“Неверующие люди зачастую лучше и добрее, чем христиане!” Вам приходилось когда-нибудь слышать подобные заявления?
«Неверующие и нецерковные люди зачастую и чище, и добрее, и отзывчивее, чем христиане!»
Вам приходилось когда-нибудь слышать подобные заявления? А самому говорить что-то с этим схожее? Или хотя бы думать так?
Лично я слышу или прочитываю эти или похожие слова достаточно регулярно и прекрасно понимаю, на чем говорящие и пишущие их основываются. Сам, однако же, так никогда не говорю и даже не думаю. Но и в полемику тоже чаще всего не пускаюсь: трудно ее по ряду причин вести, да и не уверен, что это нужно. Или, иначе: не уверен, что нужно именно это.
Нет, ни в коем случае нельзя говорить о том, что «неверующие люди лучше христиан». Это утверждение по сути своей ложно. Они не лучше и не хуже, они такие, какие есть, — со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, в чем-то разные, в чем-то удивительно напоминающие друг друга. С кем-то из них приятно общаться, кого-то, узнав хоть немного, всю жизнь будешь старательно избегать. Каждый из них индивидуален, неповторим, и зачем же с «ними», со всей совокупностью «их» сравнивать тех, кто наполняет сегодня наши храмы, зачем вообще нужны эти сравнения?
Ну, ведь ясно же, что и в Церкви люди разные — по характеру, по темпераменту, по образу жизни, по интеллектуальному уровню, по социальному положению наконец. И они, хотя и объединены общей верой, участием в Таинствах Церкви, хотя и составляют мистически одно Тело, не могут, тем не менее, сразу же, после воцерковления, стать совершенно другими и каждый раз «выигрывать» в соревновании на лучшие человеческие качества у тех, кто порога храма еще не переступил. И с течением времени тоже далеко не всегда оказываются к этому соревнованию готовы.
В нас хотят видеть ту соль и тот свет, которыми мы должны для мира быть
Да, к сожалению, очень часто приходится признавать и признаваться самим себе (хотя бы на исповеди), что мы гораздо хуже, чем должны были бы быть. В нас далеко не всегда можно распознать христиан по нашему поведению, манере общаться, отношению к людям и поступкам. И это беда. Беда, потому что мы слишком мало меняемся к лучшему и слишком мало и не усердно трудимся ради этого. Мы зачастую остаемся такими же, какими были до прихода в храм, не движемся вперед, не работаем над собой. А от нас ждут другого... От нас ждут если не совершенства добродетели, то хотя бы просто добродетелей как таковых. В нас хотят видеть пример, ориентир, своеобразное «доказательство» силы и действенности христианства, ту соль и тот свет, которыми мы должны для мира быть. Причем хотят не только люди, к христианству тяготеющие, расположенные, близкие, но и те, у кого оно само по себе вызывает отношение противоречивое, неоднозначное. Даже они тянутся к этому сокровенному в нем и не являемому нами свету... Они могут утверждать, что в нас его нет, но расстраиваются, скорбят, обижаются, когда им и вправду не удается его в нас разглядеть.
Это то, за что обижаются... Но не прощают нам, кажется мне, все-таки другое. Из-за этого другого и говорят о нас подчас, что мы «хуже», хотя само по себе это неправда.
Самое худшее, что может произойти с человеком в Церкви, — это подмена: когда он не меняется, стараясь стать таким, каким учит быть Евангелие, каким хочет видеть его Господь, а ищет (и находит!) в христианстве «оправдания» и «обоснования» для своих страстей.
Не любит человек других людей, раздражают они его, неприятны они ему, не способен он увидеть в них своих братьев и сестер, Богом возлюбленных... А он, вместо того, чтобы оплакивать это бесплодие и пустоту души своей, говорит себе: «За что их любить? Без Бога живут, закона Божьего не чтут, дух попрали, плоть возвеличили, приложились скотам несмысленным и уподобились им. Тьфу!» И «проблема решена».
