«Наука делает все, что может, но в конечном итоге определяющим будет краткое: если Бог даст», – говорит Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский, рассказывая об экспедиции «Арктика-2012», из которой он не так давно вернулся. О чудесах, явленных в этом походе, освящении Русской Арктики и о том, как 9 дней, почти потеряв надежду, полярники искали в истончившихся льдах место для высадки станции, владыка Иаков рассказал нашему порталу.

Этот поход был для владыки далеко не первым. «Его влекут труднодоступные места. На Сахалине, чтобы добраться до Курильских островов, приходилось идти морем: самолет слишком зависит от погоды. Не раз попадал в шторм. У пограничников он пользовался заслуженным уважением. Самое главное – это человек бесстрашный, который не боится трудностей», – говорил о нем Высокопреосвященный Даниил, митрополит Архангельский и Холмогорский, объясняя журналистам свой выбор вскоре после хиротонии архимандрита Иакова во епископа Нарьян-Марского и Мезенского.
«Сначала я уверился в том, что мое участие в этом проекте – воля Божия», – в осенней Москве владыка Иаков рассказывает о том, как он оказался среди участников экспедиции «Арктика-2012». Это стало понятно на Преображение Господне, когда вместе с митрополитом Даниилом и другими архиереями владыка сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

«Первоиерарх Русской Церкви расспрашивал меня о проблемах, об особенностях служения в наших условиях. Север – трудные земли и требуют и мужества, и мудрости, и благоразумной решительности. Десятилетия забвения духовных начал отразились повсюду, но там, где условия так суровы, люди более подвержены слабостям, которые отнюдь не служат созиданию ни человеческих душ, ни нашей державы. Нужно, чтобы люди увидели действенную, спасительную, благодатную веру. Я рассказал Святейшему о планах, в которых меня поддержал губернатор Игорь Геннадьевич Федоров. Святейший благословил эти начинания, дав название всему проекту – Русская Арктика».
Путевые заметки владыки Иакова. Начало похода.


План похода включает пребывание на архипелаге Земля Франца-Иосифа, – это необходимо для того, чтобы проверить косвенные данные о проливе, который образовался на острове Нортбрук. Поскольку архипелаг Земля Франца-Иосифа входит в состав моей епархии, я с особым чувством вступил на берег острова, впечатляющего своей суровой красотой, где вершины гор осеняют шапки облаков, а в холодные воды спускаются ледники.
Группа, высаженная на берег, подтвердила образование нового острова. Задание выполнено, а это значит, что можно продолжить путь. Мы возвращаемся на борт «России», и через несколько часов ледокол уже идет Британским проливом, все дальше и дальше на север. Время от времени в свинцовых водах появляются туманные облачка, – это киты, мирные обитатели Ледовитого океана. Черные треугольники поднимаются над гребнями волн – киты салютуют, провожая экспедицию, которую со скоростью 18 узлов уносит атомный ледокол «Россия».

Освящение Северного Полюса

Первую литургию в этом странствовании я отслужил 9 сентября, в воскресный день, посреди Баренцева моря, обычно неспокойного в это время года, когда уже начинаются осенние шторма. Но в те дни море было на удивление спокойным и тихим. Наверное, не случайно ледокол подходил к самой северной точке Земли 12 сентября, в день, когда Россия чтит покровителей русской государственности, – святых блаженных князей Александра Невского и Даниила Московского. И вот, взломав ледяное покрытие, атомоход замер посреди бесконечного белого безмолвия.

