Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

Анатомия пошлости: благополучные гонимые

"Добрыня Соломонович, одно из двух: или крест снимите, или трусы наденьте" – в этой давней советской и изрядно затасканной присказке новые времена открыли новые смыслы. Есть в ней какое-то свежее требование честности, определенности. Нам тогда, в советское время, этой определенности не хватало. Как мы её жаждали, как стремились к ней! Но не видели мы тогда ещё настоящей всепоглощающей неопределенности. Не знали мы настоящих виртуозов моральной акробатики.

Удивительным образом в наши времена главные хулители Церкви всячески презентуют себя в качестве... воцерковленных людей. Защитники содомского греха (именно греха, а не грешников), оскорбив отсталых "традиционщиков" в самых грубых выражениях, частенько тут же позиционируют себя как верующих христиан и иудеев (мусульман чаша сия пока миновала, но она непременно дойдёт и до них). Для приличия эти господа отнесут себя к какому-то там "реформистскому крылу" вышеозначенных общин.

Не быть, а казаться

Где тут логика? На первый взгляд, её нет. На самом же деле она есть и называется она пошлостью. Пошлость ведь, по определению Владимира Набокова, – это страстное желание ВЫГЛЯДЕТЬ тем, кем ты не являешься, "принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу". Клубов на самом деле много, и хочется во все сразу. Очень хочется быть и либеральным революционером, и воцерковленным православным; и ростовщиком, и бессребреником. Очень хочется гордо называть себя верующим христианином и одновременно позволять себе на основе последней сплетни поносить "нетрендовых" (то есть немодных) церковных иерархов – и своей, и всех прочих конфессий. А поскольку БЫТЬ одновременно и в том, и в другом клубе нельзя, остается ЧИСЛИТЬСЯ, то есть казаться, притворяться кем-то, не являясь им на самом деле. Вот эту кажимость в классическом русском языке и называли пошлостью (недаром нынешние реформаторы языка торопятся совершить подмену, путая слова "пошлый" и "неприличный"). Ей дал прекрасное определение все тот же Набоков в своей статье 1957 года: "Пошлость – это не столько неприкрытая бездарность, сколько ложная, поддельная значительность, поддельный ум, поддельная привлекательность".

Добавим еще – поддельная смелость. Чем гаже оскорбления в адрес церкви и родины со стороны пошляков типа Собчак или Быкова, чем больше они чувствуют свою безнаказанность (юридическую – со стороны государства и, увы, моральную – со стороны общества), тем больше эти люди говорят о неких репрессиях в своей адрес. Наиболее охотно эти персонажи делятся этими своими страданиями с пошляками из иностранных СМИ, которые в свою очередь хотят КАЗАТЬСЯ своим читателям рисковыми друзьями диссидентов, собкорами, вернувшимися с холода. Только вот о страданиях своих подобные господа повествуют "жирными от фуа-гра губами" (выражение птенца всё того же гнезда – Альфреда Коха). Хочется казаться и благополучным, и гонимым одновременно.

Прошедшая неделя выдалась уникально урожайной на жирные пошлости. Пожалуй, настало время завести регулярный рейтинг пошляков. Кто же получит золотую, серебряную и бронзовую медали? Заявок, увы, много...

Универсализм Стивена Фрая

Думается, что "золото" все-таки заслужил британский комик, "верующий иудей" и гей по совместительству Стивен Фрай, направивший в Международный Олимпийский Комитет и премьеру Дэвиду Кэмерону призыв перенести олимпиаду из Сочи в Лиллехамер из-за предполагаемого преследования в России геев. Сравнив сочинскую олимпиаду с открытой Гитлером берлинской олимпиадой 1936 года (пошляки очень любят сравнивать все, что им не нравится, с нацистской Германией), Фрай обнаруживает вынесенные из поездки в Петербург глубокие познания в вопросе положения гомосексуалистов в России. "Путин повторяет совершенное Гитлером против евреев преступление в отношении ЛГБТ-сообщества в России, – пишет Фрай. – Любая защита или хотя бы здравое обсуждение гомосексуальности объявлены вне закона". Дальше, естественно, про "варварский и фашистский" закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений несовершеннолетним. Ну, и в конце такой пассаж: "Я гей и я еврей. Но каждый раз, когда в России (а это происходит постоянно) гея-подростка вынуждают к самоубийству, очередную лесбиянку насилуют в воспитательных целях, а геев обоих полов забивают до смерти неонацистские бандиты, пока российская полиция пассивно наблюдает, мир становится для меня меньше и я снова и снова рыдаю, видя, как мировая история повторяется".

