«Придите, благословенные»

Притча о Страшном Суде Притча о Страшном Суде

Притча – самый простой, но и самый глубокий формат обращения Христа к нам. Любая евангельская притча, при всей кажущейся несложности, в силу своей образности содержит для неискушенного читателя опасность увидеть в ней то, чего в ней нет.

Вот, к примеру, притча о Страшном суде. Именно в этой притче Господь очень образно и, с другой стороны, вполне предметно, доступно даже для детей, рассказывает, при каких условиях и на каких основаниях мы можем наследовать Царство Небесное. Однако при своей, казалось бы, предельной ясности она, как и все притчи Христовы, бесконечно сложна. А значит, мы не можем, «покусившись» на простоту притчи, слишком прямолинейно и буквально ее понимать. Это тем более так, что притча эта носит характер пророческий, говорит о событиях будущего, а «говорить о будущем, – как писал известный русский богослов прошлого столетия, – можно лишь образами и притчами. Эти образы не поддаются точной расшифровке и не должны пониматься буквально»1.

Если мы, к примеру, «вооружившись» словами апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва», станем понимать притчу о Страшном суде как содержащую исчерпывающее учение о христианской нравственности, то окажется, что главным в христианском подвиге является социальное (сказали бы мы) служение. Но в таком случае как понимать слова преподобного Симеона Нового Богослова: «В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он от мира, постился ли… и совершал ли в настоящей жизни какие-либо другие добрые дела»2? Или такое утверждение святителя Игнатия, епископа Кавказского: «Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием»3?

Ответ на эти вопросы несложен, поскольку святоотеческая традиция научила нас всякое место Евангелия понимать в контексте Христова учения в целом и прибегать к «разуму отцов» в том или ином вопросе. Что же касается притч, то посреди аллегорий, образов и символов в них порой разбросаны своего рода «маркеры», помогающие нам лучше постичь смысл притчи.

Христос ради тебя сделал неизмеримо больше, поэтому совершать такую малость – добрые дела – ты просто обязан

Приглашая вдумчивого читателя обратиться к святоотеческому толкованию этой притчи, попробуем все же разобраться, действительно ли притча о Страшном суде ставит во главу угла христианского подвига социальное служение во всем разнообразии его проявлений. Когда перечитаем притчу, нам покажется, что действительно так. Царь призывает «благословенных» наследовать Царство, ибо они накормили, напоили, приютили, посетили, одели тех, кто нуждался в их помощи. И, напротив, Царь отсылает в огонь вечный «проклятых», не сотворивших всего этого. Но обратим при этом внимание на то, что в действиях тех и других «участвовал» Он Сам. Это первый «маркер», помогающий нам правильно понять эту притчу. Господь говорит: «Так как вы (не) сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то (не) сделали Мне». Здесь не просто обоснование приговора. Для нас здесь учение. Мировоззрение христианина должно быть христоцентрично. Это означает, что в каждом человеке, с которым ты в своей жизни соприкасаешься, ты должен видеть Христа. Обратился к тебе нищий? Это Христос протягивает к тебе руку и просит милостыню. Просят у тебя одежду? Значит, Христос замерзает, и ты должен Его одеть. Встретился Ты с человеком скорбящим? Это Христос вновь «плачет в Гефсиманском саду», и тебе надо, скинув дремоту, быть с Ним в Его скорби. Ты должен все это сделать, ибо Христос ради тебя сошел с небес, претерпел лютую смерть на Кресте и проторил тебе путь к Небесам. Он ради тебя сделал неизмеримо больше, поэтому совершить эту малость ты просто обязан.

