Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Прощание с годом литературы

    

Возле кровати – комод, тот, в который «за рубашкой полезешь – и день потерян». Тумбочки у меня нет. Комод вместо нее, и на нем – книги. Они любят вырастать в стопки, в подобия зиккуратов, потому что всё кажется важным и всё хочется иметь под рукой. Протянул руку – вот тебе и письмо Татьяны к Онегину. Еще раз протянул – вот тебе и басня «Свинья под дубом». Недавно, проснувшись, скольжу взглядом по корешкам: Крылов, Пушкин, Чуковский, Оруэлл, Ильин. Святые угодники! А ведь авторы все покойники. Все они усопшие, за исключением Дугина (из тех, что у меня сейчас на комоде). Какое-то говорящее кладбище с вкраплением редких живых голосов.

Страшно? Ничуть не страшно. Потому что «смертию смерть поправ» и прочее. Не страшно, но интересно! Это попросту доказательство бессмертия души. «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». При помощи телефона говоришь с тем, кто сейчас жив, только его не видно. При помощи книги тоже говоришь с тем, кто жив. Только жив так, что не следит уже за красой ногтей, не кутается в бобровый воротник и не откупоривает шампанского бутылку. Ну и что? Не такая уж важная вещь – пилочка для ногтей или пробка от шампанского. Куда важнее потерять ногти, но сохранить голос и разговаривать ежедневно в течение столетий с читателями, по числу превосходящими население Российской империи во времена оны.

На комоде не только книги вырастают в стопки. На комоде среди прочего хлама (чашка, часы) еще лежит мобильник. Никогда до сего дня не противопоставлялись и не связывались для меня эти вещи – телефон и книги. Сегодня подумалось мне, что они одновременно союзники и антагонисты. Союзники, потому что с их помощью разговаривают. Антагонисты, потому что телефон работает здесь и сейчас, а книга тянет кабель гораздо дальше. Жаль только, что телефон дает возможность и говорить, и слышать, а книга – только слышать. Не скажешь же ты Чуковскому: «Расскажите-ка подробнее об отце Владимира Познера, как вы с ним в доме Мурузи, что в Петрограде, после революции теорию стихосложения изучали». Или Оруэллу: «А ведь вы, милейший, тоже на Большого Брата работали, не так ли?»

В общем, стоит печалиться об отсутствии обратной связи с автором, и если кто-то из фантастов решится на этот труд, то я дарю идею возможного рассказа или повести.

Библиотека. В библиотеке, известно, книги, но не только. К каждой книге пришит кармашек, в кармашке – SIM-карта. Прочитал книгу – и звони автору, если понравилось. Звони Вальтер Скотту, звони Ницше, звони Гомеру. Обсуждай, спорь, критикуй. Времени у них много, и течет оно, наверняка, иначе. Голоса одних авторов будут перекрываться криками и стонами, других – согласным и радостным пением. Звонки модерируются некоей специальной службой неземного, но доброго происхождения. Звонки хулиганов, любителей поругаться и посмеяться отключаются моментально. Такая вот идея пришла ко мне при взгляде на заваленный книгами комод. Интересно представить, кто о чем бы спросил и кто в ответ что бы услышал.

Человек сам по себе – книга, людьми не прочитанная. Только Богом. От корки до корки. А люди…

Книга – телефон, книга – кладбище. Человек сам по себе – книга, людьми не прочитанная. Только Богом. От корки до корки. А люди… «И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего». Отсюда: кладбище – это библиотека непрочитанных книг. Ходишь, бывало, среди могил и благодаришь Творца за то, что ничего не понимаешь. Ведь если бы понял, сколько великого и смешного лежит под каждым могильным камнем, то не смог бы вынести этого и малое время. А так – можно прогуливаться и читать эпитафии. Но поэты правы: мир – погост, и был бы он глухонемым погостом, если бы не слово записанное и прочитанное. «На мировом погосте звучат лишь письмена». И особое чувство – побывать на могиле того, чьими книгами зачитывался. На могиле Достоевского в некрополе Невской Лавры. На могиле Розанова в Гефсиманском скиту…

Мой следующий год тоже будет годом литературы. И следующий после следующего… Иначе мы просто задохнемся от немоты

А уходящий год у нас был Годом литературы. А следующий год будет Годом кино. И хоть я к кино не совсем равнодушен, даже совсем неравнодушен, мой следующий год (если он будет) тоже будет годом литературы. И следующий после следующего (дай Бог, чтобы и он был) тоже будет годом литературы. Иначе мы просто задохнемся от немоты и будем что-то беззвучно кричать друг и другу и отчаянно жестикулировать. Со стороны это будет похоже на бессмысленную ссору строителей Вавилонской башни, на полную утрату коммуникации.

