Некоторые отечественные СМИ в очередной раз опровергли Конфуция. Как известно, древнекитайский философ был убежден, что очень сложно найти черную кошку в темной комнате — особенно если ее там нет. Однако журналистам в начале XXI века удается это делать с завидным постоянством.
На сей раз «кошка» найдена в сфере русской словесности: в воссозданном при участии Патриарха Кирилла Обществе русской словесности некоторые критики усмотрели желание Церкви цензурировать список литературы, преподаваемой школьникам. Что же произошло на самом деле? Около четырех часов в открытом для прессы режиме воссозданное общество обсуждало проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе. Выступали преимущественно специалисты-филологи и деятели культуры (из 62 членов общества представителей Церкви в его составе всего пять, включая Патриарха).
Собравшиеся были едины во мнении, что ситуацию с преподаванием русского и литературы в школе надо менять. Говорили о важности увеличения количества часов для изучения этих предметов. Рассуждали о пресловутой вариативности, которая делает присутствие произведений из золотого фонда русской литературы в программе исключительно предметом усмотрения педагога. (Иными словами, теперь каждый учитель вправе определять, будут ли наши дети читать «Горе от ума», «Войну и мир» или «Преступление и наказание».) Полную вариативность критиковали — ведь один человек не может решать судьбу того, что создавало нам общий язык, общее пространство смыслов. Ставили вопрос о подготовке учителей, от профессионализма и вдохновенного труда которых зависит интерес к литературе вообще. Сетовали, что сегодня из еще недавно существовавших в стране 150 педвузов осталось только 33, а система подготовки бакалавров выпускает не вполне подготовленных учителей к детям. Живо, интересно, с болью и заботой дискутировали о насущном…
Но всё это, конечно, слишком нудно, ибо никак не вписывается в модную сегодня в медиа концепцию инфотейнтмент. Куда «вкуснее» «новость» о том, что Церковь добралась-таки уже и до школы и теперь Льву Толстому точно не поздоровится, церковники отомстят за все. Отлучили от Церкви, теперь отлучат еще и от школы. Читабельно, кликабельно, а правда или нет — так разве это важно?
Почему-то некоторые журналисты и «эксперты» (не могу в данном случае без кавычек) не способны — или не хотят? — допустить, что Церковь всерьез озабочена состоянием отечественной школы? Неужели они действительно думают, что Церковь стремится к одному: чтобы все школьники все 11 лет с утра до вечера изучали единственный предмет — «Закон Божий», ну или, на худой конец, «Основы православной культуры»?
Уважаемые господа, это не так. Церковь обеспокоена состоянием образования в целом, в первую же очередь — преподаванием русского языка и литературы. Я сейчас даже не о том, что, как говорил Бердяев, русская литература ранена христианством. И даже не о том, что знаменитое «поэт в России — больше чем поэт» — тоже отсюда. Русская Церковь связана с отечественной школой не только прошлым, в котором первая создавала вторую, но присутствующей в настоящем тревогой за будущее. Будущее, которое сегодня — и всегда — в первую очередь зависит от того, что происходит со школой, а отнюдь не с курсом доллара.
У Церкви нет задачи поиска еретиков среди отечественных классиков. И обязательный список произведений русской классики никто не планирует передавать в комиссию по канонизации. Нам просто небезразлично, какими вырастут наши дети. На каком языке они будут говорить. Будет ли это язык Чехова, Бунина, Толстого и Достоевского или новояз эпохи пошлой рекламы и клипового сознания. Будем ли мы понимать друг друга, останемся ли в общем смысловом и ценностном поле.
«Нейтральная, благожелательная общественная площадка» — так охарактеризовал Общество русской словесности Святейший Патриарх Кирилл. Мы верим, что получится. Давайте попробуем вместе!
взгляд на произведения Л.Н.Толстого.Моя учительница литературы ВДОХНОВЕННО вела уроки.Она рассматривала поступки Анны Карениной как цепь ошибок,которые привели к самому страшному-самоубийству.В подтексте звучало : мысль о грехе не должна укореняться,ее надо отсекать на
"подступах". Она сравнивала героиню с Татьяной Лариной.Мы даже после урока обсуждали с одноклассниками тему:поступок-последствие.От учителя литературы ЗАВИСИТ ОЧЕНЬ МНОГО!
Интерпретация,вдохновение,дополнительный материал о произведении - все это от учителя.А если учитель рассматривает Наташу Ростову как"мечущуюся между воздыхателями" (какой примитив!),то
законно спросить:а учитель ли это в принципе? Простите.
"Не можете служить двум господам" ,ну и пусть служат тому,второму. Мы знаем их цену и все-равно БУДЕМ за них молиться.Может кого-то из них Господь вразумит! "собака лает,ветер носит,а караван идет".