Почему ситуация с русским языком и литературой в школе наводит на мысль о национальной катастрофе? Как в век суперкомпьютеров мы теряем элементарные человеческие навыки? Что в этих ужасающих условиях может предпринять государство, а что — только родители нынешних школьников? Об этом говорим с кандидатом экономических наук, научным редактором журнала «Эксперт» Александром Приваловым. Он вошел в состав Общества русской словесности, которое было учреждено в марте этого года и которое возглавил Патриарх Кирилл.
Что происходит в школе?
— Александр Николаевич, Общество русской словесности было создано по решению президента страны. Почему на проблемы преподавания русского языка и литературы в школе пришлось обратить внимание высшему должностному лицу?
— Потому что ситуация с преподаванием русского языка и литературы в школе очень тревожная. За последние годы даже результаты ЕГЭ по русскому языку стали ужасающими. Настолько, что в 2014 году Министерство образования было вынуждено задним числом резко снизить планку допустимого результата. Если до экзамена объявлялось, что удовлетворительной оценкой будут считаться 36 баллов, то после экзамена решили считать удовлетворительными 24 балла. Если называть вещи своими именами — то узаконили двойку. Иначе очень большая часть выпускников того года просто не получила бы аттестат.
За последние годы число часов на русский язык и литературу многократно уменьшено: минимум в три раза, а в некоторых случаях — в шесть раз. Преподавание русской словесности в школе на очень низком уровне. И вроде бы все понимают, что русская словесность — это хребет нации. Как тогда получилось, что хребет нации загнан в подполье? Что литература стала даже не второстепенным, а пятистепенным предметом в школе?..
— Почему именно русский язык и литература — хребет нации? Почему не история, не физика?
— Потому что язык — это способ мышления. Мы же все без рефлексии, сразу понимаем, что Иван Сергеевич Тургенев в знаменитом стихотворении в прозе говорит правду — именно наш язык держит страну; он настолько богат и настолько великолепен, что дает нам ментальный инструмент для решения любых необходимых задач — для существования. А сколько-нибудь полно овладеть языком без русской литературы — дело едва ли возможное.
Сейчас люди перестали толком понимать прочитанное. Перестали ловить интонацию текста, видеть иронию, сарказм, оскорбление, если оно выражено не напрямую. Они водят глазами по строчкам, но не отслеживают логики текста. Многие не способны заметить даже откровенных логических провалов. В журнале «Эксперт» аудитория, я бы сказал, элитная — но даже здесь количество людей, которые способны правильно прочесть три абзаца подряд, уменьшается.
Этого быть не должно. Не может быть нации, не умеющей читать и говорить! Школа должна всему этому учить, чего она совершенно не делает. А ведь это нельзя наверстать когда-нибудь потом. Либо в школьном, именно школьном возрасте дети научаются читать, писать и говорить — а значит, и думать, и общаться, либо они остаются безнадёжными невеждами.
— Что делать со всеми этими проблемами, о которых Вы говорите?
— Я не готов — да, полагаю, и никто сейчас не готов — дать сколько-нибудь полную программу исцеления запущенной болезни. Споры между филологами и педагогами по многим весьма важным вопросам пока не утихают. Тем не менее есть вещи достаточно очевидные. Первое: совершенно очевидно, что нужно увеличить часы преподавания русской словесности. Того времени, которое сейчас осталось в школах на русский язык и литературу, недопустимо мало.
Второе: что бы ни решили эксперты Общества, понятно, что
реализовывать эти решения должны будут простые учителя. А
учительский корпус сегодня не в лучшем состоянии. Да, есть
много хороших учителей, есть даже сколько-то великих
учителей, но в среднем учитель довольно слаб. Существующая
система как будто нарочно направлена на выдавливание
сколько-нибудь самостоятельных творческих людей.
