Это послание Патриарха - проявление той христианской солидарности, которой всем нам очень важно учиться. Американский обозреватель Марк Мовсесиан задается вопросом - почему руководство США проявляет такое глубокое наплевательство по отношению к тому, как удары по Сирии отразятся на сирийских Христианах - хотя совершенно очевидно, что победа исламистов, противников Асада, будет означать для Христиан катастрофу. Он дает ряд интересных ответов, первый из которых - у Христиан нет своего лобби.
Нам это может оказаться немного странным - что же, права людей, у которых нет эффективного лобби в США, можно попирать сколько угодно? На этот вопрос есть ответ - увы, да. Поразительная ситуация, когда ограничения на гей-пропаганду вызывают бурную реакцию и критику мировых лидеров, а массовые изгнания, преследования и убийства людей за их веру - не вызывает, обусловлена именно тем, что гей-движения есть эффективное лобби, у христиан - особенно православных, особенно ближневосточных - такого лобби нет. Любой политик, который как-то заденет интересы гей-лобби, или просто скажет что-то недостаточно почтительное, немедленно получит у себя под окнами бурную демонстрацию, участники которой будут пронзительно вопиять, что он гад, изувер, злодей, и руки его по локоть в крови несчастных геев, умученных такими фашисткими гомофобами, как он.
Парадоксальными образом, эти люди, чуждые благочестия, берут на вооружение пример вдовы из евангельской притчи, которой легче уступить, чем отделаться от нее. При этом масштабы поднимаемого шума могут находиться в самом гротескном несоответствии с реальными проблемами - но и медиа, и политики, реагируют не на проблемы как таковые, они реагируют на шум. В современном мире жертвой, которой надо спешить на помощь, на обидчиков которой надо негодовать, является не тот, кто тяжелее страдает, а тот, кто пронзительнее вопит.
Другой возможный критерий жертвы несправедливости - способность создавать проблемы. Недавно Ричард Докинз - британский атеист, известный своими грубыми и язвительными нападками на Христианство, решил слегка проехаться по другой мировой религии - Исламу. Весьма умеренно и даже, скорее, невинно - он заметил, что "Во всем мусульманском мире было меньше нобелевских премий, чем в одном Колледже Св.Троицы.. Хотя в средние века у них и были большие достижения". Ситуация, когда воинствующий атеист поминает колледж Святой Троицы как пример научной цитадели, может показаться ироничной, но британские комментаторы вознегодовали на другое - им показалось, что Докинз впал в злобный расизм и обижает мусульман, это гонимое и угнетенное меньшинство. При этом какой-то бурной реакции самих мусульман не было - да и с чего бы, странно мерять достоинства религии количеством нобелевских лауреатов - но вот либеральные авторы обрушились на Докинза со страшной силой, так, что серия публикаций в ведущих британских газетах напоминала проработку на партсобрании. Почему эта невинная ремарка вызвала бурю, которую годы яростных нападок на Христианство не вызывали? Ответ довольно очевиден - у мусульман сложилась репутация людей, могущих создать проблемы.
Ближневосточные христиане - это абсолютно не те люди, которые могут создать подобного рода проблемы, и они едва ли заявятся под окна к тому или иному политику или издателю, чтобы упрекнуть его в своих бедах. А это значит, что их нет в поле зрения - во всяком случае, их влиянием на ситуацию можно пренебречь.
Можно негодовать на крайнее лицемерие политиков и медиа, но реальность такова, какова она есть - вряд ли кто-то озаботится правами той или иной группы людей из чистой любви к человечеству. Если ОМОН задержал человека за несанкционированный пикет и через час отпустил - но сделал это на глазах у телекамер - то этот человек знаменитая на весь мир жертва тирании. Если другого человека изгнали из дома и вынудили скитаться, его родных убили, его самого подвергли истязаниям - его не существует, потому что камеры смотрят в другую сторону.
Одна из величайших трагедий в человеческой истории - уничтожение христианства в Ираке (сейчас уже большая часть Христиан была вынуждена покинуть страну), прошла почти незамеченной, а ведь почти две тысячи лет, при всех правителях, при всех, нередко трагичных поворотах истории, Христиане в Ираке жили - до тех пор, пока западные армии не явились, чтобы принести им свободу и права. То же является совершенно реальной перспективной и в Сирии - причем если США и Франция вмешаются на стороне своих исламистких друзей, такая перспектива станет практически неизбежной. США не защищали иракских Христиан и не собираются защищать сирийских, и, как прямо пишет американка Скотти Хьюз на сайтеhttp://www.christianpost.com/, “Кровь Христиан - на руках Обамы”.
Но до тех пор, пока это не будет вести к серьезным политическим и репутационным издержкам, ни Обаму, ни других политических лидеров это не будет беспокоить. Их будут беспокоить права, или, вернее, требования, совсем других людей.
Для Христиан, конечно, невозможны методы этих других людей - и тем более невозможны методы, которыми уважать себя заставили другие притесненные меньшинства. Но возможно - и необходимо другое.
Со времен Макиавелли - вернее, гораздо раньше, Макиавелли просто первым написал об этом - политики пренебрегали моралью, но в то же время желали выглядеть моральными. Политику - будь то Обама или кто-то еще - может быть глубоко наплевать на участь сирийских Христиан, но он никогда не сможет на прямой вопрос сказать “да, мне нет дела до людей, которых изгоняют и убивают”. И вот эта необходимость для любого политика выглядеть моральным и дает возможность выступить в защиту притесняемых и потребовать, чтобы политики поступали сообразно декларируемым им ценностям.
И поэтому слова Патриарха так важны - и сами по себе, и тем, что дают пример того, что нужно делать. Открыто выступать в защиту наших гонимых братьев и требовать соблюдения их прав. Как говорит Писание, “Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его” (Притчи 24:11,12).