Великий пост – это не только возможность сосредоточиться на душе и попытаться подняться еще на одну ступеньку своей духовной лестницы, но и время подумать о родителях. По субботам мы идем в храм на панихиду и вспоминаем всех своих близких, покинувших нас – давно или недавно.
И если о мертвых принято говорить только хорошее, то на живых родителей это правило – увы! – в последнее время совершенно не распространяется. Я постоянно слышу обвинения в адрес родителей от их выросших детей. Причем не только от подростков (это еще как-то можно объяснить незрелостью личности), но и от взрослых – 30-40-летних. И своих ровесников я не понимаю. Состоявшиеся женщины и мужчины, у которых есть уже и свои дети, начинают с незабытой обидой рассказывать о скверном характере их родителей – о нетерпимости или гиперопеке, о недополученном от них внимании или их авторитарности – в общем, о всевозможных неправильностях поведения.
Да, все это правда, все это есть в нашей жизни. И это мешает нам жить – безусловно! Но мне лично совсем не нравится, что это стало модным – ругать советское воспитание, говорить о травмах поколений, психологии бедности и прочей «выученной беспомощности». Вам не кажется, что это попахивает замаскированным хамством?
Во всем виноваты родители?
Вот как Хам не умел и не хотел скрыть грех отца, причем поступил, по нынешним меркам, честно, не прикрыв наготу пьяного, так и современные великовозрастные «дети» продолжают копить и вынашивать обиды на своих родителей, чтобы, в конце концов, «родить» модные психологические термины, да еще и гордиться при этом своей честностью, бескомпромиссностью и откровенностью.
Нас пытаются убедить, что это нормально – обличать своих родителей
На мой взгляд, это очень тревожный и неприятный симптом. Нас пытаются убедить (и убеждают многих!), что это нормально – вот так открыто и без прикрас обличать своих родителей. «У них травмы поколений!» Но позвольте, если все в вашей логике верно и наши родители глубоко травмированы всеми событиями российской истории, начиная с революции, то не заслуживают ли они снисхождения и понимания как больные люди? Это раз. А во-вторых, почему, собственно, мы говорим только о русском народе? Разве Запад не пережил всякие буржуазные революции и две мировые войны в свое время? Посмотрите «Осеннюю сонату» Бергмана, вышедшую в 1978 году. Благополучная, казалось бы, Швеция. Но что мы видим?
«Осенняя соната» и травмы поколений
Разве это не классическая психологическая травма вот этой конкретно семьи, причем в трех поколениях? Разве ненависть дочери и эгоизм матери не следствие оставленности и нелюбви по отношению к последней со стороны ее собственных родителей, очевидно переживших войну? Разве не страшную картину одиночества и несчастья представляет собой Ева, которая не способна полюбить мужа, но способна безответно и на грани ненависти продолжать любить свою мать? За что? Ведь последняя ничего, кроме горя и разрушения, в ее жизнь не принесла. Ева с ужасом вспоминает свои подростковые обиды, свою первую любовь, которая закончилась абортом по настоянию матери, свои отношения с мужчинами – разрушенные навсегда. А Шарлотта, мать? Разве она так уж счастлива в вечном своем кружении по гастролям-концертам-поклонникам? Разве это не способ уйти от действительности – от того же несчастья и одиночества? И с чем она осталась на склоне лет? С пятью миллионами? С новым автомобилем? С очередным недолговечным поклонником?
В фильме, как водится, жалко всех. И нелюбимого мужа Евы, сельского пастора, потерявшего веру вместе с потерей сына, и ее саму, оплакивающую утонувшего мальчика уже много лет, и ее мать – успешную, но неглубокой души пианистку, и ее тяжело и давно больную младшую дочь. Но, как ни удивительно, самой счастливой из всех оказывается именно она – разбитая параличом Елена, единственная из них способная простить и оправдать. И, наверное, единственная, кто готов любить без условий, без взаимности, без всех этих уловок. В принципе, это подтверждает мое глубокое убеждение: любовь лечит все. И в слабости – сила. Или так: «Сила Божия в немощи совершается».
