От редакции: Размещаемые ниже путевые записки об Индии относятся к общению с представителями Маланкарской сирийской православной церкви, которая, несмотря на самоназвание, не является православной, поскольку ее представители отрицают IV и последующие Вселенские Соборы и по взглядам являются антихалкидонитами. Вообще, по мнению современных православных индийцев, ни одна из существующих в Индии церквей не может претендовать на то, что восходит к самому апостолу Фоме, поскольку на протяжении 300 лет после смерти апостола основанная им Индийская Церковь оставалась без священников и зависела от Персидской Церкви, которая в V веке стала несторианской и тем самым от истинной Церкви отпала.
В конце XVI века в страну прибыли португальские миссионеры, которым за 50 лет удалось насильно обратить в католицизм большинство индийских христиан, которые с тех пор стали называться сиро-малабарскими католиками. В середине XVII века значительная часть сиро-малабарцев отвергла унию с Римом и соединились с Сиро-Яковитской церковью (также антихалкидонской), от которой в 1912 году и получила автокефалию.
Интересно, что уже в 1851 году представитель Маланкарской церкви приезжал в Константинополь для переговоров с русским послом о сближении с Православной Греко-Российской Церковью. Начавшаяся вскоре Крымская война (1853-1856) помешала этим планам. В 1933 году в Индию приехал русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский), однако заявленная им цель обращения в Православие всей Маланкарской церкви, а не отдельных индийцев, не была достигнута, и после 18 лет пребывания в Индии, не оставив после себя ни одной православной общины, отец Андроник уехал в США. Заметим, что отношение рядовых маланкарцев к Русской Православной Церкви традиционно дружественное, и уже в наше время Малабарский католикос передал в дар Московскому Патриархату храм Девы Марии в Дели, а с 2006 года было заключено соглашение, по которому любой храм Маланкарской церкви может беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях.
***
Чтобы попытаться понять столь загадочную, далекую и вместе с тем такую близкую Индию, необходимо хотя бы раз там побывать. Мы отправились в дальний путь с целью узнать, как в стране, официальной религией которой является индуизм, рядом с пантеоном его богов сосуществует христианство. И самое главное – как распространяется весть о Христе в современной Индии спустя многие века после проповеди одного из двенадцати апостолов Спасителя – апостола Фомы. В 52 году от Р. Х. апостол прибыл в Индию и основал на земле кокосовых пальм – а именно так переводится название штата Керала – Индийскую Церковь, к которой возводят свои корни все существующие индийские церковные деноминации, одной из которых является Маланкарская ортодоксальная сирийская церковь.
Нам удалось встретиться с Католикосом Маланкарской церкви Василием Мар Фомой Павлом II. В ходе этой встречи он особо подчеркнул желание маланкарских христиан более тесно сотрудничать с Русской Православной Церковью. Так, планируется строительство здания для православных паломников из России. Маланкарцы хотели бы освоить искусство иконописи, так как пока эта традиция здесь мало известна. И действительно, на стенах храма не так много икон – в основном это образа, подаренные Греческой и Русской Православными Церквами. Внутреннее убранство храма сдержанное, можно заметить изображения исконно индийского символа – павлина.
В семинарии, которая находится недалеко от резиденции Католикоса, нас встретил секретарь департамента вселенских отношений Маланкарской церкви отец Абрахам Фома. Он ответил на интересующие нас вопросы:
– Как Маланкарская церковь живет сегодня, как распространяет весть о Христе среди индусов?
– Миссионерский совет церкви проводит в жизнь просветительскую программу, специально разработанную для других частей Индии. Одним из приоритетных направлений является благотворительная деятельность в различных штатах. На данный момент в ведении Миссионерского совета находится несколько проектов: реабилитация умственно отсталых детей, школы для разных слоев общества, детские дома для мальчиков и девочек, отдельные школы и дома для детей, чьи родители страдают от таких болезней, как проказа, СПИД. Во всех этих местах миссионеры читают проповеди, распространяют весть об Иисусе Христе между различными религиозными общинами. Проекты хорошо поддерживаются нашими верующими, особенно из диаспоры.
Вторым не менее важным направлением является «Литургическая миссия» за пределами штата Керала. Издательский отдел церкви предпринял инициативу перевести литургию на различные языки Индии – местный язык, в свою очередь, привлекает членов местных общин. Богослужения и молитвы – мощный «коммуникационный порт», через который христианская вера может быть передана в индийское общество.
