Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Почему Алексиевич?

    

Итак, лауреатом Нобелевской премии 2015 года стала Светлана Алексиевич (р.1948). Ожидаемо для букмекеров Ladbrokes, которые оценивали её шансы как 5/1. И в то же время — неожиданно. Ибо было слишком много пунктов, по которым Алексиевич никак не могла получить эту премию. Однако получила…

Алексиевич — автор книг «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд», которые считаются документальными. В связи с «Цинковыми мальчиками» против неё было подано несколько исков — от тех, кто воевал в Афганистане, и от матерей погибших «афганцев» (из судебного иска Тараса Кецмура: «…все, что изложено С. Алексиевич в газетной статье и в книге „Цинковые мальчики“, — вымысел и не имело места в действительности, так как я с ней не встречался и ничего ей не говорил».). Некоторые из этих исков были удовлетворены. Притом общественность, которую тогда, в начале 1990-х, принято было называть демократической, громко кричала о «политическом судилище».

То, что Нобелевская премия бывает не в меру политизирована, хорошо известно. Особенно по отношению к русской литературе. Но всё-таки её русских лауреатов — Бунина, Пастернака, Шолохова, Солженицына, Бродского — награждали, исходя не только из политической конъюнктуры, но и из литературных достоинств. Случай русскоязычной Алексиевич, которую, правда, наградили как белорусскую писательницу, — уникален и удивителен.

Наградили Алексиевич с формулировкой — «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». А что её «многоголосое творчество» часто просто придумано, причем придумано довольно однообразно, этого Нобелевский комитет как бы и не заметил. Или, может, и правда, не заметил?

Последнее достижение Алексиевич, благодаря которому она и попала в кандидаты на премию, — «Время секонд хэнд», заключительная часть проекта «Голоса Утопии». Книга охватывает два периода нашей истории — 1991−2001 (часть первая), 2002−2012 (часть вторая). Цель автора — показать homo soveticus и запечатлеть следы советской цивилизации. Характерны названия главок: «Про то, что мы выросли среди палачей и жертв», «О времени, когда всякий, кто убивает, думает, что он служит Богу», «О людях, которые сразу стали другими после коммунизма». Но это пусть…

Главная беда — ощущение фальши, которое остаётся после чтения этого вроде бы документального повествования, вроде бы verbatim и non-fiction. Речи обыкновенных людей, записанные на диктофон, поражают воображение — люди говорят так, будто пишут дурную, тенденциозную публицистику: «Геополитика пришла к нам в дом. Россия распадается… Скоро от империи останется одно Московское княжество…» «Советское время… У Слова был священный, магический статус. И по инерции на интеллигентских кухнях еще говорили о Пастернаке, варили суп, не выпуская из рук Астафьева и Быкова, но жизнь все время доказывала, что это уже неважно…» И т.п.

Homo soveticus предстаёт со страниц этой книги в лучшем случае безнадёжными лузером. Он гордится честной бедностью, новой жизни не знает, её не принимает и знать не хочет. Для него

чтение «Доктора Живаго» и др. — главное в жизни. Один из плохо придуманных эпизодов книги — молодая женщина с больным ребёнком в больнице: «У меня всегда был под мышкой „Архипелаг ГУЛАГ“ — я его в ту же минуту открывала. На одной руке умирает ребенок, а в другой — Солженицын. Книги заменяли нам жизнь. Этот был наш мир».

Чаще же этот homo soveticus — редкостный подонок и сволочь. Так, переживший оккупацию еврей (в Белоруссии) рассказывает, как он впервые услышал слово «жид» — именно от советских людей, своих соседей. И советские крестьяне на евреев доносили. И советские партизаны над евреями издевались… Нет, немцы, конечно, тоже присутствуют — всё-таки война, гетто, — но как-то по касательной. А некоторые даже проявляют человечность: так, один немец, поняв, что мать рассказчика — русская, посоветовал ей не прыгать в общую яму-могилу.

Бывший энкавэдэшник-палач вспоминает: «…на войне я отдыхал. Расстреливаешь немца — он кричит по-немецки. А эти… эти кричали по-русски… Вроде свои… В литовцев и поляков было легче стрелять. […] Мы все в крови… вытирали ладони о собственные волосы… Иногда нам выдавали кожаные фартуки… Работа была такая. Служба».

А вот и лихие 90-е, в вспоминания о которых почему-то вмешивают Сталина: «Каждое утро во дворе находили труп, и уже мы не вздрагивали. Начинался настоящий капитализм. С кровью. Я ожидал от себя потрясения, а его не было. После Сталина у нас другое отношение к крови… Помним, как свои убивали своих…»

Сегодняшний день не лучше. Армянка, беженка из Баку, говорит дочери, которая хочет«походить по Красной площади».«Туда не пойдем, доченька. Там — скинхеды. Со свастикой. Их Россия — для русских. Без нас».