«Наш ответ Чемберлену»
Им нужно было накормить нас и «выходить» – просто выжить. Тут не до душевных тонкостей
Нам не надо перегибать палку! Не стоит обвинять родителей во всех своих бедах и несчастьях. Да, пусть травма эта действительно существует: им было тяжело нас растить, они испытывали такой сильный дефицит самых простых чувств, что не могли дать своим детям порою не только ласки и любви, но даже элементарного внимания и понимания. Им нужно было накормить нас и «выходить» – просто выжить. А вы требуете, чтобы они в таких условиях еще и задумывались о нашей тонкой душевной организации!
Ну уж нет. По-моему, это задача следующего поколения, то есть наша с вами задача. Давайте вспомним, что пришлось пережить «советским» родителям, но вспомним без истерики, без заламывания рук, а спокойно, с любовью и сочувствием.
Историю своей семьи я знаю очень хорошо. Мой прадед был красным командиром, потом начальником электростанции на Сахалине. А потом врагом народа со всеми вытекающими последствиями. Его семью – жену с двумя детьми – просто выгнали на улицу, когда прадеда «забрали». Если бы не помощь знакомых, эти трое замерзли бы и умерли от голода. Но мир не без добрых людей. Они выжили, и один из них дал жизнь моим родителям.
А трагическая сцена последней встречи моей бабушки со своим отцом, которого расстреляли в 1937-м! Я ее вижу так отчетливо и ясно – будто это я сама, боясь произнести хоть слово, глядела в суровые глаза своего прадеда в последний раз. Мама и бабушка по-разному, но до ужаса правдиво рассказывали о голодном и холодном своем детстве, о всех тех лишениях, которые пришлось пережить в годы гражданской и Великой Отечественной. Я не думаю, что страшная и кровавая история наших предков прошла для нас безболезненно, никак не аукнулась, не отразилась и на нас. Но я знаю и о своей прапрабабушке, которая была очень верующей, прожила больше 100 лет и всю жизнь постилась, молилась и ходила в храм, пока была такая возможность. И ее духовную поддержку я ощущаю и сейчас – иначе чем объяснить, что в 20-летнем возрасте девочка из абсолютно атеистической семьи уверовала и крестилась? Да, история наших предков была замешана на таких крайностях и противоположностях, что нам и не снилось.
Нам самим отвечать за свои действия. Не стоит перекладывать эту ношу на плечи стареющих родителей
Вспомним это. И не будем забывать. Осмыслим и попытаемся сделать правильные выводы. По-моему, мы достаточно выросли, чтобы отвечать за свои действия, за свою жизнь. И не перекладывать эту ношу на плечи стареющих родителей, какими бы неправыми они ни были в своих педагогических опытах. Не мамы виноваты в том, что мы не хотим уживаться с людьми и строить нормальные отношения в семье. Не родители вложили в нас неумение терпеть и прощать. Не они настроили целое поколение исключительно на комфортное потребление товаров, услуг и друг друга.
Конечно, легче всего обвинить во всем этом воспитание – родителей, учителей и вообще советский строй, а то и российскую историю со времен Рюриковичей. Но так мы далеко зайдем. А в дебрях недолго и заблудиться. Именно заблуждением я считаю это современное хамство по отношению к родителям.
Исповедь или психотерапия?
На Западе Бог умер давно – об этом еще Ницше писал. И весь этот гуманизм, который поставил в центр Вселенной человека, давно уже искал утешения измученной душе вне таинства исповеди. Тогда и появилась потребность в психоанализе: есть спрос, есть и предложение. Психология как наука во всем разнообразии течений и форм начала развиваться там давным-давно.
