Гнев, злоба, раздражение

Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 224 с. Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 224 с.
Евагрий Понтийский (345 — ок. 399), как никто другой, разработал учение о гневе. Он был и великим учителем молитвы и мистической жизни. Схиархимандрит Гавриил анализирует то духовное ведение, которого достиг понтийский монах.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
 Агрессивность — вещь вполне естественная? 9
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ 
Образ человека у Евагрия 16
  • ГЛАВА ВТОРАЯ Бесовский порок 33
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 Гнев среди восьми
греховных помыслов 53
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 
Определение сущности порока 67
  • ГЛАВА ПЯТАЯ 
Последствия 78
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ
 Гнев и молитва 91
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ 
Ослепление ума 105
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ
 Средства исцеления 119
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
 «Чистая молитва» 148
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 
Беседа с Богом 161
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ 
Добродетель Ангелов 172
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ 
«... ибо учение его было
очень кротким» 195
  • Эпилог 209
  • Труды Евагрия 220
  • Другие источники 222

Приводим отрывок из книги:

Агрессивность — вещь вполне естественная?

Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, насилием даже над нерожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, насилием над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия.

Современная психология даже пыталась истолковать эту вездесущую «агрессивность», то есть желание нападать, как нечто совершенно «естественное» и чуть ли не неизбежное. Однако от этого ничего не улучшилось. Инициативы, предпринимаемые с самыми добрыми намерениями, если взять, скажем, ООН, пытаются как-то ограничить всеобщее насилие между народами, но до сих пор это происходит опять-таки путем насилия. Увы, человеческая агрессивность от этого нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Кажется, что в цивилизованных и «миролюбивых» государствах насилие над людьми и вещами неудержимо возрастает. Словно «дьявола отпустили на свободу».

Так оно и есть. Весь мир лежит во зле
(1 Ин 5, 19), не в каком-то безликом зле или злобе, но во власти зла личностного, то есть сатаны. Правда, многие просвещенные умы не хотят слышать об этом сегодня, когда некоторые уже официально «простились с дьяволом». Слишком уж это попахивает обскурантизмом и как будто только содействует все более распространяющейся «культуре зла». Говорит
ся, что не следует поминать черта. Совсем наоборот! Зло следует называть по имени во всех его формах, и прежде всего зло персонифицированное, ибо только так можно раскрыть все его уловки.

Конечно, сатана ничего не имеет против разговоров о «естественной агрессивности» человека, ибо под этим выражением может скрываться очень многое. И поскольку
в соответствии с современным пониманием эта агрессивность «естественна», то, стало быть, в основе своей она не подлежит оценочному суждению, так что поневоле приходится с ней смиряться. И так, ко всеобщему ущербу, живет большинство людей даже
и в Церкви. Удивительно то, что в определенном смысле так было всегда, даже и тогда, когда не существовало современного понятия агрессивности, о вспыльчивости (thymikón) говорили как о свойстве души, однако гнев (thymós) и ярость (orghé) считались пороками. История Церкви, основанная Тем, Кто сказал о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 29) и Кто учил нас, что именно этому мы должны научиться от Него, вся пронизана насилием.

Здесь мы не имеем в виду такие события Средневековья, как крестовые походы или сожжение ведьм, на которые обычно ссылаются в данном контексте. Гораздо удивительней агрессивность, которую обнаруживали многие церковные люди в отношении к себе подобным, в особенности тогда, когда можно было обвинить другого в ереси или хотя бы навлечь на него тень подозрения в ней. Тогда даже известные отцы Церкви не находили ничего дурного в том, чтобы, по крайней мере на словах, излить на другого ничем не сдерживаемую агрессивность.

Известной жертвой этой внутрицерковной агресссивности был человек, который сам немало размышлял над «гневом» — Евагрий Понтийский (345 – ок. 399)[1], сначала ученик Василия Великого и Григория Назианзина, а позднее, как монах египетской пустыни, — Макария Великого и его тезки Макария Александрийского. У Евагрия мы находим исключительно разработанное учение о гневе, над которым стоит как следует поразмыслить. Евагрий был также великим учителем молитвы и мистической жизни, которую — непосредственно или косвенным образом — копировали в последующие времена. Так вот, неконтролируемая агрессивность, что понимают только немногие, — это величайший враг духовной жизни в целом и в частности, смертельный враг молитвы.

«Если наилукавейший бес, многие употребив [хитрости], не может помешать молит
ве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нем, разрушающий наилучшее состояние [души], возникшее в результате молитвы, либо побуждает
 к неразумному наслаждению и глумится над умом»[2].

