В августе 2014 года автор побывал в паломнической поездке в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Санкт-Петербургской митрополии. Во время пребывания в монастыре произошла необычная встреча, связанная с памятью преподобного Александра, оставившая глубокое впечатление, о чем и повествуется в рассказе «Подарок от преподобного».
***
Говорят, если человек особенно почитает какого-либо святого, то через некоторое время обязательно замечает, что и святой этот начинает о нем заботиться, опекать, участвовать в его жизни. Это не удивительно: ведь святые – это наши помощники и проводники на пути к Богу. Убедиться в этом просто: достаточно вместо заграничного курорта, вместо клуба или дискотеки поехать куда-нибудь за тридевять земель, возможно, в глушь, по бездорожью – к святыням и к святым, оставившим наш мир века назад. А потом еще раз, и еще… И ведь ездят люди, колесят по Святой Руси большими группами и в одиночку, на автобусах, в поездах, на своих машинах, а где и пешком. Едут как раз за этим – за указанием пути в Царство Небесное. Надо полагать, получают искомое, иначе зачем бы собирались снова и снова в эти непростые путешествия?
Приходит месяц август, и вот, как уже много лет в это время, мы собираемся в паломничество к древней святыне Русской Православной Церкви – в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, посещая по пути соседние с ним обители и скиты Русского Севера. И каждый раз эта поездка сопровождается необычными (хочется даже сказать: чудесными) событиями. Свирский монастырь для нас давно стал родным местом; мы приезжаем туда, как приезжают к родителям взрослые дети, уже живущие своей самостоятельной жизнью: там их дом, там всегда ждут и всегда рады, всегда поймут, простят, помогут и утешат. Останавливаемся в гостинице неподалеку и первым делом торопимся поклониться великому святому, мощи которого почивают в Преображенском соборе. Сколько же теплой радости и необычных переживаний у нас было связано с этими путешествиями, и несомненными были радушие, помощь, забота; а однажды, возвращаясь домой, по молитвам преподобного Александра (мы верим в это!) чудом избежали на дороге большой беды; но это уже другой рассказ.
В этом году начало августа испытывало нас необычной жарой и сушью, поездка по северным святыням была нелегкой, к тому же дали себя знать проблемы со здоровьем, в связи с чем программу паломничества пришлось заметно сократить. Но тот, кто хоть немного знаком с законами духовной жизни, знает: ничто не происходит без воли Божией; что бы ни случилось, не стоит роптать и унывать, и Он с лихвой возместит потери, вознаградит за терпение и труды. Так было с нами и на этот раз. Во второй день пребывания в монастыре Господь послал нам удивительную встречу, память о ней как драгоценная жемчужина, из которых и составляется небесное сокровище человеческой души.
Вечером мы с сестрой вышли немного прогуляться, подышать прохладным воздухом. Времени было уже около одиннадцати, жара спала, в низинках кое-где даже начинал собираться туман; предполагали, как обычно, пойти ненадолго, минут на десять. Мы всегда гуляли по дороге вдоль нашей гостиницы, а тут будто что-то потянуло нас в другую сторону, к монастырю. Он располагается на окраине поселка, занимает большую территорию и состоит из двух частей: сначала Троицкая, в своей ограде, от нее дорога, метров триста, ко второй части, Преображенской. Обе стоят на высоком берегу Рощинского озера, которое обычно называют Святым. А перед ними, еще ближе к поселку, подворье Покрово-Тервенического монастыря, несколько новых деревянных построек.
Мы дошли до подворья и, глядя на купола монастырских церквей, четко очерченные на фоне угасающего неба, пожалели о том, что сегодня не удалось попасть в Троицкую часть. А сейчас уже поздно, одиннадцать часов, в монастыре, вроде бы, всё в девять закрывается… И всё же решили просто пройти туда, хотя бы постоять рядом на берегу озера. Вот так, не спеша, беседуя о том о сем, доходим до ворот Троицкой части монастыря и видим, что они открыты нараспашку. Мы тихонечко зашли внутрь, постояли, посмотрели; там тишина полнейшая, никого не видно и не слышно, древние могучие стены, звонница, Троицкий собор и церковь Покрова Божией Матери, которая еще не восстановлена внутри, пока не действует. На всем печать величия и вековой святости (монастырь недавно отметил свое 500-летие). Мы притихли; сестра шепотом в который раз вспомнила, как они были здесь еще в 1980-х годах, случайно совершенно: ездили на машинах за грибами (там, вблизи берегов Ладожского озера, потрясающие грибные и ягодные места) и набрели на развалины монастыря, зашли как раз сюда – здесь была тогда психиатрическая больница для буйных (окончательно ее перевели в другое место только пару лет назад, я еще застал это) – и даже поднялись на полуразрушенную звонницу. Тогда, конечно, ни колоколов, ни крестов, ни монахов не было, одни руины да вопли больных.