В подобном христоцентризме – основание для верного христианского самовоззрения. Адекватная самооценка в духовной жизни – ключ к ее успеху. А такая оценка может сформироваться у человека только в том случае, если в каждом нуждающемся он увидит Христа и с благоговением и благодарностью окажет Ему помощь, не считая при этом, что он «что-то» сделал. И так это и должно быть: «Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

«Мы рабы, ничего не стоящие…» Почему Господь учит нас так оценивать себя, даже если мы исполним все повеленное нам? Во-первых, потому что наши добрые дела имеют достоинство лишь малой благодарности за то сокровище, которым одарил нас Господь, и малого покаяния за наши бесчисленные согрешения. И во-вторых, наши попытки жить по заповедям скоро убедят нас в том, что мы на самом деле рабы, ничего не стоящие, ибо «тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»4, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Убедившийся в этом человек получит в награду от Бога смиренномудрие, которое только и может быть основанием для истинной праведности. Об этом – второй «маркер» притчи о Страшном суде. Давайте вернемся к ее тексту:

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

«Они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды рубищами»

Почему праведники задают подобный вопрос? Они не видели в страждущих, которым помогали, Христа? Быть не может – это были христианские праведники. Или они забыли о тех добрых делах, которые делали? Ответ – у святителя Игнатия: «Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости»5. Обученные путем следования заповедям смиренномудрию, истинные праведники перед лицом воплощенной Истины и Правды не увидят в себе никакой праведности. И это будет верным залогом их оправдания, ибо «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6).

Так каково тогда значение тех добрых дел, о которых говорит Царь «благословенным»? Наверное, наиболее удачным будет уподобление их кирпичикам. Если дело спасения человека уподобить постройке дома, то все наши добродетели – то же, что строительный материал, кирпичи на строительство «дворца» в Царстве Небесном. Но «фундамент» при этом и «раствор», скрепляющий кирпичики, может быть только один – смиренномудрие. Как дом без раствора, так и «дворец» одними «кирпичами» не построить. И человек, идущий христианским путем, должен хорошо понимать, что его цель – не «сложить “Вавилонскую башню” из кирпичей», но обрести «подобие Христу, как сын отцу»6, а Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29); и если, совершая многие добродетели, христианин с трепетом ожидает услышать обращенные к нему слова: «Приидите, благословенные…», он едва ли их услышит.

1 Георгий Флоровский, протоиерей. О последних вещах и последних событиях. Догмат и история. М., 1998. С. 455.

2 Цит. по: Владимир Башкиров, протоиерей. На пути к Богу. Минск, 2013. С. 117.

3 Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Аскетическая проповедь. М., 2011. С. 51.

4 Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение 1-е в неделю по Богоявлении. О покаянии.

5 Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. Аскетическая проповедь. С. 50.

