В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау) «Святая Гора – высочайшая точка Земли», представляющая собой дневник путешествий автора на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Записи и размышления владыки приоткрывают мистическую и скрытую от посторонних глаз жизнь святогорцев – от безымянных отшельников до известных православному миру подвижников, таких как Паисий Святогорец или Герасим Микраяннанит. Книга рисует читателю непреходящий образ Святой Горы – места, всецело устремленного от земли к Небу, от жизни временной к жизни вечной.
Вниманию читателя предлагаем главу из книги о законе «авато», обеспечивающем священность, неотмирность Афона.
Сколь поразительна логика Святой Горы! Она делает людей глубокими, настоящими, истинными, простыми, человечными – в этом можно убедиться воочию. Она делает людей небесными, вечными, превосходящими обычную человеческую логику, Божиими – это то, что открывается душе. На Святой Горе упраздняются многие человеческие потребности и преображаются человеческие желания. Святая Гора в той же малой степени соприкасается со всем мирским, земным, преходящим, в какой площадь Дафни (главной пристани, точки связи с внешним миром) можно сравнить с площадью всего полуострова Афон. Здесь принимают только крайне необходимое. Что же касается стремлений и желаний, то на Афоне они полностью меняют направление. Все их разнообразие уступает место небу, вечности, Богу.
Абсолютный минимум в том, что касается связей с миром; безграничные возможности в том, что касается духовных желаний
Жизнь Святой Горы подчиняется простым правилам: абсолютный минимум в том, что касается связей с обществом и миром; безграничные возможности в том, что касается духовных желаний. В отношении первого накладывается контроль и ограничения. Но не для того, чтобы кому-то что-то запретить, а для того, чтобы защитить права иных людей, которые утешаются уставами Божиими, хранят откровения Его, поучаются судам правды Его (см.: Пс. 118: 16, 2, 7). Ограничения и законы существуют для того, чтобы хотя бы в одном месте на Земле сохранить живой закваску истины, нетленными – семена рассуждения, подлинным – сокрытый опыт духовных подвижников. Святая Гора не опирается на права личности, но действует по логике Божественных установлений.
Да, конечно же! Все, что существует на Святой Горе, имеет свое оправдание. Оно либо необходимо для физического выживания человека, либо способствует духовной жизни. Отсюда возникает и «авато»[1] Святой Горы. Например, телевидение не является необходимым для жизнедеятельности человека и, конечно же, не способствует духовному росту. А потому оно «авато» для Святой Горы. То же самое можно сказать и об охоте, кино, стадионах, парках, морских видах спорта, кемпингах, барах, тавернах. И для праздных путешественников, и для любознательных туристов Святая Гора закрыта – «авато». Для всякого любопытства, для всякого пусть даже и невинного, но не благочестивого по своей сути присутствия человека Святая Гора – «авато».
Афон как физическое место на карте Земли закрыт для всех тех, для кого он недоступен как духовное явление. В этом смысле он закрыт и для мужчин. Афон принимает только приходящих туда потрудиться ради него, а не ради себя. Такие люди необходимы Святой Горе. Есть еще те, кто посещает ее с духовными целями, не идущими вразрез с ее аскетизмом и благочестием. Такие посетители желанны для Святой Горы. Из их числа появляются монахи. Эти люди сохраняют Святую Гору такой, какая она есть, содействуют ее служению и утверждают ее предназначение.
Назначение «авато» – сохранить право Бога. Его право пребывать в покое хоть в каком-нибудь месте на Земле
Святая Гора – не музей и не зона отдыха. Это даже не место для миссионерства. Мы приходим сюда не для того, чтобы посмотреть на других или показать себя. И не для того, чтобы извлечь какую-нибудь выгоду. Святая Гора – это место духовной жизни и аскетизма. Мы приходим сюда, чтобы спрятаться и смириться. Присутствие женщин несовместимо с потребностями Святой Горы: ни с ее духовными устремлениями, ни с ее предназначением. Но это не ущемляет чьих-либо прав. И смысл «авато» даже не в том, чтобы самолюбиво и ограниченно защитить права монахов и монастырей. Назначение «авато» – сохранить право Бога. Его право покоиться, пребывать в покое хоть в каком-нибудь месте на Земле. И «авато» Святой Горы обеспечивает священность этого места, возможность Богу пребывать в нем…
Проложенные дороги приносят за собой автомобили. Комфорт автомобильного передвижения притягивает посетителей, далеких по духу Святой Горе. Запрет на проникновение на Афон автомобилей, который до недавнего прошлого благочестиво соблюдался (потому никогда и не существовало сухопутных путей к Уранополю) ныне значительно потерял силу: хотя и до сегодняшнего дня автомобили не могут въехать на Святую Гору со стороны суши, это не помешало им избороздить каждый уголок афонской земли.