Духовники, окормлявшие не одно поколение семьи, отлично знали все ее «травмы»
Но почему у нас именно сейчас так много говорят об этих самых психотравмах? Думается мне, потому, что сейчас об этом можно говорить, – в советское время психология считалась буржуазной псевдонаукой и никакой реабилитации после стрессов и трагедий просто не предусматривалось. Предположу, что в традиционном русском обществе утешение находили у мудрых опытных духовников, которые окормляли не одно поколение прихожан и знали все их проблемы в ретроспективе иной раз лучше, чем они сами, а потому могли и утешить, и приструнить, и направить в нужное русло семейную лодку. Поэтому в дореволюционное и даже революционное время острой потребности в психотерапии у русских не было. Но шло время, церкви разрушались, традиции убивались, а на место духовника не мог претендовать комиссар или парторг. Так и получилось, что все эти так называемые травмы накапливались, передавались из поколения в поколение, вплетались в судьбы целых династий уже накрепко. Почитайте П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Жуткая по своей правдивости и узнаваемости вещь. И только любовь может исправить (или хотя бы попытаться исправить) все эти страшные искажения психической реальности.
Любовь, глубокая вера или психологическая терапия. Иногда человеку, действительно, надо просто высказаться, излить всю свою горечь и обиду, как это сделала Ева в фильме Бергмана. Быть услышанным – это почти что быть исцеленным. Именно в этом смысле я думаю о психотерапевтическом эффекте неформальной исповеди. Когда я смотрю все эти современные сериалы, ни один из которых не проходит без личного психотерапевта главного героя, я понимаю: измученному и загнанному человеку порою не хватает простого участия, доброго слова, элементарного внимания к его «стыдным» и не очень трудностям и проблемам, иногда запрятанным глубоко в подсознании. Недавно в интернете широко обсуждался случай: подросток просто заговорил с человеком на мосту и тем самым предотвратил самоубийство.
Я думаю, что это очень хорошо. Хорошо, что – слава Богу! – мы тоже заинтересовались собой и своим внутренним миром. Хорошо, что мы стали осознавать свои проблемы и болезни. Хорошо, что мы начали их обсуждать. И лично меня греет мысль о том, что нам не нужно изобретать собственное колесо в этом вопросе – просто надо воспользоваться успешным опытом западных психологов, взять на вооружение какие-то приемы, которые работают на нашей почве, может, лишь немного их подкорректировав. И раз они с этим справляются, так и мы справимся. Не так уж страшны все эти травмы поколений, если взяться за них хорошенько, по-русски.
Родители все равно нуждаются в нашей заботе, каким бы плохим характером они ни обладали
К тому же у нас есть еще и вера. У нас в России Бог не умер, Он продолжает стоять у постели роженицы и тяжелобольного человека, Он прислушивается к нашим бедам и страданиям на исповеди, Он вкладывает в уста духовника нужные советы. У нас теперь есть возможность читать душеполезные книги и статьи, причем бесплатно – в интернете, а не гоняться за едва видными машинными перепечатками Евангелия и «Лествицы». Мы имеем прекрасную возможность строить свою жизнь, сообразуясь со своей собственной волей и не противореча воле Божией, а это очень большое достижение. Сегодня нам никто не мешает быть любящими, добрыми, честными – и по отношению к собственным родителям. Принять их – со всеми ошибками и трудностями их непростой жизни, помочь им справиться с быстро меняющейся современной жизнью, выстроить такие границы отношений, когда обеим сторонам будет комфортно жить друг с другом. Да, это бывает порою очень трудно – жить с родителями. Давно исчезли из массового сознания семьи, где три поколения живут под одной крышей. Мир, безусловно, изменился, и традиционное устройство общества потихоньку сменяется современным: каждая новая семья строит свое отдельное гнездо. И пусть, если так удобнее. Но все же, все же… не будем сердиться на родителей, не будем забывать, что они становятся все старше, все беспомощней, все больше нуждаются в нашей заботе, каким бы плохим характером они ни обладали. Не будем оставлять их гнездо без присмотра.
Да, есть такие старики и такие характеры, с которыми очень трудно ужиться, да что там – трудно даже общаться недолгое время. Но грош цена нам как христианам, если мы предпочтем временный комфорт души вечной заповеди о почитании родителей.
