Общество и его полимеры

Источник: Радонеж

Рассматривая проблему отношений Церкви и общества, нельзя не заметить интересный парадокс - с одной стороны, многие авторы в СМИ и интернете уверяют, что РПЦ совершенно погибает в общем мненьи, пораженная правдивыми обличениями блоггеров. Об этом с печалью пишут некоторые православные авторы, и с грозным торжеством - антиправославные. Между тем, опросы общественного мнения показывают, что ничего подобного не происходит - уровень доверия Церкви и ее Предстоятелю остается стабильно высоким. Например, по данным ВЦИОМ, “у 46% опрошенных личность Патриарха Кирилла вызывает уважение, у 27% - надежду, у 19% - доверие, у 17% - симпатию.... Недоверие вызывает Патриарх у 4% россиян, разочарование – 2%, скепсис, осуждение и антипатию – по 1%. 13% опрошенных относятся к Патриарху Кириллу безразлично. Ненависти патриарх не вызывает ни в ком из опрошенных”.

С одной стороны, любой пользователь интернета, интересующийся религиозной тематикой, видит шторм и бурю, громы и молнии, дым и пламя, раздражение и ярость, шум гнев и крик - кажется, что острый конфликт между Церковью и обществом налицо. Стоит, однако, оторвать взгляд от монитора и посмотреть на то, что происходит в реальной жизни - и оказывается, что конфликт этот никак не отражается на настроениях людей в целом. Как же интерпретировать эти данные?

Могут быть две причины, по которым антицерковная кампания (давайте, все же, обозначим это явление так) имеет такой низкий КПД. Во-первых, крайняя немногочисленность того “общества” у которого происходит конфликт с Церковью, из-за чего его вклад в общую статистику незаметен.

Во-вторых - то, что это “общество” было вполне антицерковным вчера, позавчера и третьего дня, и авторы антицерковных материалов “проповедуют своим собственным прихожанам”, людям, взгляды которых сложились уже до всех этих усилий, и, соответственно, никаких перемен все эти проповеди не производят.

Одно объяснение не исключает другого - и, похоже, оба фактора играют свою роль. Субкультура, называющая себя “обществом”, немногочисленна и не стремится к умножению своих рядов. Принципиальный снобизм, “гордый взор иноплеменный” на свою страну и своих сограждан - удовольствие, по определению, не для всех. Если все будут “креативным классом”, кто же тогда будет “быдлоанчоусами”?

Это неизбежно ведет к политическому бессилию “креативного класса” во всем, что может хоть отдаленно напоминать демократический процесс и требовать привлечения симпатий людей. Зимой, под лозунгом протеста против злоупотреблений на выборах, на улицы вышли десятки тысяч людей; много ли готовы выйти сейчас? Каким образом протестное движение явно пошло на спад, а его лидеры, используя устоявшееся в интернете выражение, лишились всех полимеров?

Нет ничего проще, чем ответить на этот вопрос - перелом наступил после известной акции в ХХС, ее поддержки со стороны заметных представителей “креативного класса”, и мощной антицерковной кампании, которая за этим последовала. Можно считать это гениальной провокацией властей; можно - просто крайне неудачным совпадением, но, так или иначе, никто не обязывал “креативный класс” на эту провокацию вестись. Никто не обязывал их участвовать в кампании, очевидным результатом которой будет отторжение всех кто мог бы поддержать политические лозунги протестного движения, но не был готов разделить ненависть к Церкви и Патриарху. То ли власти, то ли просто некстати сложившиеся обстоятельства предложили лидерам “демократического протеста” чрезвычайно соблазнительную веревку - но никто не заставлял их совершать политическое самоубийство.

Сегодня Александр Мельников пишет о том, что “Тема РПЦ и ее места в обществе и государстве быстро становится одной из основных точек противостояния в нынешнем политическом разделении российского общества. Церковь, как щепку, затягивает в водоворот политической борьбы”; это одно из многих высказываний о том, что Церковь-де поддержала “режим” и через это поссорилась с “обществом”, из-за чего ей не поздоровится в “водовороте политической борьбы”.

В чем ошибки такого взгляда на происходящее?

