Православный календарьПравославный календарь
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.

Русской Пасхи осуществление. Новомученики и мы

Пасха – время чудес. Сама Пасха – главное чудо, свершившееся в истории человечества. О новомучениках, убитых и совоскреснувших со Христом и совоскрешающих вместе с собой из рода в род своих потомков и жизнь в современной России, а также о пасхальном духе, которым проникнуто все бытие Церкви Христовой, говорит духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).

    

Господь сказал: «Кто Меня любит, тот Мне последует». И «там, где Я, там слуга Мой будет».

Поэтому «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».

Вот, собственно, путь к воскресению и Пасхе каждой души, в этом, в частности, ее богоподобие. Уподобление Господу, сказавшему в час Своего Вознесения «Аз есмь с вами во все дни до скончания века», проявляется в том, что и по смерти праведники подобно Господу оказывают помощь верным в тесных обстоятельствах.

Надо сказать, что для современного «постхристианского» менталитета характерно сомнение в подлинности чудес, в которые издавна верит церковный народ. И это при легковерности по отношению к чудесам экстрасенсов и колдунов. Влияние этого менталитета испытывают и многие современные члены Церкви, особенно интеллигенция. Но чудесные события, связанные с явлением усопших, происходят и в наши дни, показуя Истину Воскресения, которой приобщены христиане, как в этой жизни, когда воскресает душа, освобождаясь из-под гнета греховного в таинстве покаяния, так и в загробной, когда живая о Господе душа является и после смерти тела.

    

Я могу засвидетельствовать, например, два подобных случая. Это было несколько лет назад, когда были обретены мощи Патриарха Тихона. И действительно, происходили чудеса, особенно в первое время, после прославления и обретения. Люди исцелялись от болезней. Причем чаще всего от онкологии – он как бы «специализировался» на этих заболеваниях. Я дежурил возле мощей, приходили люди и благодарили за себя и за своих близких.

Был такой случай: подходит интеллигентная женщина, похоже, учительница. Говорит мне: «Мы с мужем и не собирались в ваш монастырь, ехали мимо, но решили заглянуть в вашу книжную лавку, и там я увидела изображение старца, который явился мне во сне и сказал, что он меня исцелит, а я серьезно больна, состою на учете в онкологическом диспансере. Нам объяснили там, что нужно пойти в Большой собор и взять масло от мощей святителя Тихона».

Другая женщина пришла и спросила: «Правда ли, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона?» Я говорю: да, вот эти мощи. Она была потрясена и объяснила мне, что ей и одновременно двум ее сестрам во сне явилась их покойная мама и сказала, чтобы они, все трое, сходили в Донской монастырь. Что сейчас прославили Патриарха Тихона, и там его мощи. Дескать, поклонитесь и помолитесь у мощей, чтобы вам помириться. Дело в том, что, как она сказала, «мы уже давно пребываем в ссоре и не общаемся. Раньше мы жили вместе вблизи Донского монастыря, а теперь живем в разных местах города. И поскольку я осталась на прежней квартире, недалеко от монастыря, то они командировали меня, я пришла и выяснила, что действительно здесь находятся мощи Патриарха Тихона. Теперь мы все вместе приедем и помолимся».

    

Крещение Руси при князе Владимире не сопровождалось таким обилием пострадавших за Христа мучеников, как это происходило при обращении других народов. Но и в отечественной истории были свои страстотерпцы, например Борис и Глеб. Они были сродниками Александру Невскому и оказали ему скорую помощь в битве на Неве.

Сегодня у нас тоже война. Но не только и не столько это обычная война с применением оружия на поле брани, когда идет речь о столкновении с внешним врагом либо о междоусобице. Хотя и это имеет место. Врагу рода человеческого удалось на протяжении 70-летнего богоборчества и постсоветской вседозволенности преуспеть в борьбе за сердца многих наших соотечественников, во всех слоях общества, и завладеть либо частью их «сердечной территории», либо, у некоторых, сердце полностью оказалось в руках демонов.

В результате социальная ситуация сегодня кажется безвыходной; беспрецедентное нравственное падение, вездесущая коррупция, «неправда черная» в судах, непобедимая наркоторговля, демографический кризис представляются непреодолимыми. Создается полнейшая убежденность, что все человеческие усилия по преодолению этих бед напрасны.

Но отчаиваться не следует. По сравнению с временами Александра Невского мы теперь имеем небывалые по числу сонмы новомучеников и исповедников Российских, готовых прийти на помощь своим сродникам.

И пока это очень мало кому известно, но уже имеют место случаи, когда в безвыходных ситуациях, связанных с перечисленными мрачными явлениями, была оказана помощь свыше. Причем в тех случаях, когда в беду попадали именно сродники новомучеников, обнаруживших при этом свое явное, поразительное вмешательство; происходят вещи, подобные, например, явлению Митрополита Филарета своему сроднику, описанному в публикации на сайте Донского монастыря (www.donskoi.org/15384).

