Ультиматум Церкви

«Церковь, у тебя слишком долгие службы, длинные посты, богослужение на непонятном языке. Мне от этого некомфортно. Еще я слушаю группу такую-то и певца такого-то, а ты, Церковь, никак не готова принять эти мои увлечения. Ты не права, Церковь. А еще в мире много несправедливости, а ты с этим не борешься. Церковь, учти, пожалуйста, мои требования, и тогда я, возможно, приду в храм помолиться».

    

На днях в социальных сетях появился очередной образчик этого жанра. Даже в отвратительном машинном переводе он вызвал сочувствие у многих, в том числе и христиан, которые тут же рассказали о том, в чем еще виновата Церковь перед ними. Авторы таких писем уже давно не просят, а ставят ультиматумы, которые постоянно пополняются всё новыми и новыми пунктами.

Да, дорогой читатель, ты не сошел с ума, прочитав эти строки.

Христиане жалуются друг другу на Церковь и просят ее сделать так, чтобы им стало хорошо. Службы покороче, заповеди полегче, священники подобрее, а «качество обслуживания» повыше.

Поклонники самых причудливых групп и любители различных форм греха хотят, чтобы Церковь их не только не ругала, но приняла с распростертыми объятиями и благословила. Если ради этого нужно исправить Новый Завет или отвергнуть церковное предание, то Церковь должна для них это сделать.

Главное в храме – человек, а священник или епископ похожи на официантов или владельцев ресторанов. Клиент хочет изменения меню или шоу-программы – значит, клирики должны это делать.

Конечно, у нас в России до такой крайности пока не доходят, ограничиваясь открытыми письмами к епископату или патриарху. Несколько лет назад десятки, а то и сотни православных христиан требовали от Предстоятеля Русской Православной Церкви заступиться за женщин, устроивших кощунственное шоу в храме Христа Спасителя.

Некоторые христиане в нашей стране очень любят писать различные петиции. В социальных сетях и в СМИ они с удовольствием расскажут о том, как Церковь неправильно поступила в той или иной ситуации, поставят в пример католиков, у которых можно сидеть на службе (как будто у нас нельзя), или протестантов, молящихся с помощью песен под гитару. Человека не смущает тот факт, что его знания о католицизме ограничиваются сведениями об органе, папе и инквизиции, а о протестантизме он в лучшем случае слышал лишь в связи с женским священством. Да и о самой Православной Церкви он знает немного – путает священников с епископами и диаконами, а Московскую Патриархию рассматривает исключительно как учреждение типа министерства, зато этот критик прекрасно освоил технологию написания писем под девизом «Церковь нам должна». Такие люди очень похожи на малышей.

Маленькие дети считают, что им должны делать подарки или выполнять их просьбы немедленно – просто потому, что они так хотят. Но многие взрослые христиане ведут себя точно так же. Их не интересуют сложные дискуссии о возможности перевода богослужения на русский язык или разработки норм поста для мирян, они равнодушны к истории Церкви за исключением тиражирования нескольких мифов. Слова «юрисдикция», «апостольское преемство» или «канон» для авторов этих писем столь же ценны, как внутренние правила ресторана быстрого питания, почему-то запрещающего продавать клиенту свежие огурцы без булочки или салата.

В результате любые разговоры о возможных церковных реформах становятся практически невозможными не потому, что их не примут «церковные бабушки», а потому, что всегда найдется человек, который скажет: «Ты, Церковь, еще недостаточно подстроилась под мои желания».

Представим себе, что после долгих дискуссий и всенародного обсуждения Поместный Собор Русской Православной Церкви принимает документ о практике поста, где отвечает на самые острые вопросы и предлагает решение проблемы, как проводить Великий и другие посты с учетом рекомендаций Типикона и реалий современной жизни.

На следующий же день в социальных сетях и СМИ появятся тексты о том, что рыбу нужно заменить молоком, что главное в пост – не содержимое холодильника и желудка, а состояние души. Критики Церкви непременно расскажут о том, что сами священники не постятся, доказательством чего якобы служит их полнота. В результате всё опять кончится письмами, в которых христиане будут упрекать Церковь в том, что она так и не сделала хорошо лично им – не сократила длительность поста, не разрешила есть на Страстной седмице яичницу с сосисками, запрещает на время постов ходить на концерты или в театры.

    

Инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. «Детки» хотят, чтобы Церковь или патриарх решала их проблемы за них

Всё это очень похоже на поведение маленьких детей, которые, с одной стороны, хотят, чтобы мама была рядом и одобряла все их действия, а с другой – разрешила есть на обед чипсы и газировку. Этот инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. «Ваньки жуковы» из разных городов и стран хотят, чтобы Церковь или патриарх решала проблемы за них, разделяла их политические или эстетические взгляды. Они забывают о том, что Церковь – это корабль спасения, а не ясельная группа детского сада. Так что почти любые послания, в которых взрослые тети и дяди пробуют себя в жанре «дети пишут Богу», смотрятся очень странно.

И последнее. Любые ультиматумы Церкви выглядят просто смешно. Представьте себе, например, солдата, который, получив приказ, напишет командиру пространный рапорт с претензиями. Или работника, который не выполняет свои обязанности, а постоянно атакует начальство предложениями о том, как оно должно улучшить жизнь и условия работы своих сотрудников. Или, наконец, священника, отказывающегося служить Литургию, пишущего тексты с претензиями к епископату и раздающего десятки интервью о том, как он смертельно устал совершать богослужение.

Впрочем, новейшая история Церкви знает и такие примеры, но это тема отдельного разговора, а пока лучше ответим на еще один упрек в адрес Церкви – о том, что в мире много зла, а христиане с ним не воюют.

Если у человека есть идеи, как лучше бороться с несправедливостью в мире, он должен прийти в храм, поговорить с батюшкой, предложить свою помощь, и тогда Церковь руками этого христианина сможет сделать мир чуточку лучше.

И это самое лучшее, что можно сделать Великим постом.

