Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Гнев, злоба, раздражение

Евагрий Понтийский (345 — ок. 399), как никто другой, разработал учение о гневе. Он был и великим учителем молитвы и мистической жизни. Схиархимандрит Гавриил анализирует то духовное ведение, которого достиг понтийский монах.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
 Агрессивность — вещь вполне естественная? 9
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ 
Образ человека у Евагрия 16
  • ГЛАВА ВТОРАЯ Бесовский порок 33
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 Гнев среди восьми
греховных помыслов 53
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 
Определение сущности порока 67
  • ГЛАВА ПЯТАЯ 
Последствия 78
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ
 Гнев и молитва 91
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ 
Ослепление ума 105
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ
 Средства исцеления 119
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
 «Чистая молитва» 148
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 
Беседа с Богом 161
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ 
Добродетель Ангелов 172
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ 
«... ибо учение его было
очень кротким» 195
  • Эпилог 209
  • Труды Евагрия 220
  • Другие источники 222

Приводим отрывок из книги:

Агрессивность — вещь вполне естественная?

Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, насилием даже над нерожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, насилием над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия.

Современная психология даже пыталась истолковать эту вездесущую «агрессивность», то есть желание нападать, как нечто совершенно «естественное» и чуть ли не неизбежное. Однако от этого ничего не улучшилось. Инициативы, предпринимаемые с самыми добрыми намерениями, если взять, скажем, ООН, пытаются как-то ограничить всеобщее насилие между народами, но до сих пор это происходит опять-таки путем насилия. Увы, человеческая агрессивность от этого нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Кажется, что в цивилизованных и «миролюбивых» государствах насилие над людьми и вещами неудержимо возрастает. Словно «дьявола отпустили на свободу».

Так оно и есть. Весь мир лежит во зле
(1 Ин 5, 19), не в каком-то безликом зле или злобе, но во власти зла личностного, то есть сатаны. Правда, многие просвещенные умы не хотят слышать об этом сегодня, когда некоторые уже официально «простились с дьяволом». Слишком уж это попахивает обскурантизмом и как будто только содействует все более распространяющейся «культуре зла». Говорит
ся, что не следует поминать черта. Совсем наоборот! Зло следует называть по имени во всех его формах, и прежде всего зло персонифицированное, ибо только так можно раскрыть все его уловки.

Конечно, сатана ничего не имеет против разговоров о «естественной агрессивности» человека, ибо под этим выражением может скрываться очень многое. И поскольку
в соответствии с современным пониманием эта агрессивность «естественна», то, стало быть, в основе своей она не подлежит оценочному суждению, так что поневоле приходится с ней смиряться. И так, ко всеобщему ущербу, живет большинство людей даже
и в Церкви. Удивительно то, что в определенном смысле так было всегда, даже и тогда, когда не существовало современного понятия агрессивности, о вспыльчивости (thymikón) говорили как о свойстве души, однако гнев (thymós) и ярость (orghé) считались пороками. История Церкви, основанная Тем, Кто сказал о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 29) и Кто учил нас, что именно этому мы должны научиться от Него, вся пронизана насилием.

Здесь мы не имеем в виду такие события Средневековья, как крестовые походы или сожжение ведьм, на которые обычно ссылаются в данном контексте. Гораздо удивительней агрессивность, которую обнаруживали многие церковные люди в отношении к себе подобным, в особенности тогда, когда можно было обвинить другого в ереси или хотя бы навлечь на него тень подозрения в ней. Тогда даже известные отцы Церкви не находили ничего дурного в том, чтобы, по крайней мере на словах, излить на другого ничем не сдерживаемую агрессивность.

Известной жертвой этой внутрицерковной агресссивности был человек, который сам немало размышлял над «гневом» — Евагрий Понтийский (345 – ок. 399)[1], сначала ученик Василия Великого и Григория Назианзина, а позднее, как монах египетской пустыни, — Макария Великого и его тезки Макария Александрийского. У Евагрия мы находим исключительно разработанное учение о гневе, над которым стоит как следует поразмыслить. Евагрий был также великим учителем молитвы и мистической жизни, которую — непосредственно или косвенным образом — копировали в последующие времена. Так вот, неконтролируемая агрессивность, что понимают только немногие, — это величайший враг духовной жизни в целом и в частности, смертельный враг молитвы.

«Если наилукавейший бес, многие употребив [хитрости], не может помешать молит
ве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нем, разрушающий наилучшее состояние [души], возникшее в результате молитвы, либо побуждает
 к неразумному наслаждению и глумится над умом»[2].

***

В мои намерения не входит научная или хотя бы исчерпывающая разработка темы гнева у Евагрия. Мне кажется гораздо более важным попытаться проанализировать то духовное ведение, которого достиг понтийский монах, так, чтобы предоставить каждому возможность извлечь из этого пользу для собственной духовной жизни. Ибо какой смысл в том, чтобы с полным пониманием и «удовольствием говорить о делах отцов», если при этом мы не потребуем от себя лично «поступать так же, приняв на себя те же труды»[3]? Это было бы mutatis mutandis (с определенными оговорками) то же самое, что и вера для бесов: она им совершенно без пользы (см.: Иак 2, 19).

