Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Самая простая и великая тайна

Чему можно научиться у 14­-летнего мальчика, прикованного к инвалидной коляске? Оказывается, очень многому — терпению, умению радоваться жизни, любви к Богу и ближнему. Наш постоянный автор священник Андрей Мизюк попытался разгадать тайну «самого популярного человека на Земле».

    

Когда-то на просторах Интернета я увидел удивительный коллаж из фотографий людей разного возраста: от младенца до пожилого человека. Они были изображены в различных жизненных ситуациях: радостные, спешащие куда-то, с кем-то общающиеся, мечтающие… А под каждой из фотографий была подпись: «Слишком мал, чтобы думать о Боге», «Слишком молод, чтобы думать о Боге», «Слишком занят, чтобы думать о Боге», «Слишком стар, чтобы думать о Боге». И еще одна фотография — отдельно. На ней — надгробие и подпись: «Слишком поздно, чтобы думать о Боге».

Нет, это не ошибка, не какой-то отдельный случай — это наша жизнь, в которой мы так часто пролетаем мимо чего-то очень важного. Сколько нас таких, у которых всегда есть какие-то «слишком», оправдывающие неспособность быть честным по отношению к самому себе. Честным — в смысле осознающим предел своих возможностей, не строящим иллюзий, понимающим, что всему есть свое начало и свой конец. Кто из нас может о себе сказать, что он просто ценит саму возможность быть? Ценит без условий и оговорок. Знает ли кто-то из нас по-настоящему, насколько ценно время? Как прийти умом к очень простому факту: жизнь — это путешествие из небытия в бесконечность, где очень малый отрезок этого пути, «семьдесят и, если в силах, восемьдесят лет», в конце концов решает всё и навсегда?..

Что может сделать человек в этой непростой и опасной дороге? Заработать много денег? Подчинить себе стихии? Заставить врачей работать на свое бессмертие? Но ведь это даже не бег по скользкой горе наверх, а обычный самообман. Разве жизнь человека не подобна одному календарному году, в котором уместились все четыре сезона, начиная от юности и цветения и заканчивая седыми снегами и старостью? Тогда что же проще? Неужели нельзя хотя бы исходя из этого оценить свои возможности и время, подаренное нам?

Может, всё дело в том, что современный человек не способен на одиночество — одиночество в хорошем смысле этого слова — и потому просто не имеет времени быть наедине с самим собой, необходимого для такой оценки. Он не слышит самого себя — или не хочет слышать. Ему кажется, что все вокруг беспрестанно оценивают его возможности и способности, что он должен бежать, должен успеть, должен взять. Но зачем? Кто готов осознанно дать ответ на этот вопрос? Успеть взять, чтобы дать своим детям? Но дети часто выбирают иной путь, а иногда, увы, и совсем уходят в сторону от родителей. У многих просто нет детей, а кто-то и не собирается заводить семью. Успеть достичь чего-то во благо человечества? Сомневаюсь, что в наше время вообще хоть кто-то ставит себе такую цель. Современный человек часто живет по инерции, при этом думая, что он чем-то управляет и что-то меняет. Ну да, меняет, но чаще всего в худшую сторону. Возможно, потому, что мы не даем в своей жизни места терпению — может быть, тому последнему, что еще способно заставить нас вспомнить о своем истинном предназначении.

* * *

Бежать, успеть, взять… Все это порождает в нас постоянное нетерпение. Это вообще какое-то всеобщее состояние в наши дни. Вот в храм приходит человек — опустошенный, слабый, раздраженный. Он жалуется на то, что у него все испортилось, ничего не получается, работы нет, семья разваливается. Когда начинаешь разговаривать и искать причины, то оказывается, что на самом деле никто не виноват, только он сам. И говоришь ему: «Может, Вам надо изменить взгляд на проблему? Ведь можно совершенно справедливо жаловаться, к примеру, на высокую температуру и кашель, но что толку, если не видится за ними болезнь, которую надо скоро и неотложно лечить?». Но человек не хочет увидеть ситуацию такой, какая она есть, потому что не хочет терпеть даже самого себя. А ведь принятие и разрешение неприятностей и проблем — это путь к избавлению от чего-то более страшного. Пока еще болит, тревожит человека, побуждая к действию, то, что потом будет неизменно и окаменело. Помним ли мы, что и сердце способно умереть, продолжая свои функции как орган?..

Нетерпение проявляется во сем, оно есть в каждом из нас. Мы видим развитие событий в одном ключе, а Господь показывает выход совсем в другом — но мы отвергаем этот путь как слишком долгий и трудный. Говоришь запутавшемуся в жизни человеку: «Ну ладно, навалилось всё это на тебя, с кем не случается. Но посмотри: ты сам, на своих ногах пришел сегодня в храм, у тебя есть руки, работает голова, твои дни не сократила тяжелая болезнь. Есть люди, которые всё еще рядом с тобой и терпят тебя, измени к ним отношение, попроси прощения у тех, кого обидел, прости и сам». Человек задумывается и… уходит. Этих разговоров было множество, и очень в немногих случаях люди действительно принимали то, что им говорилось. Но ведь это сущая правда: ничего нельзя изменить только по дороге на кладбище. Во всем остальном всегда есть шанс на перемену.

Стерпеть — но как? Быть честным с самим собой. Всё, как и было сказано выше. Осознать и не отчаиваться. Даже если все отвернулись, всё рухнуло и ничего не получается. Замереть и увидеть себя. А еще — понять, что закон «не верь, не бойся, не проси» — это путь в никуда. Ведь это тюремный закон — почему он тогда так легко прививается в души вполне свободных людей? Этот постулат давно уже вышел из-за решеток, он пришел в общество, в офис, в семью, он стал общеупотребительным. А не верят, не боятся, не просят — потому, что не терпят. Если человек верит и просит, то он терпеливо надеется. А тот, кто терпеть не хочет, рассчитывает на какую-то удачу, случайность, везение…

Именно терпение делает всё в жизни человека в полном смысле этого слова своевременным, потому что он с доверием принимает то, что дает ему в этот момент жизни Господь. И нет уже места этому постоянному беспокойству: может быть, еще слишком рано? не будет ли потом слишком поздно? успею я чего-то достичь или не успею?

