Откровенная, наглая и неприкрытая ложь

«Опять статья про Алексиевич! – возмутится читатель. – Сколько можно уже писать про эту бесталанную русофобку!» Или, если из морального мазохизма этот текст вдруг решит почитать поклонник Алексиевич, то его первой мыслью, соответственно, будет: «Ну когда уже тупым ватникам надоест лить грязь на современного классика, последнюю совесть нации!».

Признаюсь и тем и другим – я до вчерашнего дня вообще не собирался что-либо писать про госпожу Алексиевич, потому что на момент вручения ей Нобелевской премии полностью забыл о существовании такого человека. В конце 80-х я, как и большинство интересовавшихся политикой подростков, читал журнал «Огонек» и, безусловно, должен был что-то слышать об этом авторе. Но забыл. И фразу «У войны не женское лицо» привык слышать от Егора Летова, а не видеть на книжной полке.

Решение Нобелевского комитета почему-то не вызвало желания ознакомиться с творчеством Алексиевич – так же как с произведениями китайца Мо Яня. И знание о том, что Марио Варгас Льоса или Иосиф Бродский являются нобелевскими лауреатами, не заставляет перечитывать этих авторов чаще или реже.

Но, разумеется, все понимают, что к человеку с Нобелевской премией, за какие бы заслуги он ее ни получил, будут прислушиваться больше, чем к гражданину без оной.

В конце ноября Алексиевич дала обширное интервью барселонскому таблоиду La Vanguardia. На сайте «Инопресса» были опубликованы выдержки: «Путин создает православный халифат», «Лукашенко – абсолютный монарх», «большевики оставили после себя лужи крови». Ничего нового или необычного.

Редакторы «Инопрессы» предусмотрительно вырезали пассаж, где лауреат рассказывает о своей «недавней поездке в Москву». Я, признаться, увидев в «Фейсбуке» перевод, сперва решил, что это фейк, клевета на лауреатку. Нашел первоисточник, сверил текст. Цитирую:

«Совсем недавно я была в Москве и решила сходить в храм на службу. Вижу возле собора большое количество полицейских, бойцов подразделений по борьбе с беспорядками, много народу. Думаю, что-то случилось: нападение или еще что-то такое. Но мне говорят: «Нет, сеньора, мы собрались помолиться во славу русского ядерного оружия». Представляете? Помолиться за русское ядерное оружие! Полиция, политики и военные! Это отвратительно!

На другой день сажусь в такси, водитель меня спрашивает, православная ли я. «Нет», - отвечаю. «Тогда извините, вам придется освободить машину, поскольку это православное такси, и мы обслуживаем исключительно православных».

Вечером пошла в театр и вижу группу казаков с нагайками, требующих отменить спектакль по Набокову. И это я говорю всего о нескольких днях в Москве. Вы понимаете – красный человек жив! Мы должны от него избавиться!»

Первое ощущение, что автор бредит. Но ради интереса я решил проверить, вдруг и впрямь в некоторые такси перестали сажать без прочтения «Символа веры», возле театров дежурят казаки, а в храмах вместо икон – ядерные ракеты?

И вот что выяснилось. Действительно, в 2012 году в Санкт-Петербурге какие-то казакитребовали отменить спектакль «Лолита», правда, не в театре, а в музее. Больше ни одного похожего случая не было.

А в 2010 году оператор позиционирующей себя православной службы такси «Московская тройка» действительно отказался принимать заказ у ведущего радио «Серебряный дождь», который, имитируя кавказский акцент, просил забрать его от мечети. После этого руководство «Московской тройки»публично извинилось за «грубое нарушение принципов работы службы» и объявило об увольнении оператора. И снова никаких зафиксированных поисковиками рецидивов.