Ошибки в мелочах тоже свидетельствуют против подлинности. Так, некто неизвестный («Из уличного шума и разговоров на кухне (2002−2012)») рассказывает о том, как он в 1993 году, отвечая на призыв Егора Гайдара к «москвичам, всем россиянам, которым дороги демократия и свобода», пошёл к Белому дому и там вроде бы таскал раненых. Однако те, кто отвечал на призыв Гайдара, не могут не знать, что он призывал прийти и спасать демократию не к Белому дому, а к Моссовету.

Есть места совсем уж несуразные. Вот несчастная мать вспоминает о любимом сыне, в 14 лет покончившим с собой. И уснащает свой рассказ множеством стихотворных цитат — от обэриута Введенского до Высоцкого. Читает стихи и «Василий Петрович Н., член коммунистической партии с 1922 года, 87 лет» (в версии 1993 года — с 1920 года, но это пустяки). Он же наизусть (!) воспроизводит пассаж из романа «Что делать?», будто бы своего любимого. А для придания разговорной живости этой слишком уж литературной речи то здесь, то там вставлены ремарки: «Из-за кашля опять неразборчиво»; «Почти кричит»; «Удивленно» и т. п. Но это дела не спасает.

Есть места совсем уж невероятные. Женщина, у которой в Чечне погибла дочь («Олеся Николаева — младший сержант милиции, 28 лет»), вдруг вставляет в свою историю длинную историю воевавшего в Чечне офицера, которого случайно встретила в электричке. Излагает её она от его имени и в художественных подробностях: «Стоит старый чеченец и смотрит: нас полная машина дембелей. Смотрит и думает: нормальные русские парни, а только что были автоматчики, пулеметчики… снайперы. . И его самобличения эта женщина будто бы слово в слово запомнила: «Можно многое себе позволить… Ты — пьяная скотина и у тебя оружие в руках. В голове — один сперматозоид… …Работа палаческая… Умирали за мафию, которая нам еще и не платила».Ну и как можно поверить в то, что несчастная мать действительно всё это запомнила и рассказала на диктофон! И вот что интересно: Алексиевич даже не пытается придать своим сочинениям хотя бы правдоподобие, она напрочь лишена художественного слуха.

По Алексиевич, мы — фашисты, бандиты, стукачи, палачи, иногда жертвы или идиоты с томиком Солженицына под мышкой… Это такой сильно ношеный секонд хэнд из мифологии, которую принято называть либеральной. Предисловие к книге Алексиевич назвала «Записки соучастника», вроде бы смиренно признавая, что она — тоже homo soveticus. Но это всего лишь еще один художественный приём, ничего по сути не меняющий. Скорее — усугубляющий дело.

Потому что перед читателем не verbatim и не non-fiction, а беллетризованная публицистика, за которой проступает глобальная — пропагандистская — неправда.

А ведь если судить по восторженным откликам в СМИ или, скажем, в Facebook — ей верят. Хотя, сдаётся, что на самом деле далеко не все из её почитателей её читатели. Скорее, здесь действует принцип: «Не читал, но приветствую», обратный известному: «Не читал, но осуждаю».

Литераторы, дающие комментарии событию, исходят из некоего общего представления о трудах Алексиевич: дескать, вот документ, голоса реальных людей, последняя правдаи т. п. И главное её достоинство — то, что в либеральных кругах считается гражданской позицией. А именно: какое-то глубинное отвращение к России … И это бы ладно, не любит и не любит. Любить не заставишь. Но ведь и лжет на каждом шагу, исходя из этой нелюбви.

И причем тут литература? И причем тут журналистика? Книги Алексиевич — не более чем фейки, правда, необычно большого объёма.

Награждение Светланы Алексиевич — это демонстративное попрание и эстетики, и этики. И всё лишь ради того, чтобы бросить в сторону России еще одну информационную бомбу… Ну, может, еще, чтобы сделать книксен перед батькой Лукашенко. Так или иначе, но плата за престиж Нобелевской премии несоразмерная.