Андрей Зайцев

26 февраля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры
Архим. Рафаил (Карелин)
Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Теоцентризм, характерный для прежних веков, сменяется гуманизмом, где человек с поврежденной природой занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей.
Кое-что о «церкви хороших людей» Кое-что о «церкви хороших людей»
Марина Бирюкова
Кое-что о «церкви хороших людей» Не надейтеся на сыны человеческия, или Кое-что о «церкви хороших людей»
Марина Бирюкова
Она заговорила вдруг нервно и горячо: «Для меня церковь – не то, что для вас. Я знаю многих хороших людей. Они помогают мне жить. Они и есть моя церковь!»
Когда Церковь кажется жестокой Когда Церковь кажется жестокой
Марина Бирюкова
Когда Церковь кажется жестокой Когда Церковь кажется жестокой
Марина Бирюкова
Вывод о жестокости, суровости или черствости Православной Церкви делается очень многими, при разных обстоятельствах.
Комментарии
Мария Бурнашова 7 марта 2015, 18:55
прекрасная статья! Спаси вас Господи!
Елена 4 марта 2015, 09:12
Статья актуальная. Давно надо было начать разъяснять людям: что такое православная церковь и почему надо исполнять её правила. Это надо говорить чаще, может до людей дойдёт, что правда не в людях, а в православии. Поэтому людям надо меняться, чтобы стать православными, а не церковь православную перекраивать под пожелания людей.
Первое - о неизменности православия. Наша вера потому и сохранилась, что церковными законами защищена от изменений. А так, в пылу стремления к "совершенству" и подгонки под леность людей от православия может ничего не остаться. В прежние времена люди работали не меньше, просто приоритеты были расставлены правильно: если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём месте (Блаженный Августин).
Второе - про пост. У многих людей православный пост ассоциируется с диетическим питанием. Те, кто заступает на пост (солдат, охранник, постовой) не могут в это время принимать пищу, но разве смысл поста в этом? Пост - время бдения, охрана от врага и если надо - защита. Так и православные во время поста: бдят, охраняют и защищают. Помоги нам Господи!
Наталия 2 марта 2015, 14:57
Добрый день!
Когда я воцерковилась около 3 лет назад, тоже ничего не знала, не понимала, не слышала...да и сейчас так же почти, даже еще больше). Но я хотела!!! Я была благодарна! И я начала: не роптала, слушала, всматривалась, искала... Мы все рождаемся маленькими, беспомощными и неразумными, и мы все такие разные...но одно нас всех объединяет - наша совесть!
Церковь нам дает фундамент на котором каждый строит свое. И каждый строит по силам своим, прислушиваясь к своей совести, или заглушая ее. Ну как я могу обвинять Церковь, если я знаю как, но мне лень или есть "более важные дела"? Ну как можно все менять постоянно, подстраивая все под себя, искать альтернативу. Тогда у нас получится Церковь на песке... Да сложно смириться, не осуждать, не роптать и любить ближнего своего. Но, с Божией помощью, все ведь получается!
Господи, вразуми нас всех!
А автору отдельное спасибо за то, что побудил своей статьей такие бурные рассуждения. Иногда полезно посмотреть в себя и очередной раз увидеть свои слабости.
Виктор 2 марта 2015, 05:05
Я НЕ СОГЛАСЕН
Так хорошо говорить правильные вещи с амвона, тогда когда ты всё знаешь и понимаешь, а остальные вокруг по сравнению с тобой глупые детки, с глупыми вопросами.
А никто не задал вопрос сам себе, а почему эти люди задают свои глупые вопросы? А кто их научил чему-то в церкви! У нас в церкви ничему не учат, не обьясняют. Прихожанам приходится заниматься самообучениенм, и хорошо если они обучаются в правильном направлении. Нужно больше времени выделить проповеди, а не только молитвам, хотя молитвы тоже очень важны.
Дмитрий 1 марта 2015, 23:27
Статья хорошая, но почему то в ней не достаточно акцентирован один как мне кажется ключевой момент. У меня в коллективе есть один вообще антирелигиозный человек (говорящий о религии вообще намного жестче чем в начале статьи). Иногда в некоторых разговорах по различным темам Суть всех его претензий к религии вообще высказывалась следующая: почему антинаучные мракобесы не понимающие суть природных явлений и естественнонаучной закономерности событий указывают ему как надо жить и во что верить на основании того что нельзя руками потрогать и прибором померить? Т.е. сам принцип что как это так признать над собой чей-то еще авторитет.. ведь я самый умный я самый самый и т.п. а тут надо признать моральный/нравственный авторитет над собой любимым. это просто невозможно!!! человеку надо ткнуться носом в свою немощь и ощутить ее до боли.. только тогда возможно изменение мнения о себе и начат поиск Истины и Правды которые находятся только у Бога.
Ирина Бухарская 1 марта 2015, 14:28
Благодарю за статью! Возможно в сотый раз повторюсь в комментариях, но все их прочесть цели не имею, как и времени. Согласна с тем, что церковь - не ясли-сад, а корабль спасения.Не хочешь плыть на нём,- не кидай камней с берега, оставайся там, где ты есть.
Александр 1 марта 2015, 14:07
Никакого нытья и раздражения с упреком в статье нет, просто не лишний раз напоминание что не Церковь Христова под нас меняться должна ,а мы под неё!И поверьте на слово это исправляет и облагораживает, а церковнославянский язык несложно и понятен , надо только хотеть...Помоги нам Господи хоть в посту исправиться и прикоснуться к Православию,пусть чуточку,но от сердца, от души!
Светлана Матросова 1 марта 2015, 07:10
Крестьянин и Лошадь
Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее.
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой по-пустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Все было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени меж тем овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
И.А. Крылов
1830 г.
Антоний 1 марта 2015, 05:04
По мне, все просто: в пост следует строго соблюдать все пищевые правила, молиться усердно и причащаться на всех службах, на которые можно попасть в зависимости от графика работы. "Отстоять" службу тяжело тем, кто её именно "отстаивает", а у молящихся - душа поёт! В пост все молитвы - и домашние, и церковные воспринимаются с особенной благодатью, а службы хочется подлиннее! Пост - великое счастье смирения и покаяния, когда мы ходим в Храм Божий каждый день ( по крайней мере в первую и последнюю седмицы) и молимся дома вдумчиво, трепетно и коленопреклоненно. Жаль времени? Ничего, отдать в пост молитве дополнительную пару-тройку часов в день - это подлинная радость веры! Жизнь земная коротка, а Царствие Божие - вечно.
Лиза 1 марта 2015, 00:40
Очень согласна с высказыванием про климат. Может, многим это покажется смешным, но я каждый раз жду зиму с ужасом, особенно Новый год, так называемые, народные гулянья. А когда через этот перевал перевалишь, уже вообще без сил - тут и пост. Это просто очень тяжело для меня, очень. Даже не в плане еды, а вообще именно утеснения, когда уже и так и добежать до лета. Прости меня, Господи, ропщущую и малолушную.
анна27 февраля 2015, 21:21
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! она наверняка поможет людям, которые считают что им все что-то должны, а они сами не должны никому и ничего. Рада за Владислава, самая правильная реакция на статью, он извлек из нее выгоду!!! Надо чтоб мы и в церкви были такими же тружениками, как описывает Катя в конце своего коментария. Постимся постом приятным, братья и сестры!
Наталья27 февраля 2015, 20:03
"Многие из нас сильно утеснены и нуждой и болезнями и современным образом жизни в мегаполисе, даже климатом нашим ужасным! Пост превращается в утомительное не воздержание от страстей, а суету с кастрюлями и утомительные бдения". Все так.
НН27 февраля 2015, 19:53