И вот мы робко постояли-постояли, да и вышли за ворота, остановились рядом, на высоком берегу. Смотрим на озеро: картина, просто требующая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Представьте себе: плотные сумерки; берега, поросшие лесом, едва угадываются в них, а на горизонте, над водой – яркое багровое закатное зарево! Я чуть не заплакал с досады – ну почему я не взял с собой фотоаппарат! Такая бы фотография была… Но – чего нет того нет. Погоревали немного и собрались возвращаться.
Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура.
Чудо пришло, как и положено, неожиданно. Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура. Идет быстро, но как-то не по-земному, шагая, а будто бы плывет над дорогой. И направляется прямо к нам. Я почувствовал странную неловкость: двенадцатый час ночи, почти полная темнота, мы у ворот монастыря, и тут – это видение; как будто я нахожусь… не то чтобы там, где нельзя, а как бы – не по чину быть рядом с тем, кто сюда идет. Подходит: женщина, высокая, очень стройная, в темноте не угадать, молодая или старая, лица не видно. И сразу спрашивает:
– Вы были в келье преподобного?
А голос – ровный, четкий, совершенно не окрашенный эмоциями; спросила, как будто продолжая давно начатый разговор. Я растерялся: десять лет мы ездим в Свирский монастырь, и я никогда не слышал ни о какой келье. Что-то бормочу в ответ: как это, где… А она тем же ровным голосом просто говорит:
– Идите за мной, – и направляется к воротам, даже не пытаясь посмотреть, идем ли мы следом.
Мы, конечно, устремляемся за ней, хоть мной и владеет какое-то мистическое ощущение нереальности, нездешности, что ли, происходящего: ночь, темнота, полная тишина, ни души, звезды на небе, неизвестно откуда появившаяся женщина, куда-то нас зовущая, этот ровный, приветливый и в то же время повелительный голос… И тут я вспоминаю, даже не то чтобы вспоминаю, а меня буквально осеняет (именно осеняет – как окутывает облаком!) евангельское: «…и дивился народ словам Его, ибо говорил Он не как книжники и фарисеи, а как имеющий власть…» Именно такое впечатление было от этих нескольких слов.
Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим…
И вот мы идем за ней в ворота, и опять я удивляюсь: мы с сестрой люди не мелкие и достаточно энергичные, спешим чуть ли не вприпрыжку, но едва поспеваем за ней, даже отстаем, хотя она, кажется, и не торопится вовсе, но идет, как парит над землей. И идет она в сторону Покровской церкви, белокаменной, самой древней в монастыре, большой, с мощными стенами; огибает ее слева… И тут я вижу в стене черный проем, как бы небольшую арку, высотой ниже моего плеча. И она, пригнувшись, ныряет в эту темноту. Я, преодолевая трепет, – за ней, сестра следом. Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. В левом углу чуть теплится огонек лампадки. Женщина зажигает от нее две свечи, и я вижу, что мы находимся в маленькой келье, размером, может быть, метра два с половиной на полтора. Каменные пол, стены и потолок, всё беленое. Слева у короткой стены невысокий церковный подсвечник с лампадой и только что зажженными свечами; они освещают вделанную в стену икону, изображающую молящегося на коленях старца – преподобного Александра Свирского. Мы замираем в благоговении. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим, это как вода в сравнении с воздухом, ее можно пить, в ней можно плыть, и, подумалось мне под перезвон колотящегося сердца, ее можно не выдержать…
Женщина прикладывается к иконе и пропускает нас. Потом буквально в нескольких словах – ничего лишнего – рассказывает об этом месте. Меня переполняет радость, совершенно детская, абсолютно совершенная (!), когда уже больше нечего желать и представить большее невозможно; это ощущение неожиданного, драгоценного и при этом вовсе не заслуженного подарка, который, однако же, не отберут назад. Мы сбивчиво пытаемся благодарить нашу проводницу, выразить радость и признательность, говорим, что это чудо для нас – попасть в такое святое место, как здорово, что она нас сюда привела… А она тем же спокойным и величественным голосом говорит:
– Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привел сюда.
