25 марта 2014 года, на 91 году жизни, скончался замечательный православный человек, художник Сергей Николаевич Спицын.
Он родился 8 июля 1923 года. Его отец, Николай Васильевич Спицын (1883–1930), до революции работал управляющим канцелярии знаменитого князя Феликса Юсупова — действительного или мнимого убийцы Распутина. Но пришла революция, князь бежал за границу и Николай Васильевич стал работать преподавателем в детдоме для беспризорников на Каменном острове. Серебряный век — время религиозных поисков, которые не оставили в стороне и Николая Васильевича: с 1914 г. он входил в члены Петроградского религиозно-философского общества (сокращенно «Вольфила»). В конце 1922 г. присоединился к кружку «Воскресение» известного религиозного философа А.А. Мейера. Но кружок был разгромлен, его члены арестованы. Постановлением от 22.8.1929 г. Николай Васильевич Спицын был заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения — сроком на 5 лет, где и скончался через год — 9 сентября 1930 г. Благодаря трудам своего сына Сергея Николай Васильевич в мае 1967 г. был реабилитирован.
Сергей Николаевич Спицын прошел всю войну. Вначале в составе истребительного батальона оборонял Красное Село. Затем воевал на Невской Дубровке. Вот как он сам вспоминает об этом:
«Там, в районе Ржевки, формировался 9-й полк 20-й стрелковой дивизии народного ополчения. Месяц я на Ржевке обучался. В конце октября, 28-го числа, нас направили на Невскую Дубровку. Нас перевозили в темноте. Я оказался на левом берегу. Я не мог зарыться ночью. Но и утром в землю зарыться было невозможно. И не потому, что земля мерзлая: трудно верхушку пробить, а дальше — песок. Причина была в другом: где бы я ни начинал рыть, натыкался на тело. Великая и страшная правда: на квадратный метр Невской Дубровки приходится по телу нашего бойца. Земля там полита кровью... Мы занимались постройками блиндажей и перевозом частей нашей дивизии. А перевозка была такой: туда шло 80 бойцов, обратно — один-два раненых».
Сергей Николаевич был ранен и отправлен в Ленинград, где едва не умер от голода. Спасло его то, что он поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств и с ней эвакуировался по Дороге жизни в Самарканд. В августе 1942 года был призван в армию, в учебную бригаду «Катюш». Осенью 1943 г. стал воевать в составе 27 Ясловской ордена Кутузова Гвардейской миномётной бригады. С ней он прошел Украину, Румынию, Венгрию. Закончил войну в Праге 9 мая 1945 года. О своих личных подвигах по скромности Сергей Николаевич предпочитал не распространяться, но свои боевые награды (орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие) он заслужил потом и кровью.
Одной из своих жизненных задач послевоенного времени он считал сохранение «окопной правды» — памяти о боях, походах, страданиях простых солдат и младших офицеров. Вот лишь один из эпизодов его фронтовой жизни. Как-то в Румынии они взяли в плен взвод немцев. Один молодой солдатик, прибывший недавно из тыла, стал размахивать автоматом: «Я их, гадов, сейчас всех перестреляю». Сергей Николаевич и еще двое старослужащих отвели его в сторону и объяснили коротко и ясно: «Ты с наше повоюй, тогда и ори». Пленных благополучно доставили в тыл. Хотя всего за несколько дней до этого немцы, прорывавшиеся из окружения, вырезали сонными с десяток наших солдат, застав их врасплох. Вспоминал он и об отношении к вере. Солдаты более старших возрастов осекали молодых, если с их уст невзначай срывалось богохульство: «Хочешь в живых остаться — Бога не хули».
После войны он закончил среднюю художественную школу, а затем и Академию художеств. В пятидесятые годы он следует направлению т.н. «сурового стиля» с его лапидарностью, монументальностью. В 1954–1962 гг. создает серию литографий к поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги», серию офортов «41-й год»: «Отступление», «Бой», «Затишье». В 1961–1962 гг. сделал широко известную серию офортов «Рабочий поезд», в 1962-м — серию «Рабочая молодёжь». Перед ним открываются широкие перспективы и возможность занять почетное место в официальном искусстве. Но он отказывается от них. Ради чего?