Всё, мы на полюсе. Капсула уже принесена на ходовой мостик. Торжественный момент. Все мы в эти сакральные минуты и испытывали волнение, и чувствовали уверенность в том, что совершается дело Божие. Освящяю капсулу, окропляю ее святой водой, – и вот уже капитан и начальник экспедиции несут освященную капсулу по трапам, чтобы сойдя на лёд, погрузить тяжелый граненый цилиндр, основание которого – восьмиконечная звезда «кустодия», символ вечности, а вершина сходится в крест-«хранитель вселенной», в пучину Ледовитого океана, во освящение и знамение вечного бытия Русской Арктики.
Осторожно спускаемся по выносному трапу на лёд. Весь борт огромного, 156-метрового ледокола усыпан людьми: все хотят быть свидетелями этого волнующего события. Многие с фотоаппаратами, снимают и на мобильные телефоны. Мы на льду, и здесь, даже через полутораметровую толщу льда чувствуется дыхание океана; трап всё время движется, почти незаметно для глаза скользит по льду. Теперь предстоит самое главное, но, оказывается, сделать это совсем непросто: ледокол, пробивая себе путь, сжал ледяное крошево так, что опустить капсулу невозможно, – несмотря на свой вес, она останется в толще битого льда. Надо искать разлом с чистой водой. Такая полынья есть – около носовой части. Направляемся туда. И тут я вижу, как сквозь сплошную завесу серых облаков проступает бледный, с четко очерченными краями диск, – солнце. Почти так, как это было этим летом на вершине вулкана Богдан Хмельницкий, где, освящая Курилы, мы воздвигли святой крест, – и как только крест был установлен, через облака, также, как и сейчас, стал виден солнечный диск. «Смотрите, солнце!» – какой радостный момент. Господь дарует на вершине мира Свой свет.

Прозвучало троекратное громогласное «ура!» Взвилась в небеса сигнальная ракета, – салют православному Северному Полюсу. И тут только замечаю, что прямо сейчас происходит то, чему на человеческом языке есть только одно определение: чудо.
На небе ни единого облачка. Сияет солнце. А по обе стороны от него – две радуги. Оборачиваюсь к ледоколу. По борту – все, кто свободен от вахт.
«Люди! Смотрите! Бог дарует нам свое знамение!»
Это были потрясающие минуты, и уверен, что не ошибусь, если скажу, что в тот день очень многие из находившихся на борту «России» ощутили близость Творца и Его благословение нам, грешным. Весь день сияло солнце в безоблачном небе, обрамленное с обеих сторон радугами, и «Россия» шла прямым курсом на этот сияющий, ослепительный свет, – «совершая свое служение Богу, в Троице славимому».
Суровая Арктика

Пусть к СП-39 был непрост: день и ночь скрежет и глухие удары по корпусу судна свидетельствовали о том, что огромный ледокол пробивается через многолетние льды. Наконец мы у цели. Начинается работа по снятию станции, – круглосуточная, в три смены. Обычно она занимает 4-5 дней, но в этом году поставили рекорд – управились за три. Но суровая Арктика забрала свою дань, – мы потеряли трактор. Слава Богу, всего лишь трактор. Для того, чтобы подготовить к погрузке домики, сначала их нужно стащить с «пьедестала». Дело в том, что за месяцы дрейфа истаивает, а вернее, испаряется довольно значительный слой поверхностного льда, и ко времени закрытия станции домики оказываются стоящими на своего рода пьедесталах, – голубых ледяных глыбах высотою до метра. Домики нужно стащить с этих глыб, – и только затем вертолет сможет перенести их к кораблю. И вот, стаскивая домик начальника станции, трактор попал в снежницу.

Трактор медленно уходил все глубже в снежницу, двигатель работал, и человек не мог покинуть кабину сам. Хорошо, что рядом оказался опытный полярник: открыв дверь снаружи, он вытащил парня почти что с того света.
По правде сказать, скорбь по ушедшему на дно трактору была недолгой. Самое главное, остался жив отделавшийся испугом тракторист. Оказалось, что в прошлом году этот трактор уже пытался «утопиться», – канадский трактор у канадских берегов. Тогда ему это не удалось, а вот теперь он все же ушел на канадское дно – на глубину 2765 метров. Есть, наверное, во всем своя закономерность: юбилейная СП-40 будет с отечественными тракторами.
Погрузка окончена. Ледокол, приобретший непривычный вид – палубы заняты грузом: бочки с топливом, контейнеры, домики, штабеля, – отправился на поиски льдины, которая будет домом для дрейфующей станции «Северный Полюс-40».
Поиск и чудо

