«Братья и сестры! Третий месяц читаю объявления, рассылаю резюме, хожу на собеседования — все бесполезно. Я скромная, трудолюбивая, педантичная, а главное верующая. Что мне делать? Современная офисная жизнь не совместима со спасением души».
«Дорогие форумляне! Душа болит за детей. Семейное положение им устроила, а вот с работой беда. Куда ни придем — везде мертвящий цинизм. Даже в госучреждениях — библиотеках, школах, больницах — все злые и вечно недовольные. Как быть?»
«Братья во Христе! Помогите трудоустроиться немолодому человеку, открыто исповедующему свою веру. Нигде больше полугода такого не терпят. Водитель со стажем».
Это цитаты с православных форумов. Читаю и думаю: а ведь я бы таких тоже не взял. Они же мне весь рабочий процесс парализуют.
«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» - многие «православные безработные» вооружаются первой строкой Псалтири, как футбольный болельщик фирменным шарфиком. Здесь коллега за соседним столом анекдоты пошлые травит, там начальник этнический мусульманин, сям — вообще банковская структура, они людей обманывают, а я не могу.
С каждым увольнением «мертвящего цинизма» вокруг становится все больше, а гордынька стучится в сердце все настойчивей. В конце концов, соискатель духовно сертифицированных вакансий откликается на объявления в православных СМИ — но и тут все не слава Богу! Коллеги по работе, несмотря на свои платочки и бороды, те еще козлики в овечьих шкурах: матушка вечно ворчит и каждую копейку в чужой зарплате видит; батюшка, хоть и добрый человек, а из соцсетей не вылезает; регент хора только что из Египта вернулась, все включено; а уж на самих хористах и вовсе клейма негде ставить.
Вот позвонил только что знакомому настоятелю, спросил о его кадровой политике, а он меня огорошил моими же собственными словами:
- Ты знаешь, я православных христиан очень осторожно на работу беру. Иной раз пассивный атеист лучше активного верующего. Тут недавно такой барбудос попался — еле-еле расстались.
- А что вы говорите своим духовным чадам, когда они спрашивают про трудоустройство?
- Советую не работать в порноиндустрии, на ликеро-водочном заводе, не торговать БАДами, осторожно выбирать себе применение в банковской сфере, маркетинге, журналистике, правоохранительных органах. Но самое главное — ни в коем случае не искать «работу для православных».
Работа благочестивой не бывает. Благочестивой бывает жизнь. И жить ею можно на любом рабочем месте, кроме заведомо мироедского. Я знаю православных тюремных надзирателей, которые сознательно пошли работать в колонию, «потому что мы там нужней». Знаю журналистов, которые даже в зоне риска профессионального выгорания остаются верующими людьми. Я знаком даже с одним маркетологом, которому вера его не только не мешает работать в этой профессии, а наоборот — помогает.
- Христос ведь не запрещал кричать торговцам: «Спелая вишня! Спелая вишня!» - если вишня, которую они продают, действительно спелая, - считает православный маркетолог.
- А если вишня спелая, но при этом не сладкая?
- Я иду работать только туда, где и спелая, и сладкая. Продвигать по-настоящему качественный продукт — это профессиональное наслаждение, поверь мне.
Да верю я, верю. Я вообще считаю, что всевозможные морально-нравственные обременения лишь ускоряют карьерный рост — если, конечно, не заниматься по отношению к сослуживцам «духовным хэррезментом». Во-первых, необходимость нести дополнительные издержки веры - это отличный повод работать лучше. Чтобы окружающие мирились с тем, что ты не совсем такой, как все —нужно стать незаменимым. Тогда и у начальника можно попросить отгул на великий праздник — не откажет. И даже с соседями по кабинету получится договориться не произносить больше трех матерных слов в минуту — поймут и простят.
Во-вторых, это только в постсоветских фильмах авантюристы и циники добиваются всего, а люди с ориентирами — тюфяки и мямли. На самом деле, в стабильном обществе блестящую и надежную карьеру делают только те, кто имеет характер, а чтобы иметь характер, нужно иметь ценности. У человека, для которого существуют «нужно» и «нельзя», гораздо больше шансов преуспеть, нежели у готового на все хищника, вооруженного лишь собственной подлостью. Особенно если эти «можно» и «нельзя» настолько сильны, что не заметны для окружающих.
«Православные безработные» почему-то вообще очень боятся экономики. Механизмы получения прибыли кажутся им греховными сами по себе. Это совершенно иррациональный страх, от которого давно пора избавиться. Бизнес — это всего лишь еще одна возможность действовать. Деньги — такой же язык, как тот, при помощи которого я пишу сейчас этот текст. Он тоже может разрушать, а может созидать. Перечитайте Евангелие — разве Христос боится экономики? Почти все притчи — о талантах, о виноградаре, о неверном управителе — оперируют с не самыми простыми экономическими реалиями того времени. Это как если бы сегодня Спаситель учил нас при помощи слов «дивиденды», «венчурные инвестиции», «волатильность».