Затем нагибается и выходит из кельи, и мы за ней, переполненные своей радостью. Но бывает так, что если уж Господь дает, то дает не одной рукой, но сразу двумя. Уже на улице мы слышим:
Мы с сестрой переглядываемся: кажется, это уже невозможно вместить! А женщина тем же летящим шагом обходит следующий угол церкви, и там в стене открывается еще один темный проем, несколько больше первого. Мы снова проходим через толщу стены и попадаем в довольно большое и высокое помещение, наподобие шатра, из-за темноты пока разглядеть его невозможно, но справа тоже угадывается слабый свет лампады. Следуя за нашей провожатой, оказываемся возле небольшой ниши – углубления в стене высотой в мой рост; на подсвечнике теплится лампадка. Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на подсвечник, две другие дает нам и еще одну берет сама. Всё пространство вокруг заливает теплый церковный свет. В стене ниши прямо в камень врезана икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Александру, внизу наклонная мраморная плита с надписью, говорящей об этом чуде. Мне наконец удается на мгновение увидеть лицо нашей незнакомки: совсем молодая, точеный безупречный профиль, сама прямая как свеча. Мы, будто сущие дети, в восторге и благодарности лепечем, что никак не ожидали такого чуда и такой милости, вот, просто вышли погулять перед сном… А она своим удивительным голосом, в котором нет ни превосходства, ни снисходительности, ни поучения, коротко отвечает:
– Это невозможно запрограммировать или предугадать. Господь один знает, когда послать это.
Мы прикладываемся к мраморной плите, а женщина со свечой выходит на середину большой шатровой залы и вдруг начинает петь «Достойно есть…» Боже, я никогда не слышал такого пения! Ни в церковном хоре; ни в академическом театре; ни у монахов, которые здесь же, в соседнем Троицком соборе восхитительно поют божественные песнопения. Я слышал голос неземной: сильный как ветер, чистый как родник, ясный как небо в горах. Мотив был мне совершенно незнаком, и я не мог угадать следующей ноты, поэтому, чтобы не нарушить восхитительной стройности этой молитвенной песни, я тихонечко подпевал просто словами.
Вдруг она остановилась у стены церкви, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли…
Мы вышли в темноту уже совсем сошедшей на землю ночи. Наша провожатая снова полетела вперед, сразу оставив нас позади, и вдруг остановилась у стены церкви, очевидно, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли.
– Здесь иногда находят камешки в форме сердца. Это вам подарок от преподобного и Божией Матери, – и протянула нам два небольших камешка, действительно напоминающих сердечко.
Поспешая, мы вышли за ней из ворот монастыря. Она перекрестилась трижды на церковные купола.
– Доброй ночи, храни вас Господь, – и своим поразительно неспешным и стремительно-летящим шагом удалилась в сторону Преображенской части монастыря, исчезнув через несколько секунд в темноте.
Я посмотрел на сестру: она светилась от счастья и не могла сдержать радости. Неужели и я выглядел так же?
Это было чудо; кто понимает – тот поймет. Даже не пытаюсь рассуждать об этом, не стараюсь объяснить: как, почему, за что? Была ли это просто женщина, служащая в монастыре? Но как она не боялась ходить там одна в ночи, какую веру должна была иметь, какой силой духа обладать, чтобы так говорить в темноте с незнакомыми людьми? Или был это Ангел Божий, посланный нам для укрепления и утешения? Но чем я это заслужил и чем должен ответить на этот дар? Не приснился ли мне сон? Почти невозможно поверить в реальность этого видения, но свеча и камешек в форме сердца со мной, и мое маловерие согревается этими материальными свидетелями случившегося.
Это было просто. Просто как премудрость, как чудо Божие. Многословие и восторг не помогут достойно описать это переживание. И я желал бы уметь говорить, как эта женщина: просто, ясно, ни одного лишнего слова. Но как передать дивную атмосферу этой встречи тому, кто не был там? А мне так хотелось поделиться этим чудным подарком!
Ведь каждый дающий знает: кто делится, у того обязательно прибавляется…
Прип. Александр Свирский, моли Бога о нас!
Дивны Твои дела Господи!
Бог дивный во святых своих являет Себя и авансом даёт возможность явственно, ощутить радость небесного бытия уже здесь на земле. Не по нашему достоинству (суд впереди), а для умножения веры, твердости духа, стремления к небесному от земного материализма. Вот только бы донести это до конца, только бы не растерять, не уйти из мiра прежде покаяния…
Вспомните хотя бы один случай, чтобы ангелы или Сама Матерь Божия являлись обыкновенным смертным (не праведникам, не солдатам в час возможной гибели и проч.). Чтобы крестились на иконы, зажигали свечи, водили с "экскурсиями" по святым местам. Разве святые, а тем более Пресвятая Богородица, либо Ангелы Божии, станут вводить человека в искушение гордостью. Никогда Святые не бывают источником искушений.
Спаси нас, Господи!
