Православный календарьПравославный календарь
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.

Инокиня Ксения (Чернега): «Новые» предложения Религиозного кодекса не новы

22 ноября, на заседании Федерального гражданского комитета «Гражданской Платформы» был представлен проект Религиозного кодекса, который будет оформлен в виде законопроекта и внесен в Госдуму. Документ вызвал острую дискуссию.

    

Основные положения кодекса комментирует инокиня Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московской Патриархии.

- Чем отличается «принцип религиозной нейтральности», предложенный кодексом Прохорова, от действующих норм закона?

- Действительно, в концепции «Религиозного кодекса» предлагается в качестве новеллы в действующее законодательство внести принцип религиозной нейтральности государства. Но дело в том, что этот принцип уже закреплен в ст. 14 Конституции России, согласно которой любая религия в России не может быть признана в качестве государственной или обязательной. То есть принцип нейтральности государства по отношению к любой религии уже существует в нашей Конституции с 1993 года. По существу предлагается изобрести велосипед.

- Как, согласно кодексу, планируется регулировать религиозную нейтральность госслужащих?

- Что касается предложения о закреплении каких-то дополнительных норм относительно нейтральности госслужащих, то в законе о гражданской службе уже достаточно таких норм. Этот закон требует от госслужащих, во-первых, толерантности, во-вторых, не разрешает ему высказываться о своих религиозных убеждениях во время исполнения своих служебных обязанностей. Чиновник не вправе принять религиозную награду без согласия работодателя – его непосредственного руководителя. Госслужащему, который состоит на должности руководителя, запрещается каким-либо образом высказывать свои религиозные убеждения и принуждать сотрудников к исполнению тех или иных религиозных обрядов и исповеданию религиозных убеждений. Закон о гражданской службе, так же как закон о муниципальной службе, пронизан этими нормами. Какие-либо дополнения к этому законодательству просто избыточны.

- В концепции предложено закрепить общие нормы и правила для предпринимательской деятельности религиозных организаций. Что это значит?

- Дело в том, что никаких специальных правил для религиозных организаций закон не предусматривает. На сегодняшний день религиозные организации, так же как и любые некоммерческие юридические лица, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она соответствует их уставным целям и направлена на их достижение. Доходы от этой деятельности любы некоммерческим, в том числе. Религиозным организациям, запрещается распределять между членами-участниками. То есть, эти доходы должны направляться на уставные цели. Это общее правило, оно применяется для всех некоммерческих юридических лиц, и для религиозных организаций никаких исключений из этого правила не установлено.

Установить кассовые аппараты за свечными ящиками не предлагают, но в концепции всячески подчеркивается, что недопустимо в монастыре в безналоговом режиме торговать продуктами питания. Дело в том, что существует исчерпывающий закрытый перечень предметов религиозного назначения, которые, согласно Налоговому кодексу, реализуются без уплаты налога на прибыль и НДС. Этот перечень утвержден правительством в 2001 году, закреплен в постановлении правительства №251. Конечно, этот перечень не включает в себя продукты питания, хотя там упоминаются куличи и просфоры, но пирожков и молочных продуктов в нем нет. Поэтому, при реализации подобного рода продуктов, должны уплачиваться налоги в установленном порядке. Поэтому, что предлагают разработчики внести в закон, не совсем ясно.

- Имеет ли «Религиозный кодекс» атеистический характер, и в чем это проявляется?

- Особого внимания заслуживают предложения в части образования. Авторы инициативы предлагают распространить принцип светского характера образования на все школы – как государственные, так и на негосударственные. На сегодняшний день такой принцип установлен только для государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Причем, он установлен не на уровне Конституции, а на уровне «Закона об образовании». Поэтому предложение разработчиков распространить этот принцип еще и на негосударственные школы относит нас на рубеж 1918 года, когда был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», провозглашавший светский характер образования в любых школах. С таким предложением, конечно, нельзя согласиться, и оно в наибольшей степени отражает атеистический характер этого документа.

Есть и другие одиозные предложения, например, отнести вопросы защиты религиозных прав и свобод на уровень муниципалитетов, то есть возложить на органы местного самоуправления вопросы по защите прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Но для этого нужно менять Конституцию и федеративный договор, в которых четко сказано, что вопросы защиты прав и свобод человека являются обязанностью государства и относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Чтобы эти вопросы перенести на муниципальный уровень, нужно менять основной закон! Более того, ни в одном зарубежном правопорядке вопросы защиты естественных неотъемлемых прав человека, к которым относится право на свободу совести, не сведены на уровень муниципалитетов. Это предложение совершенно одиозное. Непонятно, чем руководствуются разработчики, предлагая такие меры. Конечно, оно не может быть поддержано.

- Как Вы относитесь ко встречному предложению – включить в Конституцию положение об особой роли Православия в России?

- Это предложение можно обсуждать. Дело в том, что в преамбуле закона о свободе совести говорится о ведущей роли православия в истории России, становлении духовности и культуры. То есть, ведущая роль православия уже сегодня закреплена нормами законодательства. Поднимать ли это положение на уровень конституции – вопрос дискуссионный, нужно его обсуждать. В любом случае, мне кажется, что введение понятия «традиционной религии», «традиционных религиозных объединений» в нашем законодательстве решило бы очень многие вопросы. Конечно, надо с чего-то начинать, может быть и с этого предложения.

Рейтинг: 10 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Инокиня Ксения (Чернега)

Новые материалы

Выбор читателей

×