Температура заставляла меня то впадать в сон, то тревожно просыпаться. Я спал, и снилось мне, что в метро никто не играет в тетрис, но все читают бумажную книгу; что возобновилось массовое издательство толстых журналов; что в обществе шумят литературные дискуссии и что поэт опять «в России больше, чем поэт». Я просыпался и, еще ни разу не шелохнувшись, но только открыв глаза, скользил взглядом по корешкам книг на комоде: Чехов, О'Генри, Гоголь. До встречи в Новом году, и мир вашему праху.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 949 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Задумайтесь над текстом» «Задумайтесь над текстом»
Писатель Сергей Котькало
«Задумайтесь над текстом» «Задумайтесь над текстом»
Беседа с писателем Сергеем Котькало о малых тиражах и большой литературе
Почему Андрей Платонов готов был писать ради пятерых читателей? Большие ли тиражи были у Пушкина? Как меняют отношение к слову современные технологии?
«Учитесь правильно читать!» «Учитесь правильно читать!»
Александр Ужанков
«Учитесь правильно читать!» «Учитесь правильно читать!»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
О том, как читать русскую классику. И о том, что именно из русской классики нужно непременно прочесть.
Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе О литературе
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Литературные взгляды Оптинских старцев и их исполненные мудрости оценки творчества русских и мировых писателей позволяют нам составить правильное, духовное представление о литературных произведениях и звучат для современных литераторов как духовное завещание и напутствие.
Комментарии
Поэт Сергей Каныгин21 февраля 2016, 03:41
Без Пушкина, Крылова и всех прочих мы все бы очень много потеряли.
Поэт Сергей Каныгин
тамара30 января 2016, 22:07
ДА,КНИГИ-ЭТО ЖИЗНЬ И ЕЁ ИЗУЧЕНИЕ.КАК ЖАЛЬ,ЧТО СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ ОТ ЭТОГО ДАЛЕКА.А КАК МЫ ДОСТАВАЛИ(именно так) ЭТИ КНИГИ,СОБИРАЛИ МАКУЛАТУРУ,ЗАПИСЫВАЛИСЬ В ОБЩЕСТВО КНИГОЛЮБОВ.И ЧИТАЛИ....И ЧИТАЛИ.....А ТЕПЕРЬ МОЖЕМ ЧИТАТЬ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯТЫХ ОТЦОВ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ.О.АНДРЕЙ,ПИШИТЕ,ПИШИТЕ.....А МЫ С НЕТЕРПЕНИЕМ БУДЕМ ЖДАТЬ,А ПОТОМ С РАДОСТЬЮ ЧИТАТЬ!!!!!
Наталия28 января 2016, 12:55
...А если о литературе и потребности полемизировать с великими...
Братья Стругацкие в романе "Хромая судьба" используют этот прием для построения своего текста - в качестве персонажа и "собеседника" выступает М.Аф.Булгаков.
Наталия28 января 2016, 12:35
о.Андрей!Спасибо за Ваш труд - смотрите, что Вы натворили своей статьей :)
Достаточно давно также в комментариях данного портала я похвалила "Полет над гнездом кукушки", а один читатель "осадил" меня, написав, что не достойно для христианина тратить время на "пьески".. Попыталась спорить - меня действительно задело, но вспоминаю, не поверите, о том случае до сегодняшнего дня. Спасибо тому человеку, до меня дошло, но значительно позже. А написал тот человек примерно то же, что и Юрий Яников в этих комментах. Спасибо и Вам, Юрий! Мои размышления по поводу как-то оформились:
Мера. Она у каждого своя. Мера воцерковленности, мера участия/присутствия в земной жизни + еще, наверное, семья/эпоха/страна. По этой мере и процент литературы духовной и мирской человек для себя определяет и КАЖДЫЙ случай уникален и индивидуален. Баланс со временем видоизменяется (или нет) и тогда "тянет" больше в ту или иную сторону.
(Если не ошибаюсь) монахиня Нина (Крыгина)(замечательны ее беседы на Youtube), имеющая в прошлом научную степень по психологии, замечательно сказала по поводу ухода от земной жизни:"Мне захотелось пить из первоисточника".
Спасибо за повод к размышлению!
Читательница (Подмосковье) 8 января 2016, 18:56
«Творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп.» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»).
Павел З. 4 января 2016, 23:03