Я учительский сын и знаю, что учитель никогда не жил
по-царски. У учителя всегда была масса обязанностей и
масса начальства. Но такой затурканности, такого полного
бесправия, как сейчас, не было никогда. Заслуженный
учитель, выпустивший тысячи детей, может получить выговор
от чиновников за то, что сказал не «рабочее
поле», а «тетрадь», не
«обучающийся», а «учащийся»; за
то, что он, в августе составляя план уроков на весь
учебный год, написал в апреле что-то такое, с чем сам
потом не совпал. Это просто позор! Я печалюсь, что лучшие
учителя уходят, но я их не виню. Человек, уважающий себя,
не должен работать в таких условиях. Такие условия надо
ломать — и, в общем-то, хорошо известно, что для
этого надо делать. То, что этого упорно делать не желают,
есть беспримерное безобразие.
Третье: если мы хотим иметь в школе что-то разумное, мы должны немедленно заняться педагогическим образованием, разгромленным в нашей стране за последние несколько лет. Две трети педагогических вузов закрыты, остальные переформатируются. От перевода педагогического образования на четыре года вместо пяти, в уныние приходят все серьёзные педагоги, с которыми мне приходилось общаться. Нельзя за четыре года дать человеку достаточно: а) фундаментальных зданий и б) ремесла. Потому что педагогика — это ремесло, это масса педагогических, методических навыков. Чтобы им научить, нужно время.
Катастрофическое падение уровня подготовки учителей-словесников гарантирует нам, что результаты обучения русскому языку и литературе, которые мы называем ужасными сейчас, через десять лет будут казаться нам раем, потому что дети будут тотально безграмотны. Не может учитель, который сам ничего не знает, чему-то научить других.
Что делать родителям школьников?
— Ситуация критическая, но понятно, что на серьезные сдвиги в системе образования нужно время. Тем не менее дети растут, ходят в школу с таким количеством часов и с таким уровнем преподавания, каковы они есть. Что бы Вы посоветовали родителям делать в этих условиях?
— Образование ваших детей, будем честны, — это только ваша ответственность. Это не школа делает что-то такое важное, чему вы можете посодействовать. Это вы воспитываете вашего ребенка, а школа чем сегодня может, тем и помогает. Я бы переставил акценты именно так.
В первую очередь нужно выбирать школу. Если это невозможно
или если даже выбранная школа недостаточно хороша, надо
искать товарищей по несчастью, объединяться, находить
учителей, звать их в эту школу, либо организовывать
групповые занятия. Обязательно нужно помогать друг другу и
школе. Речь не о деньгах — во всяком случае, не
только о них. Речь именно о человеческой помощи. Мы ведь
постоянно друг на друга орем — от этого страшно
устают и родители, и учителя! Последние уже на стенки
кидаются, когда видят идущую в коридоре мамашу. Это
неправильно. Разговаривайте, беседуйте, спрашивайте, чем
помочь. Можете прочесть школьникам интересную лекцию
— прочтите. Можете привести интересного человека,
чтобы он что-то рассказал детям, — приводите.
Попытайтесь создать вокруг вашего ребенка благоприятный
микроклимат. Желательно прямо в школе, а если невозможно,
то со знакомыми родителями, друзьями вашего ребенка.
Потому что учит не учебник. И порой даже не учитель. Учит
атмосфера заведения.
И конечно, важнейшая часть этого микроклимата —
лично вы. Средние родители, по моим наблюдениям,
интересуются вопросами школы всего три года — с 9-го
по 11-й: поступит их ребенок в вуз или не поступит.
Остальное абсолютно безразлично. Такого, честно говоря,
запоздалого интереса — мало.
Если для вас важно, только чтобы ваш сын хоть куда-то поступил, не попал в армию, а потом получил диплом, если вы не понимаете, зачем в действительности нужно образование — ничего не выйдет. Попытайтесь понять, чего вы хотите от ребенка. Но думаю, вы согласитесь, что читать, писать, понимать и говорить он должен уметь. Это база любого другого умения, навыка, способности, таланта. Неважно, какая профессия будет у вашего ребенка. Общаться устно и письменно, понимать интонации — без этого не может быть ни образованного, ни культурного человека.
— А что делать, если ребенок не любит и не хочет читать?
— Нет способа приучить ребенка к чтению, если ты не читаешь и не любишь читать сам. Другой возможности я не знаю.
— Как реализовать это в жизни? Читать что-то вместе с ребенком? Или читать что-то свое, чтобы ребенок тебя видел?