На мой взгляд, статья не однозначная, хотя автор по-хорошему неравнодушен к поднятой им проблеме. Но мне, например, эта проблема не интересна, так как никакой угрозы Церкви она не несёт. Недовольных всем и вся очень много, куда бы они ни пришли и что бы ни делали. Это характер. Кого Господь призовёт - тот вернётся и останется в Церкви. Куда страшнее другое, о чем пишет
МАРИЯ:"Смысл одного места в статье неясен: вроде, запевка антилиберальная, а в середине автор сетует на то, что о церковных реформах даже и говорить-то нальзя..... А в это время либерально настроенные силы внутри Церкви пусть толкают нас в ту же пропасть, в которую уже свалился Запад. Так получается?"
Тихой сапой в Церкви появились приверженцы частого Причащения (на каждой Литургии, а в Великий пост - 4раза в неделю), ссылаясь на то, что древние христиане делали именно так... Не спорю. Но вот вопрос: где нам взять древних христиан? Их веру и их образ жизни? Нам, как пишет ДИОНИСИЙ, даже выстоять службу физически тяжело, а что уж говорить о нашей вере.
На посторах инета наверное, можно достаточно всяких несуразиц отыскать, но стоит ли это делать? По мне - так нет. Простите!

Вера27 февраля 2015, 17:13
Знаете, как интересно читать комментарии!! Авторы тоже - на две группы: те, кто считает, что это МНЕ надо пытаться соответствовать Церкви, и те, о ком статья написана. Вообще-то в ней речь совершенно не о неофитах, а о тех, кто уже вроде бы давно храм "посещает". "Уж сколько раз твердилои миру", что начинать с СЕБЯ надо! Об этом, между прочим, статья. И жаль, что кто-то углядел в ней "непостное" раздражение: это - неравнодушие, и хорошо, что такие люди в Церкви есть. Я сама была новоначальной, мне тоже было многое непонятно, что-то раздражало. Хорошо помню, как обижалась на священников, что службу никак не закончат... Слава Богу, прошло это. Наступило другое - теперь с другими проблемами справляться внутри себя. Но - еще раз - ВНТУРИ СЕБЯ. С помощью Божией и под руководством духовника. Спасибо автору за статью!!!
Сергей27 февраля 2015, 14:15
Возмутителя,который в злобе и ярости (это видно по его лицу) предъявляет свои требования нашей ЦЕРКВИ стоит только пожалеть по-человечески, по-христиански,то что он- под влиянием сатаны.Всем любителям-писакам подобных ему следовало бы прежде изучить учение НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ в доступной для всех книге НОВЫЙ ЗАВЕТ,а также помнить что в нашу СВЯТУЮ СОБОРНУЮ и АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ никто никого насильно не тянет и со своим уставом и требованиями не ходят.Хранит ГОСПОДЬ всех пришедших к НЕМУ,сомневающихся в НЕМ и еще не принявших ЕГО учения,ведь все мы сотворены по образу и подобию БОЖЬЕМУ. Р.б Сергей
Катя27 февраля 2015, 11:33
Простите, но статья, мягко говоря, слабая. О каком письме речь в начале? Кто его написал? Не о таких ли "писарях" еще В.Высоцкий пел:
"...Пусть безумная идея —
Вы не рубайте сгоряча.
Вы помогите нам скорее
И накажите главврача!
С уважением, дата, подпись.
Отвечайте нам, а то
Если вы не отзовётесь,
Мы напишем в "Спортлото"!
А цель статьи в чем? Чтобы не было никаких писем в адрес иерархов Церкви кроме благодарственных? Это даже не смешно.
Простите, но никакого Православия в статье я не увидела. Присутствует попытка свалить вину за незнание правил Церкви и Писания исключительно на прихожан (отсюда, думаю, и корни критики). Они с этим знаниями не рождаются, а обучать их никто не стремится. Иного попа не догонишь после службы, не то что разъяснения какие-нибудь получить. Редко, правда, но бывает и такое.
Одним словом, вместо описываемой явной возможности пастырям обратить вменяемых "писарей" в христианство предпринимается попытка отгородиться от этих людей.
А в отношении "работника, который не выполняет свои обязанности, а постоянно атакует начальство предложениями о том, как оно должно улучшить жизнь и условия работы своих сотрудников", то по нынешним временам в России это сродни подвигу. Сейчас де-факто как раз по 14 часов и работают, и вечерами задерживаются, и по выходным бесплатно вкалывают, и боятся хоть слово кому-нибудь сказать...
Простите.
Дмитрий27 февраля 2015, 11:14
В статье нет духа любви и терпимости к ближнему, поэтому по сути своей она НЕ христианская. Людям сомневающимся, жалующимся надо помочь, а не заниматься морализаторством. Это будет по христиански. Статья однозначно не понравилась.
Вадим27 февраля 2015, 10:23
Очень прямая и откровенная статья,с автором которой совершенно согласен.Дай Боже сил пройти Великий пост с душевным спокойствием и в равновесии души.Всем хорошего поста!
Илья27 февраля 2015, 09:08
Богу вообще не нужны ни службы, ни посты, ни бдения, ни молитвы. Это всё нужно нам-Христианам (если, в частности, я) могу им называться. Так вот, если человеку это действительно нужно и об этом кричит его душа, то ему не нужны ни лавки в церкви ни молитвы покороче. Он, осознавая свою греховность, сам будет просить в молитве, пост соблюдать, сидеть и стоять когда положено в храме. А если это только для номинальности, лицемерия и фарисейства, то зачем оно.... может ответить каждому на этот вопрос.
максим27 февраля 2015, 05:35
согласен со всем

