Чему можно научиться у 14-летнего мальчика, прикованного к инвалидной коляске? Оказывается, очень многому — терпению, умению радоваться жизни, любви к Богу и ближнему. Наш постоянный автор священник Андрей Мизюк попытался разгадать тайну «самого популярного человека на Земле».
Когда-то на просторах Интернета я увидел удивительный коллаж из фотографий людей разного возраста: от младенца до пожилого человека. Они были изображены в различных жизненных ситуациях: радостные, спешащие куда-то, с кем-то общающиеся, мечтающие… А под каждой из фотографий была подпись: «Слишком мал, чтобы думать о Боге», «Слишком молод, чтобы думать о Боге», «Слишком занят, чтобы думать о Боге», «Слишком стар, чтобы думать о Боге». И еще одна фотография — отдельно. На ней — надгробие и подпись: «Слишком поздно, чтобы думать о Боге».
Нет, это не ошибка, не какой-то отдельный случай — это наша жизнь, в которой мы так часто пролетаем мимо чего-то очень важного. Сколько нас таких, у которых всегда есть какие-то «слишком», оправдывающие неспособность быть честным по отношению к самому себе. Честным — в смысле осознающим предел своих возможностей, не строящим иллюзий, понимающим, что всему есть свое начало и свой конец. Кто из нас может о себе сказать, что он просто ценит саму возможность быть? Ценит без условий и оговорок. Знает ли кто-то из нас по-настоящему, насколько ценно время? Как прийти умом к очень простому факту: жизнь — это путешествие из небытия в бесконечность, где очень малый отрезок этого пути, «семьдесят и, если в силах, восемьдесят лет», в конце концов решает всё и навсегда?..
Что может сделать человек в этой непростой и опасной дороге? Заработать много денег? Подчинить себе стихии? Заставить врачей работать на свое бессмертие? Но ведь это даже не бег по скользкой горе наверх, а обычный самообман. Разве жизнь человека не подобна одному календарному году, в котором уместились все четыре сезона, начиная от юности и цветения и заканчивая седыми снегами и старостью? Тогда что же проще? Неужели нельзя хотя бы исходя из этого оценить свои возможности и время, подаренное нам?
Может, всё дело в том, что современный человек не способен на одиночество — одиночество в хорошем смысле этого слова — и потому просто не имеет времени быть наедине с самим собой, необходимого для такой оценки. Он не слышит самого себя — или не хочет слышать. Ему кажется, что все вокруг беспрестанно оценивают его возможности и способности, что он должен бежать, должен успеть, должен взять. Но зачем? Кто готов осознанно дать ответ на этот вопрос? Успеть взять, чтобы дать своим детям? Но дети часто выбирают иной путь, а иногда, увы, и совсем уходят в сторону от родителей. У многих просто нет детей, а кто-то и не собирается заводить семью. Успеть достичь чего-то во благо человечества? Сомневаюсь, что в наше время вообще хоть кто-то ставит себе такую цель. Современный человек часто живет по инерции, при этом думая, что он чем-то управляет и что-то меняет. Ну да, меняет, но чаще всего в худшую сторону. Возможно, потому, что мы не даем в своей жизни места терпению — может быть, тому последнему, что еще способно заставить нас вспомнить о своем истинном предназначении.
* * *
Бежать, успеть, взять… Все это порождает в нас постоянное нетерпение. Это вообще какое-то всеобщее состояние в наши дни. Вот в храм приходит человек — опустошенный, слабый, раздраженный. Он жалуется на то, что у него все испортилось, ничего не получается, работы нет, семья разваливается. Когда начинаешь разговаривать и искать причины, то оказывается, что на самом деле никто не виноват, только он сам. И говоришь ему: «Может, Вам надо изменить взгляд на проблему? Ведь можно совершенно справедливо жаловаться, к примеру, на высокую температуру и кашель, но что толку, если не видится за ними болезнь, которую надо скоро и неотложно лечить?». Но человек не хочет увидеть ситуацию такой, какая она есть, потому что не хочет терпеть даже самого себя. А ведь принятие и разрешение неприятностей и проблем — это путь к избавлению от чего-то более страшного. Пока еще болит, тревожит человека, побуждая к действию, то, что потом будет неизменно и окаменело. Помним ли мы, что и сердце способно умереть, продолжая свои функции как орган?..
Нетерпение проявляется во сем, оно есть в каждом из нас. Мы видим развитие событий в одном ключе, а Господь показывает выход совсем в другом — но мы отвергаем этот путь как слишком долгий и трудный. Говоришь запутавшемуся в жизни человеку: «Ну ладно, навалилось всё это на тебя, с кем не случается. Но посмотри: ты сам, на своих ногах пришел сегодня в храм, у тебя есть руки, работает голова, твои дни не сократила тяжелая болезнь. Есть люди, которые всё еще рядом с тобой и терпят тебя, измени к ним отношение, попроси прощения у тех, кого обидел, прости и сам». Человек задумывается и… уходит. Этих разговоров было множество, и очень в немногих случаях люди действительно принимали то, что им говорилось. Но ведь это сущая правда: ничего нельзя изменить только по дороге на кладбище. Во всем остальном всегда есть шанс на перемену.