Удивительно... Батюшка, Вы показываете себя совсем с другой стороны! Читалось с удовольствием, почти со всем согласен. Спаси Господи! Отмечу только, что с книгами, по-моему, действительно можно разговаривать и даже спорить, даже опровергать заблуждения. А со святыми отцами не поспоришь. Поэтому тех, кто здесь говорит: православному лучше читать авву Дорофея, я тоже понимаю. Сам давно никаких книг, кроме духовных, не читаю, не то, что раньше.
Юрий Яников 4 января 2016, 21:47
Уважаемая Галина ! А давайте лучше восславим Господа, имеющего Промысел Свой о всякой твари, в т.ч. и о нас, грешных!
А потом тихо улыбнемся тому, что человек, которому Вы прописали фамусовское культурное кредо, несёт церковное послушание по заведованию достаточно крупной православной библиотекой благочиния. В которой, помимо Св.Отец и Пушкин ,и Гоголь, и Крылов и не только они, имеют своё место на полочках. Простите за искушения словом.
Евгения 4 января 2016, 20:08
Юрию Яникову. Очень даже замечательно ходить куда попало, может быть даже и в компании с Ницше. Святые Отцы всё выправят. Освобождение от заблуждений трудно переоценить. А в целом, браво, Юрий!
Юрий Яников 3 января 2016, 23:47
Уважаемая Читательница! Спасибо за вразумления и вообще отзыв на комментарий. Никак не хочу с Вами спорить и пытаться доказывать своё, как я и написал – субъективное мнение . Русская литература и в частности Достоевский могут быть «детоводителем ко Христу», душ, малогрешных, относительно целомудренных и не очень сложных …(коих немало образовалось в советский период). Русская литература вообще поднимает планку человека культурного достаточно высоко. И конечно, её ,литературы, воспитательное значение – неоспоримо… Русская литература – «код» для общения ищущих Истину и её сюжеты могут иметь такие же направляющие к Богу пути, как и Евангельские зачала… Это понятно и верным ,и эллинам и иудеям …
«Несвятых святых» прочел в прошлом году…Осталось светлое чувство тихой радости, бывающее на престольных праздниках в селах и маленьких храмах . А сюжетов уже и не помню …. и потому, наверное, что нахожусь совсем не в начале жизненного пути…
Ещё раз прошу не воспринимать моё, совершенно не нужное мнение, как попытку утверждения какой-то истины. О.Андрей как-то сожалел о невозможности поминовения на проскомидии Иосифа Бродского. Мне остаётся сожалеть о невозможности его перечитывать, разве что вспоминать ,вдруг, после прочтения притчи о десяти прокаженных – « Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность.»
И всё же – «… подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.»(Мтф. 13;) Просто всему свое время и время всякой вещи под небом….
Спасибо Ирине и Елене, за добрые слова, а паче спасибо о.Андрею, что благодаря его замечательной статье, мы вспоминаем о Господе и милости Его, в предверии Великого Праздника!
Галина И. 3 января 2016, 22:41
Уважаемый Юрий Яников! Слава Богу за Вашу веру и Ваше горение быть только с Богом и в Боге. Но, к сожалению, Ваше мнение напоминает фразу грибоедовского героя: "Собрать бы книги все да сжечь". Но только что это- любовь к Истине или проявление фанатизма, элемент инквизиции? Скажите, разве райское блаженство человека заключается лишь в любви и знании, которые даны ему от Бога? Бог- Творец, "Христос есть полнота, наполняющая все во всем" (св. ап. Павел).И Бог ожидает от человека творческого труда, творческого вдохновения: ведь в самом начале Он привел всех животных к человеку, чтобы тот дал всем им имена.Творчество есть изначальное свойство человека, и вместе с любовью и знанием оно составляет царственное священство. Сама по себе культура, творчество, искусство без Божьего света - это " нас возвышающий обман" (Пушкин), властитель псевдокультуры- - сатана.Но существует и христианская, возвышенная культура, создающая духовно- нравственные ценности, призывающая к высокому и прекрасному, вырывающая из плена вечной суеты и "мировой скорби".
Читательница (Подмосковье) 3 января 2016, 20:39