все эти претензии от отсутствия смирения и подросткового инфантилизма, которым страдают и взрослые, увы.
Tatiana26 февраля 2015, 23:46
Avtor-molodec,fotografija sootvetstvuet statje.Nichego razdrazhajushchego v statje net.vse praviljno.Eto vse otgovorki:ja v vashu cerkovj ne hozhu,potomu chto...(kogda v v ashej cerkvi izmenitsja...,togda i hoditj budu),tipa,pochemu ja ne chishchu zuby.Na samom dele takie ljudi ne hodjat v cerkovj i hoditj ne sobirajutsja,no chtoby k nim ne lezli v dushu i chtoby dokazatj vsem,chto oni-vobshchem-to neplohie ljudi,pridumany eti otgovorki.tak chto vypolnjatj trebovanija tipa izmenitj neponjatnyj jazyk bogosluzhenija(neponjaten cerkovnoslavjanskij mozhet bytj toljko gluboko neslavjanam,nerusskim,tomu zhe,kto hotj nemnogo znaet russkij jazyk privyknutj k cerkovnoslavjanskomu,ponjatj ego vovse neslozhno,t.k.ochenj malo razlichij i neponjatnyh slov,znachenie kotoryh legko posmotretj v slovare v tom zhe internete i vyuchitj neslozhno,t.k.v bogosluzhenii mnogo povtorenij,da i sami bogosluzhenija povtorjajutsja).
Илона26 февраля 2015, 23:39
Дорогой Андрей Зайцев! Спасибо Вам огромное за статью. ну как-будто вот мои мысли...) сама только-только воцерковляюсь, раньше никак не могла понять почему "кому Церковь не мать, тому Бог не отец", Слава Богу, дошло, наконец-то. соцсети пронизаны провокационными демотиваторами, давеча вот только попалось - "пришел человек в Церковь, а ему там кучу замечаний сделали, и одет не так, и крестится неправильно ну и вообще.. вышел он и заплакал. а тут Господь ему и говорит: что? не пускают? они и меня туда не пускают". ну вот честно - руки бы вырывала за распространение подобных гадостей /образно, конечно. не швыряйтесь в меня тапком/. а ведь недавно только мне такая же позиция была близка. из-за такой же вот аналогичной промывки мозгов...
И закономерным следствием различных канонических послаблений, как мне кажется, является порождение раскольничьих движений, сектанства) те же католики - а давайте сидя, ведь так удобней? те же протестанты - а давайте с песнями, а то грустно както? а потом, глядишь - вот это вот "если нельзя, но очень хочется, то можно" потихоньку расползается во все сферы, заканчивая венчаниями однополых "влюбленных"... лукавый не дремлет.
так что Спаси Вас Господь, Андрей! и дай Вам Бог здоровья!
Сергий26 февраля 2015, 22:46
Все правильно написано. Я из тех, кто 15 лет назад пришел в Церковь, но до сих пор, к своему стыду, напоминаю ропщущего отрока. Моя плоть, привыкшая расслабляться под шум мирских удовольствий, постоянно умничает, увиливая от постов и жесткого церковного устава. Но вот что вам скажу: ни разу я не был прав в этих лукавых спорах. Повторяю: ни разу! Даже когда со мной действительно несправедливо поступали, я, вместо того, чтобы смиряться и молиться за ненавидящих меня (а ведь знал же, что за это дается сугубая благодать), пыхтел, как паровоз, убегал, клеветал на Церковь Божью...
Теперь я глубоко убежден, что все, что происходит с нами в Церкви - от Бога, и все служит к нашему спасению. Главное, научиться принимать все это с благодарением и упованием, то есть верой в то, что церковные "несправедливости" Христос посылает нам, чтобы привлечь к Себе. Это необходимые ступени к великой благодатной радости пакибытия. Извините за красивые слова, но, когда говоришь о Церкви, нельзя по-другому. Как хорошо, что она у нас есть!
Юрий26 февраля 2015, 22:40
No komments!

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, имногие идут ими"

«Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»
Дионисий26 февраля 2015, 21:34
Вера, ещё век тому назад абсолютное большинство православных на Руси были рабочими и крестьянами с крепкими мышцами. Да и высокая младенческая смертность отсеивала физически слабых.
Ныне же народ в основном хилый и как нынешним прихожанам стоять по полдня по примеру куда более крепких предков?
Владислав26 февраля 2015, 21:29
Сам в гордыне мыслил с претензией. И возмущался, не понимаю о чём молюсь. Оказалось всё просто. Есть сайты, где идёт параллельный перевод старославянского и русского. И это я решил поискать только после прочтения данной статьи, до этого несколько лет возмущаясь. Как просто оказалось.
Арина26 февраля 2015, 21:28
Представьте, что с ультиматумом и претензиями подошел человек, в котором вы кровно заинтересованы. Цацкались бы с ним или камни кидали в его огород?
Может не настолько они инфантильны, насколько те, кто видят себя в ограде Церкви, так умело маскируются, что различия между постящимися-молящимися-воцерковленными и не постящимися-не молящимися- не воцерковленными в обычной жизни никак не очевидны. Те же ссоры, споры, претензии и инфантилизм: "они такие, они ленивы, несовершенны, сами виноваты, пусть помолчат в сторонке".
И по большому счету все равно, повзрослеют оппоненты или нет, лишь бы не трогали и не лезли со своими вопросами-предложениями. Такое впечатление от прочитанного.
Дионисий26 февраля 2015, 21:24
В Церкви есть Истины Божьи. Кои у людей нет возможности заменить чем-то лучшим в силу нашей ограниченности в отличие от Всеведущего Бога. Таковы, к примеру, евангельские заповеди блаженства и две главнейшие заповеди - заповеди любви.
Есть же в Церкви и человеческие изобретения: служебные языки, правила о продолжительности служб, юбочно-платочная тематика и так далее. Это можно менять. Ибо в разных частях мира разный климат и природа, меняются времена и нравы.
Алексей26 февраля 2015, 20:51
1. Скорее всего есть люди, описанные автором статьи. Наверное, эта проблема описана правильно.

