Наши соседи - очень неблагополучная семья, часто пьют, в том числе и ночью, шумят, громко включают музыку. Есть ли какие-то особенные иконы, молитвы, помогающие пережить буйные ночи и громкую музыку? Читала, что нужно молиться о благополучии пьющих и неблагополучных соседей, правильно ли это? Что можно еще сделать?
- Самая главная наша молитва – это «Господи, помилуй», во всех случаях, в том числе и относительно неблагополучных соседей, но есть еще и номер телефона «02», стоит Вам позвонить и приедет наряд из местного УВД и поможет. Опять же это не исключает ничего: помолился «Господи, помилуй», позвонил в милицию, и пока они не приехали – стой и молись.
После смерти третьего мужа меня очень сильно мучает уныние. У меня четверо деток, один приемный, я всю жизнь хотела полную семью. Грешно ли мне будет молиться о том, чтобы Господь даровал мне мужа (мне всего 42)? И как победить уныние?
- Никак. Дело в том, что люди, которые хотят что-то побеждать, обречены на неудачу, потому что не понимают сути христианства, которая заключается в том, что в мир пришел Спаситель и только Он может своей благодатью человека освободить от грехов, от прегрешений, который может помочь ему в жизненных обстоятельствах. И Его надо просить, верить в то, что Христу все возможно, просить, что да будет воля Твоя, а не моя, и принимать всё. А так, по церковным правилам, четвертый брак не благословляется, третий – до 50 лет. Но все трудные вопросы решаются обращением к епископу, он имеет такую власть, чтобы отменять каноны церковные. Человек обращается к епископу, и если он сочтет возможным пойти против канона Церкви, то, может быть, он и благословит совершать эту молитву или даст какую-то молитву для данного случая.
Хотели с мужем повенчаться, свекровь против меня и венчания, теперь и муж не хочет. Как быть? Оставить всё, как есть, или все-таки настаивать?
- Настаивать на венчании – это довольно странно. Обычно это делается не так – люди становятся на колени и умоляют их благословить на венчание.
- Ну вот так – ни «да», ни «нет», и как-то очень хочется, чтобы брак был венчаный…
- И мне хочется, но это выясняется, самое позднее, за полгода до подачи заявления в ЗАГС. А то - «ой, батюшка, представляете, мы поженились, а он сказал, что он не хочет детей!» или «батюшка, умер мой муж, а я и не знаю, крещеный он или нет, можно ли его отпевать». Что тут сделаешь? Человек жил, всю жизнь не интересовался крещеный он или нет, не проявлял себя по-христиански, и какой смысл вообще в отпевании? Странно… Поэтому также и вот в таких случаях, это все выясняется, а если что-то не получается, то тогда надо смиряться и терпеть. Как у апостола Павла - если он согласен с тобой жить, то живи с ним, жди и молись, может твоя вера обратит и его, и он сам захочет с тобой обвенчаться.
- А знаете, как бывает, он хочет, но против мамы не может пойти…
- Подождать, пока он оторвется от груди, вырастит, начнет сам ходить, начнет сам кушать… Одному такому жениху я даже посоветовал жениться на маме. Он долго ходил, с невестой, задавал всякие вопросы, слово «мама» он повторял в 10 раз чаще, чем имя своей избранницы. Что делать? Ну, вот так, вроде пуповину ему уже отрезали, а все остальное продолжается.
На моей работе абсолютно все коллеги положительно относятся к потреблению спиртного, т.е. все пьют, и по праздникам, и в рабочие дни, и что ужасно – и на работе тоже. Иногда меня это очень раздражает, а иногда к этим людям возникает жалость. Как мне с ним относиться? Как реагировать? Они меня тоже зовут и удивляются, что я отказываюсь.
- Да, потому что для них влияние алкоголя на их состояние, оно для них желанное. Как мне один человек, много лет назад сказал: «Понимаешь, я живу, чтобы пить, а ты говоришь «не пей». Тогда я вообще не понимаю, зачем жить». Поэтому когда какой-то человек отказывается, им это не понятно. Когда у человека выпивка – это главное, то это уже вторая стадия алкоголизма. Как относится к таким людям? Конечно, лучше с сожалением, но еще лучше, если есть такая возможность, сменить работу. Потому что с преподобным преподобен будеши, с развращенным развратишися, а с пьющими, конечно, можно и запить, есть такой шанс.
- Причем некоторые люди пьют и алкоголиками не становятся, а кто-то – раз, и подсел.