Торжество добра не ограничивается только этими попавшими в беду людьми, но оздоровляется общественная ситуация в их ближайшем окружении. Происходят изменения, способные повлиять на общую картину в регионе, в стране – это уже не только чаяние, но осуществление Русской Пасхи. И мы можем не только по плоти, но и духовно усыновляться и сродняться с новомучениками и исповедниками Церкви Русской, когда молимся им, почитаем их.

И подвиг Бориса и Глеба, и вообще всякий раз, когда человек предпочитает смерть ради того, чтобы не отречься от Христа и Его заповедей, кажется большинству людей безумием, не имеющим никакого реального основания и пользы. Известны, например, слова одного политика о том, что ему непонятна позиция Бориса и Глеба: «лежали и ждали, когда их убьют». Но именно в этих случаях присутствует реальность слов Христа: «Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее. А отдавший душу свою ради Меня и Евангелия, сохранит ее». Как мы видим, Борис и Глеб, умерев телесно, оказались живее всех живых и реально помогли своему сроднику в тяжелейшей ситуации численного превосходства противника.

А наши известные протоиереи – прямые потомки новомучеников и исповедников Российских, прославленных и непрославленных, – Валериан Кречетов, Димитрий Смирнов, Владимир Воробьев, Сергий Правдолюбов, Александр Ильяшенко и др. разве случайно ведут успешные сражения за оздоровление жизни в стране с превосходящими силами противника?

Таким образом, мученический подвиг не только имеет прямой духовный смысл и духовную пользу, доставляя подвижнику собственно осуществление смысла жизни, достижение главной ее цели – Царства Небесного. Примеры реального участия и помощи, которую оказывают члены Церкви Торжествующей в тесных обстоятельствах земной жизни своим сродникам и соотечественникам, своему земному отечеству, всему миру и человечеству, служат веским аргументом в защиту того, что не напрасным бывает предпочесть смерть и муки ради Христа и Евангельских заповедей, которые суть записанная совесть.

Недавно, выступая в Донском клубе, историк Феликс Разумовский размышлял о русской смуте ХХ в. и ее особенностях: «По мере того как эта смута разрастается, очень быстро разрушаются все элементы или, как сегодня говорят, институты русской жизни. Разрушается деревня, разрушается русское офицерство, русское образованное сословие – все. Это все буквально через несколько месяцев вообще исчезнет безвозвратно.

Ну вот где русское земство? До сих пор его нет. У нас же до сих пор нет самоуправления. Вообще. Потому что нет людей. Так-то можно принять любой закон, любое решение – нет людей… А все это было. Все это разрушается и исчезает.

И только Церковь – она не только выживет в этих условиях, она буквально расцветет тысячами замечательных жизней мучеников и исповедников. Вообще, это – единственное у нас сегодня, единственный национальный капитал. Вот те мученики и исповедники, которые пошли за Христом до конца и сохранили Церковь и тем самым вообще сохранили какое-то представление о России в том числе. И на самом деле у нас сегодня больше практически ничего нет. А вот недавно, 8 февраля, в День памяти новомучеников, я специально вечером посмотрел: ну хоть бы один несчастный телевизионный канал, хоть бы один… Вот. Никто вообще, никто ни слова не сказал. Ну как?! Это же наш пантеон. Это, собственно, все, что мы сделали в ХХ в.: эти люди, их подвиг, их святость.

А мы в значительной степени тоже находимся сегодня в этом состоянии смуты. Понимаете, у нас же, если вы посмотрите на то, что происходит, почти ничего не получается. Ну ничего не получается, мы ничего не можем сделать. Вроде бы даже и надо что-то делать особенно в нынешних обстоятельствах. В стране полно денег, полно ресурсов, полно образованных людей, всего полно, но мы ничего не можем делать. Это – странная ситуация. Это – смута. Вот такая недееспособность – она посещает Русский мир в смутное время.

Мы даже в церковном нашем обиходе не придаем особого значения новомученикам. Не говоря уже о национальном обиходе, в котором никаких новомучеников вообще не существует. Во всяком случае, в том учебнике – вот такой общий учебник по истории, который готовится, – там слова «новомученики» нет. Вообще.

Вот и Александр Исаевич Солженицын говорил, что мы проиграли ХХ в. Вот у него такое мнение было. Нация потеряла столько людей, столько сил, столько энергии, вообще она столько потеряла! Она потеряла практически национальную культуру. В то время как другие вроде бы там что-то делали. С этим ведь нельзя согласиться. Потому что… в том числе вот за этот ХХ в., у нас был Патриарх Тихон». И возглавляемые им сонмы новомучеников и исповедников Российских. Именно они – знамя и залог Русской Пасхи! А от нас зависит, возьмем ли мы это знамя в свои руки.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Тамара Просто-Тамара13 мая 2016, 20:30
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!Спаси БОГ за эту статью, Ещё под впечатлением,,Немного позже обязательно прочитаю ещё и ещё раз) Хоть наизусть учи,,Просто часто в разных беседах ,иногда спорах не хватает аргументов,фактов..А тут так всё предельно ясно.Храни всех нас ,ГОСПОДИ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Новые материалы

Выбор читателей

×