"теплится огонёк лампадки. Женщина зажигает от неё две свечи» – святые никогда не делают подобной работы, ибо они сами с собой приносят свет и не нужно никаких освещений. Везде в житиях святых об этом написано, а особенно при явлении Пресвятой Богородицы и Ангелов Божиих. «Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на" Святые этим совсем не занимаются. Только бесы так делают, чобы ввести ложь и обмануть душу легковерную. «Женщина прикладывается к иконе» – Нет ни одного случая из житий святых, чтобы явление святых, а тем более Пресвятой Богородицы, сопровождалось целованием икон. «Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привёл сюда...» – это слова, вводящие в тщеславие и гордость. Святые, а тем более Пресвятая Богородица, либо Ангелы Божии, не станут вводить человека в искушение гордостью. Не верьте откровениям и видениям чужим. Стоит только поверить и ты становишься зависимым от лжи духов злобы. Вспомните пример Никиты Новгородского, когда его обманули бесы. И таких примеров искушений могут привести сколько угодно опытные монахи.
Ведь и афонским монахам бывают встречи,а они на них никак не реагируют, спокойно продолжают свои дела, пока явление не привлечет их внимания неоднократно. Ведь разные бывают встречи.
Святый преподобный отче Александре, моли Бога о сыне моем рабе Божием Александре!! Как я мечтаю прикоснуться к твоим мощам, отче Александре!!!
v йtogo celoveka, ia ocen' verы, tak je kak v Nkolaia Mrlkiskogo Sprdona Trmfuntskogo. Kogda tаjelye novost powl, vsem trom cital v dva podxoda: sperva Nkolaiu Srdonu, zatem Sergiu Radonejskomu s Aleksandrom Svrskm.
Psalmy 144 70 85 90 109-117 120 122 139 142-144
Kanon molebnyi ko Presv B-ce s akafistom "Raduisа, Nevesto Nenevestnaia!"
Sergia Germana Valaamskx toje ne zabyvaiu. V odn moment on menа ocen' uspokol (sluwal zaps' brat Valaamskogo monastyrа).
Vsem sovetuiu regulаrno perctyvat', v zaps prosluwivat' akafsty.
людей православных
и всех нас русских православных
все мы едины во ХРИСТЕ ИИСУСЕ
Такие случаи бывали со мной. В 1997г. я впервые в жизни поехала в Москву из ХМАО на курсы повышения зам. директоров школ - одна со всего региона. Не знаю, как это могло получиться. Поселилась в гостинице "Россия", молилась каждый день где только можно- график учебы был очень плотным.Настало время улетать, а билета на обратную дорогу не было. В последний день утром помолилась и с двумя большими сумками- подарками родственникам и знакомым - двинулась в путь. Спутников не было. Помню, добралась до какой-то станции, купила билет на электричку, а найти ее не могла: деревня. До вылета самолета оставался час. Я была в отчаянии. Внезапно подошла какая - то пожилая женщина, властно взяла у меня тяжелые сумки и сказала:"Идите за мной". Я уныло побрела. Она завела меня в электричку, доехала со мной до остановки "Аэропорт", отдала мне сумки, вышла и испарилась. Потом мне сказали, что это был Ангел, посланный Богом. В другой раз Ангел прогнал (мигом) стаю окруживших меня злых собак.
Отче Александре, моли Бога о нас грешных!
Святый преподобный наш отче Александре, моли Бога о нас грешных!
Спаси нас, Господи!
Спасибо!
находимся на чердаке какого-то дома,куда залетает белый голубь.Вдруг,какой-то страшный мужик хватает этого голубя и мерзко смеясь,дергает его за ноги.А голубь хлопает крыльями и хочет взлететь.А от голубя исходит золотистое сияние,теплое,нежное,как любовь.Я начинаю сильно плакать и умолять мужика отпустить голубя,обещая,что мы ему заплатим.Он отпускает голубя.Я спрашиваю у мамы,или она заплатила,она говорит "да".А когда я читала акафист Иоанну Крестителю,такой же золотистый,теплый свет светился внутри меня,было нереальное ощущение, что я нахожусь где-то в инном измерении,какое-то неземное ощущение радости, умиления,слезы текли сами собой.Я очень почитаю этого великого святого, а мама,которая заплатила за голубя,я думаю,была моя любимая Матронушка Московская,которой я на днях читала акафист.Я вряд ли поделилась этим,слишком глубоко запало мне это в сердце,если бы не статья.Молитесь нашим святым,это такое богатство неоценимое-наши святые. Украина
прости меня, Господи!
Спасибо за подарок!
Вы не представляете , как он поддерживает нас в это непростое время!
Ксения .Украина.