ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение Агрессивность — вещь вполне естественная? 9
- ГЛАВА ПЕРВАЯ Образ человека у Евагрия 16
- ГЛАВА ВТОРАЯ Бесовский порок 33
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ Гнев среди восьми греховных помыслов 53
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Определение сущности порока 67
- ГЛАВА ПЯТАЯ Последствия 78
- ГЛАВА ШЕСТАЯ Гнев и молитва 91
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ Ослепление ума 105
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ Средства исцеления 119
- ГЛАВА ДЕВЯТАЯ «Чистая молитва» 148
- ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Беседа с Богом 161
- ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Добродетель Ангелов 172
- ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ «... ибо учение его было очень кротким» 195
- Эпилог 209
- Труды Евагрия 220
- Другие источники 222
Приводим отрывок из книги:
Агрессивность — вещь вполне естественная?
Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, насилием даже над нерожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, насилием над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия.
Современная психология даже пыталась истолковать эту вездесущую «агрессивность», то есть желание нападать, как нечто совершенно «естественное» и чуть ли не неизбежное. Однако от этого ничего не улучшилось. Инициативы, предпринимаемые с самыми добрыми намерениями, если взять, скажем, ООН, пытаются как-то ограничить всеобщее насилие между народами, но до сих пор это происходит опять-таки путем насилия. Увы, человеческая агрессивность от этого нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Кажется, что в цивилизованных и «миролюбивых» государствах насилие над людьми и вещами неудержимо возрастает. Словно «дьявола отпустили на свободу».
Так оно и есть. Весь мир лежит во зле (1 Ин 5, 19), не в каком-то безликом зле или злобе, но во власти зла личностного, то есть сатаны. Правда, многие просвещенные умы не хотят слышать об этом сегодня, когда некоторые уже официально «простились с дьяволом». Слишком уж это попахивает обскурантизмом и как будто только содействует все более распространяющейся «культуре зла». Говорит ся, что не следует поминать черта. Совсем наоборот! Зло следует называть по имени во всех его формах, и прежде всего зло персонифицированное, ибо только так можно раскрыть все его уловки.
Конечно, сатана ничего не имеет против разговоров о «естественной агрессивности» человека, ибо под этим выражением может скрываться очень многое. И поскольку в соответствии с современным пониманием эта агрессивность «естественна», то, стало быть, в основе своей она не подлежит оценочному суждению, так что поневоле приходится с ней смиряться. И так, ко всеобщему ущербу, живет большинство людей даже и в Церкви. Удивительно то, что в определенном смысле так было всегда, даже и тогда, когда не существовало современного понятия агрессивности, о вспыльчивости (thymikón) говорили как о свойстве души, однако гнев (thymós) и ярость (orghé) считались пороками. История Церкви, основанная Тем, Кто сказал о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 29) и Кто учил нас, что именно этому мы должны научиться от Него, вся пронизана насилием.
Здесь мы не имеем в виду такие события Средневековья, как крестовые походы или сожжение ведьм, на которые обычно ссылаются в данном контексте. Гораздо удивительней агрессивность, которую обнаруживали многие церковные люди в отношении к себе подобным, в особенности тогда, когда можно было обвинить другого в ереси или хотя бы навлечь на него тень подозрения в ней. Тогда даже известные отцы Церкви не находили ничего дурного в том, чтобы, по крайней мере на словах, излить на другого ничем не сдерживаемую агрессивность.
Известной жертвой этой внутрицерковной агресссивности был человек, который сам немало размышлял над «гневом» — Евагрий Понтийский (345 – ок. 399)[1], сначала ученик Василия Великого и Григория Назианзина, а позднее, как монах египетской пустыни, — Макария Великого и его тезки Макария Александрийского. У Евагрия мы находим исключительно разработанное учение о гневе, над которым стоит как следует поразмыслить. Евагрий был также великим учителем молитвы и мистической жизни, которую — непосредственно или косвенным образом — копировали в последующие времена. Так вот, неконтролируемая агрессивность, что понимают только немногие, — это величайший враг духовной жизни в целом и в частности, смертельный враг молитвы.
