Чему учат в церковных школах Англии

Во время прошлогоднего пребывания в Великобритании по краткосрочной научной программе мне удалось посетить несколько церковных школ Соединенного Королевства. К слову, договориться о визитах в средние учебные заведения оказалось непросто. В нескольких случаях мои просьбы о встрече были проигнорированы; иногда приходили отрицательные ответы. Как сказала секретарь одной из школ, объясняя отсутствие реакции на мое письмо: «Мы получаем очень много просьб об интервью». Тем не менее несколько встреч у меня всё-таки состоялось, во многом благодаря помощи англиканского и католического епископата.

«Школа каноника Слейда» в Болтоне «Школа каноника Слейда» в Болтоне

Церковные школы Британии встроены в общую систему среднего образования: они выдают такие же аттестаты и учат тем же общеобразовательным предметам, что и светские школы. Финансирование идет из бюджета. Принципиальное отличие от светских учебных заведений заключается в том, что школы находятся в подчинении определенной конфессии (религиозной группы) и имеют право отображать эту конфессиональность в тех дисциплинах, в которых это возможно сделать, а также в организации школьной жизни. Наибольшее число церковных школ находится в ведении Англиканской церкви – ведущей конфессии страны, имеющей государственный статус на территории Англии.

Христианство как… предмет для размышления

У нас много ребят неангликан. Есть также мусульмане и неверующие

«Школа каноника Слейда» в Болтоне (одном из пригородов Манчестера), которую мне удалось посетить, находится в подчинении местной англиканской епархии. Однако ее ученический состав многоконфессиональный. Директор школы Алан Моттерсхед пояснил: «У нас много ребят неангликан – из католической, баптистской, пятидесятнической церквей. Есть также мусульмане и неверующие».

С Аланом Моттерсхедом мы беседовали в его просторном кабинете, за любезно предложенными мне чашкой кофе и печеньем. Мне хотелось узнать о многом, ведь учебное заведение функционирует в стране, где отдельные законы (особенно в сфере семьи и брака) не согласуются с христианской моралью и нравственностью. Каким же образом в не благоволящие христианству рамки вписывается «Школа каноника Слейда», один из лозунгов которой – «Труд и молитва»? Более того, школа официально заявляет о себе как о сообществе, которое «учит христианским ценностям и практикует христианские ценности, на основании посланий святого апостола Павла». При этом учебное заведение (как и прочие церковные школы) продолжает получать финансирование от английского правительства.

Алан Моттерсхед Алан Моттерсхед
– Мы стараемся объяснять учащимся христианские верования и ценности в более широком контексте, – говорит о специфике работы школы Алан. – Ученики видят это в различном ракурсе, например на уроках религиоведения или даже в оформлении кабинетов, где на стенах находятся кресты. У нас есть часовня, в которой проходят службы – с чтением Библии, молитвой, пением религиозных гимнов – самими детьми, с беседами на «тему недели».

Разъяснения директора понятны и логичны. В принципе такие же подходы могут использоваться в любой церковной (православной) гимназии в Беларуси или России. Но есть один нюанс: в России в церковной гимназии практически все ученики будут, пожалуй, православными, а вот в «Школе каноника Слейда» конфессиональная однородность отсутствует. Означает ли это, что неангликане освобождены от участия в богослужениях, проводимых духовенством Англиканской церкви? Задавая этот вопрос, я почти не сомневался, что мое предположение подтвердится, но, к моему удивлению, директор ответил по-другому:

– На службах в нашей часовне мы ожидаем присутствия всех учащихся в возрастной группе от 11 до 16 лет, даже если речь идет о мусульманах и неверующих. Другое дело, что присутствие не обязывает к деятельному участию: например, учащиеся могут находиться в часовне во время причастия, но не обязаны причащаться. Некоторые приходят просто для того, чтобы получить благословение.

Выслушав ответ Алана, я задаю новые вопросы. В церковной школе, особенно функционирующей в либеральном обществе, важно прививать детям и подросткам определенные нравственные нормы, соответствующие церковному учению, в том числе касающиеся семьи и семейной жизни. Между тем уроки полового воспитания являются в Британии обязательными, и это требование касается практически всех школ Королевства.

