Введение уроков по русскому языку в старших классах некоторое время назад явилось акцией, призванной улучшить грамотность и культуру речи новых поколений. Однако этот шаг не дал ожидаемых результатов – он и не мог их дать, поскольку не соотносился с возрастными особенностями психического развития, установленными психологами и нейропсихологами. Известны возрастные периоды, когда дети наиболее восприимчивы к наработке определенных навыков и умений. Так, у подростков в 11–14 лет центры головного мозга, отвечающие за развитие речи, переорганизуются и завершают окончательное формирование к 15 годам. Благодаря этому процессу именно в этом возрасте возможно развить грамотную письменную речь, если таковая не была сформирована ранее. В последующие годы исправление грамотности, с точки зрения нейропсихологии, обессмысливается, так как теряет глубинную результативность, переходя в разряд других навыков.
Подростковый период уникален еще и тем, что у детей открываются новые психологические способности – зарождаются навыки самоанализа, появляется интерес к внутреннему миру человека. Как итог развития комплекса личностных и познавательных процессов к 15 годам формируется базовая психологическая способность человека строить умозаключения, анализировать и делать выводы, полагаясь и на обретенные знания, и – что существенно – на собственное понимание явлений и процессов. Уроки литературы в старших классах до реформы служили развитию языка и мышления на совершенно новом возрастном уровне, а не возвращали развитие детей на предыдущий этап совершенствования грамотности и стилистики, как это предлагается теперь. «Программа 10–11-х классов и в действующем стандарте, и в новом – это стилистика, это культура речи. А как же ее еще изучать, если не посредством русской литературы?» – поясняет директор департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко[2].
На сайте ФГОС в одном из обращений от имени учителей-словесников говорится, что стандарты в области литературы вызывают их беспокойство: не произойдет ли обезличивание предмета и падение культуры чтения и развития устной и письменной речи? По полученному ответу можно сделать вывод, что ответственность за усвоение знаний по литературе возлагается реформаторами на самих учеников: «У разработчиков ГОС тоже большую озабоченность вызывает преподавание литературы. Я думаю, что главное – это какой ожидаемый результат изучения литературы в средней школе. Это количество изученных произведений или развитие общекультурной, коммуникативной, интеллектуальной и иных компетенций подрастающего поколения, в котором родной язык и литература играют определяющую роль?»[3]
В упоминаемом новостном сообщении говорилось, что авторы идеи слияния двух предметов в один ностальгируют по советским временам, когда в старших классах русский язык не изучался. Действительно, интенсивное освоение русского языка в советской школе падало на 7–8 классы (возраст детей – 13–15 лет), и после экзамена в 8-м классе предмет более не изучался. В последних классах школы курс литературы включал как основу написание большого количества сочинений, причем оценка ставилась двойная: за умение грамотно излагать свои мысли и раскрывать поставленную тему – первая, за отсутствие или наличие орфографических и пунктуационных ошибок – вторая. Напомним, что советские образовательные программы обязательно имели психологическое сопровождение. Все сказанное выше о возрастных особенностях формирования речи и мышления ребенка учитывалось при построении школьных программ. В этом видится одна из причин относительно высокого уровня грамотности в стране среди разных социальных слоев населения и нерусских народов и народностей.
Исследования и наработки психологов в области возрастной психологии и образования последних десятилетий гармонично сочетаются с классическим педагогическим подходом к обучению детей, учитывающим познавательные потребности учащихся и их способности усваивать знания в определенные возрастные периоды, то есть с тем педагогическим опытом, который накапливался не одно столетие.