Наконец, ни одного упоминания о молебне во славу именно ядерного оружия найти не удалось, а вот молебны просто «во славу русского оружия» проводятся регулярно на протяжении последних сотен лет во многих городах России. Единственное, что более-менее похоже на описанное Алексиевич, – это состоявшийся в 2007 году в храме Христа Спасителя молебен и концерт в честь 60-летия ядерного оружейного комплекса России. Опять-таки других мероприятий подобного рода не нашлось.

То есть вы поняли. Все три события имели место. Но они происходили с разницей в несколько лет, в разных городах, не так, как это рассказано, и совсем не с Алексиевич! «Несколько дней в Москве», за которые якобы это все с ней случилось, откровенная, наглая и неприкрытая ложь.

Для наглядности приведу пример, как бы выглядел рассказ Алексиевич о посещении Америки.

«На днях я была в Нью-Йорке и решила посетить их знаменитые башни-близнецы. Стою на смотровой площадке и вижу, как в соседнюю башню врезается самолет. Только успела спуститься – как самолет врезается ту башню, на которой я только что была. Представляете? На следующий день участвовала в марафоне, как вдруг взрыв, кровь, оторванные ноги. Это отвратительно! Вечером, чтобы развеяться, пошла в театр, подходит мужчина со странной прической, представляется Дональдом и спрашивает, не мусульманка ли я. Ответила, что мусульманка, и тут меня скрутили и выслали из США. Рабовладелец жив, и мы должны от него избавиться!»

Или представьте рассказ о том, как Алексиевич «на днях» посещала Францию и была свидетелем того, как утром расстреляли «Шарли Эбдо», вечером «Батаклан», а потом ее не пустили в кафе, потому что она еврейка (в бельгийском франкофонном Льеже владелец кафе в прошлом году вывесил объявление о том, что собак там приветствуют, а евреев нет). Вывод антисемит жив!

В последних двух случаях отдел фактчекинга La Vanguardia вряд ли пропустил бы интервью за явной ложью, или сопроводил бы редакционным комментарием про богатую фантазию писательницы. Потому что про теракты в США и Франции все слышали и помнят, когда они происходили. А про события в zagadochnaya Rossiya кто ж знает, что тут у нас в тайге среди медведей на самом деле творится.

Если кто-то из читателей хорошо владеет испанским или каталанским, то может попробовать написать в редакцию, что нобелевская лауреатка их обманула. Даже интересно, что ответят, если ответят.

Я не читал ни «документальные» книги Алексиевич, ни ее нобелевскую речь. Мне хватило трех абзацев из каталонской газеты, чтобы понять – она врет. Для того, чтобы понять, что рыба протухла – не надо есть ее целиком, достаточно понюхать жабры. Если Алексиевич врет в малозначительном интервью – значит, она врет и в остальном.

И остается только процитировать Козьму Пруткова, который не получал никаких премий и вообще не существовал, но уже третий век остается одним из гениальнейших русских писателей.

Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Антон Крылов

Источник: Деловая газета «Взгляд»

1 декабря 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга16 декабря 2015, 13:14
Это не случайность, похоже... это принцип писательский - собрать негатив и сгустить...
У прп. Паисия Святогорца есть поучение о разделении людей на мух и пчел - пчела и на свалке найдет цветок и соберет нектар, а муха... муха и в прекрасном саду найдет кучу....
Валерий15 декабря 2015, 12:56
Антон, вы во всём правы, кроме одной существенной детали :) Насчёт доверия испанцев к этому тексту. Почитайте их комменты на той же странице, думаю, они вас удивят и порадуют :) Испанцы и прочие иностранноязычные хором уличают Алексиевич во лжи! Процентов 90 коментов - за то, что писательница попросту лжет.
ольга козлова15 декабря 2015, 04:19
«Я с Бродским лично не знаком…»[16], перекликаясь с формулировкой времён травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..»...
Светлана15 декабря 2015, 03:32
"Пастернака не читал. Но осуждаю."
Скоро уже 100 лет исполнится этой знаменитой чудовищной фразе, но похоже этого невежества не искоренить.
Вы же православный, автор. Бога побойтесь.