Сотрудники школы могут иметь разную сексуальную ориентацию: мы не рассуждаем в категориях “норма” и “отклонение”

– У нас есть определенная политика в школе касательно предмета, который мы называем «отношения и половое воспитание», – говорит директор. – Мы стараемся обсуждать эти вопросы в контексте формирования партнерства на всю жизнь, несмотря на то, что многие поступают по-другому. Мы стремимся к тому, чтобы дети понимали: люди могут делать различный выбор, но не наше дело их осуждать. Мы, безусловно, излагаем традиционное христианское учение о детях и родителях, браке между мужчиной и женщиной, но одновременно с уважением относимся к тому, что многие люди формируют отношения, находящиеся за рамками традиционного христианского понимания. В контексте учения Англиканской церкви мы, конечно, не говорим о поддержке однополых браков, но мы признаём, что учащиеся и сотрудники школы могут иметь различную ориентацию. При этом мы не рассуждаем в категориях «норма» и «отклонение», но говорим о традиционном учении христианства наряду со многими другими религиями. Мы объясняем, что, взрослея, приходится делать выбор, но у нас есть вера, и эта вера становится значительным фактором в определении того, какие формы отношений мы избираем.

– В британской прессе появлялись сообщения, что в связи с легализацией однополых браков растет давление на церковные школы, – я не могу не обратить внимание собеседника на прочитанную мной информацию. – Выдвигаются требования, чтобы в школах учили о «равенстве», утверждающем, что однополые браки не отличаются от браков между мужчиной и женщиной. В то же время церковное учение, включая таковое Англиканской церкви, говорит по-другому. Как же вам удается справляться с вызовами, связанными с либерализацией британского законодательства в области семейных отношений?

Наш подход такой: мы говорим: “Вот христианское вероучение – что вы об этом думаете?”

– Наверное, это в большей степени вызов для Англиканской церкви, – отвечает Алан. – В школе мы объясняем, что говорит на эту тему Евангелие и христианская традиция. Но мы не учим ребят выносить однозначные суждения: «Это то, что я должен делать и говорить». Наш подход иной. Мы говорим: «Таково христианское вероучение – что вы об этом думаете? Внесены изменения в закон – что вы об этом думаете?» Мы хотим, чтобы учащиеся тщательно всё обдумывали, а не получали от нас готовые рецепты. Конечно, они должны ясно представлять учение церкви и новые положения закона. Однако им самим следует делать выбор – через призму веры или отсутствие таковой. Мы помогаем учащимся выработать толерантное отношение к людям, имеющим другое мнение. Вообще в дискуссиях должно присутствовать несколько аргументированных точек зрения. Мы стремимся, чтобы учащиеся отвечали на вопрос: какой аргумент сильнее – традиционный или современной концепции равенства? Говорим и о конкретных фактах. Например, в Северной Ирландии министр здравоохранения был вынужден подать в отставку после того, как заявил, что дети в однополых семьях подвержены большему риску насилия. Учащиеся желали обсудить этот случай. Мы со своей стороны поощряем их задавать вопросы по самым разным темам, не только касающимся развития законодательства. Например, землетрясение в Непале. Здесь тоже возникают вопросы. Почему на планете случаются катастрофы, если Бог всемогущий и любящий? Обычно к подобным дискуссиям ученики проявляют значительный интерес.

– Вы привели хороший пример с вынужденной отставкой министра здравоохранения Северной Ирландии, – я продолжаю поднятый директором вопрос. – В свое время лорд Эдмистон говорил, выступая в Палате лордов, что некоторые люди лишились работы из-за своих религиозных убеждений. Законодательство о равенстве создает ситуации, когда воцерковленным христианам сложно занимать определенные должности, сохраняя при этом свои убеждения. Не считаете ли вы, что дальнейшее развитие и применение законодательства о равенстве и недискриминации может привести к тому, что школе станет труднее учить в соответствии с церковными доктринами?