6 См.: Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 2.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег17 марта 2016, 12:46
Иван, мне кажется, что наш спор исчерпан. Мы выяснили, что мы по разному смотрим на настоящее и видим перед собой разные цели. У нас на приходе есть люди, которые бегают по больницам, и есть и те, кто с четками и "Добротолюбием" сидят на диване. Каждый реализует себя как может и это, по-моему, хорошо... Да?
Иван15 марта 2016, 15:03
Олег15 марта 2016, 11:00 "...иначе приход превращается в собес". Олег, спешу Вас успокоить, Ваши опасения абсолютно беспочвенны! К счастью (или к сожалению), но нам до этого очень и очень далеко. С хорошим собесом можно было бы сравнить протестантские общины в Америке, где благотворительность и деятельное служение ближнему поставлены на высочайший уровень. У нас же абсолютный перекос в другую сторону. Мы очень погружены в собственную "духовную жизнь" и абсолютно не хотим замечать и помогать ближним. Вполне типичная ситуация когда на приходе есть нуждающаяся семья, одинокая мать, еле сводящая концы с концами, одинокий тяжелобольной человек и т.п, но им НИКТО не помогает. Зато все углубленно изучают "Добротолюбие" и упражняются в умном делании. У "бездуховных" протестантов такое нельзя себе даже представить. И кто после этого ближе к евангельским идеалам любви и милосердия? Я понимаю что Вы имеете в виду. Но этот наметившийся перенос в проповеди с внутреннего на внешнее (о котором Вы пишите), в сложившихся условиях, думаю, вполне оправдан. Он призван исправить имеющийся дисбаланс. И к слову сказать, даже этот пугающий Вас перекос в проповеди не сильно помогает. Ведь людей готовых что-то делать среди нас по-прежнему абсолютное меньшинство. От силы процентов 10. А 90 процентов предпочитает упражняться в доброделании сидя на диване с "Добротолюбием" в одной руке и с четками в другой. Никого не хочу, да и не могу осуждать. Я и сам из этих 90 процентов...
Олег15 марта 2016, 11:12
Иван, смотря и читая православные СМИ на тему социального служения Церкви, я слышу только одно: "Но и то надлежит помнить, что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует без добрых дел." Это цитата из слова 18 Симеона Нового Богослова, но, пожалуйста, прочтите все слово и может Вы согласитесь со мной, что остальные 90% этого слова, мы не видим в этих статьях и репортажах, а они (эти 90%) очень важны для спасения. И нельзя добрые дела ограничивать социальным служением, иначе приход превращается в собес.
Иван14 марта 2016, 17:54
Олег14 марта 2016, 09:00 "...вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела!" Олег, ну где же здесь указание на то, что добрые дела могут помешать нам стать христианами??? Тут речь о том, что спастись невозможно без Христа! И добрые дела нужно делать именно во Христе. Суть этого пассажа такова: "...вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него". А заповедь Христову накормить голодного Игнатий Брянчанинов конечно же не пытается упразднить. Кто мешает нам творить добрые дела во имя Христово? Просто очень часто мы свою лень камуфлируем псевдо-набожностью, выискиваем себе оправдания в удобных нам (и не правильно понятых нами) цитатах разных церковных писателей и богословов. А прямую заповедь Того, кто есть Источник всяческих - заповедь одеть нагого и накормить голодного - игнорируем. Что и понятно. В первом случае нам ничего не нужно и уже потому, что мы православные, "не то что прочии человецы", язычники, магометане и т.п. А во-втором случае мы должны встать, пойти и ПОТРУДИТЬСЯ. А это, второе, несравнимо труднее...
Олег14 марта 2016, 10:14
"Мысль о том, что достойным милости от Бога оказывается не совершивший множество дел, а сокрушенный сердцем, поразила современников Христа. Она разрушала веками складывавшиеся представления иудеев о том, что праведен перед Богом тот, кто до мелочей исполняет все предписания Закона и предания старцев. Вместо же этого им предлагалось молитвенное воздеяние рук сокрушенного сердцем человека как средство оправдания перед Богом. Неслыханно!"
Священник Димитрий Выдумкин
«ДВА ЧЕЛОВЕКА ВОШЛИ В ХРАМ ПОМОЛИТЬСЯ»
Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее?
Олег14 марта 2016, 09:38
"Напрасно-ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшия добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела!"
Из письма И.Брянчанинова (явно не к монашествующему)
Иван11 марта 2016, 21:19
Олег, святоотеческая литература, это литература монашеская. Её писали монахи и для монахов. И далеко не всё из неё применимо для жизни мирян. Мы же с вами не живем в тесной сырой келии, не умерщвляем свою плоть и не питаемся двумя смоквами в день. Но у нас есть прямая инструкция от ПЕРВОИСТОЧНИКА: "Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов.
Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; Я искал приюта, и вы не пустили Меня в дом; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в тюрьме, и вы не навестили Меня». Они тоже спросят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или нуждался в приюте или в одежде, или был болен, или в тюрьме, и мы не помогли Тебе?» Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне». (Евангелие от Матфея, гл. 25)
Олег11 марта 2016, 16:06
Иван, Вы правы, "инфантилизм и саможаление" - это точно мой диагноз. Но тему я поднял с целью найти единомышленников, а не убедить Вас и Лену в моей правоте. Мне хочется услышать тех людей, которые относятся к этой и предыдущей статье положительно.
Олег11 марта 2016, 15:59
Лена, к примеру:
"Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или немудрый, сведущий или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, ― если это не способствует к оздравлению души его от немощей ее, суетно все сие и бесполезно для него, и оставляет душу вне царствия небесного, ибо в царствие небесное приемлются только здравые души, не имеющие никакой немощи."
Слово 12
Иван10 марта 2016, 23:24
Олег10 марта 2016, 14:00 "...и Вы несколько о другом, опять же о внешнем". Да нет, Олег, не о другом, а о том же самом. О внутреннем. С внешним то у нас у всех как раз всё в порядке. Руки ноги есть, голова на месте, а мы всё себя жалеем, я птица слабая, у меня внутренняя слабость... А это ни что иное как банальный инфантилизм и саможаление, свойственные нашему поколению.
Елена10 марта 2016, 23:09
Олег10 марта 2016, 13:00 "Нехорошо ставить клеймо на тех людей, которым это не дано. Не стоит их пугать, что они не спасутся". Олег, а кому это не дано??? Вы думаете что есть такие люди которым "не дано" помогать сирым и убогим? Не дано накормить голодного? Не дано посетить больного? А может это мы сам придумываем себе эти "не дано", тем самым оправдывая свою лень и равнодушие? А по поводу "не стоит пугать, что они не спасутся", так это Господь говорит в Своём Евангелие: "Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; Я искал приюта, и вы не пустили Меня в дом; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в тюрьме, и вы не навестили Меня». Они тоже спросят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или нуждался в приюте или в одежде, или был болен, или в тюрьме, и мы не помогли Тебе?»
Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне». (от Матфея гл. 25)
Елена10 марта 2016, 22:55
Олег10 марта 2016, 13:00 "смущает диссонанс между утверждениями прп. Симеона Нового Богослова (или св. И.Брянчанинова) и позицией многих православных СМИ в отношении к социальному служению". Олег, а можно поподробнее, где и в чем диссонанс? Социальное служение Церкви это в первую очередь наша общая помощь больным, старикам, сирым и убогим. Симеон Новый Богослов был против этого? Можете подтвердить это со ссылками на текст?
Макс10 марта 2016, 22:33
Олег10 марта 2016, 14:00: "да, я так считаю, что социальное служение в таком виде, как оно сейчас преподносится, может помешать нам _стать_ христианами". Удобная позиция! Добрые дела мешают стать христианином! Это открывает новые горизонты для самодовольных лентяев с "тонкой душевной конституцией", которые по гордости признать себя просто лентяями не желают. Ведь это значит что именно они то и есть истинные христиане, соль земли! А те, что кормят бомжей на вокзалах и ухаживают за умирающими в хосписах - профаны, понятия не имеющие о том, что такое истинное христианство. Вот ведь любят у нас люди подвести под свою обломовщину какую ни будь высокодуховную базу...
Олег10 марта 2016, 14:25
Иван и Лена, прочтите предыдущую статью этого же автора (только сейчас ее обнаружил), там очень точно описана позиция, которую я разделяю.
Олег10 марта 2016, 14:08
Иван 9 марта 2016, 22:00
"Вы и вправду считаете что социальное служение, т.е. помощь ближним, может помешать нам быть христианами?"
Иван, да, я так считаю, что социальное служение в таком виде, как оно сейчас преподносится, может помешать нам _стать_ христианами. Этому меня научили авторитеты, которым я доверяю.
Песню Никольского я понимал не о физической, а о внутренней слабости... Ваша бабушка и Вы несколько о другом, опять же о внешнем. Этим и страшен был для меня комсомол в конце 80-х, что только внешнее было важно.
И еще. Меня несколько смущает, что социальное служение и помощь ближним для Вас являются синонимами.
Никого не хочу обидеть. :-)