Не место марает человека, а человек место. Погубить душу в монастыре не намного сложнее, чем за прилавком ювелирного магазина. Осмысленный труд, направленный на позитивное преобразование реальности — вот и весь критерий при отборе работы для любого нормального человека. Преимущество православного христианина тут лишь в том, что он по причине недоразвитости честолюбия вроде как обязан видеть великий смысл даже в самом заурядном труде.
Короче, как говорит современная молодежь, не выносите сами себе мозг. Процентов девяносто вакансий на рынке труда вам точно подойдут. А если вы считаете иначе — возможно, просто пора идти на исповедь.
В православных организациях много и неверующих, которые работают, т.к.рядом с домом, например.Еще там часто беспорядок, плохая организация.
Иногда лучше общаться с людьми по профессии, среди интеллигенции много верующих.
Мне кажется, что иногда не грех поменять работу или профессию, если чувствуешь, что перерос это, или на более востребованную, если нужно на что-то жить.Все по обстоятельствам.
Иногда приятнее, когда священник более реалистично сочувствует, что зарплата должна устраивать, чем когда формально повторяет: "Послушание-послушание".
- Быть незаменимым. Когда твои умения намного перевешивают твои условные странности в глазах начальства и коллег;
- Уметь быстро разобраться в ситуации. И пойти, к примеру, менеджером по продажам в "честную" компанию. Таких не мало. Таких немало. Нередко фирмы, которые работают без откатов, этим очень гордятся. И очень ценят моральные качества будущих сотрудников.
- Быть востребованным на рынке. И если ты впал в уныние, что вишня, которую ты так долго рекламировал, стала стабильно несвежей и несладкой. То тебе уже звонят владельцы черешни и груши, которые жаждут задорого получить твои умения на благо процветания своих, более добросовестных, организаций.
1. Избыточные "подвиги". Посещение ночных или ранних служб накануне полного рабочего не всегда способствует продуктивной работе. Тяжело втягиваешься, медленнее реагируешь и меньше успеваешь сделать.
2. "Демонизация" других. Ви'дение в нецерковных людях исключительно средоточение греха мешает коммуникации. Даже если прямо не высказываться, многие хорошо чувствуют, как к ним относятся. Страдают рабочие отношения, а от этого и личные результаты православного работника.
3. Стремление учить и перевоспитывать. Вспоминаю водителя из статьи. Как православному непрятно слушать шансон в магнитоле водителя маршрутки, так и нецерковному человеку далеко не всегда приятны разговоры о Церкви. Пусть это так необходимая ему правда Божия, которая обличает совесть. Ведь не всегда такое обличение уместно, лаконично и "в духе кротости". Пожалуй, это главная беда. Если в храме мы еще помним, что главные учителя - священники. То на работе "на автомате" забываем и нас "несет".
1. Репутация отрасли. Батюшка из статьи перечислил многие из них, хотя и не все. Например, табачные изделия и игорный бизнес.
2. Специфика должности. Это то, что батюшка назвал "с осторожностью". Список отнюдь не полный. Возьмем "безобидного" менеджера по продажам. Его фирма может строить политику реализации исключительно на откатах. Или продавать заведомо некачественные услуги, рекламации по которым "отфутболивают" уже другие, специально обученные, люди.
3. Внутренние правила компании. Бывает, что корпоративы проводят строго без супругов, всегда со стриптизом и т.п. А иногда собственник увлечен какой-то "великой идеей", что приглашает оккультных "учителей" проводить лекции для персонала офиса. Или просто спонсирует политические силы, направленные на свержение законной власти и очень прозрачно на это намекает в своих посланиях сотрудникам.
Не стоит расстраиваться! У Вас легко решаемая проблема.
У вас есть в уравнении 3 известных: 1-цену,которую хочет услышать заказчик, 2-цену, которую даёте вы и 3- цену конкурентов.
Посидите с мужем вечером, подумайте, как можно из этого сделать честную работу по совести.
(я прошел это).
Подскажу немного: Вы знаете, что хочет услышать заказчик, зачем же ваш муж перечет ему? Не может быть, чтобы другие называли цену за 1 точку , а клиент думал, что это за весь дом))).
Вы же не врете людям - вы им помогаете с их проблемой.
И по теме: мой отец работал в известной компании(банки, нефть, никель) , и когда встал вопрос о сокращении, в его отделе все знали, что уволят его. Он не брил бороду, не участвовал в увеселительных мероприятиях и тп. Но вот за выполненную работу упрекнуть никто не мог!И всё же он назывался странным и подвинутым на вере :)
Итог: закрыли весь отдел, всех отправили на биржу труда, кроме отца! Он так же получил согласие на доп выходные, для того что бы ездить в область и продолжать восстанавливать храм.