– Полагаю, что такая проблема имеет место, – ответил Алан. – Мы знаем и о другом: идет давление со стороны таких групп, как Британская гуманистическая ассоциация. Эти группы хотят, используя законодательство о равенстве, произвести кардинальное разделение между церковью и государством, прекратив, например, бюджетное финансирование церковных школ. Но мы считаем, что, поскольку христиане тоже платят налоги, они должны иметь право выбора. Надеюсь, мы сохраним право на исповедование своей веры и право на выбор, не забывая и о других мнениях. Не хотелось бы, чтобы законодательство о равенстве использовалось как средство для утверждения неравенства, когда поддерживаются только «политически приемлемые» взгляды, а иные мнения объявляются ошибочными. Да, мы видим в нашем обществе ситуацию давления: например, христиан – владельцев отеля вызывают в суд за отказ разместить однополую пару в номере, предназначенном для супругов. Интересно посмотреть, в какой степени законодательство о равенстве будет применяться к представителям других религий – мусульманам и иудеям. Думаю, в течение следующих 5–10 лет мы столкнемся со множеством сложных ситуаций и дискуссий. Мы бы хотели отстоять право церковной школы учить в соответствии с христианским вероучением, говорить о том, как учит церковь, не заставляя в это верить, но подчеркивая, что об этом нужно размышлять.

Религиоведение в церковной школе: «равенство религий»

Примерно в середине беседы с директором к разговору присоединился один из сотрудников школы – Фил Эскрофт. Эскрофт возглавляет школьный департамент религиоведения – один из ключевых, формирующих религиозное мировоззрение учащихся. К Филу я обратился с вопросами о содержании религиозного образования. Не скрою, отдельные моменты его ответов меня удивили. Возможно, подходы Эскрофта вполне приемлемы для обычной светской школы, но, как мне подумалось, не совсем органично вписываются в рамки школы церковной. Впрочем, не стоит забывать, что речь идет об англиканской школе, а ведь сама Англиканская церковь давно превратилась в собрание различных «фракций», иногда с несовместимыми взглядами и богословскими идеями.

– Учителя нашего отдела – самых различных вероисповеданий, – рассказал Фил. – Я из числа евангелистов, но во многом вижу себя англиканином. Как магистр богословия, считаю, что многое меняют именно академические принципы. И для нас главное в школе – это академический подход к обучению, а не конфессиональный. Мы не пытаемся обратить детей в христианство, мы предлагаем им академические знания о религиях. Если дети верующие, мы стараемся создать условия для развития их духовности. Думаю, в светских школах нет такой свободной возможности выражать свою принадлежность христианству. Но мы хотим, чтобы дети в нашей школе чувствовали себя свободно, даже если они неверующие.

– Как построена ваша религиоведческая программа? Вы пытаетесь показать различия между религиями, например между христианством и исламом? – интересуюсь я.

– Полагаю, что религия – это повествование, рассказ. Учащиеся должны видеть в религии главное, а не просто набор фактов и традиций. Например, главное в христианстве – это творение, грехопадение, воплощение, спасение. Когда мы учим о христианстве, то обращаем на это первейшее внимание, а уже потом – на догматику, праздники и так далее. Ислам, к примеру, говорит о творении, иудаизм не только о творении, но и в какой-то степени о грехопадении. Однако в этих религиях нет воплощения и нет спасения через Христа. Это очевидное различие, не так ли?

– Безусловно. Но, наверное, в этом контексте важно говорить о ключевом различии –понимании природы Христа и Святой Троицы, так как здесь взгляды христиан, с одной стороны, и мусульман и иудеев – с другой кардинально различаются.

Все религии ведут к Богу, только разными путями. Почему бы ученикам не изучать такой подход?

– В процессе преподавания я принимаю во внимание возраст учащихся, так как мне приходится учить в группах от 11 до 18 лет, – говорит Фил. – Но я не против, если ученики придерживаются универсалистского подхода. В этом плане интересен пример, когда говорят, что все религии ведут к Богу, только разными путями. Почему бы ученикам не изучать такой подход? Важно также понимание единства между религиями и нерелигиозными людьми. Безусловно, при консервативном взгляде вы замечаете различия между религиями, однако либеральное видение показывает сходства.

– И вы придерживаетесь либерального подхода?

– Мой подход образовательный. Мы не пытаемся сделать религиоведение конфессиональным. Я хочу, чтобы ученики понимали разные точки зрения. Мы соответствуем критериям Англиканской церкви, но ведь она многообразна, не так ли? Как школа, мы придерживаемся ценностей Англиканской церкви, но в то же время не пытаемся их навязывать. Например, в вопросах морали и нравственности мы говорим о взглядах разных конфессий – католиков, протестантов – и стараемся придерживаться академического подхода, отражая многообразие христианства. Мы стараемся продвигать равенство и единство, чтобы представляемая нами информация не носила конфессионального характера.