Виктория Шохина

Источник: Свободная пресса

12 октября 2015 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 58 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юлия12 декабря 2015, 23:52
В статье совсем нет христианской терпимости и любви, есть злоба,зависть и навешивание ярлыков. В книгах и выступлениях Алексиевич много правды. Русофобства я не увидела,зато любви и безграничного христианского сострадания очень много, им ее книги пронизаны. И уж совсем смешно читать про книксен Лукашенко,который воспринял это награждение, как личную обиду.
Марина Бирюкова13 октября 2015, 20:58
Согласна с автором статьи и считаю, что такие тексты могут и должны появляться на православном сайте. Мы на земле живем. Мы в своей стране живем и в мире. Нельзя нам бояться "мирского", нужно учиться реагировать на него так, чтобы реакции не вступали в противоречие с нашей верой.
Тамара13 октября 2015, 19:58
Огромное спасибо автору статьи.Как замечательно все разложено по смысловым полочкам. Искренне поражаюсь удивлению тех, кто обнаружил эту публикацию на православном сайте. А что. православные не участвуют в общественной жизни,не работают преподавателями,не должны иметь сформированное мнение по злободневным вопросам современной жизни. Лично я с облегчением вздохнула -так сразу все стало на свои места.Меня буквально томила фальшь публицистики новоиспеченного Нобелевского лауреата.
Ия13 октября 2015, 18:21
Я согласно с автором статьи, что сгущать краски не - это все-таки не тот литературный прием, который можно приветствовать в книге с подобным содержанием. К сожалению, автор статьи сама допустила ряд ошибок. Я думала, что там правда какая-то неудачная книга вышла. А теперь вот сама захотела уже ее прочитать. Талантливая. Может быть, дело в другой исторической реальности в Беларуси?
Екатерина13 октября 2015, 14:42
Я всегда очень ценила и уважала (и до сих пор уважаю) этот сайт за прекрасные духовные советы и наставления. Но почему такая статья здесь? Вместо того чтобы говорить о духовной жизни, смирении и покое, мы читаем о мирских политических рассуждениях которые только разжигают гнев и осуждение. Очень печально.
Александр Рудаков13 октября 2015, 12:36
Спасибо за статью ! Не в бровь,а в глаз!
Евгения13 октября 2015, 11:04
Хорошие книги у Алексиевич. Честные и с любовью к простым людям. А по логике автора статьи - и Достоевский Россию ненавидел. У него в книгах тоже всякое творится. От зависти все это...
Алла13 октября 2015, 10:18
читать на христианском сайте статью полностью посвященную мирскому... нобелевской премии... оказалось внезапно. просто даже немыслимо. весь язык статьи просто вопиет о том. что ей здесь не место. тем не менее она тут. снова и снова проверяю - да, я на сайте православие.ру.
что тут творится?
Elena Lukjanova13 октября 2015, 08:04
Я одного не понимаю: КАК можно жить с такой ложью, КАК? Как смотреть в глаза людям? Как вставать, ходить, пить чай, улыбаться?Мне нестерпимо стыдно! Только за то, что, быть может, на мой ответ, что я из Беларуси, мне могут сказать теперь: "Так это у вас там эта Алексиевич?" Для меня, честное слово, загадка: КАК эта женщина может спокойно жить, зная, что она предала свой народ, свою историю, завоевав себе имя ложью? А знаете, это яркий пример, что темные силы не дремлют и помогают своим ставленникам. Наверное, Алексиевич если не стало, то скоро станет таким же именем нарицательным, как Иуда.
Виталий12 октября 2015, 21:50
Для меня Нобелевская премия по литературе окончательно потеряла всякий авторитет . Непонятно , по каким творческим , художественным ,критериям выбирают её лауреатов . Чем творчество той-же Алексиеевич для мировой литературы более значимо , чем , к примеру , творчнство Гранина , Евтушенко или недавно ушедших от нас Астафьева и Белова ? Тем , что таких авторов тяжелее заставить плясать под чужую дудку ?
Анна12 октября 2015, 15:12
нобелевская премия была столько раз обесценена, что во многих случаях уже примерно понятно почему ее кому-то присудили. неприятно конечно, когда в одном ряду лауреатов такие разные авторы, но то хорошо, что хоть не у нас она присуждается.
действительно, почему же в российском варианте обязательным признаком либерала является его нелюбовь к Родине, вернее стране, которую он хает, но продолжает жить в ней и получать с нее дивиденды (грабить). почему не к Родине - вот не уверена, что у либералов есть такое понятие. им же везде хорошо, где "свобода" и "демократия". а только вот может кто-то ответить на такой вопрос: почему либералы в Америке любят Америку и ругают Россию, либералы в Англии любят Англию и ругают Россию, а либералы в России любят кого угодно, вне зависимости и ругают Россию?
Дмитрий, который пишет про сгущение красок и правоту обсуждаемого автора: Вы хоть у какого-нибудь зарубежного либерала видели такое отвращение к его собственной Родине? мне кажется, что все эти "либеральные" труды только от одного этого факта не должны восприниматься всерьез. никем и никогда.
Эдуард12 октября 2015, 14:43
Литературная блудница! Стоит ли внимание обращать?
дмитрий12 октября 2015, 14:30
Возможно Светлана Алексеевич многое сгущает в своих произведениях,как и Солженицын, но сложно не согласиться что ряд изложенных ей фактов были.........
Иоанна12 октября 2015, 13:09
Вопросительный знак в заголовке я бы убрала. Ответ в статье обозначен очень верно:"глубинное отвращение к России". И еще добавлю. Именно такой нобелевский лауреат нужен ко вчерашним выборам в Белоруссии. Так что:два в одном.
Автору - благодарность за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×