Или есть у человека страсть к учительству, нравится ему чувствовать себя старше, умнее, опытнее других. А оснований для такого самочувствования вроде бы нет. Но он же не от себя говорит, а от Евангелия, от отцов, от учения церковного! И что с того, что все это перемешано с его какими-то благоглупостями, гордостью и самомнением? Главное: «оправданно».
Или невоспитан человек, не умеет с людьми общаться, оскорбляет, уничижает, унижает их. Хлебом не корми, а дай ему кого-то уесть, уязвить, слово колкое и злое сказать. Но он ведь не просто так это делает — он заблуждения вредные обличает, он ереси опровергает, он духом горит и возмущается!
Когда нас не любят за то, что христианством мы «оправдываем» худшее в себе, тогда дело совсем плохо
Я думаю, что нам очень часто не прощают именно подобных вещей. Да, кто-то не любит Церковь и христиан в принципе. Не любит, потому что безбожник. Или потому, что настолько чужд Евангелию и самому духу его. Кто-то видит в существовании Церкви и христианства обличение своей беззаконной жизни, препятствие к совершению тех или иных злых дел. И тут ничего не поделаешь. Эта нелюбовь «заслуженна» — нам остается лишь терпеть ее и молиться за тех, кто пребывает в таком ожесточении, и... даже радоваться, если нас гонят и преследуют за то доброе, что в нас есть, за то хорошее, чем в самих себе мы христианству обязаны. Потому что велика тогда мзда наша на небесах.
Гораздо хуже, когда нас не любят за то, что мы плохие христиане... Когда же нас не любят за то, что христианством мы «оправдываем» и обеляем худшее в себе, выдавая порок за добродетель и слабость за силу, когда для всех, кроме нас, это очевидно, тогда дело совсем плохо.
Важны дела: они сами скажут за себя, за нас и за нашу веру
Вот именно тогда и начинаются разговоры о том, что «обычные люди лучше христиан». И хоть мы можем с этим не согласиться, можем поспорить, можем даже доказать, что на самом деле это не так, пользы от споров и доказательств будет мало. Важно свидетельство, то есть сама наша жизнь. Важны дела: они сами скажут за себя, за нас и за нашу веру. Дай Бог, чтобы вера была видна из жизни и дел. Чтобы были они ее достойны. И не приведи Господь, чтобы были они дурны, а мы верой пытались их «оправдать» и «обелить».
Если что-то плохо в нас, если сами в себе различаем мы противную христианству тьму, то не оправдывать и обелять ее надо. А честно говорить: «Это худое во мне — не от христианства. Это то, что я пытаюсь в себе благодаря христианству преодолеть. Я плохой христианин, но изо всех сил стараюсь с помощью Божией стать лучше».
Иногда очень трудно так поступать. Но это честно и потому не вызывает отторжение. Это — понятно. И это не дает людям внешним повода думать о христианстве превратно, а значит, не становится преградой на их пути... И мы не становимся этой преградой.
можно определить степень веры человека по его внешности.
У нас на местном телевидении был социальный опрос-как Вы отно-
ситесь к строительству церквей ,часовен?
Идёт человек лет пятидесяти,грудь нараспашку и на груди массивный крест,корреспондент,естественно принял его за"глубо-
ко верующего" и задал ему этот вопрос.Ответ был "Задорновский"
"Да мне до фонаря,я вообще неверующий!"
-А крест?
-Да я его для понтов повесил!
Если бы в церковь ходили только благочестивые,всё было бы просто,как в индийском кино-зло,так само воплощение дьявола,а
добро,так масло-масленое.В церковь как в аптеку-все идут,толь-
ко кто и зачем,вопрос.Поэтому не может быть "плохих" верующих
и "хороших" безбожников,а так же наоборот,как не может быть
хорощих или плохих национальностей.
Роману:наш батюшка сам случай рассказывал о том как его машина зимой в мороз встала на трассе, заглохла. Сам он мало понимает в ремонте авто, поэтому сразу вышел и стал "голосовать", ожидая помощи в буксировке.
