«Церковь, у тебя слишком долгие службы, длинные посты, богослужение на непонятном языке. Мне от этого некомфортно. Еще я слушаю группу такую-то и певца такого-то, а ты, Церковь, никак не готова принять эти мои увлечения. Ты не права, Церковь. А еще в мире много несправедливости, а ты с этим не борешься. Церковь, учти, пожалуйста, мои требования, и тогда я, возможно, приду в храм помолиться».
На днях в социальных сетях появился очередной образчик этого жанра. Даже в отвратительном машинном переводе он вызвал сочувствие у многих, в том числе и христиан, которые тут же рассказали о том, в чем еще виновата Церковь перед ними. Авторы таких писем уже давно не просят, а ставят ультиматумы, которые постоянно пополняются всё новыми и новыми пунктами.
Да, дорогой читатель, ты не сошел с ума, прочитав эти строки.
Христиане жалуются друг другу на Церковь и просят ее сделать так, чтобы им стало хорошо. Службы покороче, заповеди полегче, священники подобрее, а «качество обслуживания» повыше.
Поклонники самых причудливых групп и любители различных форм греха хотят, чтобы Церковь их не только не ругала, но приняла с распростертыми объятиями и благословила. Если ради этого нужно исправить Новый Завет или отвергнуть церковное предание, то Церковь должна для них это сделать.
Главное в храме – человек, а священник или епископ похожи на официантов или владельцев ресторанов. Клиент хочет изменения меню или шоу-программы – значит, клирики должны это делать.
Конечно, у нас в России до такой крайности пока не доходят, ограничиваясь открытыми письмами к епископату или патриарху. Несколько лет назад десятки, а то и сотни православных христиан требовали от Предстоятеля Русской Православной Церкви заступиться за женщин, устроивших кощунственное шоу в храме Христа Спасителя.
Некоторые христиане в нашей стране очень любят писать различные петиции. В социальных сетях и в СМИ они с удовольствием расскажут о том, как Церковь неправильно поступила в той или иной ситуации, поставят в пример католиков, у которых можно сидеть на службе (как будто у нас нельзя), или протестантов, молящихся с помощью песен под гитару. Человека не смущает тот факт, что его знания о католицизме ограничиваются сведениями об органе, папе и инквизиции, а о протестантизме он в лучшем случае слышал лишь в связи с женским священством. Да и о самой Православной Церкви он знает немного – путает священников с епископами и диаконами, а Московскую Патриархию рассматривает исключительно как учреждение типа министерства, зато этот критик прекрасно освоил технологию написания писем под девизом «Церковь нам должна». Такие люди очень похожи на малышей.
Маленькие дети считают, что им должны делать подарки или выполнять их просьбы немедленно – просто потому, что они так хотят. Но многие взрослые христиане ведут себя точно так же. Их не интересуют сложные дискуссии о возможности перевода богослужения на русский язык или разработки норм поста для мирян, они равнодушны к истории Церкви за исключением тиражирования нескольких мифов. Слова «юрисдикция», «апостольское преемство» или «канон» для авторов этих писем столь же ценны, как внутренние правила ресторана быстрого питания, почему-то запрещающего продавать клиенту свежие огурцы без булочки или салата.
В результате любые разговоры о возможных церковных реформах становятся практически невозможными не потому, что их не примут «церковные бабушки», а потому, что всегда найдется человек, который скажет: «Ты, Церковь, еще недостаточно подстроилась под мои желания».
Представим себе, что после долгих дискуссий и всенародного обсуждения Поместный Собор Русской Православной Церкви принимает документ о практике поста, где отвечает на самые острые вопросы и предлагает решение проблемы, как проводить Великий и другие посты с учетом рекомендаций Типикона и реалий современной жизни.
На следующий же день в социальных сетях и СМИ появятся тексты о том, что рыбу нужно заменить молоком, что главное в пост – не содержимое холодильника и желудка, а состояние души. Критики Церкви непременно расскажут о том, что сами священники не постятся, доказательством чего якобы служит их полнота. В результате всё опять кончится письмами, в которых христиане будут упрекать Церковь в том, что она так и не сделала хорошо лично им – не сократила длительность поста, не разрешила есть на Страстной седмице яичницу с сосисками, запрещает на время постов ходить на концерты или в театры.
Инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. «Детки» хотят, чтобы Церковь или патриарх решала их проблемы за них
Всё это очень похоже на поведение маленьких детей, которые, с одной стороны, хотят, чтобы мама была рядом и одобряла все их действия, а с другой – разрешила есть на обед чипсы и газировку. Этот инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. «Ваньки жуковы» из разных городов и стран хотят, чтобы Церковь или патриарх решала проблемы за них, разделяла их политические или эстетические взгляды. Они забывают о том, что Церковь – это корабль спасения, а не ясельная группа детского сада. Так что почти любые послания, в которых взрослые тети и дяди пробуют себя в жанре «дети пишут Богу», смотрятся очень странно.
И последнее. Любые ультиматумы Церкви выглядят просто смешно. Представьте себе, например, солдата, который, получив приказ, напишет командиру пространный рапорт с претензиями. Или работника, который не выполняет свои обязанности, а постоянно атакует начальство предложениями о том, как оно должно улучшить жизнь и условия работы своих сотрудников. Или, наконец, священника, отказывающегося служить Литургию, пишущего тексты с претензиями к епископату и раздающего десятки интервью о том, как он смертельно устал совершать богослужение.
Впрочем, новейшая история Церкви знает и такие примеры, но это тема отдельного разговора, а пока лучше ответим на еще один упрек в адрес Церкви – о том, что в мире много зла, а христиане с ним не воюют.
Если у человека есть идеи, как лучше бороться с несправедливостью в мире, он должен прийти в храм, поговорить с батюшкой, предложить свою помощь, и тогда Церковь руками этого христианина сможет сделать мир чуточку лучше.
И это самое лучшее, что можно сделать Великим постом.
Первое - о неизменности православия. Наша вера потому и сохранилась, что церковными законами защищена от изменений. А так, в пылу стремления к "совершенству" и подгонки под леность людей от православия может ничего не остаться. В прежние времена люди работали не меньше, просто приоритеты были расставлены правильно: если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём месте (Блаженный Августин).
Второе - про пост. У многих людей православный пост ассоциируется с диетическим питанием. Те, кто заступает на пост (солдат, охранник, постовой) не могут в это время принимать пищу, но разве смысл поста в этом? Пост - время бдения, охрана от врага и если надо - защита. Так и православные во время поста: бдят, охраняют и защищают. Помоги нам Господи!
Когда я воцерковилась около 3 лет назад, тоже ничего не знала, не понимала, не слышала...да и сейчас так же почти, даже еще больше). Но я хотела!!! Я была благодарна! И я начала: не роптала, слушала, всматривалась, искала... Мы все рождаемся маленькими, беспомощными и неразумными, и мы все такие разные...но одно нас всех объединяет - наша совесть!
Церковь нам дает фундамент на котором каждый строит свое. И каждый строит по силам своим, прислушиваясь к своей совести, или заглушая ее. Ну как я могу обвинять Церковь, если я знаю как, но мне лень или есть "более важные дела"? Ну как можно все менять постоянно, подстраивая все под себя, искать альтернативу. Тогда у нас получится Церковь на песке... Да сложно смириться, не осуждать, не роптать и любить ближнего своего. Но, с Божией помощью, все ведь получается!
Господи, вразуми нас всех!
А автору отдельное спасибо за то, что побудил своей статьей такие бурные рассуждения. Иногда полезно посмотреть в себя и очередной раз увидеть свои слабости.
Так хорошо говорить правильные вещи с амвона, тогда когда ты всё знаешь и понимаешь, а остальные вокруг по сравнению с тобой глупые детки, с глупыми вопросами.
А никто не задал вопрос сам себе, а почему эти люди задают свои глупые вопросы? А кто их научил чему-то в церкви! У нас в церкви ничему не учат, не обьясняют. Прихожанам приходится заниматься самообучениенм, и хорошо если они обучаются в правильном направлении. Нужно больше времени выделить проповеди, а не только молитвам, хотя молитвы тоже очень важны.
Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее.
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой по-пустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Все было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени меж тем овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
И.А. Крылов
1830 г.