«Если наилукавейший бес, многие употребив [хитрости], не может помешать молит ве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нем, разрушающий наилучшее состояние [души], возникшее в результате молитвы, либо побуждает к неразумному наслаждению и глумится над умом»[2].
***
В мои намерения не входит научная или хотя бы исчерпывающая разработка темы гнева у Евагрия. Мне кажется гораздо более важным попытаться проанализировать то духовное ведение, которого достиг понтийский монах, так, чтобы предоставить каждому возможность извлечь из этого пользу для собственной духовной жизни. Ибо какой смысл в том, чтобы с полным пониманием и «удовольствием говорить о делах отцов», если при этом мы не потребуем от себя лично «поступать так же, приняв на себя те же труды»[3]? Это было бы mutatis mutandis (с определенными оговорками) то же самое, что и вера для бесов: она им совершенно без пользы (см.: Иак 2, 19).
***
Однако мы совершенно неверно поня ли бы Евагрия, если бы увидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее она постоянно утверждается как болезнь — по-гречески она называется также páthos (как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые по своей природе, будучи сотворены Богом, здоровы)[4]. Порок — это всегда лишь извращение существа, сотворенного добрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых[5] начал души, а именно — ее «яростной части» (thymikón). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.
Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективно бороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее. В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agápe)[6], которая проявляет себя как снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же — прежде всего как кротость (praótes).
Кроткая любовь творит именно то, чему препятствует противоестественный гнев. Если гнев является разрушителем созерцания, ибо он ослепляет[7] ум, то «мать познания»[8], кроткая любовь, делает его [ум] созерцательным[9]. И если гнев делает молитву невозможной[10], то при «совершенной и духовной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[11].
***
Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он познавал[12], а молитва, в которой познание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[13]. Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в то же время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[14]. Столь же безумному, как и тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом...[15]
На карту поставлено наше достоинство творений Божиих, одаренных разумом (lógos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?
Это- страшное переживание, когда человек принадлежит не Творцу и не учавствует в со- творчестве, а будто " выброшенная на берег рыба" задыхаясь, гибнет- от собственной слепоты и ничтожности перед несокрушимой силой собственного гнева на себя самого и величайшим стыдом перед своими близкими, которые вынуждены оказываться свидетелями подобного " помешательства", направленного против тех провокаций, которыми дразнили тебя через них. И ты- " попадался" в гнусные сети лукавого.
Думаю, что почти всех людей помыслы отвлекают во время молитвы. В этом случае свт. Феофан Затворник советует вернуться назад и постараться со вниманием сердечным еще раз произнести эти слова перед Богом. Лучше прочесть меньше, но со вниманием. Постепенно, как во всяком деле человек приучается ко вниманию к молитве. Но помните, что молитва - это, наверно, сложнейшее занятие на нашей земле, т. к. относится к труду в области духа.
Слава Тебе Господи за все! Прости меня грешного.
И сразу эта статья и книга и по ссылкам аналогичная статья о.Павла Гумерова за 2009 год!
Благодарю тебя Пресвятая Богородица, что не отвратила своего лица от меня грешницы!
Спасибо за все Богу!
P.S. Мужу написала сообщение о прощении, но он меня простил сразу до этого, не стал "подкидывать поленья в огонь".
Поближе к "сегодня", и лично ко мне... Беру молитвослов: Восстав от сна... произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... Затем немного подожди... и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Боже, милостив буди мне грешному…
*
Для «продвинутых» верующих таких напоминаний вначале молитвослова, видимо, «вполне хватает»...
А мне - как?: состояние моей немощной душонки запросто отрывается от смыслового содержания последующих молитв, превращая их вычитывание в простую формальность… Гнев /страсть/ элементарно побеждает молитвы...
Вот если бы перед каждой молитвой сначала описывалось-формировалось духовное состояние, связанное с последующей молитвой, например: вспомни о присутствующем здесь Боге, не забыл ли о своем грехе, о милосердии и безграничной власти Божией… Затем произносилась бы «Молитва /Иисусова/», а после несколько напоминающих слов об удерживании молитвенного состояния в душе… Может, гневу труднее было бы вклиниться между словами молитв и самими молитвами... Нет?
Что-то не то... Извините...