Долго стоял, охотников подзаработать было много, но как только они видели его рясу тут же отключали "поворотники" и следовали дальше. Он уже замерзать начал. В этот момент подъехала дорогая иномарка и из нее вышел кавказец. Выяснив, что ему не по пути с батюшкой, он усадил его в свою машину греться, сам поймал на дороге машину и оплатил буксировку. Но все время повторял:"Как можно тэбэ нэ памагат? Ты же их русский имам!?".
Так что все в жизни бывает.
Надеюсь, это для нашего вразумления и исправления.
Слава Тебе, Господи!
Поэтому, как говорит народная пословица, одно другого не слаще. Спаси Бог!
Верующие - единственные люди в которых ещё что-то святое осталось! Неверующие могут быть хорошими, ответственными, порядочными, "добродетельными", но это как чужие дети.
Вы же знаете какие у чужих бывают хорошие детки?
Уж получше наших.
Но кто променяет чужого на своего?
Почитайте Ветхий Завет. Древние евреи ещё те ничтожества были, но Господь Бог их любил. И этим было ВСЁ оправданно, до поры до времени конечно, но однако.
Я в жизни руководствовался и буду руководствоваться принципом - хочешь угодить людям - не сможешь угодить Богу.
Самое последнее, о чем я думаю, это о том чтоб не соблазнить неверующего или атеиста какого-то.
Или на меня бесы не клевещут? Или для дьявола я не плохой христианин? Или бесов мне ещё не "соблазнять"?
Эти неверующие вообще...Они иглу кланяются и Ленину кланялись. На западе они гомосексуалистам кланяются. Самое последнее дело считаться с такими людьми.
Почему мы не вспоминаем, что Бог их не любит, Он им не Отец. Или Божие благословение и проклятие уже нечего не значит?
С какого перепугу атеист, внезапно, стал "лучше"?
Короче бить своих чтоб чужие боялись не вариант, братья.
/Вас не пугает весь инфернальный ужас и ложь того, с чем Вы так легко соглашаетесь?... Лариса, что лично для Вас главное в христианстве? Что главное должно быть в христианах?/
По первому вопросу: речь шла о внешней стороне - начинаешь помогать всем без подряд и в какой-то момент понимаешь, что тебя используют, и надо было думать, прежде чем кидаться в авантюры. И еще: полезно ли использовать такие сильные по психологическому воздействию выражения типа "инфернальный ужас"? Силу своим словам мирянам лучше придавать аргументами.
По второму вопросу: отвечать не компетентна. Да и не обязана.
---------------------------------
Василию:
Спасибо, что вы правильно поняли.
Второе. О. Сергий (Шевич) в этой цитате, видимо, исходил из принципов акривии. И (мое мнение) имел ввиду уже запечатленное в вечности состояние человека. Но, Вы не знаете даже следующих двух минут жизни собеседника. Не говоря о годах. Поэтому относитесь к каждому встречному хорошему человеку из мусульман, индуистов и даже атеистов как к потенциальному христианину, и гораздо лучшему чем Вы.
Третье. О. Сергий(Шевич) вообще очень акривически настроен. Но к кому? К воцерковленым христианам.(Вы все выполняете, что о. Сергий от нас требует?) И наоборот, к нехристианам относится икономично, с жалостью. Даже в контексте приведенной Вами цитаты. Точнее перед ней.
Четвертое. Я бы тоже радовался, или злорадствовал, если бы большинство христиан были лучше большинства нехристиан в свете нагорной проповеди.
архимандрит Сергий (Шевич)
Даже они тянутся к этому сокровенному в нем и не являемому нами свету... Они могут утверждать, что в нас его нет, но расстраиваются, скорбят, обижаются, когда им и вправду не удается его в нас разглядеть. А по моему они злорадствуют(это моё мнение)
Я против курения и мата, но надо же все-таки расставлять приоритеты.