– Как маланкарцы преодолевали гонения?
– Наша церковь никогда не подвергалась гонениям со стороны коренных правителей Индии в течение всей своей истории, которая насчитывает 20 веков. Преследователями были римо-католики, которые приплыли в Индию в XVI веке. Они насильно обращали маланкарцев в католицизм. Есть свидетельства, что они сожгли многие из наших манускриптов, написанных на пальмовых листьях. С 1599 по 1653 года мы были под гнетом христиан-латинян, которые провели немало реформ.
– Сколько приверженцев насчитывает Маланкарская церковь сейчас?
– По данным недавних исследований, общее количество приверженцев Маланкарской церкви, включая нашу диаспору, – около 2,5 млн. человек.
Помимо приходов в штате Керала мы имеем приходы также в крупных городах Индии и сельских районах. Наша церковь расширяется территориально и увеличивает число верующих, которые живут не только в Индии, но и далеко за ее пределами: приходы уже есть в Австралии, Новой Зеландии, Америке, арабских странах, на африканском континенте и во многих странах Европы.
– Каковы особые традиции Маланкарской церкви?
– Литургически мы следуем западно-сирийской христианской традиции. История этой традиции восходит к 1665 году, когда мы получили миссионерскую помощь от Сирийской церкви. Мы являемся одной из ветвей семейства древневосточных церквей, в которую входят члены Армянской, Эфиопской, Коптской, Индийской, Эритрейской и Сиро-Яковитской церквей.
Русский взгляд
А теперь хотелось бы поделиться и своими впечатлениями, пока они свежи. Индия по праву считается колыбелью разных религий. Убедиться в этом легко – стоит только проехаться по ее городам: вы заметите необычайную толерантность к любым вероисповеданиям. Неподалеку от индуистского храма стоит мечеть, буддийская пагода соседствует с католической церковью. Если говорить о храмах Маланкарской церкви, то их более всего в городе Коттаям. Поистине чудо почувствовать, что весть о Христе распространилась так далеко, что и века, и расстояния, и исторические перипетии не стали помехой этому.
Впечатление от страны будет неполным, если не рассказать о людях, тут живущих. Внешняя нищета, ветхие маленькие хижинки (естественно, без удобств, привычных нам, и пример тому – море, которое зачастую оказывается единственным местом, где можно помыться), предельно простой быт, болезни как непременный атрибут земного существования человека… Но стоит лишь внимательнее всмотреться в глаза, которые светятся любовью к своей земле, к людям, к любому живому существу, и ты понимаешь: эти люди обладают чем-то ценным и хрупким – они не потеряли детское чувство простоты, отрады и благодарности за все. В Индии забываешь, что есть такое понятие, как эго. Люди ясно осознают и постоянно помнят, что все мы – временная пыль на дороге жизни. Увы, и сам уклад жизни, не только религия, не даст об этом забыть. Так, каждый метр дороги может для автомобилиста, да и для пешехода стать последним – движение неуправляемо, и это заставляет адреналин просто закипать в крови. А индийцы еще и успевают общаться по пути с помощью громких гудков, передающих целую гамму эмоций.
Но все же трудно объяснить то радостное смирение, с каким тянет неподъемную повозку, выше всяких возможностей перегруженную товаром, истощенный «молодой старичок»… А таких людей немало. Каждый претерпевает «свое», и на вопрос: «Как дела?» – ответит: «Слава Богу!» Эти мои слова – о «соли земли»: простых людях.
А контрасты этой страны просто режут глаза. Максимализм – везде. Не знаю, может быть, потому, что внутренний ребенок дает о себе знать и внешне, вы не увидите в Индии только лишь бедность – тяжелейшую нищету, а если богатство – то это нечто необычайное и грандиозное. Причем это всё рядом, по соседству, но никто не чувствует своей ущемленности – по крайней мере внешне это никак не бросается в глаза.
Целую историю может вам рассказать вид, осанка, одежда индийца, а именно: к какой касте принадлежит, адептом какой религии является – в Индии это главное. Даже на многих машинах наклейки, ясно дающие понять, кто водитель – индуист, христианин, мусульманин или буддист.
А когда мы вернулись домой, в Россию, нам показалось, что мы ее и не покидали – настолько схожи менталитеты индийца и русского. Вот почему загадочную русскую душу так тянет постичь индийскую, не менее загадочную и глубокую. Афанасий Никитин тому подтверждение. Что и говорить, все мы на этой земле – братья.