2. Но есть и другая ситуация, которую не описал автор, но которая имеет схожие внешние элементы. Эта проблема называется путь для начинающих. И речь не о реформе церковного богослужения, уставов и прочего. Речь о том, как помочь тем, кто имеет желание, но еще ничего не понимает. Самостоятельно не каждый способен пойти верным путем, многие уйдут неизвестно куда.

Действительно изначально на службе будут непонятны большинство слов, от их правильного произношения (чтобы смочь посмотреть в словаре) и заканчивая смысловым пониманием православного символизма. Есть люди, которым изучение языков дается легко, а есть люди кому это очень сложно. Первые скорее всего разберутся сами, а вторые самостоятельно не смогут, даже если купят учебник по церковно-славянскому языку. А много ли приходов в стране или учебных заведений, где можно пройти курс церковно-славянского языка?

Если не ради дипломов, а ради понимания, то организовать простые формы обучения, например, в формате совместного чтения и беседы не сложно, это могут делать и миряне, но без инициативы ничего не будет работать.
Александр26 февраля 2015, 19:55
Мне понравилась статья.
Л.К.26 февраля 2015, 19:47
'Дети пишут Богу' - отлично подмечено, возьму на вооружение. Товарищи, не хотите придти в Церковь - не приходите. Почему некоторые думают, что их приход так важен, выдвигают невыполнимые условия?

Есть, правда, одно соображение на этот счет: тянет, по нашей русской природе душа тянет в храм... а вот дойти до него не то лень, не то гордость не велит. Да и людская молва пугает: как же я, вчерашний церквефоб, прости Господи, там окажусь? Нет, нужно быть верным себе: враждовать навек, круг общения не менять, никогда не раскаиваться в содеянном... в общем 'оставаться собой' как это модно говорить.


Павел Ребровский26 февраля 2015, 19:26
больше нытья в самой статье
Таня26 февраля 2015, 19:09
Проостите меня, православные коментаторы. После прочтения статьи ревность за нашу родную церковь душит до слез. Как лукавый ненавидит уже почти последний чистый родничок истинной веры. Наша русская православная церьковь столько врагов нажила за такой короткий срок восстановления: в/на Украине ее терзают, бомбят, а в России если не получается, то хоть интернет-притензии, провокации, скандалы, танцы на амвоне- способов у врагов Божьих много...РУКИ ПРОЧЬ от нашей церкви (даже если в ней есть недостатки) - это наши проблемы и есть кому их решать. Главное, что в наших церквях есть ДУХ БОЖИЙ, а придут времена - и не будет... Именно такая церковь дала нам с вами тысячи русских святых! Так что? Отречемся от них? Бог и вчера, и сегодня Тот же! Если в такой церкви ЕСТЬ БОГ ЖИВОЙ - то другой мне не надо! Я грешница великая не достойна нашей Святой церкви, но за такое надругательство над истиной верой обидно!
Спасибо за статью. Господа И.Х. тоже ненавидели и не понимали, а нашу веру и подавно...В общем, братья и сестры, за Державу обидно. Будем там где Бог наш-а ОН в лоне нашей ненавидимой врагом, пока СВЯТОЙ ЦЕРКВИ!
Виталий26 февраля 2015, 18:28
Вы не совсем правы относительно устоев и порядка служб. Со времён апостолов они ещё как изменились. Богослужебный устав постоянно менялся в течение веков. История богослужения - очень серьёзная и интересная тема. Рекомендую.
Екатерина26 февраля 2015, 18:05
Людмила:
///Действительно,почему в любом офисе служащие не возмущаются и не требуют облегчения их работы...

Людмила, если бы было так, Вы бы сейчас работали 14-часовой рабочий день, не имели бы больничных, декретов и прочих отпусков. Это так, к слову.
Лично я очень даже рада, что когда-то люди таки возмущались и требовали облегчения их работы, и в том, что сейчас они не знают своих прав и не хотят их защищать, увольте, но ничего хорошего не вижу.

А солдат, который не думает над приказами, очень просто может оказаться перед трибуналом за выполнение преступного приказа.

Так что думать головой таки надо. Ее ж нам зачем-то Бог дал.