Уважаемый Юрий Яников! Мне понравилась стилистика Вашего комментария. Хорошо пишете, - наверное, благодаря Пушкину, Достоевскому, Бродскому, Гёте…) Можно и "возлюбить пост, молитву», и читать хорошую художественную литературу - одно другому не мешает. Соглашусь, что литературная классика уже не интересна обретшим Истину, но подготовить душу к Её обретению хорошая литература может. Если правильно читать, - и в художественной литературе можно найти Заповеди Божии (даже и у Чехова с Горьким), можно научиться различать добро и зло. Всякое произведение литературы, поднимающее морально-нравственные, я уж не говорю – духовные – проблемы, - от Бога. Разве мало духовной поэзии в русской литературе?! Конечно, кто уже давно прочитал всю литературную классику, и «увидел грехи свои», выучив чуть ли не наизусть душеполезные поучения аввы Дорофея, можно уже ничего не читать, а совершенствовать молитвенную практику. Но тем, кто в начале жизненного пути, – не следует ограничивать и обделять себя. Вы, наверное, и против чтения «Несвятых святых»,) а почитайте отзывы на эту книгу, - и увидите, скольким людям эта книга открыла Бога и развернула жизнь на 180 градусов.
Вера Куксова 3 января 2016, 18:34
С Новым годом, Протоиерей Андрей!
Здоровья Вам и благоденствия
Спасибо за статью.
С уважением,
Вера
Елена 3 января 2016, 14:54
Ответ Ирине."... Но когда я пришла к Богу - как отрезало. Сейчас я практически не читаю художественную литературу, мне это не интересно. ....В настоящее время труды старцев намного интереснее, хотя и сложнее для восприятия. Потому что именно там я нахожу ответы на многие недоумения и сложности современной жизни. Прошу, не подумайте, что я такая гордячка, говорю только о том, что есть в реальности. Прошу лишь совета и вашего мнения: может, я в прелести, ведь сам этого не осознаешь?" Ирина, я тоже не могу читать худ.литературу, только духовную и религиозную...Не думаю,что мы в прелести!....
Галина Б. 3 января 2016, 14:53
Достоевский умер, но, удивительное дело, слово и мысль его живы. Пусть в качестве протезов или подсказки. Если бы мы все начинали с аввы Дорофея, то все бы были в монастыре. Но в миру и без Пушкина: "... на свете счастья нет, а есть покой и воля.." - никак нельзя. Ему бы еще пару лет жизни и он сумел бы красиво сформулировать в чем же пойкой и воля. И без Бродского нельзя: "Смерть - это все машины, смерть - это рай и ад, смерть - это все мужчины, галстуки их висят...". И без Цветаевой нельзя: "Уж сколько их упало в эту бездну, развёрстую вдали, настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли..". И, если талант прорезался, закапывать его никак нельзя. Неисповедимы пути Господни.
Раз уж затронули литературу, хотелось, чтобы отец Андрей прокомментировал "Обитель" Прилепина З. Или кто-нибудь дайте ссылку на хороший комментарий или рецензию, за недостатком времени читаю только Православие.РУ. "Обитель" купила, дорого, прочла, теперь думаю, кому подарить.
Елена 3 января 2016, 14:40
Доброго дня!АБСОЛЮТНО согласна с Юрием Яниковым! Без чтения Святых Отцов даже самая великая мировая литература не воспринимается ПРАВИЛЬНО и глубоко! А чтение Святых Отцов без ведения правильной духовной жизни невозможно! Поэтому,да,сначала,пост,молитва,покаяние,причащение Тайн Святых,а уже потом можно и лезь вдебри мирового "великого"!А НАСТОЯЩЕЕ великое-это то, что Святым Духом писано, а стяжают его ДАЛЕКО не все желающие!...Званных много-избранных мало!...А подобное к подобному притягивается!И ПОНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО(!) то, на что твой внутренний человек дорос в жизни духовной! Мой личный окончательный поворот к Богу произошел со слов Феофана Затворника"Духовное горение сердца ко Господу есть любовь к Нему, Она загорается от прикосновения Господа к сердцу-вот это и должно быть предметом искания!" И только потом я плакала над словами Федора Тютчева:"Когда пробьет последний час природы,Состав частиц разрушится земных,Все зримое опять покроют воды-и Божий лик отобразится в них!" Всех с НАСТУПАЮЩИМ РОЖДЕСТВОМ и наступившим Новым Годом! Здоровья тела,души и духа!
Ирина 3 января 2016, 13:13
Уважаемый брат во Христе Юрий Яников! Спаси Вас Господи за Ваш комментарий. Благодаря ему мне кое-что стало более понятно. Как наставлял святитель Игнатий Брянчанинов, православный на своем жизненном пути должен руководствоваться не только святоотеческой литературой, но и прибегать к советам преуспевшей братии. Храни Вас Господь! С уважением.
Наталья 3 января 2016, 08:52
Уважаемый о. Андрей,