«Школа каноника Слейда» в Болтоне «Школа каноника Слейда» в Болтоне

Мнение Фила Эскрофта вызывает у меня желание возразить. «Неконфессиональный подход» – красивое словосочетание для обычной школы, но ведь мы находимся в церковной школе, а не в светском учебном заведении. Может быть, родители, отдавая своих чад в школу Англиканской церкви, как раз ждут другого – более выраженного конфессионального подхода, который, на мой взгляд, не был бы чем-то чуждым для церковной школы. Однако мой собеседник объясняет это по-другому.

– Христианские ценности, учение Христа формируют дух нашей школы. Сами по себе они не конфессиональные, речь идет о таких принципах, как «возлюби ближнего, как самого себя». Таковы ценности школы, они не носят конфессионального характера. Вообще британские ценности тесно связаны с христианизацией страны. Наше общество, безусловно, секуляризировано, но наследие христианства всё равно остается.

В завершение беседы я поинтересовался у своих собеседников, есть ли сложности в подборе персонала. Тем более что в одной из католических школ Британии мне говорили, что порой им нелегко найти воцерковленных учителей. Однако, как я понял из объяснений директора, подходы к найму персонала в англиканской школе отличаются от католических практик.

– В католической школе при приеме на работу обычно требуют, чтобы вы были практикующим католиком, – говорит Алан Моттерсхед. – В нашей школе нет такого строгого условия: мы говорим, что кандидаты должны поддерживать и продвигать христианский дух школы или в крайнем случае симпатизировать ему. Мы понимаем, что наши коллеги придерживаются разных точек зрения. Мы отдаем предпочтение наиболее квалифицированным кандидатам, которые, по меньшей мере, симпатизируют христианскому духу школы. Вообще в Британии разнообразная и неунифицированная школьная система, включающая методистские, мусульманские, иудейские и другие школы. Не исключено, что в ближайшие несколько лет этому будет брошен вызов.

После беседы Алан показал мне помещения школы, в том числе часовню, а затем, проводив меня до ворот учебного заведения, тепло и благожелательно распрощался. Беседа произвела на меня двойственное впечатление. С одной стороны, акцент на христианском духе школы в условиях нарастающей дехристианизации британского общества имеет позитивный характер. С другой стороны, предлагаемое школой христианство выглядит несколько размытым и порой мало приемлемым для православного человека. Однако не стоит забывать, что речь идет об отражении христианства в его англиканском преломлении. Англиканская церковь, как признают сами англикане, давно утратила свой единообразный характер, частично уступив духу времени и либерализму. Не стоит удивляться, что и англиканская школа закономерно отражает процессы, происходящие в государственной церкви Англии.

