Выставка икон «Образ Богоматери» из собрания Государственного исторического музея открылась в заполярном Нарьян-Маре. Новый просветительский проект готовился несколько лет. Возможность оценить, чем завершились усилия крупнейшего национального музея России, первыми в стране получили жители столицы Ненецкого автономного округа.
Икона Божией Матери «Страстная». Мастер Иеремия. Вторая половина ХVI в. Крит |
Небольшая по масштабам выставка, привезенная в самую северную епархию России, имеет для Государственного исторического музея (ГИМ) особое значение. С нее начинается новое направление работы музея. В чем оно заключается, объясняет научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ Любовь Корнюкова:
Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков |
Научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ Любовь Корнюкова |
– Задали нам жару искусствоведы, – улыбается Елена Зверева, руководитель компании «София» при московском храме Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках. – Скажу честно: не ожидали, что работа окажется столь сложной. Мы ведь и прежде копированием икон занимались. Казалось бы, технология отработана. Деревянную основу наши специалисты подготавливали так же, как и иконописцы века назад. Покрывали ее левкасом – специальным грунтом. Затем при помощи новейшего цифрового оборудования наносили на него точное изображение святого образа. Применяли краски, которые на левкасе не выгорают. Но требования были настолько высоки, что каждую икону приходилось переделывать раз по двадцать. Да, это дорого, но результат того стоил. Музей получил копии высочайшего качества. А из художников, которые начинали с копирования, выросли серьезные иконописцы.
Заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко преподносит владыке Иакову каталог выставки «1000 лет русского паломничества» |
– Икона предназначена не для эстетического созерцания, а для молитвы, облегчения молитвенного соединения с Богом. По сути, икона – это откровение, постижение Духа. Всем своим духовным строем она располагает к молитве. Именно через икону многие люди пришли к вере, – отметил на открытии выставки епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. – Самое главное в иконе – не сюжет, а священный образ. Иконы так и называют – образа. Левкас, на который наносится рисунок и который предает образу эффект светимости, готовится на основе мела и символизирует стену храма. Желаю, дорогие братья и сестры, чтобы все мы, взирая на эти образы, возымели духовную помощь от Бога стать тем, кем и должно быть, – храмом, вместилищем Господа. Ибо, как гласит русская пословица, не в стенах Бог, а в ребрах. Иконы придают нам силы идти по пути становления самих себя в храмы Бога Живого.
Способствовать восстановлению прерванных в советское время в значительной степени традиций восприятия христианской культуры – так поясняет одну из основных задач начинающейся серии выставок заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея, кандидат искусствоведения Людмила Тарасенко.
На открытии выставки |
– А почему решили начать с демонстрации икон Пресвятой Матери Божией? – переспрашивает Людмила Тарасенко. – Обсуждение этой темы началось после того, как в Москве побывала священная реликвия – пояс Богоматери. Мы видели воочию, какие огромные толпы людей стояли в ожидании возможности войти в храм Христа Спасителя и соприкоснуться со святыней. Испокон веков Царица Небесная считалась на Руси Заступницей и скорой Помощницей христианам. Не было православного дома без иконы с Ее светлым ликом. И сейчас, через тысячу лет после принятия христианства, люди идут к Богоматери со своими бедами и тревогами, видят в Ней последнюю надежду. Привезенная в Нарьян-Мар экспозиция небольшая, а икон Святой Девы – огромное множество. Надеемся, что посещение выставки пробудит интерес к дальнейшему изучению бесконечно богатой Богородичной иконографии. Да и православной иконы вообще. Занятие это не только интересное, но и чрезвычайно полезное для духовного развития.