернативы, в этом вся проблема.
История предлагает примеры самых разнообразных форм государства и режимов правления.
Т.о. если Церковь открыто вступается в общественную политическую дискуссию о "хорошей" или "плохой" власти, то во-первых, на лицо развитие учения Господа Иисуса Христа и Апостолов; во-вторых, если сам влез в драку, то кто виноват, что у тебя все лицо в крови?
Мне вот представляется, что если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения, то в наших Храмах было бы побольше любви к нашим согражданам, которые все в тайне души своей хотят спастись.