- Нет, становятся все, просто степень сопротивляемости у всех разная – один станет за 10 лет, другой станет за 23. Но так, чтобы человек регулярно пил и не стал алкоголиком… что-то я такого не встречал. Это заболевание очень привязчиво. Вообще, это очень изученная болезнь – всегда развивается одним и тем же образом, только все зависит от здоровья, веса человека, и даже от того, что он пьет. Если он винцо попивает – одна ситуация, если водку – то это самый быстрый способ стать алкоголиком.
Верю в Бога, знаю, что Он есть, и хочу посещать службы, быть к Богу ближе, но по каким-то причинам в день богослужения желание снимает как рукой. Может это лень? Как мне с этим справиться? (спрашивает молодой человек 17 лет)
- Опять… Не надо ни с чем справляться, достаточно каждое утро перекреститься и обратиться к Богу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, пришедый на землю, чтобы спасти мою грешную душу, помоги мне, чтобы желание пойти в храм для того, чтобы прославить имя Твое святое, у меня бесы не похищали», и так каждый день - один, два, три… и на четвертый всё пройдет, и пройдет по благодати Божией, а не потому, что человек с чем-то боролся.
- Но побороться человеку всё равно нужно?
- Это называется борьбой, но это условно. Это не борьба, это молитва, обращение к Богу, Он побеждает благодатью, а не усилием воли.
- Т.е. если человек просто сидит дома и молится: «Господи, сделай так, чтобы мне захотелось пойти в храм», и при этом не будет делать усилия над собой …
- Нет, всё равно нужно идти, без усилий никак, но сама молитва … Самое главное – духовное усилие, а физическое усилие, оно только прилагает. Нет, конечно, лег под одеяло, разделся до нага, и молится… а кто ж тело понесет?.. Но и то, если будет хорошо молиться, ангелы в храм отнесут, и по пути еще занесут в галантерею, чтобы штаны купил.
Обычно при соборовании читают семь раз Евангелие и помазывают семь раз. А если чтение Евангелия совершилось не семь, а один раз, считается ли таинство совершенным?
- А дело не в том, что считается. Оно все равно совершенное. Один, или семь, или два … Вот представим себе – священник начал соборование, два раза прочитал Евангелие и человек умер…
- У меня так было, только я три раза успел..
- Вот, пожалуйста. И что? Человек не соборовался? – Соборовался! Никто, ни одна душа не скажет, что он не успел.
- Тогда и спрашивают, почему такая разница при совершении этого Таинства? Один священник так, другой так.
- По усердию. У меня рекорд – шесть соборований в день. Но шестой раз я уже не читал канон, потому что у меня уже язык не поворачивался, просто физически.
- Сейчас уже существует такой сокращенный чин соборования, утвержденный священноначалием, что домашнее соборование – это одно помазание…
- Да, я – за. Дело в том, что когда-то, 100 лет назад, чтобы соборовать человека, нужно было выйти из дома и пройти несколько домов, а сейчас порой нужно ехать на автомобиле в пробке 2 часа. Ситуация жизненная меняется, и приходится приспосабливаться.
- Раньше к одному болящему семь священников приходило…
- В России этого практически не бывало. Может так и было, но только в монастырях, или в больших городах.
Моей дочери поставили диагноз аутизм. Я не теряю надежды на ее выздоровление и верю, что Бог нам поможет. Подскажите, как я могу облегчить ей жизнь? И есть ли в Библии упоминания о таких людях?
- Дело в том, что такого термина в древние времена не было. Вообще, это нужно еще… Сейчас даже детей с синдромом Дауна называют «солнечные дети». Или вот у нас на приходе есть мальчик, он пишет такие стихи, я читал эти стихи родителям в нашей гимназии и теперь, говорю, ответьте мне на вопрос: «Кто Даун? Ваши дети или вот этот парень?». Потому что это еще вопрос, болезнь ли это? Это человек с особенностями, да, он человек особый, к нему особый подход, и этот подход нужно изучать каждому родителю научно, он должен прочесть книги, в том числе и медицинские, по аутизму. Это вопрос не к духовенству, а к специалистам. Когда зуб болит, надо идти к дантисту.
- Врачи часто подсказывают путь лечения, а здесь вопрос об утешении…
- Нет, тут самое важное – это лечение аутизма. Лечение аутизма – это определенного рода развитие этого человека и помощь ему в том, чтобы он из своего маленького мира, в котором он находится, прячась от большого, научился выходить. Есть разные очень успешные техники, и можно достичь очень большого прогресса, если не на 100%, но на 80% точно. Отчаиваться не надо, просто нужно прилагать усилия, и обязательно будет успех. Большой или маленький, это я не знаю, это зависит от того, когда начали и сколько усилий родители затрачивают.