На мой взгляд, статья не однозначная, хотя автор по-хорошему неравнодушен к поднятой им проблеме. Но мне, например, эта проблема не интересна, так как никакой угрозы Церкви она не несёт. Недовольных всем и вся очень много, куда бы они ни пришли и что бы ни делали. Это характер. Кого Господь призовёт - тот вернётся и останется в Церкви. Куда страшнее другое, о чем пишет
МАРИЯ:"Смысл одного места в статье неясен: вроде, запевка антилиберальная, а в середине автор сетует на то, что о церковных реформах даже и говорить-то нальзя..... А в это время либерально настроенные силы внутри Церкви пусть толкают нас в ту же пропасть, в которую уже свалился Запад. Так получается?"
Тихой сапой в Церкви появились приверженцы частого Причащения (на каждой Литургии, а в Великий пост - 4раза в неделю), ссылаясь на то, что древние христиане делали именно так... Не спорю. Но вот вопрос: где нам взять древних христиан? Их веру и их образ жизни? Нам, как пишет ДИОНИСИЙ, даже выстоять службу физически тяжело, а что уж говорить о нашей вере.
На посторах инета наверное, можно достаточно всяких несуразиц отыскать, но стоит ли это делать? По мне - так нет. Простите!
"...Пусть безумная идея —
Вы не рубайте сгоряча.
Вы помогите нам скорее
И накажите главврача!
С уважением, дата, подпись.
Отвечайте нам, а то
Если вы не отзовётесь,
Мы напишем в "Спортлото"!
А цель статьи в чем? Чтобы не было никаких писем в адрес иерархов Церкви кроме благодарственных? Это даже не смешно.
Простите, но никакого Православия в статье я не увидела. Присутствует попытка свалить вину за незнание правил Церкви и Писания исключительно на прихожан (отсюда, думаю, и корни критики). Они с этим знаниями не рождаются, а обучать их никто не стремится. Иного попа не догонишь после службы, не то что разъяснения какие-нибудь получить. Редко, правда, но бывает и такое.
Одним словом, вместо описываемой явной возможности пастырям обратить вменяемых "писарей" в христианство предпринимается попытка отгородиться от этих людей.
А в отношении "работника, который не выполняет свои обязанности, а постоянно атакует начальство предложениями о том, как оно должно улучшить жизнь и условия работы своих сотрудников", то по нынешним временам в России это сродни подвигу. Сейчас де-факто как раз по 14 часов и работают, и вечерами задерживаются, и по выходным бесплатно вкалывают, и боятся хоть слово кому-нибудь сказать...
Простите.
все эти претензии от отсутствия смирения и подросткового инфантилизма, которым страдают и взрослые, увы.
И закономерным следствием различных канонических послаблений, как мне кажется, является порождение раскольничьих движений, сектанства) те же католики - а давайте сидя, ведь так удобней? те же протестанты - а давайте с песнями, а то грустно както? а потом, глядишь - вот это вот "если нельзя, но очень хочется, то можно" потихоньку расползается во все сферы, заканчивая венчаниями однополых "влюбленных"... лукавый не дремлет.
так что Спаси Вас Господь, Андрей! и дай Вам Бог здоровья!
Теперь я глубоко убежден, что все, что происходит с нами в Церкви - от Бога, и все служит к нашему спасению. Главное, научиться принимать все это с благодарением и упованием, то есть верой в то, что церковные "несправедливости" Христос посылает нам, чтобы привлечь к Себе. Это необходимые ступени к великой благодатной радости пакибытия. Извините за красивые слова, но, когда говоришь о Церкви, нельзя по-другому. Как хорошо, что она у нас есть!
"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, имногие идут ими"
«Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»
Ныне же народ в основном хилый и как нынешним прихожанам стоять по полдня по примеру куда более крепких предков?
Может не настолько они инфантильны, насколько те, кто видят себя в ограде Церкви, так умело маскируются, что различия между постящимися-молящимися-воцерковленными и не постящимися-не молящимися- не воцерковленными в обычной жизни никак не очевидны. Те же ссоры, споры, претензии и инфантилизм: "они такие, они ленивы, несовершенны, сами виноваты, пусть помолчат в сторонке".
И по большому счету все равно, повзрослеют оппоненты или нет, лишь бы не трогали и не лезли со своими вопросами-предложениями. Такое впечатление от прочитанного.