Эти т.н. "гонимые" уже проиграли без всякой борьбы. Прямо на старте. Сейчас скажу только о собственном опыте. От этого лживого пафоса практически невозможно отказаться пока Господь Бог не потрясет самые основы твоей жизни, и ты не затрепетаешь как травинка. Бог противиться гордым. Это реально не просто слова.
Вам приходилось когда-нибудь слышать подобные заявления?
Не только слышать, но и видеть тому подтверждение.
Считаю, что очень большая ответственность лежит на священниках, да и вообще на тех, кто причастен к работе в Церкви. Надо это четко понимать тем, кто идет трудиться в Церковь, а особенно тем, кто хочет быть матушкой.
А вы знаете - я согласна с вами! "Как будут судить их и нас - неизвестно, думаю - на том свете многие удивятся". Почаще бы всем нам вспоминать заповедь: "Не судите, да не судимы будете"!
Зато зайдите на любой православный ресурс. Даже на этом сайте в комментариях столько осуждения в адрес тех, "чужих", неверующих. Такое впечатление, что собрались протестанты, которые уже вреде бы спасены одной причастностью к своей конфессии. Давайте будем честными и в обратную сторону. Как будут судить их и нас неизвестно, думаю на том свете многие удивятся.
Спрашиваю как тебя зовут?
Он говорит, Анзор.
Я говорю, ты ...(пытаюсь угадать его национальность).
Не дожидаясь моих вариантов, говорит Я-чеченец.
Обнял меня как чеченцы между собой обнимаются и пошёл.
Сами можете оценить, я здесь никаких оценок не даю.
Это статья о дружбе народов.
Вас не пугает весь инфернальный ужас и ложь того, с чем Вы так легко соглашаетесь? К сожалению, мы часто такими бываем, но мы не должны и не можем быть такими никогда! При чем здесь шишки? Назвался груздем, полезай в кузов. Или не называйся. А, то, с нашей стороны получается такая по силе воздействия дискредитация Церкви, что никаким маратам гельманам и не снилась.
Лариса, что лично для Вас главное в христианстве? Что главное должно быть в христианах?
Спаси Господи Вас, отец Нектарий!
Екатерина.
Согласен со статьёй отца Нектария. Мне кажется, что христианин - это точно такой же человек, как и любой другой.
Отличие только в том, что Господь дал ему дар веры. Это подарок такой, подарок Новой жизни. Но нужно трудиться, чтобы взрастить это зерно в себе. Зерно вечной жизни. Что происходит в душе каждого из нас, как растёт это зерно? Это знает только Господь. Господь милостив ко всем, и к добрым, и к злым, и к имеющим дар веры, и к не имеющим.
Лично мне кажется, что человеку, который не достиг явной перемены к лучшему в себе, перемены, очевидной для окружающих, ему лучше не афишировать свои религиозные взгляды. Видите, как ругают наших священников? Сколько людей ненавидят нашу Церковь? Поэтому не стоит нам отдавать себя на растерзание злой молвы. Господь знает, что внутри каждого из нас. Мы должны стараться жить по Закону Божию, молиться и трудиться. Тогда Господь спасёт и сохранит нас от врагов видимых и невидимых. А во внешних обстоятельствах, в общении с любым человеком поступать по совести в зависимости от обстоятельств.
Мне кажется, всё это фокус: как только мы согласимся смотреть в другую сторону, нас обманут. То есть, как только мы соглашаемся на дискуссию о "хороших неверующих" и "плохих верующих" - мы уже проиграли. Православная Церковь - это последнее, что удерживает человечество от тотального зла, никакой другой социальный или светский институт на это не способен. Не секрет, что идет компания по дискредитации церкви, а такие разговоры как раз то, что нужно: мол, что от вас проку, кроме вреда? А нам остается только оправдываться...
Люди разные, и переводить разговор в плоскость веры, это то же, что обвинять человека в возрасте, поле, национальности и проч. Неужели неверующие расисты ;)? Ну и дела...
Вам приходилось когда-нибудь слышать подобные заявления?"
- нет.