— Видите ли, я так давно не имел дела с маленькими детьми, что не хочу давать безграмотных советов. Разберитесь в этом вопросе сами, поспрашивайте у людей. Но каждый дом, каждая семья должна заниматься чтением и пониманием. Если для этого ваше дитя надо держать за ручку, держите. Если надо показывать ему, как вы сами читаете, — читайте. Конечно, если вы сами не любите читать, долго врать вам не удастся, но постарайтесь хоть что-то сделать. Главное, мы должны искренне думать, что чтение — очень высокая ценность. Это передается.
Кого и зачем читать?
— К каким образцам мы должны обращаться, чтобы научиться настоящей русской речи? К каким авторам, книгам?
— Прежде всего, я бы убрал слово «должны». Я говорю, что ребенок должен прочесть «Капитанскую дочку» — но это все же метафора. Конечно, никто никому ничего не должен — но все-таки очень желательно «Капитанскую дочку» прочесть.
Никакого образца, кроме проверенной временем классики, я посоветовать не могу. Хотите послушать настоящую русскую речь? Ставьте старые записи Малого и Художественного театра. Хотите почитать настоящую русскую речь? Читайте Пушкина и Лермонтова. Столь же желательно прочесть и какие-то базовые книги других великих литератур. Вся Европа в школьных программах читает Чехова и Достоевского — давайте и мы с вами будем читать Шекспира, Мольера и других замечательных зарубежных авторов.
— Кто учил читать Вас?
— Все было очень просто. Мои покойные батюшка и матушка работали по 14 часов в сутки, а я выказал абсолютную неспособность к посещению детского сада — заболевал на второй же день. Поэтому меня просто оставляли дома. А там, кроме книжных шкафов, ничего не было — и уже лет с четырех-пяти я читал все, что находил на книжных полках. Вот привычка к чтению как самому естественному занятию и осталась на всю жизнь.
— Какая книга в памяти?
— Например, двухтомное подарочное издание «Дон Кихота» — большущего формата, на роскошной бумаге. С чудными картинками и большими буквами. Мне было года четыре или пять, когда я его впервые прочел.
— Говорят, что по-настоящему любимые книги — это те, которые мы перечитываем. У Вас такие книги есть?
— Есть. С великим сожалением должен заметить, что перечитывать я люблю больше, чем читать, в чем многие серьезные люди усматривают леность: ведь чтение, помимо всего прочего, — еще и труд. Конечно, есть масса книг, которые я время от времени перечитываю. А как иначе — они же любимые.
— Можете их назвать?
— Нет, разумеется, — их же много. Человек, который говорит вам, что у него есть любимая книга, прочел не больше двух. У меня любимых книг довольно много, и они очень разные.
Справка «Фомы». Александр Привалов
Александр Привалов родился в 1950 году в Москве. Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. Кандидат экономических наук. С 1993 года принимал участие в создании делового еженедельника «КоммерсантЪ». Один из основателей и научный редактор журнала «Эксперт». Занимал должность первого заместителя главного редактора газеты «Известия», был одним из ведущих программы «Однако» на Первом канале. Автор многочисленных книг, научных трудов и статей.
Фото Владимира Ештокина
на ЕГО МИЛОСТЬ к нашему многострадальному прекрасному Отечеству!
школы БЕЗОБРАЗНЫ.Но вот что интересно.Одно время я работала в маленьком городе,куда на открытие
новой школы прибыл,будучи еще министром,Фурсенко.Торжественное перерезание ленточек,речи,музыка...
"Праздничный" педсовет с привлечением родительского комитета.Надо сказать,что министр был очень доступен,со всеми здоровался за руку,гладил по голове первоклашек.Уже тогда было осознание
ГУБИТЕЛЬНОСТИ реформ.И НИ ОДИН УЧИТЕЛЬ,НИ ОДИН РОДИТЕЛЬ не поставили НИ ОДНОГО ОСТРОГО ВОПРОСА.Все фотографировались с министром,говорили комплиментарные слова,мечтали о светлом и чистом бытии
детей в прекрасной новой школе.ЗАНАВЕС.Все действующие лица КЛАНЯЮТСЯ. Простите меня.