Бога легче встретить, шагая пешком по тропинкам, чем с комфортом и скоростью передвигаясь по дороге
Бога легче встретить, шагая пешком по тропинкам, чем с комфортом и скоростью передвигаясь по дороге в сопровождении облака пыли, выхлопных газов и шума двигателя. Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7: 14). «Цивилизация» и потребительская логика разрушают эстетику, красоту и тишину, а также угрожают «авато» Святой Горы.
Шагая пешком по афонским тропинкам, ты пробуешь на вкус капельки росы, встречаешь бабочек и насекомых, вдыхаешь сверхъестественное благоухание – живое напоминание о сокровенной и таинственной святости Афона. Преодолеваешь чувство страха перед змеями и зверями, ощущаешь самобытность дикой природы и ее необыкновенную тишину. Ты устаешь, потеешь или, наоборот, освежаешься, уделяешь время самому себе, своим устремлениям, получаешь возможность обдумать то, чем занята твоя голова; ощутить радость, умиление или раскаяние в своем сердце.
Путешествие пешком по Святой Горе дает тебе возможность встретиться с самим собой – если ты идешь один или с каким-нибудь неизвестным пустынножителем, если будет на то благословение Божие. Автомобиль вынуждает тебя передвигаться быстро, навязывает тебе попутчиков и, естественно, лишает вероятности случайной встречи.
«Авато» – запреты – Святой Горы способствует тому, что по ней еще можно передвигаться пешком. Но если даже на Святой Горе пешеходные тропинки сменятся автомобильными трассами, чистый воздух – выхлопами, благоухание природы – запахом бензина и нефти, вьючные животные – автомобилями, солнечный загар на лицах – дорожной пылью на волосах и одежде, естественное и Божественное – человеческими достижениями, как тогда она сможет оставаться той горой, на которую нужно подниматься своими ногами? А если по Афону перестанут ходить пешком, то и духовное восхождение станет невозможным!
К счастью, сегодня Святая Гора недоступна женщинам. Но, к сожалению, она открыта к проникновению всевозможных технических новинок, которые расшатывают ее духовные устои, наносят вред вековым монашеским традициям. Говорю «к счастью», потому что, если дороги и автомобили только угрожают парализовать ее духовную жизнь, то приход на Святую Гору женщин будет означать ее окончательную гибель. Говорю «к сожалению», потому что фактически «авато» запрещает только проникновение на Афон лицам женского пола, в то время как нарушение духовных запретов упраздняет, сводит на нет всякого рода исторические ограничения и законы. Уважение к вечным непреложным запретам Святой Горы открывает к ней доступ любой страждущей душе – неважно, женской или мужской. Сегодня женская половина человечества по-мирски стремится отстоять свое право общаться со Святой Горой. Частые телефонные звонки доносят голоса мам и родственников монахов и на запретные территории «авато», а переписка приносит туда их мысли, чувства и нужды. Вязаные свитера и носочки, собственноручно приготовленные сладости, пирожки и печенья – живое проявление их заботы и участия. Под различными благочестивыми предлогами мамы и родственники доплывают на кораблях до географически дозволенной границы, но тем самым нарушают духовные границы Святой Горы.
В конце концов душа оживает только там, где нет места комфорту, обмирщенности, компромиссу, разрушающему «благополучию» современной цивилизации. Сердце способно выдержать восхождение только там, где преобладает сознательное и непрерывное самоотречение, благочестиво соблюдаются древние монашеские установления, где соблюдается любовь к старине, бедности, простоте. Святая Гора, если она хочет оставаться доступной для Бога и Его благодати, для каждой страждущей души, должна бескомпромиссно очертить свои границы, неустанно охранять свое «авато»!