Поздравляю Вас с Новым Годом! Духовных и телесных сил Вам и Божией помощи во всех Ваших делах и начинаниях в новом году! Спасибо за Ваши книги, проповеди, статьи и беседы, огромную просветительскую работу в России, а также для соотечественников за рубежом! Спасибо за Вашу любовь к людям и к русской литературе! Храни, Спаси Вас Господь!

Вера-46 2 января 2016, 21:57
Какая пронзительная тема!
"Человек сам по себе – книга, людьми не прочитанная. Только Богом. От корки до корки."
Спаси вас Бог, отец Андрей!
Юрий Яников 2 января 2016, 21:44
Осмелюсь напомнить уважаемому о.Андрею его слова из радиопередачи(по памяти) – «если человек слушает шансон, а потом перестает его слушать и начинает ходить в консерваторию на концерты классической музыки – это путь вверх. Но если человек ходит в православный храм, ведёт православную жизнь, а потом оставляет храм и начинает ходить на симфонические концерты – это путь вниз…». Человеческая культура и цивилизация это ведь тоже часть Вавилонской башни, одна из целей которой – «составить себе имя». Культура, искусство, литература – что как не протезы для немощной человеческой души, иногда помогающие «аще хощу, аще не хощу» в Богообщении… Но разве Господь хромого усаживал на коляску с сенсорным управлением, слепому устанавливал линзы, кровоточивой дарил прокладки, а с бесноватыми проводил курсы психотерапии? Разве Господь заставил учеников высечь на пещере четверодневного Лазаря – «Лазарь жил, Лазарь жив, Лазарь будет жить ?» Конечно больному нужны протезы, чтобы добраться до больницы, где исцеляет Истинный Врач, но потом какая в них необходимость ? Русская литература это великое чудо в истории, хотя бы потому, что она говорит о смысле жизни… И Феодор Михайлович мой любимый писатель с 9-го класса советской школы…Но ….Достоевский умер(следовательно предстал пред Господом) – а я ещё нет…. И Господь говорит своему ученику – «пусть мёртвые хоронят мёртвых». У тех ,кто обрел Истину и увидел грехи свои «безчисленные, как песок морской», нет время уже ни на Пушкина, ни на Достоевского, ни на Бродского, ни даже на Веничку Ерофеева, с его определением теории и практики…
Путь к Богу – это практика, литература(и самая блестящая) – это теория ,ведущая,кстати, куда попало. Великая человеческая культура может быть уподоблена афинскому рынку, по которому бродил Сократ, смотрел на удивительные товары, созданные человеческим искусством и приговаривал «сколько в мире хороших вещей…(и после паузы) – которые мне не нужны…»
Спасибо о.Андрей за Ваши замечательные статьи и проповеди , простите за мое «мудрование от ветра головы своей», понимаю,что оно очень субъективно, тем паче что и от любви к литературе тоже, претерпел многочисленные падения в своей жизни( от Федора Михайловича в частности…).
Осмелюсь заметить, что любить литературу и искусство – право душ малогрешных и относительно целомудренных… Прочим же, желательно возлюбить пост, молитву и чтение Св.Отец, авву Дорофея например…(всяко посильнее Гёте!)..
И каждый год нашей жизни да будет годом Христа.
ольга 2 января 2016, 21:33
прочитала-как глоток живого воздуха из окна в жизнь, где небо и земля рядом или даже смешались Спасибо
Ольга 2 января 2016, 00:02
Батюшка прав! Не может и не должен быть только год литературы - должна быть ЖИЗНЬ литературы!
Елена Абаева. 1 января 2016, 23:45
Отец Андрей, разрешите поздравить Вас с Новым годом! Я стараюсь читать Ваши статьи и слушать проповеди. Когда с кем-то говорю во Львове о Вас, то мне рассказывают, что Вы или кого-то венчали, или отпевали. Вы нас объединяете, просвещаете, даёте советы. Мы Вас помним, с радостью ждём встречи. Спаси, Господи, Вас и Вашу семью.
Марина Жердева 1 января 2016, 22:40
Спаси Господи батюшка.Желаю Вам быстрее поправиться в новом году и продолжать радовать нас столь неординарными и искренними проповедями с новой силой!!!
Ирина 1 января 2016, 17:51
Мне прекрасно знакомо это чувство, переданное автором в статье. Но со мною произошло вот что: я много читала, не осознавая в то время, что все чувства и переживания, изложенные авторами в своих произведениях - это настойчивые, порой мучительные, порой сознательные, поиски Бога. Особенно это чувствуется в русской классической литературе. Но когда я пришла к Богу - как отрезало. Сейчас я практически не читаю художественную литературу, мне это не интересно. Не подумайте, что это снобизм, я говорю совершенно искренно. В настоящее время труды старцев намного интереснее, хотя и сложнее для восприятия. Потому что именно там я нахожу ответы на многие недоумения и сложности современной жизни. Прошу, не подумайте, что я такая гордячка, говорю только о том, что есть в реальности. Прошу лишь совета и вашего мнения: может, я в прелести, ведь сам этого не осознаешь?
Елена 1 января 2016, 17:41
"Жить среди книг
хотя б и не читая,
лишь ощущать присутствие вблизи,
как близость леса
или близость моря -
вот лучшее из одиночеств"- эти слова Юрия Левитанского несколько утишили мое беспокойство по поводу возрастающего количества книг на комоде возле кровати и, увы, убывающего времени для чтения. Протянешь руку - и в ближайшей стопке - "Евангелие дня" протоиерея Александра Шаргунова, книги митрополита Вениамина Федченкова, архимандрита Клеопы и протоиерея Геннадия Фаста,проповеди митрополита Антония Сурожского,"Размышления над Нагорной проповедью" схиархимандрита Авраама, "Беседы о блаженствах" С.Тагуэлла, "Путь к жизни" о.Андрея Ткачева. А еще люблю возвращаться к книжкам о.Андрея "В присутствие Бога" и "Тебе и мне Бог письмо написал". Какое простое и яркое сравнение евангельского отца с образом матери из советских фильмов о войне.
Мой следующий год (если он будет) тоже будет годом литературы. И следующий после следующего (дай Бог, чтобы и он был) тоже будет годом литературы. "Как я сейчас богат! Едва ли кто сравнится со мной в моем богатстве! Отныне здесь мой дом и я в нем жить могу - я чувствую себя в своем кругу и потому спокойно засыпаю..." Царствия Небесного почившим авторам - богословам и проповедникам, храни Господь всех здравствующих и несущих нам Слово Божие и радость встречи с любовью Божией.