А впрочем, он Вам за все и воздаст. По делам Вашим.
Татьяна Ярмошевич14 декабря 2015, 10:38
Самая лучшая статья по этой теме. Замечательная своей краткостью и точностью. Спасибо.
Чръный человек13 декабря 2015, 23:36
Ребята, с принципом "не читал, но осуждаю" надо бороться решительно. Если уж автор берёт на себя функции рецензента, то он просто обязан прочитать то, то он берётся судить. А иначе судить он будет не текст и не автора текста, а лишь свои домыслы.
Леонель Бейо13 декабря 2015, 15:22
Да Антон Вы правы. Когда у человека нет нравственности то этот человек готов на все чтобы своим хозяевам угодить. Я могу на испанский перевести ваше письмо. Куда его отправить. В какую редакцию писать.
Leonel Bello13 декабря 2015, 15:20
Да Антон Вы правы. Когда у человека нет нравственности то этот человек готов на все чтобы своим хозяевам угодить. Я могу на испанский перевести ваше письмо. Куда его отправить. В какую редакцию писать.
Галина13 декабря 2015, 13:53
Столько суеты вокруг пустого места. Мне кажется так очевидно, что через несколько лет её никто не вспомнит, а её произведения уйдут в небытие. И это пройдёт... А её ложь... Здесь настолько прозрачно и глупо все, ни один россиян в этот бред не поверит. Ну или тот, кто здесь бывает.
TAMARA MANELASHVILI13 декабря 2015, 12:07
У СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ ЕСТЬ ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ "ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ МОЛИТВА."ВОТ НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ -"Три дня я жила у своих московских знакомых. Они мне говорили: бери кастрюлю, бери миску, бери все, что надо...Я варила бульон из индюшки, на шесть человек. Шесть наших ребят..Пожарников... Из одной смены... Они все дежурили в ту ночь: Ващук, Кибенок, Титенок, Правик, Тищура. В магазине купила им всем зубную пасту, щетки, мыло. Ничего этого в больнице не было. Маленькие полотенца купила... Я удивляюсь теперь своим знакомым, они, конечно, боялись, не могли не бояться, уже ходили всякие слухи, но все равно сами мне предлагали: бери все, что надо. Бери! Как он? Как они все? Они будут жить? Жить... (Молчит). Встретила тогда много хороших людей, я не всех запомнила... Мир сузился до одной точки... Укоротился... Он... Только он... Помню пожилую санитарку, которая меня учила: "Есть болезни, которые не излечиваются. Надо сидеть и гладить руки". "Девятого мая...Он всегда мне говорил:"Ты не представляешь, какая красивая Москва! Особенно на День Победы, когда салют. Я хочу, чтобы ты увидела".Сижу возле него в палате, открыл глаза:- Сейчас день или вечер?-Девять вечера.-Открывай окно! Начинается салют!Я открыла окно. Восьмой этаж, весь город перед нами!Букет огня взметнулся в небо.-Вот это да!- Я обещал тебе, что покажу Москву. Я обещал, что по праздникам буду всю жизнь дарить цветы...Оглянулась - достает из-под подушки три гвоздики. Дал медсестре деньги -и она купила.Подбежала и целую:Мой единственный! Любовь моя!" -" На радуницу все сюда рвутся. До одного. Каждый хочет своего помянуть. Милиция по спискам пропускает, а детям до восемнадцати лет нельзя. Приедут и так рады возле своей хаты постоять... В своем саду возле яблони... Сначала на могилках плачут, потом расходятся по своим дворам. И там тоже плачут и молятся. Ставят свечки. Висят на своих заборах... Что на оградах у могилок... Бывает, что и веночек положат возле дома... Повесят белый рушник на калитке... Батюшка молитву читает: "Братья и сестры! Будьте терпеливыми!""- На кладбище берут и яйца, и булки... У кого что есть... Каждый садится возле своей родни. Зовут: "Сестра, пришла тебя отведать. Иди к нам обедать". Или: "Мамочка ты наша. Папочка ты наш. Татуля." Зовут души с неба... У кого в этот год умерли, те плачут, а у кого раньше, те не плачут. Поговорят, вспомнят. Все молятся. Кто не умеет, тоже молится. - Только ночью не плачу. Ночью по мертвому плакать нельзя. Солнце зайдет уже не плачу. Помяни, Боже, душечку их. И Царство им Небесное!"
TAMARA MANELASHVILI13 декабря 2015, 11:58
От Иоанна святое благовествование.ГЛАВА 8.Иисус же пошел на гору Елеонскую.А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями:Ты что скажешь?Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.И опять, наклонившись низко, писал на земле.Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Игорь Белов13 декабря 2015, 08:10
? Чудная статейка. Дочитывать не приятно. Да она такая. ЗАЧЕМ такие статьи здесь публиковать. Ради пиара и зарплаты она готова на многое, ну пусть даже это ее личное убеждения. Вот какое нам до этого дело? Посмотрите в коментах - сколько негатива Вы пробуждаете в людях.
Не ужели ради пиара и Вы идете той же дорогой.
Nino Chikobava13 декабря 2015, 01:52
Честно говоря, полагаю, что все же такую чушь Алексиевич сообщить газете не должна была. Скорей поверила бы в ложь той газеты, где напечатано интервью.
Что касается премии...Не знаю насчет "Времени секонд хэнд", но "У войны неженское лицо" книга грустная и серьезная. Ну так нам, тогдашним подросткам, показалось. Это не был бестселлер, но по ней мы в школе поставили пьесу, которая пользовалась большим успехом. Правда, там была и музыка Баха, и стихи Рождественского и Вознесенского.
Некоторые и Бунина считают русофобом, не говоря уж о Тургеневе, который посмел жить и работать в Европе (полно таких).
Просто, может Нобелевку я бы отдала другому автору.
13 декабря 2015, 01:31
А чему удивляться?
Светлана Алексиевич. Очерк "Меч и пламя революции". Журнал Неман. №9 за 1977