Есть же в Церкви и человеческие изобретения: служебные языки, правила о продолжительности служб, юбочно-платочная тематика и так далее. Это можно менять. Ибо в разных частях мира разный климат и природа, меняются времена и нравы.
2. Но есть и другая ситуация, которую не описал автор, но которая имеет схожие внешние элементы. Эта проблема называется путь для начинающих. И речь не о реформе церковного богослужения, уставов и прочего. Речь о том, как помочь тем, кто имеет желание, но еще ничего не понимает. Самостоятельно не каждый способен пойти верным путем, многие уйдут неизвестно куда.
Действительно изначально на службе будут непонятны большинство слов, от их правильного произношения (чтобы смочь посмотреть в словаре) и заканчивая смысловым пониманием православного символизма. Есть люди, которым изучение языков дается легко, а есть люди кому это очень сложно. Первые скорее всего разберутся сами, а вторые самостоятельно не смогут, даже если купят учебник по церковно-славянскому языку. А много ли приходов в стране или учебных заведений, где можно пройти курс церковно-славянского языка?
Если не ради дипломов, а ради понимания, то организовать простые формы обучения, например, в формате совместного чтения и беседы не сложно, это могут делать и миряне, но без инициативы ничего не будет работать.
Есть, правда, одно соображение на этот счет: тянет, по нашей русской природе душа тянет в храм... а вот дойти до него не то лень, не то гордость не велит. Да и людская молва пугает: как же я, вчерашний церквефоб, прости Господи, там окажусь? Нет, нужно быть верным себе: враждовать навек, круг общения не менять, никогда не раскаиваться в содеянном... в общем 'оставаться собой' как это модно говорить.
Спасибо за статью. Господа И.Х. тоже ненавидели и не понимали, а нашу веру и подавно...В общем, братья и сестры, за Державу обидно. Будем там где Бог наш-а ОН в лоне нашей ненавидимой врагом, пока СВЯТОЙ ЦЕРКВИ!
///Действительно,почему в любом офисе служащие не возмущаются и не требуют облегчения их работы...
Людмила, если бы было так, Вы бы сейчас работали 14-часовой рабочий день, не имели бы больничных, декретов и прочих отпусков. Это так, к слову.
Лично я очень даже рада, что когда-то люди таки возмущались и требовали облегчения их работы, и в том, что сейчас они не знают своих прав и не хотят их защищать, увольте, но ничего хорошего не вижу.
А солдат, который не думает над приказами, очень просто может оказаться перед трибуналом за выполнение преступного приказа.
Так что думать головой таки надо. Ее ж нам зачем-то Бог дал.
Это не значит, что Церковь должна по поводу и без менять свои правила -- но объяснять эти правила, объяснять их необходимость и разумность -- да, хорошо бы, почему бы нет. И да, "так заведено с давних времен, не нам, глупым, менять" -- это не аргумент.
В детстве я много времени проводила у бабушки. У нее в красном углу среди прочих была икона Покрова Богородицы. Одним из моих любимых занятий было рассматривать эту икону. Естественно возникали вопросы: бабушка, а это кто? - это Богородица, - а это кто? - это архангелы, это святые, - а внизу кто? - это христиане, - а мы кто, бабушка? - а мы все лишь кандидаты на звание христианина. Вот оно что! Для того чтобы быть христианином мало быть крещенным - надо еще и жить соответственно!
Очень долгое время считала, что Церковь - это чисто "небесная организация". В 88-м, когда довелось увидеть всех церковных иерархов, и наших и зарубежных, вместе, дошло что Церковь еще и "организация земная".
"Нам оставлено покаяние" - слова игумена Никона (Воробьева), а не усердие и послушание
13:28.
Автору - может быть, было бы честным описать и другую сторону медали?
Что, разве не существуют, вопросы, которые надо регулировать? Ведь прошло же широкое обсуждение о подготовке к причастию... Разве г-н Зайцев не видит вопросов, которые требуют обсуждения и решения? Ведь вошла, наконец, в практику катехизация крещаемых...
И честно скажу (я в ограде церкви уже более 15 лет)- не так часто видно, что о прихожанах думают ( не говоря уже о "захожанах"!!). Например, зима, снег и наледь, к храму не подойти без опаски упасть и сломать что-либо... А храм не бедный.. И люди всегда откликаются на призыв настоятеля помочь на Крещение, Пасху, и в др. дни... Так почему никто не подумал, что упасть могут не только немощные старушки, но любой.. Здесь не играет роли, кто стоит в центре- епископ или прихожанин. Вопрос в элементарной культуре, а это не имеет никакого отношения к вероисповеданию...