- Но вообще замечено – если родители самоотверженно борются за ребенка…
- Они делают чудеса! Это потрясающе. Если ребенком заниматься, то, конечно, можно очень много сделать.
В одном ответе Вы сказали, что Христос вывел из ада только праведников, но у Иоанна Златоуста говорится: «Христос воскрес, и торжествует жизнь! Воскрес Христос и никто не мертв во гробе!». Как тогда понимать слова «никто не мертв во гробе»?
- Я тоже размышлял над этим. Он имел в виду уже последний день, когда Христос пришел во славе и все воскресли.
- Т.е. это уже второе пришествие?
- Да, как на иконах бывает изображение и прошлого, и будущего, например, и распятие Христово, и воскресение. Так же и здесь, потому что это огласительное слово Иоанна Златоуста, оно такое поэтическое, т.е. одновременно он видел всё, от начала человечества и до конца. Например, он говорит: «Ад, где твоя победа?». Посмотришь, допустим, что происходит в определенных частях Сирии, и мы и видим, как ад побеждает, вот он! Модно сказать: «Эй, Хризостом, ты спрашиваешь, где победа ада? - Вот она.
- То, что сейчас творится в мире, создает ощущение, что ад торжествует.
- Да в том-то и дело, особенно в Скандинавии где-то, даже думать об этом тяжело. Если начнешь думать, то уже не уснешь.
- И все-таки жизнь победит…
- Конечно. Апокалипсис – очень светлая книга, «ей гряди, Господи Иисусе».
Нестроения в церковной жизни, о которых сейчас очень часто пишут СМИ и рассказывают люди, заставили меня усомниться в чистоте Церкви. Почему, даже среди людей одной веры, такие разногласия и нестроения?
- Как почему? А почему в одной семье такие разногласия? А почему браться в одной семье (я про свою семью говорю) дрались? Сейчас мы взрослые люди, мы любим друг друга. Дожили до того, что моему младшему брату тут давеча исполнилось 60 лет. Ничего себе младший, да?! Но что ж тут такого? Как сказал один древний старец: «Если ты узнаешь, что в каком-то монастыре всё чинно, по порядку и все живут дружно, то либо это басни, либо этот монастырь не истинный». Разве дьявол может оставить человека в покое? Такого не бывает, это нереально.
Мой сын завтра идет в храм, идет петь в хоре. Я не могу сказать, что он настолько рвется в храм на молитву, но, тем не менее, материальный стимул его влечет. Ваше мнение? При том, что парень занимается музыкой, поет, идет зарабатывать деньги певчим в храм вот при таком спокойном отношении к вере. Насколько мы, родители, должны это делать поощрять? Или, в общем-то, он волен выбирать трудовое поприще сам?
- Мне нравится, когда дети с 14-15 или с 16 лет начинают трудовую деятельность. Я сам начал работать с 17 лет, могу сказать, что мне это оказалось полезно. По поводу того, чтобы трудиться в церковном хоре… Это нужно все-таки спросить у духовного отца, внимательно всё изучить. Обычно я против того, чтобы дети были в алтаре, потому что труженики алтаря Господня – люди несовершенные, поэтому они могут совершать всяческие педагогические ошибки, не злонамеренно, а по лени, а детям это видеть не полезно. Но, с другой стороны, есть такие особенные мальчики, у которых настолько чистые души, тогда это возможно, но это должен решать отец, повредит ему это или нет. Потому что, если для детей это станет просто работой, то потом эта работа может превратиться в закрытую дверь в храме. С клироса всё видно, и на клиросе всегда стоит свой особенный бес, взрослые люди очень часто ведут себя не совсем так, как подобает этому святому месту, которое есть клирос… Это всё для неокрепшего человека, особенно, когда вера у него такая слабенькая, это может оказаться не только не полезно, а чрезвычайно вредно. Некоторым детям вообще нужно в храм ходить пореже, и это будет лучше, чем каждое воскресенье. Это зависит от устроения взрослых, а тем более 15-летний возраст – это возраст такой кризисный, когда мальчик превращается уже в молодого человека, меняются его ипостасные свойства, когда он может вдруг не только стать индифферентным к вере, но когда он может вообще даже забыть молитвы. Это очень хорошо видно на детских рисунках. Вдруг ребенок заявляет, что он не умеет рисовать, хотя до этого все восхищались его рисунками, а он вдруг заявляет, что не умеет рисовать. Просто он уже смотрит с другой позиции, и требует от себя того, что он еще совсем не освоил. Поэтому тут я не могу дать никаких заученных рекомендаций, я не знаю, не могу так, потому что некоторые детки очень неплохо переходят от детства в юношество и во взрослую жизнь, а некоторые вот так, через кризис.