Олег10 марта 2016, 13:55
Лена, я немного не о том. Я спрашивал, есть ли среди читателей православия.ру те, кого смущает диссонанс между утверждениями прп. Симеона Нового Богослова (или св. И.Брянчанинова) и позицией многих православных СМИ в отношении к социальному служению. А к людям, которые занимаются этим делом я лично, если Вам интересно, отношусь хорошо. В фильме "Форпост" показан одаренный человек, который может и хочет этим заниматься. И таких людей много. Нехорошо ставить клеймо на тех людей, которым это не дано. Не стоит их пугать, что они не спасутся. Отец И.Крестьянкин предупреждал, что не стоит брать на себя самодельный крест. Помните? Кого-то жизнь ставит на это служение, а кого-то на другое. И не надо людей с места на место перетаскивать. Да?
Иван 9 марта 2016, 22:32
Олег 9 марта 2016, 16:00 "С социальным служением все с ног на голову перевернули, из Церкви комсомольскую организацию делаем". Олег, и вдогонку. Вы и вправду считаете что социальное служение, т.е. помощь ближним, может помешать нам быть христианами? А может наоборот? Только так мы и можем ими стать? Не на словах, а на деле?
Иван 9 марта 2016, 22:20
Олег 9 марта 2016, 16:00 "Помните у Никольского: "Я - птица слабая, мне тяжело лететь...". Олег, когда-то очень давно, когда я был ещё совсем молодым человеком, я тоже любил Никольского и группу "Воскресение". Да и вообще модно это было. И вот сижу я как-то дома, на диване, бренчу на гитарке и подвываю трагическим голосом: "Я - птица слабая, мне тяжело лететь...". Тут заходит бабушка, она пришла с работы (а работала она, надо сказать, до 80 лет), посмотрела на меня и говорит: - это ты то ПТИЦА СЛАБАЯ?? Да на тебе ПАХАТЬ НАДО! С тех пор много воды утекло, я отслужил в армии, много работал, много передумал и понял: права была бабушка! P.S. Никого не хотел обидеть. Просто осознал на собственном опыте, что чем меньше мы себя жалеем и в себе копаемся, тем лучше и нам и окружающим. А лучшее средство встряски для современных "слабых птиц" мужского пола это трудотеропия. Об этом очень хорошо ещё Соловецкие монахи знали...
Лена 9 марта 2016, 21:36
Олег 9 марта 2016, 16:00 "Я один так думаю?" Да нет, Олег, не переживайте. Вы не один! Наоборот, так как Вы рассуждает у нас большинство. Всё это социальное служение, все эти добрые дела, вся эта помощь больным детям, всё это от лукавого Запада. Нам всё это ни к чему. Мы и без дел спасаемся, одним смирением, неосуждением и "сокрушенным духом". И кстати, нам всё это наше "неосуждение" не мешает между делом осуждать тех, кто хочет хоть что-то делать...
Серафим 9 марта 2016, 19:46
я думаю что делать нужно и то и другое ...лишь бы Христа ради! Добрые протестантские дела творимые ради Христа перестают быть протестантскими только.а самое главное чтобы при этом было смирение вот тогда все будет в порядке!Запомните смирение -это фундамент на котором только и можно творить добрые дела.Иначе...беда!и добрые дела прямиком приведут в ад.
Олег 9 марта 2016, 16:49
Помните у Никольского: "Я - птица слабая, мне тяжело лететь...". Пока не услышал этих слов, я думал, что рожден неполноценным. Большинство людей вокруг искренние, отзывчивые и любвеобильные, а я из тех, кто "ленивый, черствый и эгоистичный". И только читая православных святых понял, что болезнь эта общая для всех людей, но замечается она лучше изнутри. Внутреннее расположение к делу очень важно.