А уважать людей, которые совместно молятся с настоятелем и другими священниками разве не нужно? Да, православие задает высокую духовную "планку" и это хорошо. Но человеку надо помогать дотянуться до этой планки...А если только окриком и упреком, то немногие останутся. Не стоит утрировать - никто ультиматум не ставит. Просто люди уходят в другие храмы, где есть порядок и сердечность.
Не просто своевременно, а давно назрело.
Вот лично мне казалось, что миряне, а не выпускники Академий, призывают держаться канонов и церковно-славянского языка. И для таких ревнителей-мирян всегда готов ярлык -- "неофиты".
Статья отталкивает, т.к. она с раздражением, а не с любовью.
Вы правы в том, что какой документ ни напиши, тут же появится море критики и замечаний, да еще и со ссылками...
Поэтому-то чрезмерная детализация его едва ли имеет смысл...
А вот сформулировать несколько основных, базовых принципов, выполнение которых необходимо для участия в Таинствах, было бы крайне полезным...
Например. Священник не имеет права отказать в просьбе принять Исповедь, как врач не может отказать в помощи раненому... НИКОГДА! Хотя, и врачи...
Кроме серьезных причин... Не доводить же до абсурда...
Так ведь это и нормально. Армия это как-раз тот организм, который в наибольшей степени способствует утверждению инфантилизма. Именно потому, что командиры берут на себя всё необходимое для устройства беззаботной жизни солдата. И вовремя поднимут, и на зарядку выведут, и какие упражнения на физзарядке делать скажут и проконтролируют, и накормят вовремя и...... да вся жизнь расписана и обустроена. Солдату ни о чем заботиться и самому организовывать не надо.
Церковь, построенная по армейскому шаблону, почему удивляется инфантилизму мирян?
Взяли на себя всё управление, будьте добры соответствовать, а не сваливать ответственность только на "солдат".
Хотя.... Наверное это глас вопиющего в пустыне.
Бог вам в помощь г-н Андрей Зайцев.
Жестко, но в точку. Не надо боротся со злом, надо творить добро и тогда зло отступит само.
Приятного всем поста.
P.S. Интересно, люди, пишущие здесь по английски, для кого пишут?
Причем тут пост и его доительность? Люди ленны по природе своей и хотят "выполнить все правила" и приблизится тем к Богу, а Церковь как распорсдитель "должна" узаконить "короткий путь" по их мнению? И никто почему-то не думает о том что путь к Богу короток, но не каждый его готов увидеть - найти Бога в себе и открвть ему "дверь"; найти лучшие из чувств и следовать им. Но путь к Богу это дорога в гору, и она трудна, а с горки катиться в пропасть небытия - проще; так и живут. И нет среди людей святых, есть праведники но и они найдут в себе грехи потому и достойны прощения ибо каются. А в сети чего только нет...и хорошего и плохого. Нужно мыслить критически и не поддаваться провокациям.
Храни нас Бог.
Разве благовестие - это презрение к непонимающим?
Действительно,почему в любом офисе служащие не возмущаются и не требуют облегчения их работы...Христиане взяли на себя Крест -вот и нужно его нести с достоинством.
Помоги нам ,Господь!
У нас отделение не только церкви от государства но и человека от церкви.
Вообще сложно увловить где кончается грань яслей и начинается самостоятельность.
А как же слова-будьте как дети?
Детям свойственно плакать когда им больно а не философствовать.
Да на самом деле и проблемы то уде таковы что разделить их на это твое это мое не получается.
Мирские проблемы связаны с духловными. Духовные с мирскими.
Не получается отделиться от грещного ясельного человечка))
Хотя слова в начале статьи в общем то глупые (те самые из сети).
К сожалению, искушений в Храме много, но и с ними нужно бороться внутри себя - святые в раю, здесь - все грешники, такие же как и я. И на бабушек нельзя сваливать, вспомните, что как вы "прощаете", так и вас прощать будут - "какой мерой меряете, такой и вам отмерят". Помогай всем Господь!