Обитель преп. Дмитрия Прилуцкого - один из форпостов возрождения России …
И в «Похвальном слове прп. Димитрию чудотворцу» его называют «трисолнечный Троицы угодник», и это неслучайно, ибо он «великому Сергию чудотворцу собеседник». Тому самому столпу нашей Церкви, подарившему Руси учение о Троице. В 1354 г. преп. Димитрий впервые встретился с преп. Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор, как гласит акафист про Димитрия, на собеседование духовное к Сергию «от пустыни пешеходившаго и с ним вкупе бдения всенощныя совершавшаго, при них же лучина свещи заменяше, молитва же их, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству с великим угодником Божиим...»
Воистину: их молитва достигала небес, как пламень огненный!
И если вы прибудете когда-нибудь в Вологду, то непременно придите и к храму преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, возведенному в 1651 г.; считают, что это первый каменный храм города, построенный после Софийского собора.
Народ хранит воспоминание, что хозяин дома, где останавливался преп. Димитрий летом не то 1371 г., не то 1378-го, в память о посещении его святым человеком срубил возле дома деревянную часовню, впоследствии заменявшуюся новыми храмами на этом месте.
И, конечно, посетите ставший уже прославленным Спасо-Прилуцкий монастырь, что тоже на реке Вологде, - несмотря на близость большого города хранящий особую тишину Русского Севера. Неслучайно в этой обители нашел вечное упокоение и прах поэта-вологжанина Константина Батюшкова (1787-1855), коего Осип Мандельштам назовет «записной книжкой не рожденного Пушкина».
* * *
В житии преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, составленном прилуцким иноком Макарием по рассказам игумена Пахомия не позднее 1440 г., рассказывается, что этот необычный мальчик, сын торговца, сызмальства начал читать святые книги. Подвижник пришел затем в Горицкий монастырь Успения Богородицы в своем родном Переяславле-Залесском. «На Болоте» у Плещеева озера он поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, основал новую обитель. Именно в тот период он хаживал к преп. Сергию в Троицкий монастырь под Москву.
Рассказывают, что преп. Димитрий был очень красив, «словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова», однако был у блаженного обычай всегда прикрывать лицо куколем, как свойственно инокам.
Акафист преподобному повествует об одном неординарном событии: «Слышав о дивней красоте лица твоего, отче Димитрие, едина от именитых болярынь града Переяславля возжелала насладитися лицезрения твоего и сего ради прииде к келии твоей, в ню же оконцем приникнув, узре тя на молитве стояща и светом небесным облиставаема, сама же абие всем телом разслабе и падши яко мертва, на земли лежаше. Ты же, послушествуя прошению братии твоей, молитвою твоею исцелил еси ю и поучил, да прочее уцеломудрится и не назирает чуждыя красоты...»
Соблазнившуюся и раскаявшуюся боярыню святой спросил:
«Зачем хотела видеть грешное и мертвое мое тело,
отвергшееся мира?» Прощенная, исцелившаяся от
расслабления - встала. Слава о преподобном дошла до князя
Димитрия Ивановича (Донского), который стал почитать
переславского подвижника, как почитал радонежского,
упросил крестить одного из своих сыновей.
От людского славословия и восхваления святой ушел из
Переславля с учеником Пахомием, который впоследствии, по
преставлении Димитрия, стал настоятелем обители.
Учитель и ученик нашли место в устье р. Лежи, но жители из селения Авнеги (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.) боялись, что святой «овладеет их богатствами».
И вот в вологодских Прилуках, то есть на излучине р. Вологды, как говорит житие, «тамошние христолюбивые жители - муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг - подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. На месте, которое благословил святой, был установлен крест». Речь идет о Киликиевском кресте - деревянном, восьмиконечном - украшенном медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском гос. ист.-арх. и худ. музее-заповеднике, ВГИАХМЗ).
И верующий вологодский народ устремился в обитель, в 1371 г. «поставил там большую церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение водам». Пришли дары и от тезки молитвенника, - от князя Димитрия Донского. Кстати, впоследствии, обладая даром прозрения, святой указал братии момент кончины своего державного соименника.
Говорят, что к северу от левого клироса в Спасовом храме святому было ограждено досками особое молельное место. Спустя века тут за стеклянной дверью находилась особая памятная палатка.
Не благословил Дмитрий своего родного брата, жившего в
Переславле, идти в третий раз торговать в племена
«югра и печера, в те места, где живут чудь и
самоядь». Брат, ослушавшийся святого провидца,
погиб.
Любивший убогость, подвижник весь год носил тулуп из
твердой овечьей кожи, даже в праздники питался лишь
горячей водой с малой просфорою, до глубокой старости
вместе с братией участвовал в общих работах.