Это не значит, что Церковь должна по поводу и без менять свои правила -- но объяснять эти правила, объяснять их необходимость и разумность -- да, хорошо бы, почему бы нет. И да, "так заведено с давних времен, не нам, глупым, менять" -- это не аргумент.
Светлана26 февраля 2015, 17:56
"Таково призвание христиан — быть письмами Христа, которые могут прочитать все, искренне ищущие спасения. Наверное, стоит об этом помнить, особенно в те моменты, когда от нас требуется не так уж и много — проявить мужество и быть верными Евангелию на том месте, где нас поставил Господь." Эти слова прочитала в конце ещё одной статьи - мне кажется, что они всех нас должны подвигнуть соблюдать все необходимые правила нахождения в церкви ( что в сущности не так и сложно).
Marina Chernizova26 февраля 2015, 17:31
По-поводу христиан.
В детстве я много времени проводила у бабушки. У нее в красном углу среди прочих была икона Покрова Богородицы. Одним из моих любимых занятий было рассматривать эту икону. Естественно возникали вопросы: бабушка, а это кто? - это Богородица, - а это кто? - это архангелы, это святые, - а внизу кто? - это христиане, - а мы кто, бабушка? - а мы все лишь кандидаты на звание христианина. Вот оно что! Для того чтобы быть христианином мало быть крещенным - надо еще и жить соответственно!
Очень долгое время считала, что Церковь - это чисто "небесная организация". В 88-м, когда довелось увидеть всех церковных иерархов, и наших и зарубежных, вместе, дошло что Церковь еще и "организация земная".
Ф. Осипов26 февраля 2015, 16:30
Бог отец, а Церковь мать. Дети, дяди и тети могут поплакаться маме, и это не смешно. Если это нельзя, то это плохая мать. Однобокая и злая статья, которая может вызвать неприязнь ко всему православному.Такие христиане как А.Зайцев и вызывают раскол в церкви, даже если решения приняты синодом и Патриархом, вспомним реформу 1650-1660 гг. Патриарха Никона. Они уперлись и откололись. Кого сейчас больше отколотых или целых? После прочтения не возникает желания пойти в храм молиться и следовать правилам, а с опаской обходить это здание (сточки зрения невоцерковленного человека)думая что там тебя встретит злая поучающая бабка свечница и ничего непонимающий батюшка у которого один ответ помолись и все пройдет. P.S. Оговорюсь сразу, дабы не вводить в гнев. Поститься, молиться Господу необходимо, но без разумных наставлений не обойтись.
Вера26 февраля 2015, 15:40
Ну что говорить, когда нечего говорить? Полностью согласна с Александрой (2015-02-26,10:50). Церковь стоит 2015 лет. Богослужебный чин сформирован Великими Подвижниками,устои, порядок служб неизменен со времен апостолов... Мы им чета? НЕТ! Стало быть и нечего со свиным рылом в калашный ряд соваться... Присмотритесь на иконостас во время служб, какие лики взирают на нас, просто страшно подумать что ОНИ живы и сейчас видят и слышат нас! Все наше малодушие и легковерие, все наши помыслы и действа - все мы перед ними как голые младенцы. И мы хотим менять ТО, ЧТО они кровью и потом, титаническим трудом созидали для нас и нашего спасения? Спаси, Господи, и сохрани от этой ереси! Вразуми и направи на стези благоразумия!
Марина26 февраля 2015, 15:36
Статья странная для православного, такое раздражение в пост! А до установления поста люди как то верили Богу, надеялись на спасение? Пост и молитва - это же в помощь, средство, а не цель! Многие из нас сильно утеснены и нуждой и болезнями и современным образом жизни в мегаполисе, даже климатом нашим ужасным! Пост превращается в утомительное не воздержание от страстей, а суету с кастрюлями и утомительные бдения
"Нам оставлено покаяние" - слова игумена Никона (Воробьева), а не усердие и послушание
Ольга26 февраля 2015, 15:36
Совершенно согласна с автором. Правильно сделаны замечания. Церковь предлагает путь к спасению, дает "рецепт" для духовного врачевания больной грехами души. Церковь - лечебница души, все, что она нам дает - все направлено во спасение человека - все службы, посты, молитвы, заповеди и т.д. Никто не пеняет на врача и не ругает его за то, что он от такой-то болезни выписал горькое лекарство. А то, что путь ко спасению тернист и узок говорил Сам Господь Иисус Христос. Сделают ли предлагаемые послабления в том, что "неудобно" пользу христианину? Нет. Все, что дает и предлагает нам Церковь нужно в первую очередь самому человеку, Церковь ведет человека к Богу, в жизнь вечную. Никто не обещал легкого пути. "Царствие Небесное нудится, — говорит Спаситель, — и нуждницы восхищают е" (Мф. 11,12). А в желающих "послаблений", "удобных изменений" и т.д. говорят, к сожалению, восстающие и возмущающиеся страсти, и человек, вместо того, чтобы с ними бороться, просит для них "послабления".
Галина Владимировна26 февраля 2015, 15:19
Статья верная. Она зовет РАЗМЫШЛЯТЬ! Думайте люди, если вы Человеки! А то, что понимают каждый по своему, тоже верно. Кто к чему созрел. Андрей не святой, он просто неравнодушный. Пусть он в ошибках, тогда станьте вы Духовными и Чистыми. Благодарите за эту статью. Ведь под благочестием тоже много равнодушия. А придирки к деталям напоминают сюжет : Соседка обличила другую соседку в краже, на месте содеянного, а та в ответ "А помнишь, ты меня дурой назвала?"