"И все вещи: письменный прибор из рабочего кабинета Феликса Эдмундовича, его телефон, книги, фотографии, письма — вдруг обрели для меня глубокий человеческий смысл. Появилось такое чувство, что тот, о чьей изумительной жизни они свидетельствуют, рядом, и слышно живое, теплое дыхание его...

Ловлю себя на мысли, что мне все время хочется цитировать самого Дзержинского. Его дневники. Его письма. И делаю я это не из желания каким-либо образом облегчить свою журналистскую задачу, а из-за влюбленности в его личность, в слово, им сказанное, в мысли, им прочувствованные.

Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — "меч и пламя" пролетарской революции."
Вадим12 декабря 2015, 23:21
Да контра она. Враг Отечеству. Ну не чего посмотрим кто кого
алексей карпухин12 декабря 2015, 22:51
данный гражданин известного государства! !!!!за это получил всяческие посулы и выгодные льготы! клеветники все одним ценником определяться! продано!!!!!!!!
Андрей Такмазьян12 декабря 2015, 22:13
А почему не может быть, что каталонская журналистка ошиблась, не так поняла, да просто переврала интервью, наконец? Ведь так часто бывает. Почему сразу винить писательницу?
Евгений12 декабря 2015, 21:42
Бог ей судья! Разве такие ущербные люди, как Алексеевич, достойны, чтобы их упоминали? Дай ей, Господи, возможность осознать грехи и покаяться
12 декабря 2015, 21:21
Хорошо написано. Но кто мне объяснит, почему два ведущих православных портала (православие ру и правмир) выдают абсолютно противоположные мнения на счет Алексиевич? Хотя и так понятно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×