Во-первых, Церковь готова поддерживать диалог с любыми политическими силами, включая, разумеется, действующие власти. Патриарх в свое время призывал услышать голос протестующих. Появись у оппозиции лидер, с которым можно было бы вести диалог - с ним бы его вели; в свое время были попытки диалога с Навальным. Если у вас нет программы, нет лидера, нет внятных перспектив, то в чем вообще должна проявляться поддержка вашего правого дела? Священноначалие должно бегать по фейсбуку ставить “лайки” к вашим постам про кровавый режим?

Во-вторых, дело, скорее, не в том, что Церковь поддерживает “режим”, а в том, что “демократическая оппозиция” заявила себя непримиримо и яростно антицерковной. “Пусть Церковь сначала станет на нашу сторону и тогда мы перестанем ее ненавидеть” - не слишком эффективный способ привлечения сторонников вообще, не говоря уже о Церкви. Пугать Церковь “быстрой растратой того аванса доверия, который Церковь получила после десятилетий жертвенности и гонений” в этой среде довольно бессмысленно. Там нечего растрачивать с самого начала.

В-третьих, нападки на Церковь по политическим мотивам - это чрезвычайно сильная переоценка своей весовой категории. Как в отношении количества, так и качества. Количественно политизированных граждан, которые при этом поддерживают борьбу с Церковью, мало; хуже того, они не обладают качествами, которые позволили бы им умножиться числом. Любое движение нуждается в позитивной идентичности - в тех символах, знаках и идеях, вокруг которых люди готовы собраться. Любая успешная политическая деятельность требует обращения к общим ценностям, к тому, что объединяет оратора и его аудиторию, политика и его избирателей. В России есть два безусловных маркера национальной идентичности - Православная Церковь и День Победы. Активно нападать на эти маркеры можно, такие люди есть в любом сколько-нибудь свободном обществе - но это значит строго ограничить свои возможные политические достижения очень небольшой песочницей. Существование песочниц, где не любят православных - совершенно нормальное явление; причем явление, по природе свой обреченное на политическую маргинальность.

Надо отметить, что положительное отношение к Церкви связано скорее с ее восприятием именно как символа национальной идентичности, чем со сколько-нибудь реальной воцерковленностью; число людей, реально живущих церковной жизнью, невелико. Перед Церковью лежит огромная миссия проповеди тем людям, которые, хотя и воспринимают ее как смутно “свою”, имеют самые неясные представления о ее вере. Но вот уделять слишком большое внимание “обществу”, которое, в силу своих субкультурных особенностей, обречено оставаться маргинальным, не стоит. Оно неизбежно будет лишаться всех полимеров, которые окажутся у него в руках. Отдельные люди могут покидать “общество” и присоединяться к Церкви - и к ним возможно, стоит обращаться. Именно как людям, а не как к членам “общества”.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

