28 сентября 2015 года в Доме Правительства РФ под председательством вице-премьера России Ольги Голодец состоялось очередное заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. Главной темой обсуждения стал вопрос о развитии инклюзивного подхода в сфере образования и социальной защиты населения.
«В настоящее время у нас, в России, обучается 481 тысяча детей с ограниченными возможностями здоровья, и большинство этих детей обучается в обычных общеобразовательных организациях. 159 тысяч детей учатся в инклюзивных классах общеобразовательных организаций, но это не значит, что у нас нет проблем, — сказала Ольга Голодец. — Педагоги все время жалуются на трудности с получением своевременной консультации по работе с такими детьми. Но факт остается фактом: инклюзия нарастает в нашей системе образования, и мы должны принимать это в расчет».
В своем выступлении член Совета епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил, что к правильному восприятию инклюзивного образования необходимо готовить как педагогов, так и родителей здоровых детей. «Очень часто ребенка-инвалида воспринимают как некую тяготу, некую сложность, которую надо терпеть и с которой надо смиряться. Но это не так. На самом деле здоровые больше нуждаются в присутствии детей-инвалидов, чем инвалиды — в помощи здоровых людей», — сказал викарий Святейшего Патриарха. Он напомнил слова аввы Дорофея, который утверждал в своих «Душеполезных поучениях», что больной больше благотворит ухаживающему за ним, чем наоборот.
«Человек должен уметь любить не только внешнюю красоту, не только общаться с теми, кто ему интересен, но и с теми, кто нуждается в его помощи и поддержке, — подчеркнул духовник православной службы помощи «Милосердие». — Общение с этими людьми помогает обратить внимание на внутренний мир человека, который у детей с ограниченными возможностями часто бывает богаче, чище, целомудреннее, чем у их сверстников».
Викарий Святейшего Патриарха отметил, что «необходимо включить в курсы основ религиозных культур и светской этики тему восприятия людей с ограниченными возможностями и правильного к ним отношения».
На заседании также обсуждались вопросы о роли социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. «Перечень социальных услуг, предоставляемых НКО, нуждается в дополнении, — сказал председатель Синодального отдела по благотворительности. — Некоммерческая организация тратит деньги на специальные занятия, на аренду помещения и на прочие расходы, которых нет в обычном государственном учреждении. К сожалению, пока еще нет того государственного заказа, который в полной мере покрывал бы затраты на работу с особенными детьми, помогал бы развивать систему инклюзивного образования и инклюзии в широком понимании этого слова».
По словам Ольги Голодец, на протяжении последних нескольких лет в России отмечается рост детей, которые обучаются в инклюзивных классах. В 2012-2013 учебном году инклюзивно обучалось 137 тыс. детей, за последние три года количество детей с ограниченными возможностями здоровья выросло на 21 тыс.
Сегодня успешно развивается программа «Доступная среда». «К концу 2015 года в 20% школ России будут созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще несколько лет назад эта цифра была не более 4%. Но этот вопрос должен быть подконтрольным, чтобы не было формального подхода», — отметила Ольга Голодец.
На заседании были отмечены регионы, обеспечивающие опережение выполнения программы «Доступная среда» по итогам 2014 года: Тамбовская область, Хабаровский край, Ленинградская область, Астраханская область и Красноярский край.
Ольга Голодец напомнила, что сегодня в России заработал новый федеральный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. «И на его основе сегодня формируются программы повышения квалификации. В 2015 году запланированы курсы повышения квалификации более 10 тыс. специалистов психолого-медико-педагогических комиссий», — сообщила вице-премьер.