В начале шестидесятых годов он сближается с представителем авангарда Владимиром Васильевичем Стерлиговым — учеником К. Малевича. В.В. Стерлигов пережил арест в 1935 г., воевал, был ранен. В послевоенный период он развивал идеи супрематизма. Вокруг Стерлигова образовалась Старопетергофская школа, названная так потому, что собрания и выставки проходили в доме Сергея Николаевича Спицына. Официальное искусство подобные поиски не приветствовало. Тем не менее, С.Н.Спицыну удалось опубликовать ряд иллюстраций в духе авангарда к книгам Радия Погодина, Ольги Берггольц, Александра Твардовского.
Благодаря авангарду для С.Н.Спицына открывается мир русской иконы. В 1982–1983 гг. он делает первую серию работ «по мотивам русских фресок»: «Фрески Дионисия. Ферапонтово» (1980-е), живописная и графическая серия «Святители» и «Иноки» (1991–2000). Благодаря В.В. Стерлигову Сергей Николаевич Спицын воцерковляется. Он становится прихожанином храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге, где настоятелем был глубоко почитаемый народом протоиерей Петр Белавский, духовник патриарха Пимена. Вокруг этого храма образовался круг ленинградской верующей интеллигенции, что было связано как с нравственным влиянием о. Петра, так и отдаленностью храма от города.
Тем не менее, и туда «власти предержащие» протягивали свою руку. Вспоминаю Пасху 1983 года: приезжаем с мамой в Мариенбург, а вокруг храма оцепление из милиции и дружинников. Не пускают с детьми, заворачивают. И вдруг подходит Сергей Николаевич и его супруга Раиса Яковлевна, которая работала в ГАИ. Раиса Яковлевна решительно говорит милиционерам: «Это с нами. Пропустите». На крестный ход выходить мы не решились.
Во время перестройки Сергей Николаевич внес весьма весомый вклад в открытие храма Михаила Архангела в Ораниенбауме и собора св. апостолов Петра и Павла. Вспоминаю слова из его обращения к властям: «Нам, фронтовикам, оборонявшим Ленинград, обидно, что храмы в области открыты только там, где были немцы, а храм в Ораниенбауме до сих пор закрыт и поруган». В девяностые годы он трудится в Троице-Сергиевой пустыни и заново расписывает храм преп. Сергия. Он избирает византийский стиль ΧII в., расписывая под мозаику, отчасти используя изображения собора Монреале в Сицилии.
В общей сложности Сергей Николаевич провел более 200 выставок, создал целый ряд замечательных работ. В последние годы своей жизни он тяжело болел и при этом героически ухаживал за больной супругой.
Скончался он тихой христианской кончиной в пять часов вечера 25 марта 2014 года. Перед смертью сам прочитал канон на исход души. Вспоминал свою маму.
Отпевание Сергея Николаевича состоится 27 марта в открытом благодаря его стараниям храме Петра и Павла в Петергофе. Вечная ему память и Царствие Небесное!
Господи, даруй Царствие Небесное рабу Твоему Сергию!
Упокой Господи душу раба Твоего, Сергия!
Слава Богу за все!
...Встречая сейчас на улице нарисованную свастику, проходя мимо неё каждый день - что с ней делать? оставлять ли как говорящее клеймо для занятых родителей, которые не рассказывали своим детям о фашизме, зато кто-то описал для них его "плюсы", как напоминание самой себе о важности воспитания чада в добре? или написать рядом: "этим знаком ты предаёшь своих прадедов, которые умерли, чтобы ты мог родиться"..или закрасить её?
Попускает Господь феномену русского/украинского фашизма быть в наше время. Как быть до времени сатане. Чтобы мы, христиане, не расслаблялись. Видя, где живем. Больше освещали добро и правду, в том числе публикуя такие статьи, где сама жизнь человека - проповедь. Спасибо диакону Владимиру.
ps
Если Сергей Николаевич закончил войну в Праге, то 13 мая.
Тихо и светло.