    

Теперь ясно, что такое пошлость? Вот эти рыдания, вот это чудесное возвращение невредимого автора из "гомофобного" Питера; вот эта принадлежность автора и к клубу невредимых, и к клубу пострадавших – вот все эти вещи, взятые вместе, и называются пошлостью.

А упоминание себя в качестве представителя великого ветхозаветного народа, в свое время впервые потребовавшего от человека преодоления греха, совмещенное с ложью и с апологией этого самого греха, – это уж вершина пошлости, топпинг на пицце "старого джентльмена", как называют в Англии дьявола.

Симфония Белковского

"Серебро" по справедливости отходит публицисту Станиславу Белковскому за статью "Душевная болезнь официальной церкви", опубликованной на страницах главной за последние годы трибуны московских пошляков – в газете "Московский комсомолец". Эксплуатируя трагическую гибель псковского протоиерея Павла Адельгейма, Белковский умышленно выдергивает из его наследия самые обиженные, самые горькие строки в адрес церкви. В своей статье Белковский проникает в стан врага, чтобы лучше разложить его: он, оказывается, воцерковленный православный и очень любит церковь, а потому терзает её лоно своими оскорблениями как бы изнутри и как бы любя, во имя низвержения якобы сошедшего с пути истинного священноначалия. Тот же самый приёмчик за последние два столетия либерально-революционная публика неоднократно отработала на ещё более крупном институте, чем церковь – на государстве в целом. Вот как говорили эти господа из поколения в поколение: Россию, мол, люблю, но с начальством не путаю, а потому отдаю другому начальству – сначала какому-нибудь Временному правительству, потом большевикам, потом либералам, теперь вот "болотникам", а еще лучше просто иностранцам, каких экономист Гуриев присоветует.

    

Пошляк очень любит унижать другого человека. Для этого Патриарх, глава Церкви умышленно-хамски называется только по фамилии – так же когда-то большевики называли попавшего в их руки государя гражданином Романовым. Только у большевиков хотя бы хватало вкуса не называть себя при этом монархистами. У "воцерковленного" пошляка Белковского вкуса (или, вернее, его отсутствия) хватает на всё. Пошляк тем и силен, что в стремлении "принадлежать" для него нет ни правил, ни барьеров. Ни, тем более, священноначалия.

Всеединство Бакушинской

"Бронза" – металл эпический, гомеровский, а потому и присуждается он за гомерический хохот публицисту Ольге Бакушинской, выразившей в "Фейсбуке" готовность и перед следователем отстоять свое злословие в адрес депутата-моралиста Елены Мизулиной. Пошляки вообще любят злословить – чтобы оттенить свою принадлежность и к тому клубу, и к этому, им хочется смешать с грязью другие клубы, а заодно выделиться среди членов собственной организации.

    

"Воцерковленная католичка" Ольга Бакушинская из издания Lenta.ru в основном проявляет свое католичество на ниве борьбы с православием, где оружием ей служит отточенное в бульварной прессе перо. Впрочем, эта нива, в своё время вдоль и поперёк исхоженная сомнительными персонажами вроде польского короля Сигизмунда или Наполеона Бонапарта, опасна не чаемой ещё толстовской Элен Курагиной победой католичества над православием. Таковой победы не будет, поскольку настоящим православным и католикам делить нечего. Проблема, как всегда, не в клубе – проблема в пошляке. Ему мало одного клуба, он хочет состоять сразу во всех клубах одновременно, а заодно ради сего членства готов поносить и собственных родителей, и собственную страну. Вот чудный кусочек фейсбуковских откровений г-жи Бакушинской.

"И еще о половом. У меня есть очень хороший приятель. Он просто чудесный человек. Добрый, веселый. К счастью, он живет не в России. К счастью для него, потому что он гей. Он вырос в католической семье и для его родителей это было очень сюрпризно. Но опять же, это не наши родители, так что они пережили... И вот он знает, что я воцерковлена..."

Чувствуете саспенс? Сейчас г-жа Бакушинская вспомнит все наставления ксендза – и что же будет? Люби грешника, но ненавидь грех. Единственное, что может спасти гея, – он же не россиянин, а в глазах по-советски антисоветского пошляка это всегда плюс. Ведь и родители у нас не те, и страна не та... Но нет, вполне мирная развязка:

"Я гей. – Я знаю. Очень давно. И ты очень хороший в моих глазах". Он удивился. Я долго объяснялась. Грустно это".