***

Однако мы совершенно неверно поня
ли бы Евагрия, если бы увидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее она постоянно утверждается как болезнь — по-гречески она называется также páthos (как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые по своей природе, будучи сотворены Богом, здоровы)[4]. Порок — это всегда лишь извращение существа, сотворенного добрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых[5] начал души, а именно — ее «яростной части» (thymikón). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.

Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективно бороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее.
В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agápe)[6], которая проявляет себя как снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же — прежде всего как кротость (praótes).

Кроткая любовь творит именно то, чему препятствует противоестественный гнев. Если гнев является разрушителем созерцания, ибо он ослепляет[7] ум, то «мать познания»[8], кроткая любовь, делает его [ум] созерцательным[9]. И если гнев делает молитву невозможной[10], то при «совершенной и духовной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[11].

***

Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он познавал[12], а молитва, в которой познание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[13]. Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в то же время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[14]. Столь же безумному, как и тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом...[15]

На карту поставлено наше достоинство творений Божиих, одаренных разумом (lógos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?

Книгу можно приобрести:

·  на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря

·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

[1] О Евагрии см.: Bunge G. Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wüste. Trier, 1986. Введение A и B.

[2] Слово о молитве. 48 (цит. по: Творения аввы Евагрия. Пер.А.И.Сидорова. Мартис 1994. с. 82).

[3] Eul 16.

[4] Ср.: KG I, 41: Слово о духовном делании. 56 (цит. изд., с. 106).

[5] Ср.: Слово о духовном делании. 86 (цит. изд., с. 109). 
13

[6] Там же. 38 (цит. изд., с. 102).

[7] KG IV, 47; Умозрительные главы. V. 27 (цит. изд., с. 121).

[8] Ep 27, 2.

[9] Ep 27, 4.

[10] Слово о молитве. 27 (цит. изд., с. 80).

[11] Там же. 77 (цит. изд., с. 85).

[12] KG I, 50, 87, 89.

[13] Слово о молитве. 84 (цит. изд., с. 86).

[14] Там же. 65 (цит. изд., с. 83–84).

[15] Там же. 65; Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения. 5 (цит. изд., с. 113).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вспыльчивость и ее преодоление Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Вспыльчивость и ее преодоление «В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление
Валерий Духанин
Господь всех нас ставит в ситуации, раскрывающие нам наше подлинное внутреннее содержание. Мы видим свою внутреннюю неправоту (она-то и проявляется во вспыльчивости), преодолев которую обретем внутренний мир.
Час гнева – час безумия Час гнева – час безумия
Свт. Игнатий о воспитании детей
Час гнева – час безумия Час гнева – час безумия:
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о воспитании детей