/Н.Н. 31 марта 2016,13:00.Вы порекомендовали ролик о Ельцин-центре комментаторам.Я его смотрела. Н.Н., скажите ,пожалуйста,Вы узнали из ролика что-то такое,что Вас ПОТРЯСЛО?.../ - Потрясло. Интервью с девочками. Я не знала, до какой степени дореформировали образование... И сам центр. Для кого и чего его отгрохали? Я должна поверить, что это сделано вопреки действующей власти, или она не понимает, во что выльется деятельность этого монстра? Меня потрясло непрекрытое лицемерие... (Конечно, это моя личная проблема, телевизора у нас нет с 1993г). Вы всё понимаете, а те три девочки, когда вырастут, будут понимать? Правильно - им это ни к чему... они предназначены для стрижки с них шерсти. Не более. И это ПОЛИТИКА действующей власти! Простите!
Н.Н., скажите ,пожалуйста,Вы узнали из ролика что-то такое,что Вас ПОТРЯСЛО? Кто в сознательном возрасте жил при Горбачеве и Ельцине,тот понимал,к чему ведет приватизация,залоговые аукционы
и т.д.И прекрасно помним, как ВЧЕРАШНИЕ КОММУНИСТЫ (в том числе и деятели искусства) плевали
в свое прошлое,из которого выжали ВСЕ,что могли.Но перестройка открыла им НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ.Подпевая
(в прямом и переносном смысле Ельцину),можно уже было не мечтать о вилле на Лазурном Берегу,а
реально воплощать это в жизнь!И это только песчинка в "горбачевско-ельцинской пустыне".Что же в начале 90х не просвещали они народ? У Михалкова есть неплохие фильмы-этим он и войдет в историю России.А народ наш мудрее,чем может показаться творческой интеллигенции(которая как никогда далека от народа).Об этом я и написала.Для меня их "речевые изыски"-не авторитет.
/Н.Н. 30марта 15:00 В 1991году известнейший режиссер раздирал на куски перед телекамерами(!) свой партбилет.Было так противно,что с тех пор на нравоучения ныне живущих "деятелей искусства" абсолютно не реагирую/... - "В огороде бузина, а в Киеве - дядька" - примерно такое же сравнение... Простите!
Здравствуйте, меня зовут Ирина Анатольевна.
По поводу репетиторов отвечать приходится, по-видимому, мне))
Репетиторы бывают разные. Я учу детей русскому языку. Три года назад выпускала 11 класс - ученики без помощи репетиторов (по русскому языку) поступили в хорошие вузы Москвы. Программа хорошая, учебники хорошие, дети трудолюбивые. Это, простите, одно из важных качеств ученика - трудолюбие. Умение трудиться с усердием, на совесть. Разумеется, трудолюбие на выходе даёт результат, если у ребёнка есть и способности (т.е. если ребёнок в слове "ещё" делает четыре ошибки, результата не будет... а если одну - то вполне может быть:).
Прошло три года. 11 класс. Одна из выпускниц занимается с репетитором. Почему? Потому что не нужно было девочке идти в 11 класс, надо после 9 класса получать профессию. И в поминаемом ныне Советском Союзе таких детей тоже было немало: они шли в ПТУ и на производство.
Некоторые дети занимаются с репетитором, потому что в подростковом возрасте родители ребёнка упустили: перестал учиться, забросил секцию или кружок. И не на месяц, а на год-два-три-четыре. А потом к 11 классу "дорос", интерес появился, планы на будущее, но - надо восполнять пропущенное. Как вы представляете себе такую работу на уроках? У всех разные пробелы... и проблемы.
Поэтому ваше утверждение, что отстающие - это те, с кем не хотят заниматься в школе, в корне неверно.
Кстати, мои коллеги занимаются с учениками дополнительно и после уроков, и на переменах, и к олимпиадам готовят. Бесплатно.
Что касается того, что учителя не возмущаются своим положением (учить некогда!), то учителя вообще редко возмущаются. На митинги не ходят. Жалобы в министерство не строчат. На форумах, как сказала ниже коллега, не пишут. Они работают. Много.
