Русская Православная Церковь ХХ век
29 мая

1922 год – В Москве состоялось учредительное собрание группы «Живая церковь».

Собрание открыто провозгласило пересмотр и изменение всех сторон церковной жизни. Подражая своим идейным вдохновителям, обновленцы избрали ЦК «Живой церкви» из 10 членов и президиум ЦК в составе священников Владимира Красницкого, Евгения Белкова и Д. Соловьева. На собрании в качестве ВЦУ была признана группа священнослужителей, входившая в него с 19 мая: председатель — епископ Антонин (Грановский), его заместитель — Владимир Красницкий. управляющий делами — Евгений Белков и еще четыре члена. Тогда же было решено подготовить созыв «поместного собора» для законодательного преобразования церковной жизни, а также принять сформулированные в самом общем виде «Основные положения» группы «Живая церковь»: «...Пересмотр церковной догматики с целью определения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем... Пересмотр церковной литургии, с целью выяснения и устранил тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов и таинств». Вскоре стал выходить журнал «Живая церковь» под редакцией сначала священника С. Калиновского, а затем священника Евгения Белкова.

"Патриарх
Патриарх Алексий I и митрополит Николай (Ярушевич)
1946 год – Совет министров СССР своим постановлением одобрил инициативу Совета по делам Русской Православной Церкви о созыве в Москве Предсоборного совещания, а затем — и Вселенского Собора.

Все это должно было завершить строительство системы всеправославного единства вокруг Москвы.

Для полного триумфа решено было возродить и воплотить идею созыва Всеправославного Собора в Москве. Сама мысль о Соборе возникла у Вселенского патриарха Фотия в 1930 г. (Об этом патриарху Алексию в своем письме сообщал патриарх Александрийский Христофор 16 июня 1947 г.) Начавшаяся Вторая мировая война отодвинула эти планы на неопределенное время. Идея обрела реальные черты в 1946 г. — созвать в Москве “Вселенское предсоборное совещание” – именно так оно называлось в государственных документах.

Из письма Совета по делам Русской Православной Церкви на имя заместителя председателя Совета министров Союза ССР К. Е. Ворошилова:

                                                                                                          “Секретно

Совет Министров Союза ССР своим Постановлением № 1132-465/сс от 29 мая 1946 г. разрешил Совету по делам Русской Православной Церкви дать согласие Московской Патриархии на проведение в Москве Вселенского предсоборного совещания с участием глав всех Автокефальных Православных Церквей мира для обсуждения вопросов о выработке общей линии по борьбе с Ватиканом, об отношении к так называемому экуменическому движению, о созыве Вселенского Собора и некоторых других.

В соответствии с этим Московская Патриархия разработала предварительную программу проведения Вселенского предсоборного совещания и обратилась в Совет с ходатайством разрешить ей созвать совещание в первых числах октября с. г.

                                                                                              21 марта 1947 г.

Зам. председателя Совета по делам

Русской Православной Церкви

при Совете Министров СССР

                                                                                              Белышев”.

Власть шла к кульминационной точке в плане создания системы православного единства — к Всеправославному Собору. Промежуточным этапом должно было стать Вселенское предсоборное совещание. При этом государственные стратеги отдавали себе отчет в неканоничности такого замысла, переложив ответственность на Московскую Патриархию, приписывая ей почин в проведении Вселенского предсоборного совещания. Но Церковь хотела иного.

Из письма секретаря патриарха Алексия Л. Н. Парийского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви А. И. Кушнареву:

“Во второй половине сентября 1947 г. предложено провести в Москве Совещание глав или их представителей всех Православных Восточных Церквей для обсуждения назревших вопросов, требующих общего решения.

К числу таких вопросов относятся: вопрос о единой пасхалии, т. е. чтобы Пасху праздновать в один день по восточной Пасхалии, о календаре, об отношении к воинствующему католицизму, нападающему на Православие везде, особенно на Балканах, об одинаковом отношении к падшим, к некоторым Церквам, о попытках к соединению с Армянской Церковью, Сиро-Халдейской, Коптской (Абиссинской), вопрос о законной апостольской иерархии у англикан, старокатоликов, об участии в экуменическом движении.

К самым главным относятся вопросы об экуменизме и католицизме. В Московской Патриархии уже два месяца, по четвергам, происходят заседания особой Комиссии по подготовке к осеннему съезду.

...Поводом к организации съезда, по словам патриарха, сказанным им на первом заседании, явилось желание всех представителей Церквей и во время их приезда в Москву в 1945 г., и при ответных визитах патриарха в их Патриархаты — встретиться в Москве для делового обсуждения назревших вопросов.

Советское правительство через Г. Г. Карпова выразило самое внимательное отношение к предстоящему съезду. Намечалась передача в ведение Патриархии всей Лавры Троице-Сергиевой, собора в Новодевичьем монастыре в Москве, открытие подворий для всех Патриархатов и т. д.”.

Как видно из документов, цели Церкви и государства не совпадали. Московская Патриархия хотела провести Совещание глав Поместных Церквей или их представителей для решения церковных вопросов, для выработки единой всеправославной позиции по насущным проблемам современности, а государство спешило с созывом Вселенского предсоборного совещания, на котором должно было прозвучать предложение о созыве Вселенского Собора и выработана единая линия борьбы с Ватиканом и отношение к экуменизму, в котором с начала 1946 г. усилилось влияние американских протестантов. Государство навязывало Церкви свои политические задачи, вмешиваясь в ее исторически сложившиеся отношения с православным миром. О готовящемся Вселенском предсоборном совещании в “Журнале Московской Патриархии” ни в 1946, ни в 1947 г. не было  ни слова.

"Антоний
Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский
1986 год – Скончался Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский

1

"Святогорский
Святогорский монастырь
992 год – Святейший Патриарх Алексий II посетил Святогорский монастырь.

Был совершен молебен в Успенском соборе монастыря, а также панихида на могиле А. С. Пушкина.

1998 год – В Салониках состоялась Всеправославная встреча (29 мая – 2 июня).

Встреча была созвана по инициативе Русской и Сербской Церквей и собрала представителей всех Поместных Православных Церквей.

Встреча была посвящена обсуждению участия Православных Церквей. Делегация Русской Православной Церкви, дав критическую оценку нынешнему состоянию Всемирного Совета Церквей, внесла предложение направить на предстоящую Ассамблею ВСЦ наблюдателей от Православных Церквей, с тем чтобы выразить озабоченность Православных Церквей углубляющимся кризисом Всемирного Совета Церквей и выступить с предложением о начале радикальных преобразований Совета.

После продолжительной дискуссии участники встречи единогласно приняли решение направить от Православных Церквей на Ассамблею ВСЦ делегации, поручив им при этом не принимать участия в экуменических богослужениях и церемониях, а также процедурах голосования. Этот уровень представительства Православных Церквей в ВСЦ сохранится до тех пор, пока Всемирный Совет Церквей не будет преобразован до той степени, чтобы сделать возможным православное в нем участие.

29 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×