В 1903 году – Прошли торжества по случаю 200-летия Санкт-Петербурга (май – июль).Торжества на Петровской площади в день празднования 200-летия Санкт-Петербурга.1903 г. Фото К.Буллы.
Епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии Сергий (Страгородский) сказал в своем Слове на юбилей столицы Российской империи: «Приветствуя нашу северную столицу, с радостью и благодарностью к Всевышнему Правителю судеб проходим мысленно всю эту длинную, двухсотлетнюю смену великих и малых событий, из которых постепенно, капля за каплей, складывалось то наследие, тот жизненный капитал, которым мы теперь пользуемся. Но наше участие в этом торжестве было бы неполно и не совсем искренно, если бы мы не выяснили себе и другим один пункт, поставленный Петербургу и петербургскому периоду русской истории: отмену или забвение прежнего древнерусского идеала. <…> Церковь… перестает быть совестью государства, все в ней проникающей и освещающей, ее область вдруг сокращается… <…> Конечно, от этого Церковь не перестала существовать и быть тем, что она есть, не перестала быть спасительницей людей, и никакое внешнее положение не могло изменить ее существа… <…> Сила инерции как будто бы слабеет, и жизнь как будто хочет снова отхлынуть в свое старое русло. Уже многие ищут Церкви в различных областях жизни, крепнет ее голос в деле народного просвещения, благотворительности и пр. <…> Будет на то воля Божия — разовьются эти ростки воскрешающей жизни, тогда, пережив и муки испытания, и сладость нового расцвета, наша Святая Русь уразумеет, для чего нужен был этот гигантский размах Петрова гения, и, благодарная, преклонится пред неисследимыми судьбами Божественного Промысла!»
1922 год – В Петрограде по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей арестован митрополит Петроградский Вениамин (Казанский).
Явившийся перед этим вместе с чекистами Александр Введенский потребовал передачи ему епархиальной канцелярии. Не смутившись, он подошел к святителю под благословение. «Отец Александр, — спокойно сказал митрополит Вениамин, — мы же с вами не в Гефсиманском саду», и, не благословив раскольника, спокойно выслушал объявление о своем аресте. В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий правящего архиерея епископ Ямбургский Алексий (Симанский).
1924 год – Святейший Патриарх Тихон совершил богослужения в Серпухове.
Так, святитель Тихон совершил литургию в храме Жен-Мироносиц Серпухова при большом стечении богомольцев. В донесении об этом говорится: «Тихон с приближенными в г. Серпухове говорил, что то, что о нем пишут в газетах, неправда и он ни с каким Красницким не соединялся и не мирился, а понимай так, что Красницкий пришел к нему, Тихону, и предложил мириться». Патриарх старался в устных беседах уведомить духовенство о том, что никаких соглашений с Красницким не было.
В этот же день — В газете «Известия» (№ 124) опубликована статья «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской Церковью».
В статье — со ссылкой на московского представителя Константинопольского патриарха, архимандрита Василия (Димопуло), — сообщалось, что такое решение Синод при Константинопольском патриархе принял единогласно 6 мая. Оно явилось следствием неоднократных советов Константинопольскому патриарху, в частности — от патриарха Сербского. Газета писала, что Константинопольский патриарх направляет в Москву комиссию для ознакомления с делами Русской Церкви; одновременно он объявляет главой Русской Церкви Синод и запрещает в священнослужении всех иерархов, эмигрировавших из России.
1949 год – Совет по делам Русской Православной Церкви разослал своим уполномоченным поправки к ранее действовавшей Инструкции.
В частности, предписывалось не допускать продажу “предметов религиозного культа” “вне храмов и монастырей”.
Это было наступлением на одну из сфер церковной экономики.
Основным источником денежных поступлений церковных общин были пожертвования прихожан и средства от продажи свечей, икон и других предметов церковного обихода. Пожертвования можно считать актом личной благотворительности, а производство и сбыт предметов церковного обихода – рассматривать как составляющие церковной экономики. Законодательство 1930-х гг. ограничивало не только производственные возможности церковных организаций, но и место сбыта предметов церковного обихода (исключительно помещением храма). Но как в 1930-е, так и в 1940-е гг. свечи, иконы и молитвословы кроме церквей можно было купить на кладбищах в дни поминовения усопших и даже — в годы войны — на городских рынках. “Черный рынок” вполне мог конкурировать с легальной “торговой сетью” действующих церквей.