Священник Димитрий Выдумкин
На творениях святителя Игнатия, епископа Кавказского, воспитано не одно поколение православных христиан. Оптинские старцы говорили о нем как о человеке, обладающем «ангельским умом», а его творения признавали за лучшее руководство в духовной жизни для современных христиан. Ценность писаний святителя Игнатия заключается в том, что он изучил огромный пласт святоотеческой литературы, а затем изложил основные истины христианства, почерпнутые у святых отцов, в более доступной форме.
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
Ксения31 мая 2019, 13:06
Статья как раз для меня тоже, только восстановишь мир в душе, как снова начинаются подколки бесовские, то на работе довели, то коса посмотрели, то ухмыльнулись, то обиды давние придут на ум, кстати давно исповеданные. И снова в бой, снова борьба за мир в душе, Снова Иисусова молитва в устах, чтение псалмов и творение милостыни, и так до самой смерти, только так побеждаются гневные помыслы. А так только истинно святые люди могли победить в себе страсти. Так что всем помощи Божьей с борьбой с помыслами, гневом и раздражением, вперед воины Христовы. Христос Воскресе.
Екатерина21 июля 2015, 00:04
Можно ли заказать книги по почте?
Ирина 5 января 2015, 02:11
И для меня- ослепление злобой подобно временному безумству, когда и лишаешься со- знания, со- единения с Богом. И только беспрестанное повторение молитвенных слов позволяет отбросить теневую пелену, замутнившую рассудок.
Это- страшное переживание, когда человек принадлежит не Творцу и не учавствует в со- творчестве, а будто " выброшенная на берег рыба" задыхаясь, гибнет- от собственной слепоты и ничтожности перед несокрушимой силой собственного гнева на себя самого и величайшим стыдом перед своими близкими, которые вынуждены оказываться свидетелями подобного " помешательства", направленного против тех провокаций, которыми дразнили тебя через них. И ты- " попадался" в гнусные сети лукавого.
Максим10 сентября 2014, 12:15
Сантехнику:
Думаю, что почти всех людей помыслы отвлекают во время молитвы. В этом случае свт. Феофан Затворник советует вернуться назад и постараться со вниманием сердечным еще раз произнести эти слова перед Богом. Лучше прочесть меньше, но со вниманием. Постепенно, как во всяком деле человек приучается ко вниманию к молитве. Но помните, что молитва - это, наверно, сложнейшее занятие на нашей земле, т. к. относится к труду в области духа.
Максим10 сентября 2014, 12:04
Книга в интернет-магазине Сретенского монастыря: http://sretenie.com/book/element.php?ID=47815
Irina Kazankova 6 сентября 2014, 10:44
самые главные мои грехи -раздражительность и гнев, с годами удается справится, но не конца, каюсь и опять. Чем сильнее молитва, тем сильнее нападают
Ольга26 августа 2014, 10:29
Посоветую всем не ограничиваться чтенией только этой статьи (введения), а прочитать всю книгу. Я просто в шоке, насколько эта страсть опасна даже в малых проявлениях, пока не окрепла, а уж потом - вообще ад.
Турок_Православный24 августа 2014, 21:02
Заметил такую вещь: в минуты когда на душе светло и благодаришь Бога за всё и ничего не предвещает окончание этому благодушию, как вдруг происходит что то,что начинает раздражать, а потом вызывает гнев и хочется рвать и метать, и от былого благодушия не остается и следа. Надеюсь все поймут о чем я. Много раз замечал за собой такое.
Слава Тебе Господи за все! Прости меня грешного.
Галина24 августа 2014, 07:27
Статья очень нужная. Да, гнев и раздражение - это повседневные и так часто встречающиеся грехи, что в обыденной жизни считается, как бы само собой разумеющимися, но как они вредят нашей душе...
Юлия23 августа 2014, 19:16
Очень хорошая и нужная книга! И как все верно, Господи! Сегодня утром встала в прекрасном настроении, совершила утренне молитвенное правило! И не прошло и часа, занимаясь домашними делами, меня ни с того ни с сего обуял гнев на моего мужа, который находится в дороге по делам. Меня будто подменили! Я написала ему 3 гневных сообщения, расплакалась и тут же без сил упала и заснула! Во сне мне приснились омерзительные наслаждения. Проснулась и к иконе Божией Матери: с молитвой простить, понять природу, случившегося и дать мне совет как побороть этот сметрный грех.
И сразу эта статья и книга и по ссылкам аналогичная статья о.Павла Гумерова за 2009 год!
Благодарю тебя Пресвятая Богородица, что не отвратила своего лица от меня грешницы!
Спасибо за все Богу!
P.S. Мужу написала сообщение о прощении, но он меня простил сразу до этого, не стал "подкидывать поленья в огонь".
Сантехник23 августа 2014, 13:43
Несколько сложновато для меня... Что понял - что НАСТОЯЩЕЙ молитвой можно "вышибить" гнев /грех, страсть/ из себя... Верно? Но ведь они же вернутся...
Поближе к "сегодня", и лично ко мне... Беру молитвослов: Восстав от сна... произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... Затем немного подожди... и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Боже, милостив буди мне грешному…
*
Для «продвинутых» верующих таких напоминаний вначале молитвослова, видимо, «вполне хватает»...
А мне - как?: состояние моей немощной душонки запросто отрывается от смыслового содержания последующих молитв, превращая их вычитывание в простую формальность… Гнев /страсть/ элементарно побеждает молитвы...
Вот если бы перед каждой молитвой сначала описывалось-формировалось духовное состояние, связанное с последующей молитвой, например: вспомни о присутствующем здесь Боге, не забыл ли о своем грехе, о милосердии и безграничной власти Божией… Затем произносилась бы «Молитва /Иисусова/», а после несколько напоминающих слов об удерживании молитвенного состояния в душе… Может, гневу труднее было бы вклиниться между словами молитв и самими молитвами... Нет?
Что-то не то... Извините...
Александр Данилов23 августа 2014, 11:25
Гнев - это страсть, которую очень трудно бороть. Мне это редко удается
Марина23 августа 2014, 10:50
Очень своевременно сказано в наше агрессивное и полное злобы время. все это сказанное относится и к жизни повседневной каждого практически человека. Раздражительность и гнев, выплескиваемые на наших близких, вредят и им, и нам. Все это я отношу в первую очередь к себе, многогрешной, кротость и смирение ещё приобретать и приобретать, дабы не уподобится богато убранному гробу. Спаси Господи!
Александр23 августа 2014, 07:03
Все на сто процентов точно и про меня. Очень полезная статья.
Андрей_л Кротов23 августа 2014, 00:02
Очень полезная статья! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Новые материалы

Выбор читателей

×