1. Бессмысленно сравнивать то, что было в советской школе и сейчас. И даже не из-за разных подходов к образованию, а из-за разных сопутствующих факторов. Например, физическое и психическое здоровье детей (влияние экологии, родовые травмы и пр.), окружающая среда (СМИ, сети, политическая составляющая), которая вырабатывает клиповое мышление, кратковременную память и пр., уровень загруженности педагогов. Ошибка в том, что вы ищете решение, сравнивая прошлое и настоящее, а надо просто проанализировать то, что мы имеем, с позиции сообразности и менять. Постепенно. Без бесконечных «инноваций». Прислушиваясь к мнению практиков.
2. В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» бургомистр говорит, что он каждый день встает и идет на работу – и это хоть маленький, но подвиг. На этот подвиг способны не только (и даже не столько) романтики, но и просто добросовестно выполняющие свою работу люди. Которым некогда выходить на митинги протеста или как там еще можно выразить свое мнение? Кстати, оно постоянно выражается, его только не слушают или делают вид, что не слышат. Мы просто приходим и учим, каждый в силу и в меру своих возможностей и способностей (как и в любой профессии). Терпеливо. Ежедневно. Ошибаясь и исправляя ошибки (или хотя бы стараясь делать это). И мы хотим того же, что и вы: понимания.
Спасибо тем, кто откликнулся. Удачи всем и храни вас Господь.
романтики. А если традиция не прекращается, всегда есть надежда на перемены к лучшему. От души желаю вам успехов, уважаемая Елена Шувалова.
партбилет.Было так противно,что с тех пор на нравоучения ныне живущих "деятелей искусства"
абсолютно не реагирую.Родословную свою знаю,Бога люблю. Под солнцем нет ничего нового:
предатель- каждый ДВЕНАДЦАТЫЙ. Простите меня.
/Никита Михалков: есть ли выход из исторического лабиринта Ельцин Центра/. Всем успехов и помощи Божией. Простите!
развалилось здание огромной страны(может,построили на песке?).Сравнивать Советский Союз с современной Россией можно НЕСКОНЧАЕМО,только зачем? Президент правильно сказал : кто не жалеет о
Сов.Союзе- у того нет сердца; а кто думает о его возрождении-у того нет ума. Школьная реформа ,как
и многое другое,проведена была бездарно и бессердечно.Пусть об этом думают профессионалы.
И пусть хотя бы что-то ДЕЛАЮТ! ВСЕ слова-слова-слова... Простите меня.
.../ Сейчас,слава Богу,каждый может сам выбрать ориентир,без идеологических навязываний.А для православного эталон-Иисус Христос.Все остальное-для общего развития.Простите,Христа ради./ - Да всё нормально, имеете право на своё мнение! На мой взгляд, не бывает государства без идеологии. Если нет нормальной (социализм для всех, напр.) - то обязательно есть суррогат, её заменяющий, например: потребление, права человека, фашизм и др. Иисус Христос - эталон для 3-5% верующих людей, а для светских - кто или что? Должно быть ЧТО-ТО, цементирующее общество. Нам, верующим, просто: Возлюбим друг друга за единомыслием и исповемы... А им к чему стремиться, на что ориентироваться? Не надо повторять ошибок советского образования: Лескова выкинуть, Пастернака - туда же, Россия - тюрьма народов - и много чего ещё, не перечесть. Павка Корчагин - герой того времени, великой эпохи, не надо его низвергать, а лучше наряду с сильными чертами характера показать ошибки и заблуждения. Это на мой взгляд. Мы "доигрались" до того, что молодые люди (сужу по своим) всерьёз заинтересовались революцией, гражданской войной, НЭПом, коллективизацией, репрессиями, политэкономией и вообще СССР, что неплохо; но нам, старшему поколению, приходится выслушивать справедливые упрёки, что мы "профукали" такую державу, не сумели защитить завоевания своих отцов и дедов. Старший говорит: плохо вы не жили, горя не видели, вот с жиру и бесились. И возразить нЕчего. Простите!
(те же 3р.) КОММУНИЗМУ.
(даже атеистов).Это слова ФАНАТА РЕВОЛЮЦИИ,а любой фанатизм-
уродливое явление.Редкий атеист сейчас под ними подпишется,а о верующих и говорить нечего.
Не представляю,как сейчас можно преподнести детям "Как закалялась сталь".У Павки Корчагина
"подленькое и мелочное прошлое" было у его классовых врагов,в число которых входило и духовенство.