Сергей Мудров

19 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Британия: нетерпимость во имя толерантности Британия: нетерпимость во имя толерантности
Сергей Мудров
Британия: нетерпимость во имя толерантности Нетерпимость во имя толерантности, или Почему в современной Британии трудно быть христианином
Сергей Мудров
О том, почему даже консерваторы «стесняются» своих христианских взглядов, как епископы подстраивают апостольские послания под требования секулярного общества
«На Западе стало сложно говорить по совести» «На Западе стало сложно говорить по совести»
Лорд-епископ об англиканстве, либерализме и русских
«На Западе стало сложно говорить по совести» «На Западе стало сложно говорить по совести»
Лорд-епископ об англиканстве, либерализме и русских
Почему политики, называющие себя христианами, принимают законы о легализации содомии? Чему учат в британских университетах? Много ли верующих учителей в церковных школах Англии? Устоит ли Англиканская церковь перед напором либерализма?
«Сегодняшний Запад – наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь» «Сегодняшний Запад – наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь»
Прот. Андрей Филлипс
«Сегодняшний Запад – наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь» «Сегодняшний Запад – наше близкое будущее, если мы оставим церковную жизнь»
Беседа с протоиереем Андреем Филлипсом
Запад утратил понимание двух основополагающих заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему. Если бы он следовал этим заповедям, то не богохульствовал и имел бы уважение к другим.
Комментарии
Антоний26 мая 2016, 23:46
Добрый вечер, братья и сестры! Благодарю автора и редакцию за статью. Приметил этот материал я на сайте давно, но прочесть и обдумать его всё не было времени. В общем-то ситуация, сложившаяся в западном христианстве (в западном в географическом смысле - то есть во всех христианских конфессиях Западной Европы) достаточно грустная. При трансформации старой доброй патриархальной Европы в блудливый Евросодом у церкви остается два пути: остаться верной Богу и Его заветам (сейчас я не рассматриваю вопрос о каноничности Римско-католической и протестантских церквей как таковых) или подстроиться под требования общества и государства. Последнее сегодня особенно актуально для государственных церквей - например, решением парламента государственную Церковь Датского Народа обязали венчать педерастов. Но не всегда отступление европейских конфессий от святоотеческого учения продиктовано давлением государства (заметьте, давление такое было в разные времена, но отнюдь не все христиане ему поддались: многие даже под угрозой смерти не отреклись от Спасителя и стали мучениками, обменяв земное благоденствие на Царствие Небесное, - достаточно вспомнить историю нашей Русской Православной Церкви за последние сто лет, не говоря уже о более ранних гонениях). Скажем, отделенная от государства Церковь Швеции не считает содомию грехом и регистрирует однополые "браки" с конца 2009 года, а являющаяся открытой лесбиянкой (состоит в однополом "браке" с женщиной-священником, совместно с которой воспитывает сына) епископ Стокгольма Ева Брунне призывает снимать с храмов кресты и оборудовать их молельными комнатами для мусульман, чтобы сделать церкви привлекательными для представителей всех религий. Католики пока держатся за традиционные устои крепче, но также теряют прихожан в Европе, а потому принимают робкие попытки шагать в ногу со временем (лично мне достаточно показательным в этом отношении представляется опубликованное в текущем году апостольское увещание Папы римского Франциска Amoris Laetitia: в частности, пункт 156 указанного документа фактически объявляет слова святого апостола Павла из Послания к Ефесянам 5:22-25 устаревшими и неприменимыми к современной эпохе; есть у меня и ряд других вопросов к Римско-католической церкви, но в этом комментарии я не буду приводить их все, дабы не придавать ему излишний объем). Каков итог всего сказанного? Пожалуй, он прост. Куда ведет ложный путь европейского тоталитарного либерализма мы видим и понимаем необходимость избежать фатпльных цивилизационных ошибок, совершенных нашими соседями. Как нам их избежать? Хранить верность Господу нашему Иисусу Христу, нашей Родине и нашей Святой Матери-Церкви, и воспитывать наших детей, прививая им традиционные ценности, которые защитят их умы от проникновения евролиберальной заразы.
Иоанна_25 мая 2016, 20:24
Дорогая Лариса! Вот вы любите своего мужа. Значит ли это, что вы не видите его недостатков? Не значит, недостатки видите. Но всё равно любите. Вот так и с Родиной. ("С жаром" - перебор, жара не было.) В вопросах экономики, права и государственно-правового устройства сразу отдаю победу вам. Не глядя! ))
Петр25 мая 2016, 20:12
Макс25 мая 2016, 13:00 "Поучитесь у них писать жалобы на коммунальщиков. Толку больше будет." А может начать с малого? Просто не свинячить? Выбрасывать мусор в урну, а не себе под ноги и не лузгать семечки на остановках - тоже достаточно эффективный метод...