5 июля 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Национальная идея Национальная идея
Протоиерей Андрей Ткачев
Горе, когда чего-то нет. Нет, к примеру, как в песенке поется, в преддверии зимних холодов ни «теплого платочка, ни зимнего пальто». А у нас нет национальной идеи. Ее сегодня почти ни у кого нет. Но нам надо о себе подумать и с собой разобраться. Итак, национальной идеи нет. Может быть, была когда-то, а теперь нет. А может, и не было никогда. Так себе, были разные идеи, более из разряда «шапками закидаем». В том числе были и те, что претендуют на имя национальной.
Свобода и креатив Свобода и креатив
Как показало приключившееся на днях присуждение антипремии «Серебряная калоша», креативные личности не намерены обделять Русскую Церковь своим заботливым вниманием и казарменным остроумием. Хотя некоторые и призвали не воспринимать всерьез «присуждение» антипремии Патриарху – за действительный или мнимый ляпсус его пресс-службы – однако вопрос «почему именно сейчас?», кажется, позволительно все же задать. Вроде бы оппозицией самой себе объявлены каникулы до сентября – потому как лето.
Публика и народ Божий Публика и народ Божий
Анастасия Рахлина
Ведь это правда, – впервые, может быть, за почти что сто лет, минувшие после революции, люди, годами если не дружившие, то державшие друг друга в добрых приятелях, больше не могут общаться, потому что для нас, православных, такое общение превращается в как минимум то самое праздное слово, за которое придется держать ответ на Страшном Суде. Ну а как максимум, – в предательство Того, Кого мы так любим. Рвутся многолетние связи.
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Прот. Андрей Ткачев
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Протоиерей Андрей Ткачев
Дьявол – король ничтожеств. Он – король мух, Вельзевул. Мухи – его рядовые. Не пчелы, собирающие в шестигранные соты сладкий плод, и не трудолюбивые муравьи, кропотливо несущие груз, превосходящий их собственный вес.
Либерализм как новая агрессивная религия без Бога и феминизм как составная часть либерализма Либерализм как новая агрессивная религия без Бога и феминизм как составная часть либерализма
Протоиерей Димитрий Смирнов
Размышления о либерализме, проповедующем тотальную свободу человека и прежде всего от любви, об агрессивной нетерпимости этой либеральной религии к любому иному мнение и о феминизме как составной части либерализма, нацеленной на разрушение семьи (в том числе, через детоубийство).
Комментарии
Серега 1 августа 2012, 12:08
Геннадий, озаглавив свое высказывание: "Сереге, Диме, Алексею, Павлу" -- надо отметить, что мне как раз Вы вообще ничего не сказали. А говоря о писаниях, попытались увести внимание вообще от сути текста. Что-то совсем не по теме пытаетесь сказать.
Алексей С15 июля 2012, 00:40
Геннадию: а вы почитайте Евангелие на койнэ, для вас будет откровением некоторые моменты. и все пункты тирад отпадут сами собой. тем более про сердце этих "страдалиц" - на исповедь то они не пришли, да хотя б каплю сожаления - и ту не высказали. вот вам то что у них.
Геннадий 9 июля 2012, 21:37
Сереге, Диме, Алексею, Павлу:
Мне кажется, Вы все молодые люди, поэтому наверное сможете долго сохранить в своей памяти Ваши возражения мне, по крайней мере до первого жизненного подтверждения Вашей правоты.
Насчет Писаний посмотрите сами еще раз в Евангелие и найдите там:
-призывал ли Господь Иисус Христос воевать с/против римлян?
-призывал ли Господь Иисус Христос поддерживать власть царей Иудейских?
-учил ли Господь Иисус Христос клеветать на ближних своих, в том числе сограждан Израиля?
-не пил ли и не ел ли Господь Иисус Христос с мытарями и прочими грешниками?
-не простил ли Господь Иисус Христос развратницу даже не услышав ее покаяние?
-не простил Господь Иисус Христос убийцу по вере его?
-говорил ли Господь Иисус Христос подобное: "Вот царь Давид тот хорошо правил, а вот Ирод плохо правит"?
Посмотрите на себя - Вы лично разговаривали с кем нибудь из тех кого Вы осуждаете, если даже и разговаривали, то Вы можете сказать - "я знаю, что у него на сердце"?
В конце концов кого Вы хулите? Это люди Вашего народа, который вымирает с темпом 1 000 000 человек в год, с каким народом будете жить вы в старости, или с каким народом будут жить Ваши дети?
Леонид 7 июля 2012, 21:31
"положительное отношение к Церкви связано скорее с ее восприятием именно как символа национальной идентичности". Согласно прошлогоднему опросу фонда "Общественное Мнение" 48% россиян выступают за отделение церкви от государства. 30% - против. Как-то этот факт не вписывается в авторскую концепцию "символа национальной идентичности". Когда "креативный класс" осуждается за "раскачивание лодки" и за нападки на Церковь и Патриарха, необходимо помнить, что деятельность ультра-консервативных Хоругвеносцев и подобных им непримиримых активистов, ведет точно к такому же "раскачиванию" очень хрупкого баланса в пока еще светской Российской Федерации. Разве про-путинская агитация и "одобрение политики" от лица отдельных Православных публицистов и иерархов накануне выборов не подливала масла в огонь? И не мешает вспомнить, разве находящиеся у власти либералы мешали усилению позиций Церкви c 1991 по 2002 годы, и росту числа верующих с 25 до 55%? Мое личное мнение, как православного, что надо Церкви максимально дистанцироваться от политики и взяться за серьезный контроль cвого "имиджа" и деятельности различных "православных" обществ и изданий... Как-то все эти ассоциации с Единой Россией, черносотенцами, скандалы с квартирами и Брегетами, призывы переписать УК чтоб покарать Собчак за несчастную "калошу" не идут нам на пользу....
Павел 6 июля 2012, 16:28
На коментарий Геннадия.
О безусловной поддержке власти. Несколько примеров. Была власть татарского хана над князьями русскими. Это была существующая власть. Русские князья, не дружные меж собой, клеветали друг на друга перед ханом, судились у него. Но Русь в свое время окрепла - и Сергий благословил Куликовскую битву. Война была против существующей власти. Поляки в Смуту тоже имели в Москве власть. Гермоген благословил и Минин и Пожарский выступали против существующей власти. Конечно, можно быть рабом (как сказано у ап. Павла), но если есть возможность - лучше стать свободным. Можно жить под властью иноверцев и отступников, но если у православного народа есть возможность установить власть православного монарха или князя, то за это стоит воевать. Нужно избирать лучшее. Во время ВОВ на оккупированных территориях была власть немецко-фашистская. А партизаны воевали против существующей власти. Среди них были и верующие (Зоя Космодемьянская). Воевать за веру может только верующий народ. Насколько мы сейчас верующие?
сергей суслов 6 июля 2012, 12:31
не терплю!ханжей и лицемеров!
Татьяна 6 июля 2012, 11:50
Кам мне кажется, суть статьи именно в этом -
---
Во-вторых, дело, скорее, не в том, что Церковь поддерживает “режим”, а в том, что “демократическая оппозиция” заявила себя непримиримо и яростно антицерковной.
---
По моим скромным наблюдениям, в обществе как таковом нет реальных настроений БУНТА, как было в конце 19 начале 20 века. Дествительно есть маргинальная часть общества, которая этого бунта желает. В основном могу выделить 3 отчетливые группы людей -
1. Люди воцерквленные - как правило политикой вообще не интересуются.
2. Люди неверующие их политика тоже не интересует - только материальные проблемы. Еще меньше их волнуют проблемы Церкви.
3. Люди ищущие. Вот тут - да. Брожения во всей красе. Крайне трудно им объяснить, что священник и Церковь.... понятия связвнные, но не одно и то же. Кто то ищет истинного духовника, не может его найти и поэтому вообще не идет в исповеди и причастию - хотя в храм ходит...
------------
Вывод - зря анцерковники устраивают помойку в Интернете. Им нечего предложить в ответ - просто нечего.
Все равно все в руках Божьих.
Алексей С 6 июля 2012, 11:30
Геннадию:
а что было какое-то Соборное послание к пастве какое политическое направление принять? разве Собором каким-то было принято решение и это решение осуществлено, которое предполагает вступить "открыто в общественную политическую дискуссию"? или какое-то Соборное решение "влезть в драку"?
откуда такие выдумки у вас родились? что за мода пошла навешивать на Церковь того чего нет, поддавшись на информационный вброс и провокацию тех, кому надо сломать Россию изнутри, взбудоражив народ?