* * *

Взять хотя бы этот удивительный пример. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Эта бездетность вызывала как минимум порицание со стороны окружающих, хотя жизнь супругов была достойна и благочестива. И так — многие и многие годы. Почему это испытание не довело их до отчаяния?

Возможно, все дело в надежде, в способности ожидать благого дара и тогда, когда по всем земным меркам надеяться на него уже поздно. Но главное — в доверии Тому, Кто самым удивительным образом разрешает всё во благо. И доверие этой немолодой пары Богу было таково, что именно в их семье, от их плоти родилась Девочка, Которой суждено было впоследствии вместить Невместимого, спеленать и положить в убогих яслях Богомладенца, Творца мира и времени, Царя веков. И какова была радость этих родителей! Она была великой, настоящей и, самое главное, благодарной. Плодом их жизни стало не только рождение долгожданного ребенка, но и смирение, которое украсило их души, сделав их не просто родителями Богородицы, но и образцом величайшей добродетели. Да, так и есть: праздник Рождества Пречистой Девы Марии, если вдуматься, еще и торжество смиренной, боголюбивой и терпеливой души, во всем следующей Богу, доверяющей Ему, претерпевающей, но не отчаивающейся. А Пресвятая Богородица не только восприняла добродетели от родителей, но и сделала их совершенными. Именно высоту смирения, терпения и послушания мы видим в Ней — в Благовещении, в Рождестве, у Креста на Голгофе и в самом Успении. Все заключено в простой фразе: «Да будет Мне по слову твоему». Как научиться сказать эти слова сердцем и принять всё, что Им дано?.. Я знаю того, кому это оказалось по силам.

* * *

У блоггера и организатора благотворительного фонда «Дедморозим» Дмитрия Жебелева есть удивительный и печальный рассказ о мальчике-сироте, жившем в доме инвалидов где-то под Пермью, который в одночасье вдруг стал «самым популярным в мире». Спросите: как? Нет, он не сделал ничего особенного, не встал на ноги, не совершил чудо, не побежал… Он даже не выздоровел. Просто он принял свой крест и свою тяжелую болезнь от Бога как свой, именно свой путь в этой жизни, не обвиняя никого в том, что он именно такой. Он радовался тому, что у него было. И добрые люди рассказали о нем своим друзьям, а те — своим. Ко дню рождения Илье со всего мира полетели письма и открытки — в невиданных для поселковой почты объемах. У Ильи была амиотрофия Дюшена, и он знал о том, что скоро умрет. «Не пойму, почему люди боятся смерти? Вот я счастливый человек — все мои желания исполняются! И умирать не страшно… А ты привезешь мне помидоры?»

Чуть позже автор блога написал о смерти мальчика: «Самый популярный человек на Земле умер 19 августа. Сегодня мы едем по разбитым дорогам Кизела за грязно-зеленой “буханкой”, которая везет его в последнее путешествие. На местном кладбище несколько казенных гробовщиков с перегаром закапывают Илью в глиняную жижу. Деревянный крест, сломанная пластиковая табличка с его именем, датами жизни, смерти и грязь. Из человеческого здесь только слезы Лены и сорок белых роз Наташи».

Нерадостная жизнь этого человечка продолжалась всего 14 лет. Нерадостная потому, что понятно: с такой болезнью жить крайне тяжело. Нет повода для радости. Но он умел радоваться. Умел, как не умеют многие здоровые и сильные. И Илья, несомненно, победил. Он ушел в день Преображения Господня, чтобы обрести покой и всю полноту истинной жизни. Память о нем стала частью нас — тех, кто однажды о нем узнал и будет о нем молиться.

Весь багаж человека, которому предстоит уйти из этого мира, умещается в его сердце. Ни вклады, ни недвижимость, никакая собственность, видимая и осязаемая, не будет взята им с собой. Только то, что построил в своей душе, что взрастил в ней. Это самая простая и великая тайна, которая давно открыта человеку, но так пока что и не принята им.

Газета «Православная вера» № 18 (542)

Рейтинг: 9.3 Голосов: 24 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина Куфина 7 февраля 2016, 13:13
Царствие Небесное Илии... Как это верно:"Весь багаж человека, которому предстоит уйти из этого мира, умещается в его сердце."... Спаси Бог.
тамара10 декабря 2015, 01:26
ведь даровал Господь жизнь Илии. может.для того ,чтобы через него и нас привести к вере и нашему милосердию Божиему???? Царствия НебеСного ИЛИИ.
Елена27 сентября 2015, 15:07
Упокой, Господи, душу верного раба Твоего Илии.
Татьяна Иванова27 сентября 2015, 01:57
Спасибо! Очень сильно трогает!
Тетяна Дубініна26 сентября 2015, 23:26
Весь багаж человека, которому предстоит уйти из этого мира, умещается в его сердце.
Ни вклады, ни недвижимость, никакая собственность, видимая и осязаемая, не будет взята им с собой.
Только то, что построил в своей душе, что взрастил в ней.
Это самая простая и великая тайна, которая давно открыта человеку, но так пока что и не принята им.

Как важно это помнить...

Владислав26 сентября 2015, 21:35
Царство Небесное тебе, Илья!
Моли Бога о прощении грехов наших!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Андрей Мизюк

Новые материалы

Выбор читателей

×