***

В мои намерения не входит научная или хотя бы исчерпывающая разработка темы гнева у Евагрия. Мне кажется гораздо более важным попытаться проанализировать то духовное ведение, которого достиг понтийский монах, так, чтобы предоставить каждому возможность извлечь из этого пользу для собственной духовной жизни. Ибо какой смысл в том, чтобы с полным пониманием и «удовольствием говорить о делах отцов», если при этом мы не потребуем от себя лично «поступать так же, приняв на себя те же труды»[3]? Это было бы mutatis mutandis (с определенными оговорками) то же самое, что и вера для бесов: она им совершенно без пользы (см.: Иак 2, 19).

***

Однако мы совершенно неверно поня
ли бы Евагрия, если бы увидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее она постоянно утверждается как болезнь — по-гречески она называется также páthos (как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые по своей природе, будучи сотворены Богом, здоровы)[4]. Порок — это всегда лишь извращение существа, сотворенного добрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых[5] начал души, а именно — ее «яростной части» (thymikón). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.

Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективно бороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее.
В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agápe)[6], которая проявляет себя как снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же — прежде всего как кротость (praótes).

Кроткая любовь творит именно то, чему препятствует противоестественный гнев. Если гнев является разрушителем созерцания, ибо он ослепляет[7] ум, то «мать познания»[8], кроткая любовь, делает его [ум] созерцательным[9]. И если гнев делает молитву невозможной[10], то при «совершенной и духовной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[11].

***

Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он познавал[12], а молитва, в которой познание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[13]. Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в то же время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[14]. Столь же безумному, как и тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом...[15]

На карту поставлено наше достоинство творений Божиих, одаренных разумом (lógos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?

Книгу можно приобрести:

·  на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря

·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

[1] О Евагрии см.: Bunge G. Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wüste. Trier, 1986. Введение A и B.

[2] Слово о молитве. 48 (цит. по: Творения аввы Евагрия. Пер.А.И.Сидорова. Мартис 1994. с. 82).

[3] Eul 16.

[4] Ср.: KG I, 41: Слово о духовном делании. 56 (цит. изд., с. 106).

[5] Ср.: Слово о духовном делании. 86 (цит. изд., с. 109). 
13

[6] Там же. 38 (цит. изд., с. 102).

[7] KG IV, 47; Умозрительные главы. V. 27 (цит. изд., с. 121).

[8] Ep 27, 2.

[9] Ep 27, 4.

[10] Слово о молитве. 27 (цит. изд., с. 80).

[11] Там же. 77 (цит. изд., с. 85).

[12] KG I, 50, 87, 89.

[13] Слово о молитве. 84 (цит. изд., с. 86).

[14] Там же. 65 (цит. изд., с. 83–84).

[15] Там же. 65; Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения. 5 (цит. изд., с. 113).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вспыльчивость и ее преодоление Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Вспыльчивость и ее преодоление «В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Господь всех нас ставит в ситуации, раскрывающие нам наше подлинное внутреннее содержание. Мы видим свою внутреннюю неправоту (она-то и проявляется во вспыльчивости), преодолев которую обретем внутренний мир.
Час гнева – час безумия Час гнева – час безумия
Свт. Игнатий о воспитании детей
Час гнева – час безумия Час гнева – час безумия:
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о воспитании детей