Вот так, между молельней и будуаром, пакт заключается и с грешником, и, увы, с грехом. Автор формулы про молельню и будуар, товарищ Жданов, сам был изрядным пошляком: мысль о том, что "музыкой мы называем то, что можно напеть", в сочетании с фортепьянными руладами в присутствии товарищей Сталина и Ворошилова – это пошлость. Увы, пошлость как явление гнездится во всех политических лагерях и во всех эпохах, на то она и пошлость, чтобы всюду хотеть быть своей. Состоять. Присутствовать. Казаться.

До свидания. До следующего рейтинга пошлости.

Лев Майский, рассерженный прихожанин

Источник: Религия и СМИ

27 августа 2013 г.

Рейтинг: 7.5 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Инок Антоний (Давидюк) 9 сентября 2013, 12:18
"Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя". (Прит. 9;8) - в этих словах премудрого Соломона говорится, как мне видится, об одном и том же обличаемом - внутреннем человеке, который в зависимости от обращения к нему может быть кощунником (пошляком), а может быть носителем Образа Божия допустившим некое беззаконие в свою жизнь и пытающимся это беззаконие тиражировать.
Но нам-то, пусть и рассерженным, зачем использовать методы врагов Православия и предвосхищать Суд Божий.
Лариса 3 сентября 2013, 13:34
/Я гей. – Я знаю. Очень давно. И ты очень хороший в моих глазах". Он удивился. Я долго объяснялась. Грустно это"./

Какая патетика... г-жа Бакушинская до седых волос дожила, а все перед кем-то оправдывается.
Нина30 августа 2013, 17:09
Как приятно прочитать под этой великолепной статьёй имя Лев и фамилию Майский. Вот такими я люблю "наших людей"! Лев, никого не слушайте! Ваша статья выстрелила в десятку. Спасибо!
Ольга29 августа 2013, 23:27
Мне очень близка реплика Ивана. Я читала статью с таким же ощущением.
Но смущает то, что лукавый враг становиться все более изощренным. Он не просто уводит человека от истины в мир виртуальных миражей, где нет разделительной черты между истиной и ложью, добром и злом, добродетелью и грехом, духом и материей..., но и пытается лишить всяких ориентиров - интеллектуальных, нравственных, биологических, в том числе и понятийных. При помощи интернета,социальных сетей профанирует любые проблемы.
Должен быть адекватный ответ на это? Да, несомненно. И автор пытается дать такой ответ, исправить искажение понятий, но - резко, обидно, личностно. Хочется сказать: прав но сути, но не по форме. Но в данном случае суть и форма связаны. Да и Набоков, на мой несовершенный, конечно, взгляд, гармоничнее звучал бы в другой теме. Простите за многословие.
Максим29 августа 2013, 14:02
Спасибо за хорошее объемное выражение правильной мысли.
Иван29 августа 2013, 12:19
Мне показалось, или автор предлагает осудить не только поступки, но и самих людей?
(многочисленные эпитеты в адрес людей, в том числе конкретных, общий дух статьи: не сожаление о чужом падении, а то же злословие, в котором автор и упрекает).
Неприятно читать как приведённые автором цитаты, так и саму статью. Хотелось бы, чтоб таких материалов было поменьше, а побольше - статей, позволяющих каждому из нас заглянуть внутрь себя, а не просто оскорбиться (и даже Белковскому с Бакушинской, уж простите меня; у кого из нас самолюбие - не больное и не задевается?).
Полина29 августа 2013, 09:36
Спасибо за статью. Все назвали своими именами.
Лариса28 августа 2013, 11:24
/Удивительным образом в наши времена главные хулители Церкви всячески презентуют себя в качестве... воцерковленных людей/

Вот именно! Наконец это замечание оформлено официально! Пошляки, как их верно именует автор, даже пишут статьи/комментарии по одной схеме:

а) родился, вырос и произрастаю исключительно в верующей среде; сам воцерковлен... (два раза видел как ходят в церковь);
б) знаю "множество церковных тайн" и "политику церкви", "ручкался со многими" иерархами;
в) считаю себя крайне креативным, использую броские и бессмысленные слоганы, нормальными выражениями не пользуюсь ("пластмассовые глаза конформизма", "исповедь стандартная", есть и более загадочные - "исход женщин от попов" и т.д.);
в) недоволен: всегда, всем;
г) решение моей личной проблемы вижу в упразднении священства и передачи церкви "людям" (список "людей" никогда не прилагается, а интересно было бы почитать).

Понаблюдайте и убедитесь сами.




Лариса_6528 августа 2013, 10:25
Спасибо. Четко, лаконично.Полностью согласна с автором.Ещё раз спасибо.
Татьяна28 августа 2013, 00:07
Надо было назвать статью "Виртуозы моральной акробатики" - точно и емко!
Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×