раба Божия Ирина26 февраля 2015, 15:12
Можно было со статьей и повременить. Все таки Великий Поста, первая неделя. Давайте прения и препирательства оставим на потом. И без того много соблазнов и искушений... Господи вразуми нас.
марина26 февраля 2015, 14:46
Спасибо за статью! Она такая славная!Я посмеялась....про себя, конечно. Нужная статья-вовремя подставленное зеркальце. Спасибо ещё раз.
Лариса26 февраля 2015, 14:35
Согласна с комментарием читателя от 2015-02-26
13:28.
Автору - может быть, было бы честным описать и другую сторону медали?
Наталья Елина26 февраля 2015, 14:31
да, в наше время умы людей под воздействием кучи просмотренных грязных фильмов и передач, где незаметно подменяется сознание. Истинна от этого искажается. Кажется, что если ты в храм время от времени заходишь свечку поставить, то ты уже святой в наше время. А какой смысл облегчать пост или службу, если мало кто понимает смысл поста, цель которого - очищение души и тела, а не просто исполнение законов Церкви. Сейчас никто никого не принуждает поститься и ходить в храм, это личное дело каждого. А если кошки на душе скребут, что не получается соблюдать христианские правила, то это повод открыть библию, еще раз повнимательнее со смыслом почитать, помолиться, глядишь и в храме легче стоять будет и поститься легче станет.
Галина Б.26 февраля 2015, 14:17
Статья для статьи. Ну, ладно, Бог с Вами, Андрей Зайцев. Но причем тут Ванька Жуков. Вы вообще читали в детстве это письмо. Какое отношение оно имеет к бесконечным интернет-вяканьям по поводу и без повода.
Татьяна26 февраля 2015, 14:13
Статья написана тенденциозно, с внутренним раздражением. А уж какая иллюстрация!!!
Что, разве не существуют, вопросы, которые надо регулировать? Ведь прошло же широкое обсуждение о подготовке к причастию... Разве г-н Зайцев не видит вопросов, которые требуют обсуждения и решения? Ведь вошла, наконец, в практику катехизация крещаемых...
И честно скажу (я в ограде церкви уже более 15 лет)- не так часто видно, что о прихожанах думают ( не говоря уже о "захожанах"!!). Например, зима, снег и наледь, к храму не подойти без опаски упасть и сломать что-либо... А храм не бедный.. И люди всегда откликаются на призыв настоятеля помочь на Крещение, Пасху, и в др. дни... Так почему никто не подумал, что упасть могут не только немощные старушки, но любой.. Здесь не играет роли, кто стоит в центре- епископ или прихожанин. Вопрос в элементарной культуре, а это не имеет никакого отношения к вероисповеданию...
А уважать людей, которые совместно молятся с настоятелем и другими священниками разве не нужно? Да, православие задает высокую духовную "планку" и это хорошо. Но человеку надо помогать дотянуться до этой планки...А если только окриком и упреком, то немногие останутся. Не стоит утрировать - никто ультиматум не ставит. Просто люди уходят в другие храмы, где есть порядок и сердечность.
Елена26 февраля 2015, 13:53
Спасибо. Полностью согласна.
Не просто своевременно, а давно назрело.
ТаняСем26 февраля 2015, 13:25
Очень согласна с комментариями Андрея 26-02-2015 13;52 Настоящему Христианину даже в голову не придет ставить какие-то ультиматумы и пенять на другие вероисповедания,он ясно понимает,что это прямая хула Бога и никто никого за уши не тащит в Церковь!Туда идут "сердцем" и заповеди Божии соблюдаются тоже сердцем,которое закаляется в постоянной борьбе со страстями и грехом и опять же по СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ и желанию следовать за Господом!Помилуй нас и прости всех,Боже!
Алексей Новиков26 февраля 2015, 13:04
Очень правильная статья!"Нечего на зеркало пенять, если лицом не вышел"! Нам и так в современной жизни батюшки дают много послаблений. А нам все мало! Что касается "яичницы с сосисками", то каждому по силам. Моей знакомой батюшка сам послабление в Великий Пост на молочные продукты дал, хотя она не просила.
Андрей26 февраля 2015, 12:52
Спасибо за статью. Те люди, которые требуют (??!) чего-то от церкви - они развращены либерализмом. И я уверен, они даже не понимают, что такое церковь, потому и требуют. Но ведь легче от этого не становится. Какое-то хамство по отношению к церкви. Мы открыты - всем видно, что никаких покушений не готовим, никаких революций не планируем, тех, кто не хочет слушать Слово Божие - мы насильно не заставляем. Вот поэтому на нас и нападают. Каждый лезет и что-то требует и что-то указывает... Да с какого перепугу я ваши требования буду выполнять?? Никому даже в голову не приходит вот эта простая мысль. Вы с чего взяли, что мы обязаны исполнять какие-то ваши хотелки? Христианин понимает, что он должен исполнять указания церкви, а не наоборот. Если ко мне в квартиру ворвётся сосед и начнёт указывать, в какой угол мне нужно поставить холодильник, и какие книги на полке у меня должны быть - я его быстро приведу в чувство. Как бы привести в чувство всех, кто пытается что-то там указывать церкви? Что нужно сделать, чтобы люди перестали быть хамами и научились вести себя пристойно?
читатель26 февраля 2015, 12:28