Неделя о мытаре и фарисее только прошла, а Петр считает, что протестанты "с фальшивыми голливудскими улыбками" спасутся. И С.В. не такая (или не такой), как прочие человецы. Но нам нужно не своим умом притчи понимать, а так как делает автор статьи - в толковании святых отцов. А И.Брянчанинову и Симеону Новому Богослову лучше не возражать. С социальным служением все с ног на голову перевернули, из Церкви комсомольскую организацию делаем - все только внешнее, внутреннее отходит на второй план. Поэтому люди и запутались - у святых одно читаем, а на православных сайтах и православном телевидении противоположное. Я один так думаю?

P.S. Никого не хотел обидеть, пытаюсь дискутировать, простите.

А никто не знает, почему Симеона Нового Богослова не переиздают?
Петр 9 марта 2016, 01:14
Для Юрия. Юрий, про любовь это всё правильно, но только вот "вера без дел мертва"(Иак. 2,17). А то мы все такие добрые, и любовь у нас в душе и смирение, но ничего не делаем. А протестанты с фальшивыми голливудскими улыбками (про которые писал С.В.) идут и делают. Кто из нас более оправдан на Страшном Суде будет, как думаете?
Ксения 9 марта 2016, 00:28
Для С.В.: Простите,но по моему вы невнимательно читали проповедь. Где хоть одно слово о том, что не надо делать добрых дел? Речь о том с каким внутренним чувством,настроением их совершать.
И потом вы тоже называете огульно всех черствыми,эгоистичными,ленивыми... Знаете, раз вам не повезло,зачем же делать такие обобщения. Может это какой-то вами урок от Господа,что такие люди вам попадаются?
От всей души желаю вам наконец-то встретить добрых,отзывчивых людей, которые станут помогать.
Вера 8 марта 2016, 15:25
Юрий 8 марта 2016, 07:00 "Так ведь милость оказывать надо по Любви, а не по нужде. И тем более не по принуждению". Так и где у нас эта Любовь? Об этом С.В. и пишет, что люди у нас ни по любви, ни без любви милость не оказывают! И я с этим согласна. Хоть мы и привыкли ругать прогнивший и лицемерный Запад, а нам хорошо бы у них как раз этой самой ЛЮБВИ и поучиться. Почему у них так развита благотворительность, а у нас каждый думает только о себе? При этом ещё и оправдания себе придумываем и сами в них верим. И даже кичимся этим. Дескать, все эти добрые дела удел лицемерных протестантов. А мы не лицемеры, у нас широкая душа, мы такие искренние, нам никакие добрые дела не нужны, мы и так самые лучшие.
Юрий 8 марта 2016, 07:54
Для С.В. Так ведь милость оказывать надо по Любви, а не по нужде. И тем более не по принуждению.
1Кор.13:3. И если я раз­дам все име­ние мое и отдам тело мое на сожже­ние, а любви не имею, нет мне в том никакой по­льзы.
Валентина 6 марта 2016, 14:47
С.В. а в каком детском доме и к какой помощи Вы привлекаете?
Елизавета 6 марта 2016, 02:39
Спасибо огромное за статью!
татьяна баркова 5 марта 2016, 22:08


Вострепещи, человек, представляя, что вот посылаются эти люди в муку не за то, что они блудники или убийцы, или хищники, не за то, что совершили другое какое-либо злодеяние, - а за то, что не сделали никакого добра.

Стоящих ошуюю Господь посылает в огонь, который уготован дьяволу. Так как демоны безжалостны и расположены к нам недружелюбно и вражески, то соответствующим образом удостаиваются того же наказания и те из людей, которые имеют такое же свойство

Итак, бегай немилосердия и твори милостыню как чувственно, так в особенности духовно

блж.Феофилакт Болгарский, Толк. на Мф.25,31-46
ТАТИАНА17 4 марта 2016, 22:10
Очень благодарю за этот материал,о.Димитрий. Ласково и назидательно. Господи,спаси и сохрани!
С.В. 4 марта 2016, 21:07
Эта статья - бальзам на душу абсолютному большинству наших ленивых, черствых и эгоистичных граждан. "Ничего делать не надо, никому помогать деятельно не надо, никакие добрые дела не спасают, главное что мы православные и этого достаточно". Не первый год безуспешно пытаюсь привлечь кого ни будь из прихожан к помощи детям в детском доме, полное равнодушие и отговорки именно такие: "главное - смирение, а все эти добрые дела - удел сектантов". Ну и как результат - действительно, протестанты помогают детям, сектанты - одиноким старушкам, а наши ещё умудряются их и осуждать "вот хитрые какие, охмуряют наших детей и стариков своей помощью и фальшивыми голливудскими улыбками". Говорю - а вам кто мешает? Говорят "а нам это всё не нужное, всё это душевредно, гордыня одна. А мы православные - народ богоносец...".
евгений 4 марта 2016, 13:05
Спаси Бог,отче! Как доступно о важном. Пишите еще,пожалуйста,не оставляйте нас без назидания.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×