В ходе обсуждения новых стандартов образования на сайте ФГОС многие учителя высказывали тревогу по поводу решительности и кардинальности преобразований принципиальных подходов в обучении детей: «С одной стороны, очень верным представляется выделение в Фундаментальном ядре основополагающих научных знаний и универсальных учебных действий. С другой стороны, пока попытки выделить фундаментальное ядро не были достаточно успешными, о чем свидетельствуют некоторые базовые курсы, предлагаемые сейчас в старшей школе. Как Вы полагаете, не потеряем ли мы одно из главных достижений российского образования – фундаментальность?..»[4]
Ответ, данный на этот вопрос, трудно признать удовлетворительным: «Одна из главных задач Фундаментального ядра – достижение консенсуса во взглядах на научное содержание образования между так называемой “академической наукой”, педагогами и методистами-предметниками. Основная ошибка предшествующих разработок заключалась в том, что мнение “академической науки” практически игнорировалось, что и привело в конечном итоге к резкому снижению уровня фундаментальности российского школьного образования. Теперь этот пагубный перекос будет исправлен»[5]. В предложенном ответе нет ни логики, ни смысла – это отписка. Беспокойство же тех, кто задал вопрос, оправдалось: фундаментальность и качество ценимого многие десятилетия отечественного образования разрушены и продолжают разрушаться. Реформаторы пренебрегли и основополагающими психологическими законами развития речи и мышления детей, и полувековыми наработками ученых-педагогов и практикующих учителей. В угоду чему? Какие знания и умения могут продемонстрировать нынешние школьники? Какой национальной и интеллектуальной культурой они обладают теперь?
а что такое нормальное образование?
Кстати, мальчик Владимир Михайлович Гундяев учился в атеистической школе.
* * *
Какая уж там стилистика с культурой речи, если люди (даже взрослые) в каждом слове ошибки делают. В 10-11 классах итак по 3 часа уроков русского языка в неделю (наравне с физкультурой), и то - сплошные тесты по подготовке к осточертевшему ЕГЭ. Я, к сожалению, учусь в 11 классе. Страшно представить, что будет с детьми помладше.
Слышала, собираются из школьной программы литературы убирать Ахматову и Гоголя. Что дальше? Может, отменить вообще этот русский с литературой?
Раньше русский народ был безграмотным, но имел крепкую веру в Бога, а потом с Запада завезли проклятую ересь атеизма и развратили народ русский, и продолжают развращать...
А преподавание ОПК без обучение вере, да еще и неверующими учителями приведет к появлению культурных "православных" атеистов, пуритан, фарисеев и саддукеев, такие ще опасней для Православия, чем откровенные безбожники...
Именно такая культурная интеллигенция воспитанная в православных традициях и устроила в России революцию..
Они рассуждали так: мы и без веры в Господа Иисуса Христа можем быть культурными и порядочными людьми и научить народ и устроить культурный рай на земле, но без Бога...
И такой ад устроили...
Когда Господь придет во Славе, найдет ли Он веру на земле?
Освещение вопроса очень резкое и жесткое.
Прошу профессионалов (и в первую очередь Людмилу Бонюшкину) пояснить, есть ли на текущий момент у сообщества педагогов четкое сложившееся понимание того, для чего нужно школьное образование. Что является определяющим: фундаментальность (развитие личности, потенциала человека) или сиюминутность (заточенность под успешность)? Учителя это противопоставление видят или считают, что одно с другим хорошо сочетается?
Если не определено главное, то что говорить о частностях, освещаемых в статье.
Слышали: "если ты такой умный, почему такой бедный"? А по факту, разве такого не видите каждый день?
Вопрос: Что является определяющим для школьного образования: фундаментальность (развитие личности, потенциала человека) или сиюминутность (заточенность под успешность)?
Вы остановились на том аспекте, который обычно не упоминают, обсуждая реформы (развал) образования. А именно - полное игнорирование возрастных психологических особенностей детей. В результате при бешеной нагрузке на психику и организм ребенка в целом - нулевой результат. Уровень грамотности падает, растет только количество заболеваний и детских суицидов.
Начинается с дошкольного образования, когда воспитатель бьется в истерике от того, что дети старшей группы (до сих пор!) не освоили чтение и письменную речь. С нее требуют - придет психолог и проверит, как она научила. Бесполезно объяснять, что для беглого чтения в 4 года не все созрели, а для письма - тем паче! Что все это - прерогатива младшего школьного возраста. Дайте детям поиграть еще, в детском саду-то! Увы - "сейчас все по-другому"! Только периоды развития те же остались.
А мы, имея такую сильную теоретическую, практическую базу по психологии, педагогике, так легко от нее отказались! Не у дел Выготский со своей школой и вся эта плеяда выдающихся педагогов от Каменского до наших современных подвижников-гуманистов! Ведь используя их бесценный опыт детей можно не мучить, а учить. И научить. А это, видно, никому не нужно. В просто тупость реформ не верю. Это заказ, который оплачен чиновникам и успешно выполняется.