Вот лично мне казалось, что миряне, а не выпускники Академий, призывают держаться канонов и церковно-славянского языка. И для таких ревнителей-мирян всегда готов ярлык -- "неофиты".

Статья отталкивает, т.к. она с раздражением, а не с любовью.
Мария26 февраля 2015, 12:07
Смысл одного места в статье неясен: вроде, запевка антилиберальная, а в середине автор сетует на то, что о церковных реформах даже и говорить-то нальзя. А собственно, что сейчас предлагают? Как раз-таки сделать богослужение "доступным" для масс (будто сейчас оно недоступно). Может, я чего не знаю, но сложилось впечатление, что если б не одно такое письмо из Козельска, то у нас бы уже бы службу перевели на русский. Так что, автор предлагает - давайте сидеть и молчать в тряпочку, мол, не наше это дело. А в это время либерально настроенные силы внутри Церкви пусть толкают нас в ту же пропасть, в которую уже свалился Запад. Так получается?
Татьяна-Васильевна Борачук26 февраля 2015, 12:07
Сейчас ведь в жизни многим людям активно навязывается потребление, как единственная основа всего их благополучия. Возможно именно поэтому все это переносится и в сферу духовного. Наверно путь только один в борьбе с такими проявлениями - смирение. Терпение к непонимающим. Разъяснение им о их заблуждениях. И все - с любовью. За статью - спасибо.
Сантехник26 февраля 2015, 12:04
Если командир отдает дурацкий или безчеловечный приказ, то я отнюдь не уверен, что его надо выполнять...
Вы правы в том, что какой документ ни напиши, тут же появится море критики и замечаний, да еще и со ссылками...
Поэтому-то чрезмерная детализация его едва ли имеет смысл...
А вот сформулировать несколько основных, базовых принципов, выполнение которых необходимо для участия в Таинствах, было бы крайне полезным...
Например. Священник не имеет права отказать в просьбе принять Исповедь, как врач не может отказать в помощи раненому... НИКОГДА! Хотя, и врачи...
Кроме серьезных причин... Не доводить же до абсурда...
Marina26 февраля 2015, 11:57
Когда-то сама так рассуждала, но сейчас многое поняла, по крайней мере на это надеюсь. Огромное спасибо за статью.
Юлия26 февраля 2015, 11:28
Только пример Ваньки Жукова очень неудачен. В образе Ваньки Жукова А.П. Чехов изобразил несчастного деревенского ребенка - сироту, страдающего от черствости взявшей его на воспитание городской (мещанской) семьи. "Благодетели" жестоко эксплуатировали Ваньку, заставляли делать непосильную для ребенка работу и т.п. Современные "избалованные" взрослые прихожане, о которых говорится в статье, находятся в другом положении.
Анатолий Пеньшин26 февраля 2015, 11:19
Инфантилизм? Рапорт командиру?
Так ведь это и нормально. Армия это как-раз тот организм, который в наибольшей степени способствует утверждению инфантилизма. Именно потому, что командиры берут на себя всё необходимое для устройства беззаботной жизни солдата. И вовремя поднимут, и на зарядку выведут, и какие упражнения на физзарядке делать скажут и проконтролируют, и накормят вовремя и...... да вся жизнь расписана и обустроена. Солдату ни о чем заботиться и самому организовывать не надо.
Церковь, построенная по армейскому шаблону, почему удивляется инфантилизму мирян?
Взяли на себя всё управление, будьте добры соответствовать, а не сваливать ответственность только на "солдат".
Хотя.... Наверное это глас вопиющего в пустыне.
Бог вам в помощь г-н Андрей Зайцев.
Евгений26 февраля 2015, 11:16
Спаси Господи за замечательную статью.
Жестко, но в точку. Не надо боротся со злом, надо творить добро и тогда зло отступит само.
Приятного всем поста.
Геннадий26 февраля 2015, 11:07
Спасибо за статью! Все правильно написано!
р.Б.Алла26 февраля 2015, 11:06
Своевременная и актуальная статья,на100% согласна с автором.Хочешь спастись-спасайся,а это совершается великим трудом,скорбями,постом,смирением.А о том,что мы рабы(это к одному из комментариев),то да-мы рабы БОЖИИ и радуемся этому!Всех с Великим постом!
Елена26 февраля 2015, 11:01
Спаси Вас Господь!!!
Ирина26 февраля 2015, 11:00
Статья актуальна.

P.S. Интересно, люди, пишущие здесь по английски, для кого пишут?
Артем26 февраля 2015, 11:00
"Что на зеркало пенять, коли рожа крива"
Причем тут пост и его доительность? Люди ленны по природе своей и хотят "выполнить все правила" и приблизится тем к Богу, а Церковь как распорсдитель "должна" узаконить "короткий путь" по их мнению? И никто почему-то не думает о том что путь к Богу короток, но не каждый его готов увидеть - найти Бога в себе и открвть ему "дверь"; найти лучшие из чувств и следовать им. Но путь к Богу это дорога в гору, и она трудна, а с горки катиться в пропасть небытия - проще; так и живут. И нет среди людей святых, есть праведники но и они найдут в себе грехи потому и достойны прощения ибо каются. А в сети чего только нет...и хорошего и плохого. Нужно мыслить критически и не поддаваться провокациям.
Храни нас Бог.
Юлия26 февраля 2015, 10:58
Спасибо за статью, все хотим жить "как мы хотим". Спаси нас, Господи!
Игорь26 февраля 2015, 10:56
Какая ужасная неприязнь к людям в этой статье. Какая "замечательная" фотография. Как Вам хочется быть командиром.
Разве благовестие - это презрение к непонимающим?
Людмила26 февраля 2015, 10:52
Очень правильная статья.
Действительно,почему в любом офисе служащие не возмущаются и не требуют облегчения их работы...Христиане взяли на себя Крест -вот и нужно его нести с достоинством.
Помоги нам ,Господь!
мир и истина сретостеся26 февраля 2015, 10:51
Ну ясно-идея такова, иди как христианин решай свои проблемы сам:-)

У нас отделение не только церкви от государства но и человека от церкви.

Вообще сложно увловить где кончается грань яслей и начинается самостоятельность.

А как же слова-будьте как дети?

Детям свойственно плакать когда им больно а не философствовать.

Да на самом деле и проблемы то уде таковы что разделить их на это твое это мое не получается.
Мирские проблемы связаны с духловными. Духовные с мирскими.

Не получается отделиться от грещного ясельного человечка))
Хотя слова в начале статьи в общем то глупые (те самые из сети).
Leonid26 февраля 2015, 10:50
there is nothing morally wrong with a kinder priest. one who loves children even when they might become bratty, patient, one who will never lose his temper at a parishioner.
Нина Лисакова26 февраля 2015, 10:41
Очень страшно от таких высказываний. Как можно требовать изменения Заповедей Спасителя? Господи, помилуй! Кто мы такие? Это уже не капризность - это оскорбление Бога! Очень трудно изменять свою греховную сущность. Но без этого мы не спасемся. Как смело мы живем. Ведь вся болезнь наша духовная и нестроения в семьях, в странах от нежелания впустить в свое сердце Любовь-Бога. Господи, просвети всех светом Своим и прости нас.
Александра26 февраля 2015, 09:50
Я не иду в синагогу и не учу иудеев. Я не иду в мечеть и не учу мусульман. Так почему учат меня атеисты и говорят, что и как я должны делать. Сколько должна платить за свечу, за крещение, как должна совершать добрые дела? Кто не хочет быть с нами, так пусть не будет , у нас рабства нет!
Андрей26 февраля 2015, 09:37
Спасибо автору - очень актуальная статья! Ультиматумы рождаются от гордости в уме и душе. Если такие мысли полезут в голову, сразу вспомни - ты ставишь ультиматумы Господу нашему Иисусу Христу, за тебя пострадавшего. Церкви говоришь? Глава христиансткой церкви - Господь Иисус Христос.
К сожалению, искушений в Храме много, но и с ними нужно бороться внутри себя - святые в раю, здесь - все грешники, такие же как и я. И на бабушек нельзя сваливать, вспомните, что как вы "прощаете", так и вас прощать будут - "какой мерой меряете, такой и вам отмерят". Помогай всем Господь!
Римма26 февраля 2015, 09:34
Отличная статья. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×