прежде чем возразить на поставленные вопросы, я хочу ссылку на первоисточни Патриархия.ру самое оно, где по вашим словам цитирую: "если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения" , так вот хочу почитать эти рекомендации, очень интересно.
Серега 6 июля 2012, 11:24
Геннадию.
2. Вы бы поточнее объяснили где и что Вы прочли в Евангелии и у апостолов по теме отношения к властям, желательно с цитированием и указанием места.
Вот это:
"Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу." (Мф 22:21) -- можно не сомневаться в том, что здесь говорится об отношении Иисуса к властям, конкретно речь шла о налогах.
А Ваши слова: "У Апостолов позиция более открытая - они призывают уважать власти и быть покорны существующему режиму" -- вызывают только вопрос о месте, где это написано и что именно там написано. Имеются ввиду слова апостола Павла
"Всякая душа да будет по­корна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; суще­с­т­ву­ющие же власти от Бога установлены." (Рим. 13:1) или что-то другое? А вдруг Вы не об этом, а о чем-то другом и вдруг ошибаетесь? Непонятный разговор, ни на чем не основаный, получается.
При том, что в реплике присутствует "наезд", что в Церкви что-то неправильно -- говорите уж или предельно конкренто или спрашивайте по теме. А заявка: "Мне вот представляется, что если бы Православная Церковь не " делала бы то, делала бы другое -- без внятного обоснования, надо ли для пользы дела заводить такой разговор? Для самоидентификации или самовозвеличивания оно может и полезно, а надо ли для дела (и для какого именно дела) ?
Серега 6 июля 2012, 10:24
Геннадию.
1. Мысль о том, что
"если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения" не одевалась бы в золото, не ездила на таких машинах, а ездила бы на других, не говорила бы то, а делала бы это (в идеале: вообще бы никуда не лезла, а только размахивала бы кадилом на кладбище) и т.д. и т.п. то "в наших Храмах было бы побольше любви " -- здесь уже обсуждалась. Вывод был сделан грустный, моим опытом общения с различными людьми полностью подтвержденный: отношение к Церкви со стороны агрессивного антицерковного сообщества не изменится, больше того -- сильнее на церковь начнут давить. В отношении "колеблющихся", которые "все в тайне души своей хотят спастись" -- ситуация не лучше: если Церковь пытается угождать людям (вместо Бога), то больше прихожан не становится, скорее наоборот. Так что высказанное по Вашему разумению, к сожалению не туда приведет на деле.
николай 6 июля 2012, 09:28
я думаю многое зависит от вкусов г.Москвы, какие она сережки любит носить Собянина или Удальцова.
Дима 6 июля 2012, 03:56
> Мне вот представляется, что если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения,