В отличие от 1930-х гг., во время войны и в первые послевоенные годы власти смотрели на это сквозь пальцы. Возможно, так случалось потому, что в то время через зарегистрированных священников, участвовавших в паломничествах или руководивших молениями на кладбищах, власти получали часть доходов от торговли в неустановленных местах. К концу 1940-х гг. власти вернулись к ограничениям, действовавшим в отношении торговли церковными товарами в предшествующее десятилетие. Однако ограничение церковной хозяйственной деятельности касалось не только мест продажи предметов церковного обихода, но и производства их.
В 1930-е гг. легальный приход, чтобы изготовить свечи или иконы на продажу, мог обратиться к частным производителям — кустарям, чья деятельность была легальна, но находилась на обочине государственной экономики. Кооперативы кустарей, производивших предметы церковного обихода, конечно, были немыслимы, они могли работать только на “черный рынок”, что было непрестижно и экономически рискованно. В связи с этим легальное кустарное производство, еще преобладавшее в 1930-х гг., в 1940-е гг. постепенно уступало место нелегальному производству. Довольно часто изготовлением необходимых предметов нелегально занимались сами приходы. Например, осенью
Во время войны нелегальное производство предметов церковного обихода иногда приобретало промышленные масштабы. В
Столь рискованное производство было жизненно необходимо для Церкви. Вырученные от продажи этих предметов средства шли на благотворительные цели, а также на покупку необходимых для богослужений муки и вина, строительных материалов для ремонта храмов, ткани для облачений и одежды священнослужителей. Исключенная из сферы государственной плановой экономики (вернее, централизованного распределения ресурсов), хозяйственная деятельность Церкви еще в 1930-е гг. была вытеснена в область “черного рынка”, с точки зрения социалистической экономики носившую полукриминальный характер. Один из уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви в
В конце 1943-го — начале
В этот период приходы и епархии патриаршей Церкви пыталась (и часто – успешно) узаконить и производство предметов церковного обихода: открыть епархиальные свечные заводы, существовавшие до этого лишь у обновленцев, но запрещенные предшествующим законодательством, получить разрешение на производство свечей при храме или хотя бы облегчить налоговое бремя своего поставщика-кустаря. Если в начале 1940-х гг. церковная экономика практически полностью была вытеснена в сферу полукриминального “черного рынка” и криминального подпольного производства, то к концу десятилетия Церковь на разных уровнях в целом восстановила легальность собственной хозяйственной деятельности, отчасти узаконив существовавшее нелегальное производство, отчасти получив доступ к системе государственного распределения.
Все это – часть общего процесса легализации подпольной церковной жизни в 1940-е гг. Государству было выгодно, чтобы легализация церковной экономики шла именно по пути обращения общин, епархий и самой Патриархии к системе государственного снабжения, а не расширения их производственной базы: это давало дополнительный рычаг для давления на Церковь. Недаром недовольство властей вызвало появление во время войны у многих приходов Краснодарского края своего подсобного хозяйства. Представляется, что это же было одной из причин того, что в 1940-е гг. у Московской Патриархии так и не появилось собственной типографии, хотя первоначально по этому поводу было принято положительное решение и даже выделено типографское оборудование (конце концов его вернули ОГИЗу, а издания Патриархии продолжали печатать в государственных издательствах, проходя три уровня контроля: Совет по делам РПЦ, Главлит, отдел печати МИДа, когда дело касалось его компетенции).
Тем самым процесс легализации хозяйственной деятельности Церкви имел неоднозначные последствия. Попытки реализовать возможности, открывшиеся в связи с изменением государственно-церковных отношений, включение Церкви на центральном и епархиальном уровнях в систему административного распределения ресурсов уменьшили возможность прямых репрессий в связи с обвинениями в незаконной экономической деятельности, но сделали Церковь более зависимой от этой системы. Вместе с тем на приходском уровне церковная хозяйственная деятельность по-прежнему могла быть поводом для репрессий, поскольку, как и благотворительность, оказалась частью теневого сектора административного рынка.
Так, в январе — феврале
1956 год – Скончался Варфоломей (Городцов), митрополит Владивостокский.
2000 год – Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Храм-часовня воздвигнут на месте разрушенной Казанской церкви на Калужской площади.