То-то у нас вся элита такая характерная. Как телик глянешь,толпа с деньгами и "характером". Что там,правда,за ценности, ещё вопрос...
Лично я тюфяк и мямля. И муж у меня такой же. Хотите скажу почему?
А потому что работает электриокв за пять копеек. И все потому,что честно цену оглашает. Клиентов мало. Его коллеги более ушлые - они цену оглашают раза в три меньше. Только не говорят,что цена за одну деталь и что вся работа выйдет дороже,чем у мужа как в раз в три. Они это помто выкладывают,после сделанного. И прайсом трясут.
А муж не может так. Смотрит на них,зубами трясет и не может. А все потому что мямля. "Характером" не обзавелся.
- креститься, когда они проходят/проезжают мимо храмов,
- крестить себя и еду перед трапезой,
- поднимать из любой грязи валяющиеся монеты с изображением Георгия Победоносца,
- женщинам ходить в юбке и/или в платке всегда, даже, например, в спортзале,
- срезать амортизацию с подошв, если амортизация напоминает крест, и т.д. и т.п. в разных вариациях.
Возможно, это правильно и хорошо в гипотетическом православном обществе. Но в существующей действительности окружающими такие проявления веры воспринимаются, мягко говоря, с удивлением.
Еще хуже, если священник начинает навязывать свое мнение или руководство («хочешь ты или нет, но теперь я - твой духовник»). Это не редкость.
Что и говорить, хорошую работу сейчас найти очень тяжело, а потерять – один миг, в том числе и из-за подобных требований. От «странноватых» работников стараются избавиться.
И ответственности ни батюшки, ни церковь не несут никакой, в лучшем случае - извинятся, не говоря уже о помощи.
Выводы: следует все делать с большим рассуждением, лучше скрыть свою веру, чем остаться без работы. Кстати, так поступали многие Святые.
Православным, как и представителям любой другой конфессии, следует помогать единоверцам в трудоустройстве. Разве это не будет исполнением заповеди «возлюби ближнего»?
Спаси нас, Господи!
Придется разбить свое сообщение на части.
1. Настоящих православных в России почти нет. Даже по статистике, найденной на данном сайте, в церковь регулярно ходит не более 5% россиян. Из них, например, сразу и безошибочно перечислить заповеди Моисея смогут не более 10%. Куличи на Пасху покупает более 50% населения. Правильно отметил Димитрий, это «сочувствующие». Для них церковь – своего рода «мода».
В свое время я несколько лет работала бок о бок с настоящими, воцерковленными православными и ничего не подозревала об их вере. Они были на хорошем счету у руководства. Возможно, они скрывали свою веру, чтобы не превозноситься даже в мыслях над другими («вот я какой хороший, православный!»). Или раньше шишки набили, или просто мудрые.
Больше всего ловушек нечистый расставляет для новоначальных или не опытных христиан.
Например, один духовник впечатлился идеями «тайной чипизации» населения. В итоге пасомые ходят без зубов (нельзя протезировать) и разговаривают, прикрыв рот ладошкой, и стесняются улыбаться. Понятно, что никакой пользы для работы, особенно связанной с общением с людьми, это не приносит.
Есть и другие духовники, которые начинают требовать от пасомых ОБЯЗАТЕЛЬНО (неважно удобно это или нет):
- не взирая на работу быть на службе каждый двунадесятый праздник («мартеновских печей у нас нет, а остальное – не извинение»),
Сталкивался с ситуациями, когда православным христианам приходилось сидеть в подсобке бани, в то время, как "боссы" парили с девочками одно тело из "уважаемых", для сделки, чтобы "бабки" заработать и много других примеров.Это только верх айсберга, он на виду и понятен всем - это не хорошо. А сколько скрыто? Там где большой достаток и деньги, основанные на современных "законах экономики" - всегда будет грязь, и христиане всегда будут вытесняться из этой среды. Зачем строить в умах воздушные замки по этому поводу, а тем более,развивать в этом направлении толерантность? И чем плохо стремление к православным сообществам? И уж тем более кому решать "когда православному христианину пора идти на исповедь"?
Мы живем в России, здесь в каждом заложена православная вера, любовь к Богу, любовь к брату. Пусть создаются православные коллективы, искореняют западные и европейские "законы экономики", делают свои законы взаимоотношений,основанные на вере, меняют отношение к деньгам, правилам заработка и их количеству. Пусть эти коллективы своим примерами и отношением к ближнему "размораживают", пробуждают от сна новых сотрудников, приходящим к ним из пекла современного бизнеса. Это поможет пробуждаться нам как нации, как сильному, со своими устоями и историей, православному государству. Дай нам Господи по вере нашей! Господи спаси нас!