Svetlana Ivanova 1 января 2016, 17:37
Спасибо, батюшка! Как всегда, неожиданно и точно, именно о том, о чем подспудно думала... и раз... получила оформление своим мыслям. С Новым Годом, отче!!!
Марина 1 января 2016, 14:07
Спаси Господи, Отца АНДРЕЯ! Когда воцерковлялась читала его книги и плакала об утерянном в жизни и в себе без Господа в сердце. Год литературы не прошел - очень много планов. Очень хочу перечитать русскую классику и начать с "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского С Новым Годом!
Владимир 1 января 2016, 11:19
Прекрасная статья,Хотя нынче к книгам отношение неважное,не так давно нашел возле помойки Искусство книги в Древней Руси 1980 года солидный такой том,Слава Богу не успел сильно размокнуть,Чуть ранее отобрал у соседа МЕРТВЫЕ ДУШИ 1953 года,шикарное издание,правда ручкой почерканное,тоже выбросить хотел,Спас книги
Татьяна-Васильевна Борачук 1 января 2016, 10:16
"Мой следующий год тоже будет годом литературы. И следующий после следующего… Иначе мы просто задохнемся от немоты..." - очень сильно! Говорите, пишите, вразумляйте, отец Андрей! Вашим книгам верят, с Вашими проповедями советуются, как быть, когда не все понятно.
С Новым годом, батюшка!
Всех благ души в новом году!
Храни Вас, Господи!
Елена Киев 1 января 2016, 10:10
Чем больше читаешь, тем окно в мир становится больше, расширяется пространство души,ума, сердца, пространство соприкосновения с любовью,сочувствием, состраданием, поиском смыслов... С хорошей книгой никогда не одиноко. Безмерна моя благодарность тем замечательным людям, чьи книги открыли мне смысл земной жизни.
Огромное спасибо отцу Андрею за то , что он делится своими размышлениями.
Галина Б. 1 января 2016, 03:23
Литература - это праздник, который всегда с нами. С Новым Годом!
Слава Богу за все.
оля 1 января 2016, 03:20
Спасибо за статью! Живы благодаря Господу Богу и русской литературе.С Новым Годом!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×