Мы не волнуемся, потому что «наука» держит руку на пульсе, – проводит мониторинг ледовых полей и сообщает о перспективных районах. Мы движемся в направлении ближайшего. Через двое суток нужная льдина, скорее всего, будет найдена.
Два дня проходит, – но льды оказывается тонкими, а нужны многолетние поля с толщиной льда не менее двух метров. Таких льдов в указанном районе нет. Ничего страшного: наука подскажет другой район, будем искать там.
Через сутки все повторяется. Прошло три дня, но поиски так и не дали результатов. Проходит пять дней, неделя, – все то же самое. Ситуация приобретает характер испытания. Судя по нервному румянцу на лице начальника экспедиции, арктический Рубикон перейден: или мы находим льдину для СП-40, или…

С каждым днем поисков я ощущаю всё большую ответственность за происходящее. Формально ко мне не может быть претензий. Но… но если льдина не будет найдена, и СП-40 не будет высажена, как объяснить присутствие епископа в составе экспедиции? Тем более, эти вдохновившие знамения: солнце и радуги на Полюсе, на которые именно я указал всем как на свидетельства Божия благоволения, – как после этого объяснить неуспех?
Наступает девятый день поисков. Все тщетно – льды тонкие. Вечером выясняется; если завтра льдина не будет найдена и соответствующее сообщение уйдет в Петербург и в Москву, ответом будет уже не указание нового района поисков, а распоряжение, по сути, приказ, возвращаться в Мурманск. Безрадостная перспектива. Для себя я уже решил (поскольку безысходных ситуаций не бывает никогда), что даже в этом, самом печальном случае – печальном для «науки», – окажется, что вся гигантская машина, – Росатомфлот, Институт Арктики и Антарктики, – была приведена в действие, и высокоширотная экспедиция осуществлена с блестящим результатом: Русская Арктика освящена. Остается одно «но» – по совести говоря, так не должно быть. Мы должны снискать успех и в одном, и в другом: и Русская Арктика должна быть освящена, и Россия должна сохранить и упрочить свои позиции на Крайнем, самом крайнем Севере.
Утром последнего дня поисков, около 11 часов, иду на ходовой мостик. Мысли только об одном – найдена ли льдина? На второй палубе встречаю океанолога, специалиста по арктическим льдам. Спрашиваю: «Какие наши надежды?» И слышу в ответ: «Надежды? Радужные». Следует пояснение: «Вы же говорили на Полюсе, что радуги – это знамение свыше. Значит, надежды наши радужные». Надо сказать, что сей океанолог демонстративно выражал свое личное неприятие церковного присутствия в экспедиции. Чем же отвечать на это? Терпением, молитвой и добротой. Я пошел своей дорогой, океанолог – своей. И вот я подымаюсь на мостик и даже не спрашивая, понимаю, что результат пока тот же.
И тут, хотя открытого солнца нет, и небо затянуто облаками, я вижу впереди, чуть левее по курсу, стоящий надо льдами радужный столп. Радуги сопровождали нас на протяжении всего похода, – и на обратном пути, в Баренцовом море, когда мы шли домой с легким сердцем и радостью, опять было солнце и две яркие радуги по обе стороны от него. Но сейчас я видел именно радужный столп. Размытая радуга стояла примерно в полукилометре от корабля. Господь в радуге указывает нам место – подумал я, но говорить ничего не стал, – в этой напряженной ситуации мои слова могли быть восприняты как более, чем наивность, и скорее всего вызвали бы раздражение. Но не прошло и получаса, как на мостик поднялся Томаш Петровский. И от него мы услышали то, что большинство из нас уже не ожидало услышать: «Есть! Нашел! Станция будет!» Он нашел платформу, удовлетворявшую всем требованиям размещения станции. На том самом месте, где стоял этот радужный столп.



Спасибо за замечательный рассказ и трудные и ответственные дни на Северном Полюсе. Только помощь Божья и Покров над Вами и всеми сотрудниками экипажа атомохода Россия помог выполнить такое трудное и ответственное дело. Храни Вас Господь на всех путях Ваших.
С уважением, р.Б.Наталья.
Владыко, нижайший поклон !!!!!!!!!!!
Елена
Как Вы думаете, не говорит ли Господь этими событиями, что дрейфовать нужно уже на чем-то искусственном? Пусть наши ученые и инженеры подумают и сделают. И Россия вновь будет первой.
Кстати, даже самые отъявленные "антицерковники из космической отрасли России" мечтают "запустить попа на МКС", что бы снова стать первыми!