Сейчас,слава Богу,каждый может сам выбрать ориентир,без идеологических навязываний.А для
православного эталон-Иисус Христос.Все остальное-для общего развития.Простите,Христа ради.
/Ну что плакать о советской школе? Советская школа рухнула вместе с тоталитарным государством. Репетиторы, конечно, были - для тех, кто хотел поступать в хороший вуз. Но то, чему учили репетиторы, ложилось на прочный фундамент, который давала школа. И, если выбросить дедушку Ленина и Павку Корчагина, почему бы не оставить то, что было, хотя бы в основных чертах?/ - Согласна: Снявши голову - по волосам не плачут. А чем Вам Павка Корчагин-то не угодил?. Я, например, из всего романа, запомннила вот это:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее". Для 90% безбожников - чем не ориентир в жизни? Для верующих и всех "Надо спешить делать добро"; для верующих "Возлюби ближнего своего как самого себя", а для всех - помогай всем, как своим ближним... и т.д. А Ленин призхывал молодёжь "Учиться, учиться и учиться". Зачем это выкидывать? Да, по поводу платных услуг согласна с Вами - результаты - нулевые. У предоставляющих услуги знаний нет, совести - кот наплакал, амбиций - через край... Простите!
/НН26 марта 2016, 15:00. В. В. Жириновский не первый, кто озвучил подобную мысль. Он еще и не то может сказать. Нужно просто понимать, к какому периоду его жизни относится это высказывание/... Про Жириновского согласна до запятой, а далее - не важно (сказал он это в 2015г); Эта мысль верна везде и на все времена, за исключением СССР. Совсем немного знаю о престижных закрытых английских учебных заведениях, где "куют кадры" для управления миром, - там система совсем другая и либерализации не подвержена. Согласна, что понимание происходит, правда, некоторые понимали это сразу, но их не слушали... Понимать - мало, надо ЭКСТРЕННО ПРОЯВЛЯТЬ политическую волю! Тогда и руки БЫСТРО дойдут. Простите!
А с Божьей помощью присмотрелся бы к дореволюционной системе Российского образования.
Вот в чем полностью согласен с Вами - так это с мыслью о родительском воспитании. Воспитание - всегда из семьи. А вот образование полноценное без школы вряд ли возможно.
от нее откажутся, в "опять реформах" вырастет еще одно поколение (с нашей-то поворотливостью).
А вообще интервью о литературе и языке.Прав Привалов : родители не читают - дети будут такие же.
Лень-матушка развалилась на просторах нашего Отечества.В советское время слово учителя было
авторитетом для ученика и родителей.А сейчас ? Дети дерзки в школе,потому что для родителей они-
идолы.Родители требуют от учителей , а сами добросовестно выполняют свои функции ? Вот так одно за
другое цепляется. ИОАННЕ:я не имел в виду пансионы на Западе.ВЕЗДЕ за КАЧЕСТВО надо платить.
А мы теперь платим за свободу от советского тоталитаризма.Сами выбрали и все приняли.
Нужно отменять в стране ЕГЭ и разворачивать школу от к натаскивания для сдачи ЕГЭ/ГИА к нормальной работе с детьми.
Пожелание редактору сайта (или корректору): исправьте в тексте статьи "фундаментальные здания" на "фундаментальные знания".
Спасибо.
намного выше "зашоренной" учительницы.А готовы ли вы отстаивать СВОЕ МНЕНИЕ?
вбитая в наши головы фраза "никто никому ничего не должен " каждый раз меня "царапает".Но это не просто слова - они претворяются в жизнь.Может,именно так думают и чиновники из Минобразования,которые загнали школу в тупик?Ведь этими словами можно оправдать многие "язвы" нашего бытия:полное безразличие к старикам-родителям,оставление детей в роддоме,бездумную и легкую измену мужу или жене и т.д. и т.д.А если бы ТАК думали наши дедушки и бабушки ,то не прошли бы они половину Европы и не расписались бы на Рейхстаге в 1945!На мой взгляд, эта фраза - порождение гордыни. Именно "ДОЛЖЕН" может привести Общество русской словесности к положительному результату.
Иначе появится еще одна бюрократическая структура. Простите.