Лично я вот что-то не вижу, чтобы Церковь рекомендовала "политические предпочтения" - к действующей власти у весьма многих православных более чем серьезные претензии (одного закона о суррогатном материнстве достаточно, чтобы стать в оппозицию, и далеко не только это), но какова альтернатива? Антицерковное "болотное" лобби? Было бы странно поддерживать своих открытых врагов. Нет вразумительной альтернативы, в этом вся проблема.
Михаил 6 июля 2012, 01:30
Я согласен с господином Худиевым в том, что существует не противостояние общества как нации или народа и церкви, а противостояние интеллигенции или креативного класса и церкви. Но уважаемые, это абсолютно не снимает проблем которые есть в РПЦ. И поэтому попытки как-то приструнить интеллигенцию и отвечать на их выпады (а замечу, что их выпады не безосновательны)мне кажется бессмысленным. Эта перебранка абсолютно не к чему не приведет. А статья господина Худиева носит именно такой, саркастический характер. И исходя из информационного посыла его статьи уже РПЦ с снисходительность и брезгливостью смотрит на интеллегенцию. Это не допустимо. Конфликт надо решать, а не перебрасываться цифрами и бойкими фразами. Церковь в первую очередь должна заниматься спасением душ.
Геннадий 5 июля 2012, 21:52
Предлагаю все-таки обратится к первоисточникам. Господь Иисус Христос говорил ли, что о том как следует относится к государству и властям, призывал ли Он поддерживать или бороться против государственной власти? У Апостолов позиция более открытая - они призывают уважать власти и быть покорны существующему режиму. Однако Апостолы не могли исказить учение Иисуса Христа, поэтому либо учения Апостолов надо трактовать непротиворечивое общей заповеди "возлюби ближнего своего", либо также непротиворечиво различать понятия "уважать власти" и "поддерживать власти".
История предлагает примеры самых разнообразных форм государства и режимов правления.
Т.о. если Церковь открыто вступается в общественную политическую дискуссию о "хорошей" или "плохой" власти, то во-первых, на лицо развитие учения Господа Иисуса Христа и Апостолов; во-вторых, если сам влез в драку, то кто виноват, что у тебя все лицо в крови?
Мне вот представляется, что если бы Православная Церковь не рекомендовала бы публично свои политические предпочтения, то в наших Храмах было бы побольше любви к нашим согражданам, которые все в тайне души своей хотят спастись.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×