Москва, 20 ноября 2015 г.
19 ноября 2009 года в московском храме апостола Фомы был убит священник и известный миссионер отец Даниил Сысоев. Неизвестный в маске вошел в храм и произвел не менее четырех выстрелов в настоятеля и регента. От полученных ранений отец Даниил скончался в больнице в 00.15 следующего дня. Позднее СКП РФ завил о раскрытии преступления — предполагаемый убийца был найден и убит при задержании.
Днем памяти отца Даниила стало 20 ноября — день его смерти. Традиционно в это время проходят различные мероприятия, посвященные его имени, пишет «Фома».
Отец Даниил был настоятелем столичного храма апостола Фомы на Кантемировской и одним из самых известных в новейшей истории Церкви миссионеров. Он основал Школу Православного Миссионера, сам активно проповедовал. В частности, отец Даниил рассказывал много о православии мусульманам, устраивая даже публичные диспуты и отвечая на интересующие людей вопросы.
В этом году вечер памяти иерея Даниила Сысоева в честь 6-летия его мученической кончины состоялся 8 ноября в Знаменском Синодальном соборе Нью-Йорка. Среди принявших в нем участие были: митрополит Илларион (Капрал), супруга отца Даниила Юлия Сысоева, друг и соработник отца Даниила иерей Георгий Максимов, сокурсник отца Даниила протоиерей Дионисий Поздняев, руководитель фонда иерея Даниила Сысоева Сергей Станиловский, переводчик трудов отца Даниила Дьякон Нафан Уильямс.
Протоиерей Дионисий Поздняев — сокурсник и друг отца Даниила, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге рассказал «Фоме» о прошедшей встрече и своих воспоминаниях об отце Данииле и общем деле:
«Я был рад принять участие в этой встрече, впервые прошедшей за пределами России. Учась еще в семинарии, мы с отцом Даниилом часто и подолгу говорили о вопросах миссии. Это были и как теоретические беседы, так и разговоры о том, что Церковь в России обрела все возможности к миссионерскому служению и оно коренится в самой ее природе. Одной из замечательных черт отца Даниила была уверенность в том, что в Церкви преодолеваются национальные замкнутость и ограниченность. Церковь дает человеку метаязык и возможность понимать, принимать и любить другого. Его взгляд на Миссию был чужд подходу «учительства свысока». Одной из тем этих бесед был Китай. Отец Даниил не считал, что в наше время, когда в принципе не осталось православных государств, стоит думать не столько о просвещении народов, сколько о проповеди для спасения конкретных людей — и число их не так уж важно, хотя оно и определяет успех Миссии. Соглашались мы и в том, что в современном мире Миссия должна быть свободна от политики или идеологии того или иного государства. Говорил он и о том, что далеко не всегда культура может быть помощницей в служении Миссии. Отец Даниил был глубоко убежден в том, что патриотизм (он делал различие между патриотизмом как неоязыческой идеологией и чувством ответственности за свою страну) препятствует служению Миссии. Слово Божие самоценно — оно не нуждается в том, чтобы ему придавалось дополнительное значение через поиск его созвучий с «ценностями» в аксиологических системах тех или иных народов. Отец Даниил собирался посетить наши приходы в Китае. Готовясь к этой поездке, он предпринял и самое длинное свое путешествие. Летом 2008 года мы встретились с ним в Иркутске для миссионерской работы с группой китайских паломников. Для них это общение было очень важным. Все они немало с ним говорили как о личных духовных вопросах, так и о Миссии в Китае. Тогда же мы с отцом Даниилом приняли решение о переводе его «Закона Божьего» на китайский язык. Потихоньку эта работа идет, на настоящий момент мы издали его главу «О молитве» как отдельную книгу. Сегодня в Китае многие почитают отца Даниила за его кончину праведника. Для православных китайцев он действительно олицетворяет образ высокого самоотверженного церковного служения, которое живо в Русской Православной Церкви».