А насчёт покоя на Святой Горе, то у монаха, как мне думается, покой наступает после того как пропоют над ним "вечный покой". Там авангард монашества, это как сравнить десятикратного олимпийского чемпиона по силе с ребёнком (миряне). Там борьба с собой , война идёт с дьяволом за весь мир, за каждую душу , там в самоотвержении , страдании, болезнях, послушании, терпении должна выплавиться чистейшая душа, которой милостью Божией даётся чистая, дерзновенная молитва и эту молитву слышит Бог сразу и она за нас с вами. Но орхидеи не растут в простом саду, им нужны условия. Настоящий алмаз получается только при высокой температуре глубоко под землёй и под высоким давлением. Дай Бог, чтобы на Святой Горе всегда были настоящие монахи и среди них, конечно, алмазы - святые старцы и если они возносят всей братией молитвы за весь мир, то насколько она дерзновенна!!! А мы хотим это все разбавить мирским, смешать чистое золото с железом. Да сейчас таких мужчин, чтобы решились на это мало, да и далеко не каждого туда берут даже в послушники. Вот мужчины и молчат. Походили, походили по Горе и призадумались. Уже и это хорошо. Все во спасение. Такие вот мысли. Спаси нас всех Господи и Пресвятая Богородица.
Брат просил Авву Матоя: дай мне наставление. Авва Матой между другими наставлениями сказал ему: не имей дружбы с отроком, не знайся с женщиной, не дружи с еретиком .
Один брат просил Авву Даниила: дай мне одну какую-нибудь заповедь, и я буду соблюдать ее. Авва говорит ему: никогда не опускай руки своей в блюдо вместе с женщиной, и не ешь с нею. Через это ты несколько убежишь от демона блуда.
Авва Феодор Фермейский говорил: не ложись спать там, где есть женщина.
Ученик Аввы Сисоя говорил ему: отец! ты уже состарился: пойдем наконец в селение. Пойдем туда, сказал ему старец, где нет женщины. Где же нет женщины, кроме пустыни? отвечал ему ученик. Веди меня в пустыню, сказал старец.
Некогда во время пребывания Аввы Арсения в Канопе одна весьма богатая и богобоязненная девица, из сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила Архиепископа убедить старца, чтобы он принял ее, Архиепископ пошел к Авве Арсению, и просил его, говоря: такая-то девица сенаторскаго рода желает видеть тебя. Но старец не согласился выйти к ней. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрягать ослов, говоря: я надеюсь на Бога, что увижу старца, ибо я пришла видеть не человека. Людей много у нас и в городе, но я пришла видеть пророка. Когда она достигла кельи старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Но он поднял ее с гневом, и, смотря на нее, сказал: если хочешь видеть лицо мое, то вот смотри! Девица от стыда не взглянула на лицо его. Старец говорит ей: разве не слышала ты о делах моих? На них должно смотреть. Как ты решилась плыть так далеко? Разве не знаешь ты, что ты женщина, что тебе никогда не должно никуда выходить? Или ты для того пришла, чтобы по возвращении в Рим сказать другим женщинам: я видела Арсения, — и море сделается путем женщин, идущих ко мне? Девица отвечала: если Богу будет угодно, я не допущу ни одной женщине прийти сюда;- но ты молись о мне и поминай меня всегда! Старец в ответ сказал ей: буду молиться Господу, чтобы из сердца моего Он изгнал память о тебе. Услышав сие, она пошла в смущении, и по возвращении в город от печали впала в горячку. О болезни ее сказали блаженному Архиепископу Феофилу. Он пришел к ней и просил ее сказать, что с нею случилось? Девица отвечала: лучше бы никогда не приходить мне сюда! Я сказала старцу: помни обо мне, а он отвечал: буду молиться Богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе, — и вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или не знаешь, что ты женщина, и что через женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе старец, а о душе твоей он будет всегда молиться. Таким образом успокоилась девица в мыслях, и с радостью отправилась в отечество.
Нужно беречь эту драгоценность!
Какое сокровенное, дипломатичное и в то же время суровое предостережение - остановись человек в своем "хочу", где Бог пребывает не может быть желаний человеческих, никаких земных чувств, материнская любовь - все должно отступить перед лицем Господа. Каждое слово Владыки пронизано тихим великим созерцанием Бога.
Владыко, храни Вас Господь и низкий поклон за книгу.