Скончался преподобный 11 (24 по нов ст.) февраля 1392 г. При кончине святого братия ощутили растекающийся по монастырю запах ладана, исходивший из келии Димитрия. Казалось, что святой уснул, а тело его было озарено дивным светом. Но вспомнили иноки и давешние слова настоятеля: «Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите...» Однако с плачем и молитвами тело было положено в церкви, которую поставил сам святой.
В церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом почивают мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого, а также благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия АндреевичаУгличского, сосланных сюда Иваном III в заточение.
Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 г., и в том же ХV в. почитание его распространилось по всей Руси. Чудеса и исцеления недугов исходят от гроба чудотворца и до нынешнего дня.
Вошло в историю и чудо о вятичах, отделившихся, было, от Московской державы. Придя в Вологду, они разорили город, разграбив и Прилуцкий монастырь. Один из помраченных мародеров, схвативший покров с гроба преп. Димитрия, тут же был «ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, лежал скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это». Несчастный злодей-вятич был похоронен в монастыре, а остальные захватчики, убоявшись, ретировались, сохранив этот страх и через годы.
Исцелялись у гроба преп. Димитрия бесноватые и слепые, а князь Андрей Ржевский, впавший в окончательную слабость, исцелился от пьянства, будучи положенным у гроба старца. Не раз Димитрий Прилуцкий являлся в облике седовласого старца разным людям, и один из таких случаев, отмеченный многими очевидцами, произошел, когда к Вологде подошла захватническая рать князя Дмитрия Шемяки. «Старец, весь сиявший неизреченным светом», с двумя белоризцами большими бревнами укреплял городские стены». Город удалось отстоять.
* * *
Прилуцкий монастырь рос и прославлялся. Его в 1528 г. посетили Великий князь Василий III Иоаннович с супругой Еленой Глинской, они побывали также в Кирилло-Белозерской и Ферпонтовской обителях с конкретной целью: вымолить наследника. И родился сын, Иоанн IV Васильевич. Сохранивший благодарную приязнь к вологодской обители: в послании кирилло-белозерским старцам царь упоминал Дмитриеву Спасову Прилуцкую обитель в ряду тех, которые «благочестием стоят и неоскудны бывают».
Иоанн Грозный в 1545 г. приезжал сюда на богомолье, а в 1552 г. взял из монастыря Киликиевский крест преп. Димитрия при сборах в Казанский поход.
Игумены Прилуцкого монастыря присутствовали на
избирательных соборах в столице, созываемых для
утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 г.
- Бориса Годунова, а в 1613 г. - Михаила Феодоровича
Романова.
Монастырь сильно пострадал в Смутное время, последствия которого Россия не может преодолеть, похоже, по сей день.
Известно, что на снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Димитриева обитель передавала денежные средства и серебряные изделия. А когда шли военные действия в 1612 г., и геройски отличился соседствующий Кирилло-Белозерский монастырь, Прилуцкая обитель кормила сражавшихся за Русь стрельцов и казаков, снаряжала ополчение. Увы, монастырь в октябре 1612 г. был разорен польско-литовскими захватчиками, а в 1613-1614 гг. - отрядами сибирского царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, которые были посланы для охраны Вологды. История повествует, что 18 декабря 1619 г. в трапезной палате Спасо-Прилуцкого монастыря погибло 200 человек, включая 59 монахов.
* * *
Современный, каменно-крепостной облик монастырь приобрел в XVII в. Величественный Спасский собор стал первым каменным зданием обители.
В 1812 г., при вторжении французской армии в Москву, в продолжение 3-х месяцев, до самого освобождения Москвы, в Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов.
* * *
Согласно житию святого, при прп. Димитрии братия Прилуцкой обители была многочисленной. А к 1918 г. тут было 15 насельников.
В безбожное время появились склад колонии малолетних преступников, казарма для красноармейцев. Возроптавшие прихожане были арестованы. По закрытии обители, с 1924 г., тут были и инвалидный дом, и киноклуб во Введенской церкви, и в начале 1930-х - пересыльный пункт для «спецпереселенцев» с Украины и из Белоруссии, потом интернат для беспризорных детей. Лет тридцать в зданиях монастыря располагались склады Министерства обороны СССР, а с 1979 г. начал работу филиал Вологодского областного краеведческого музея.
С 1990 г. начались известные перемены. К 2007 г. были отремонтированы и освящены несколько храмов обители, служат тут полтора десятка насельников, богослужения совершаются ежедневно.
Русь мало-помалу возвращается к своим духовным истокам, и мощную помощь оказывают нам наши святые отцы.
Отче Димитрие, Прилуцкий чудотворче, «яко благоумиленнаго учителя и к покаянию действеннаго возбудителя, восхваляем тя по достоянию сице: Радуйся, врачу благоискусный недугов душевных. Радуйся, возбудивый к покаянию спящия совести. Радуйся, умягчивый ко исправлению окамененныя сердца!»