Священник Димитрий Выдумкин
На творениях святителя Игнатия, епископа Кавказского, воспитано не одно поколение православных христиан. Оптинские старцы говорили о нем как о человеке, обладающем «ангельским умом», а его творения признавали за лучшее руководство в духовной жизни для современных христиан. Ценность писаний святителя Игнатия заключается в том, что он изучил огромный пласт святоотеческой литературы, а затем изложил основные истины христианства, почерпнутые у святых отцов, в более доступной форме.
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
Ксения31 мая 2019, 13:06
Статья как раз для меня тоже, только восстановишь мир в душе, как снова начинаются подколки бесовские, то на работе довели, то коса посмотрели, то ухмыльнулись, то обиды давние придут на ум, кстати давно исповеданные. И снова в бой, снова борьба за мир в душе, Снова Иисусова молитва в устах, чтение псалмов и творение милостыни, и так до самой смерти, только так побеждаются гневные помыслы. А так только истинно святые люди могли победить в себе страсти. Так что всем помощи Божьей с борьбой с помыслами, гневом и раздражением, вперед воины Христовы. Христос Воскресе.
Екатерина21 июля 2015, 00:04
Можно ли заказать книги по почте?
Ирина 5 января 2015, 02:11
И для меня- ослепление злобой подобно временному безумству, когда и лишаешься со- знания, со- единения с Богом. И только беспрестанное повторение молитвенных слов позволяет отбросить теневую пелену, замутнившую рассудок.
Это- страшное переживание, когда человек принадлежит не Творцу и не учавствует в со- творчестве, а будто " выброшенная на берег рыба" задыхаясь, гибнет- от собственной слепоты и ничтожности перед несокрушимой силой собственного гнева на себя самого и величайшим стыдом перед своими близкими, которые вынуждены оказываться свидетелями подобного " помешательства", направленного против тех провокаций, которыми дразнили тебя через них. И ты- " попадался" в гнусные сети лукавого.
Максим10 сентября 2014, 12:15
Сантехнику:
Думаю, что почти всех людей помыслы отвлекают во время молитвы. В этом случае свт. Феофан Затворник советует вернуться назад и постараться со вниманием сердечным еще раз произнести эти слова перед Богом. Лучше прочесть меньше, но со вниманием. Постепенно, как во всяком деле человек приучается ко вниманию к молитве. Но помните, что молитва - это, наверно, сложнейшее занятие на нашей земле, т. к. относится к труду в области духа.
Максим10 сентября 2014, 12:04
Книга в интернет-магазине Сретенского монастыря: http://sretenie.com/book/element.php?ID=47815
Irina Kazankova 6 сентября 2014, 10:44
самые главные мои грехи -раздражительность и гнев, с годами удается справится, но не конца, каюсь и опять. Чем сильнее молитва, тем сильнее нападают
Ольга26 августа 2014, 10:29
Посоветую всем не ограничиваться чтенией только этой статьи (введения), а прочитать всю книгу. Я просто в шоке, насколько эта страсть опасна даже в малых проявлениях, пока не окрепла, а уж потом - вообще ад.
Турок_Православный24 августа 2014, 21:02
Заметил такую вещь: в минуты когда на душе светло и благодаришь Бога за всё и ничего не предвещает окончание этому благодушию, как вдруг происходит что то,что начинает раздражать, а потом вызывает гнев и хочется рвать и метать, и от былого благодушия не остается и следа. Надеюсь все поймут о чем я. Много раз замечал за собой такое.
Слава Тебе Господи за все! Прости меня грешного.
Галина24 августа 2014, 07:27
Статья очень нужная. Да, гнев и раздражение - это повседневные и так часто встречающиеся грехи, что в обыденной жизни считается, как бы само собой разумеющимися, но как они вредят нашей душе...
Юлия23 августа 2014, 19:16
Очень хорошая и нужная книга! И как все верно, Господи! Сегодня утром встала в прекрасном настроении, совершила утренне молитвенное правило! И не прошло и часа, занимаясь домашними делами, меня ни с того ни с сего обуял гнев на моего мужа, который находится в дороге по делам. Меня будто подменили! Я написала ему 3 гневных сообщения, расплакалась и тут же без сил упала и заснула! Во сне мне приснились омерзительные наслаждения. Проснулась и к иконе Божией Матери: с молитвой простить, понять природу, случившегося и дать мне совет как побороть этот сметрный грех.
И сразу эта статья и книга и по ссылкам аналогичная статья о.Павла Гумерова за 2009 год!
Благодарю тебя Пресвятая Богородица, что не отвратила своего лица от меня грешницы!
Спасибо за все Богу!
P.S. Мужу написала сообщение о прощении, но он меня простил сразу до этого, не стал "подкидывать поленья в огонь".
Сантехник23 августа 2014, 13:43
Несколько сложновато для меня... Что понял - что НАСТОЯЩЕЙ молитвой можно "вышибить" гнев /грех, страсть/ из себя... Верно? Но ведь они же вернутся...
Поближе к "сегодня", и лично ко мне... Беру молитвослов: Восстав от сна... произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... Затем немного подожди... и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Боже, милостив буди мне грешному…
*
Для «продвинутых» верующих таких напоминаний вначале молитвослова, видимо, «вполне хватает»...
А мне - как?: состояние моей немощной душонки запросто отрывается от смыслового содержания последующих молитв, превращая их вычитывание в простую формальность… Гнев /страсть/ элементарно побеждает молитвы...
Вот если бы перед каждой молитвой сначала описывалось-формировалось духовное состояние, связанное с последующей молитвой, например: вспомни о присутствующем здесь Боге, не забыл ли о своем грехе, о милосердии и безграничной власти Божией… Затем произносилась бы «Молитва /Иисусова/», а после несколько напоминающих слов об удерживании молитвенного состояния в душе… Может, гневу труднее было бы вклиниться между словами молитв и самими молитвами... Нет?
Что-то не то... Извините...
Александр Данилов23 августа 2014, 11:25
Гнев - это страсть, которую очень трудно бороть. Мне это редко удается
Марина23 августа 2014, 10:50
Очень своевременно сказано в наше агрессивное и полное злобы время. все это сказанное относится и к жизни повседневной каждого практически человека. Раздражительность и гнев, выплескиваемые на наших близких, вредят и им, и нам. Все это я отношу в первую очередь к себе, многогрешной, кротость и смирение ещё приобретать и приобретать, дабы не уподобится богато убранному гробу. Спаси Господи!
Александр23 августа 2014, 07:03
Все на сто процентов точно и про меня. Очень полезная статья.
Андрей_л Кротов23 августа 2014, 00:02
Очень полезная статья! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×