Родительская суббота – это не только возможность помолиться об умерших, но и доброе время, чтобы вспомнить о живых.
Наталия, я тоже удивилась, чем не угодил отец Ткачёв. А про свой тон подумала, что он такой по очень простой причине: с детьми нужно разговаривать очень убедительно. Если сам сомневаешься и в чём-то не уверен, дети это очень легко чувствуют) Вот и выработался такой тон, наверное. Это я не оправдываюсь, а просто размышляю.
Тема отцов и детей действительно очень и очень сложная, не зря же ей столько внимания уделяли во все времена. Поэтому я не надеюсь охватить её всю полностью, но некоторые свои размышления уже написала, отправила в редакцию.
Ещё раз огромное спасибо читателям! Марине Куфиной(которая все мои статьи читает и неизменно поддерживает!), Ирине, Ольге, С.С., Дарье, Виктору Пименову, Наталие, Льву Гавриленко, Марии, Тамаре, Григорию, Сергию из Костромы, Татьяне, Константину Добровольскому, Людмиле, Несчастной, Алексу, Екатерине, Наталье, Елене, Татиане, Сергею, Юле, Инне, Ольге, Ларисе, Анастасии, Иоанне, Софии, Павлу З., Елене, Галине И. (за очень важную тему), Диме, И Р (иоанну) и всем тем, кто прочитал статью. Очень жаль, что здесь нет возможности ответить каждому лично.
Вы правы, обвинять во всём своих родителей, не покрывать их наготу по примеру Хама, сейчас очень модно. Я сама обвиняла своих горячо любимых теперь родителей в трудностях своего характера и во всех своих грехах. Сейчас с воцерковлением, осталась только боль за них, что они не живут с Богом, не общаются с Ним, не имеют живой и целительной веры… Осталось понимание, что и Сам Господь не может привести их к Себе, если они сами того не захотят, ведь Он дал нам свободу «разумети доброе и лукавое» (Быт.3:22).
Раньше я настойчиво пыталась приобщить их к Церкви, к Таинствам, но теперь только молюсь за них, чтобы Господь покрыл их немощи и они сами открыли Ему дверь своего сердца. Ведь как мы знаем ручка от этой двери только с нашей стороны, а Он стоит у двери и стучит и ждёт нас: «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Ещё раз огромное спасибо за Вашу статью!
Что касается данной публикации - не считаю, что энергичный тон - это плохо.
Но тут меня "зацепил" прот.А.Ткачёв - стало ясно, почему некоторым читателям статья не понравилась... Надо мягенько, спокойненько, чтобы ни в коем случае никто из читателей не почувствовал, что он не прав! А я люблю прот.А.Ткачева именно за его категоричность! На многое он открыл мне глаза...
Слава Богу, данная статья имеет ко мне достаточно отдалённое отношение - не из-за моих высоких моральных и христианских качеств (как хотелось бы:))) - просто мне действительно очень повезло с родителями!
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
У нас в семье семеро деток. Так вот, только первому наши бабушки радовались. А за остальных нам пришлось от них потерпеть ...
спасибо автору, статья помогла разобраться в своих детских обидах.
своих друзей и родственников(просто знакомые об этом не говорят) и ,Слава Богу,таких не оказалось.
1. Не осуждать.
2. Молиться за них.
Приходилось слышать такие истории... Сын женится не на "той" девушке - "всё, прощай сын на веки-вечные! Мы тебя знать не хотим!" Самой не верится, но такое бывает...(( Надо помнить о том, что эти люди привели нас в мир, вырастили, воспитали, выучили - благодаря ИМ мы такие, какие мы есть! Даже если это не "благодаря", а "вопреки"...
Но читать надо было не демоиздания ( "Октябрь" с его похоронами за плинтусом в их числе), а журналы "Москва", "Наш современник", "Молодая гвардия". И повести о детстве - Гайдара, Крапивина...
По-моему, это одна из лучших статей, когда-либо размещённых на сайте Православие.ру