Стерпеть — но как? Быть честным с самим собой. Всё, как и было сказано выше. Осознать и не отчаиваться. Даже если все отвернулись, всё рухнуло и ничего не получается. Замереть и увидеть себя. А еще — понять, что закон «не верь, не бойся, не проси» — это путь в никуда. Ведь это тюремный закон — почему он тогда так легко прививается в души вполне свободных людей? Этот постулат давно уже вышел из-за решеток, он пришел в общество, в офис, в семью, он стал общеупотребительным. А не верят, не боятся, не просят — потому, что не терпят. Если человек верит и просит, то он терпеливо надеется. А тот, кто терпеть не хочет, рассчитывает на какую-то удачу, случайность, везение…
Именно терпение делает всё в жизни человека в полном смысле этого слова своевременным, потому что он с доверием принимает то, что дает ему в этот момент жизни Господь. И нет уже места этому постоянному беспокойству: может быть, еще слишком рано? не будет ли потом слишком поздно? успею я чего-то достичь или не успею?
* * *
Взять хотя бы этот удивительный пример. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Эта бездетность вызывала как минимум порицание со стороны окружающих, хотя жизнь супругов была достойна и благочестива. И так — многие и многие годы. Почему это испытание не довело их до отчаяния?
Возможно, все дело в надежде, в способности ожидать благого дара и тогда, когда по всем земным меркам надеяться на него уже поздно. Но главное — в доверии Тому, Кто самым удивительным образом разрешает всё во благо. И доверие этой немолодой пары Богу было таково, что именно в их семье, от их плоти родилась Девочка, Которой суждено было впоследствии вместить Невместимого, спеленать и положить в убогих яслях Богомладенца, Творца мира и времени, Царя веков. И какова была радость этих родителей! Она была великой, настоящей и, самое главное, благодарной. Плодом их жизни стало не только рождение долгожданного ребенка, но и смирение, которое украсило их души, сделав их не просто родителями Богородицы, но и образцом величайшей добродетели. Да, так и есть: праздник Рождества Пречистой Девы Марии, если вдуматься, еще и торжество смиренной, боголюбивой и терпеливой души, во всем следующей Богу, доверяющей Ему, претерпевающей, но не отчаивающейся. А Пресвятая Богородица не только восприняла добродетели от родителей, но и сделала их совершенными. Именно высоту смирения, терпения и послушания мы видим в Ней — в Благовещении, в Рождестве, у Креста на Голгофе и в самом Успении. Все заключено в простой фразе: «Да будет Мне по слову твоему». Как научиться сказать эти слова сердцем и принять всё, что Им дано?.. Я знаю того, кому это оказалось по силам.
* * *
У блоггера и организатора благотворительного фонда «Дедморозим» Дмитрия Жебелева есть удивительный и печальный рассказ о мальчике-сироте, жившем в доме инвалидов где-то под Пермью, который в одночасье вдруг стал «самым популярным в мире». Спросите: как? Нет, он не сделал ничего особенного, не встал на ноги, не совершил чудо, не побежал… Он даже не выздоровел. Просто он принял свой крест и свою тяжелую болезнь от Бога как свой, именно свой путь в этой жизни, не обвиняя никого в том, что он именно такой. Он радовался тому, что у него было. И добрые люди рассказали о нем своим друзьям, а те — своим. Ко дню рождения Илье со всего мира полетели письма и открытки — в невиданных для поселковой почты объемах. У Ильи была амиотрофия Дюшена, и он знал о том, что скоро умрет. «Не пойму, почему люди боятся смерти? Вот я счастливый человек — все мои желания исполняются! И умирать не страшно… А ты привезешь мне помидоры?»
Чуть позже автор блога написал о смерти мальчика: «Самый популярный человек на Земле умер 19 августа. Сегодня мы едем по разбитым дорогам Кизела за грязно-зеленой “буханкой”, которая везет его в последнее путешествие. На местном кладбище несколько казенных гробовщиков с перегаром закапывают Илью в глиняную жижу. Деревянный крест, сломанная пластиковая табличка с его именем, датами жизни, смерти и грязь. Из человеческого здесь только слезы Лены и сорок белых роз Наташи».
Нерадостная жизнь этого человечка продолжалась всего 14 лет. Нерадостная потому, что понятно: с такой болезнью жить крайне тяжело. Нет повода для радости. Но он умел радоваться. Умел, как не умеют многие здоровые и сильные. И Илья, несомненно, победил. Он ушел в день Преображения Господня, чтобы обрести покой и всю полноту истинной жизни. Память о нем стала частью нас — тех, кто однажды о нем узнал и будет о нем молиться.
Весь багаж человека, которому предстоит уйти из этого мира, умещается в его сердце. Ни вклады, ни недвижимость, никакая собственность, видимая и осязаемая, не будет взята им с собой. Только то, что построил в своей душе, что взрастил в ней. Это самая простая и великая тайна, которая давно открыта человеку, но так пока что и не принята им.
Газета «Православная вера» № 18 (542)
Ни вклады, ни недвижимость, никакая собственность, видимая и осязаемая, не будет взята им с собой.
Только то, что построил в своей душе, что взрастил в ней.
Это самая простая и великая тайна, которая давно открыта человеку, но так пока что и не принята им.
Как важно это помнить...
Моли Бога о прощении грехов наших!