"Положение христианина парадоксально. Он живёт в мире сем, но по своей связанности с Христом он с миром порывает, поскольку ''мир сей'' не желает подчиниться главенству Христа.''
''Толкование на Символ Веры''. В.Н. Лосский, архиепископ Пётр (Люилье)
"Скажите, а что же делать, если меня склоняют к тому, что мне не свойственно?? Навязывают мне те грехи, которых я всегда опасалась?"
Ольга, если возможно - вежливо, но твердо отказаться. Если отказ невозможен - только БЕЖАТЬ с такой работы!!!
Они, православные безработные и... работные, не только экономики боятся, а также и журналистов. Такой же, как они, согласен с ними, - механизмы получения прибыли не очень понятны. Вернее, понятны до какой то степени, но также, до какой то степени - не приемлемы.
Плохое можно найти даже в самом хорошем!
Она в 4-х частях, но очень коротких, так что чтение не займет много времени. Сайт православных предпринимателей - http://opora-sozidanie.ru/?p=5340 - так и не опубликовал эту статью, поэтому она была размещена, через 2 или 3 месяца после написания, у нас на православном портале Экклезия.
Прошу модераторов пропустить этот комментарий и ссылку на статью в интересах общего дела - все-таки сегодня у Церкви нет никакой разумной тактики и стратегии воцерковления нации, поэтому тема весьма актуальна... С большим удовольствием предложил бы статью уважаемому нами порталу Православие.Ру, но статья опубликована ранее и не является уникальной...
В случае живого обсуждения поднятой Димитрием темы, можно было бы подумать о ее продолжении (развитии) в последующих статьях на портале Православие.Ру, который имеет огромную аудиторию читателей, если не возражает Администрация...
Спасибо за реализацию моей просьбы, В. ВОРОБЬЕВ
Совершенно согласна с ОЛЬГОЙ.
Михаил Ивлев:
..." Православные экономики не боятся. И работа бывает благочестивой. Например - обучиться професии отделочника и создать свою бригаду. Тогда не придётся устраиваться к работодателю, для которого лучше атеист , чем верующий Богу".
Согласна, лучше стены храмов отделывать, чем каких-нибудь казино, тут не поспоришь... А стены школ, детсадов, интернатов (не православных) - это благочестиво или нет? Не всем храмы достаются; и рабочие, даже в одной бригаде, простите, не все одинаково православны... Пройдёт какое-то время, и бригадир, который отвечает за качество работы и сроки её выполнения, начнёт набирать, в первую очередь, профессионалов, а уж потом тех, кто считает себя православными... Простите.
Р.Б. Ольга.
Р.Б. Ольга
Лучше слушать всего три мата в минуту ? Это полезно для души?
А когда начальник лишает премии , если не идёшь на корпоратив перед новым годом - значит постадать ради своей веры ? Что значит стать незаменимым ? Конечно христианин не имеет права работать плохо. Но в бизнесе не должно быть незаменимых.
Рекламировать качественный товар приятно. Только качественных товаров очень мало и если рекламировать только их, на жизнь не хватит. А спелая и вкусная вишня обычно с нитратами и по грабительской цене.
Православные экономики не боятся. И работа бывает благочестивой. Например - обучиться професии отделочника и создать свою бригаду. Тогда не придётся устраиваться к работодателю, для которого лучше атеист , чем верующий Богу.
Зачем мы строим шикарные Храмы, если можно молиться где попало? Почему стремимся по святым местам, а не получаем благодать где попало? Почему мы держимся своих приходов?
Никто не спорит, что не надо бояться работы как таковой, если она не противоречит нашим православным, канонам, убеждениям и традициям... Но разве труд в православном коллективе, православной организации или предприятии не выгоднее во всех отношениях? Разве православный дух и атмосфера не способствует воцерковлению человека?
Давно пора создавать православную инфраструктуру, а не наниматься на работу к язычникам в их фирмы... Тем более, что государство пока не стремиться трансформироват ь свою языческую суть в православную...
Категоричность в суждениях - это действительно повод исповедаться и признаться в том, что другие точки зрения, как минимум, заслуживают уважения, а как максимум, их нужно обсуждать, исходя из желания принести реальную пользу нашей Церкви и общему делу - воцерковлению нации (этим пока никто в стране реально не занимается, в том числе и Церковь - 7-8% воцерковленных, не более, а второго Крестителя Руси нам Господь пока не дает)...
Главная мысль, если я правильно её понял: не место красит челокека, а человек - место (особенно в отношении надзирателей).
Все верно.
Работать можно везде, если хочешь, умеешь, уважаешь, прислушиваешься к другому мнению, умеешь дифференцировать и и отсекать, обращаться деликатно с неверующими и инако верующими.
Елена