Петр25 мая 2016, 20:05
Лариса Воронина25 мая 2016, 09:00 "милости прошу следующий раз на разговор о вещах, которые мне известны". Лариса, это очень правильное решение. Всегда лучше рассуждать о вещах, о которых имеешь какое-то представление.
Макс25 мая 2016, 13:39
Петр24 мая 2016, 01:00
Да нас и мусор в урну не принудишь выбрасывать, на автобусных остановках всегда всё заплевано. Чем тут гордиться то? Может всё же хорошему то не зазорно и поучиться? ******* Поучитесь у них писать жалобы на коммунальщиков. Толку больше будет. Уборка заграницей стоит дорого, это серьёзный бизнес. Морально не готов платить много за уборку.
Лариса Воронина25 мая 2016, 09:34
Петр, я надеюсь Вы в целом не намерены запретить людям разговаривать?.. Что ж, друзья мои, Вы победили в этом раунде! Признаю. И следуя Вашему совету, милости прошу следующий раз на разговор о вещах, которые мне известны не «с дивана» и свыше 10 лет, а именно: экономика, право, государственно-правовое устройство… А вот так сравнивать – «Один человек, который долго отсутствовал…» - это ничего не понять. (с). P.S.: Иоанна, Вы как-то придерживайтесь одной линии, а то в одном сообщении говорите одно, потом себя же опровергаете. То Вы называете Родину «домом», то с жаром её ругаете… Сложно однозначно понять, что же всё-таки Вы имели в виду?
Александр24 мая 2016, 20:24
А почему англикан называют Христианской Церковью?
У нас же "Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь".
Петр24 мая 2016, 18:09
Лия24 мая 2016, 13:00 "Ну да, а чтоб беседовать о хирургии надо себе что-нибудь отрезать?" Это точно, побеседовать о хирургии (не имея даже среднего медицинского образования), порассуждать о политике, валяясь на диване, всё это у нас очень любят. Результаты как говориться на лицо. Ну а если серьезно, Иоанна абсолютно права - что бы рассуждать о плюсах и минусах жизни в той или иной стране, страну эту надо хоть немного знать. А узнать её, не пожив в ней какое-то время, не получиться. В противном случае, будет как в известной истории из нашего недавнего советского прошлого: "сам я Пастернака не читал, но осуждаю..."
Лия24 мая 2016, 13:35
Иоанна_23 мая 2016, 17:00 Надо поехать и пожить ТАМ лет 10, тогда сравнения будут глубокими и интересными. --------- Ну да, а чтоб беседовать о хирургии надо себе что-нибудь отрезать?
Иоанна_24 мая 2016, 12:43
Лариса, простите! Но факт - с дисциплиной, порядком, чистотой у них действительно несравнимо лучше поставлено. И с уважением к каждому человеку. Почему-то мы сразу хотим сказать: Да, но зато... А может, лучше признать, что сами недорабатываем? Один человек, который долго отсутствовал, сказал: "Два часа за рулём в Москве, чтобы всю ностальгию как ветром сдуло." И куда мы от этого денемся? Будем убеждать себя, что у нас ЗАТО есть Пушкин и Достоевский? :)
Лариса Воронина24 мая 2016, 08:56
Иоанна, я Вас не понимаю! Написала вообще в поддержку Вашей линии. Почему я не могу привести пример из жизни и почему надо жить "там" 10 лет? Я не могу находиться заграницей и 10 дней, меня домой тянет! Дело не в знакомых же, а в примере прививки дисциплины на Западе. Если будет угодно, я могу занудствовать на историко-правовых примерах. P.S.: хотела написать одну забавную вещь из наблюдений по Германии и как раз просить Вашего подтверждения. Да теперь уж воздержусь.
Петр24 мая 2016, 01:47
Лариса Воронина23 мая 2016, 13:00 "Да, газоны мы не стрижём по субботам. Но нас и не принудишь насильно их выращивать." Да нас и мусор в урну не принудишь выбрасывать, на автобусных остановках всегда всё заплевано. Чем тут гордиться то? Может всё же хорошему то не зазорно и поучиться?
Рита Миллер24 мая 2016, 00:12
Когда публикуют статьи про Европу, обязательно найдется кто-нибудь, кто напишет : у меня родственники (друзья, знакомые) уехали в Англию (Францию, Германию, Бельгию); там так замечательно живется, все дешево, пол-Берлина русских, пол-Лондона русских, никто назад не собирается и т.п. Господа , читайте внимательно! Речь не идет о том, где лучше в бытовом плане, где можно дешевле пожрать, получить халявную квартиру, образование. Если ты неверующуй, а заботишься только о бытовых удобствах, видимо, лучше жить там. Речь же идет о том, где лучше , если ты верующий, православный. И то, что никто не хочет назад- неправда. У меня на работе у женщины знакомая когда-то уехала в Германию, теперь вот хочет вернуться. К сестре в Донецк. Тот самый, где ДНР и до сих пор иногда идут бои. Видимо, что-то её в Германии сильно достало.
Иоанна_23 мая 2016, 17:58
Надо поехать и пожить ТАМ лет 10, тогда сравнения будут глубокими и интересными. А вот так сравнивать - "Мои знакомые как-то посетили..." - это НИЧЕГО не понять. Вернее, и не стараться понять, а только вытянуть какую-то деталь, на основании которой будет сделан (уже готовый) вывод о том, что у нас всё лучше. Я лично считаю, что у нас лучше. Вернее так: русскому человеку у нас лучше. Но высокомерный тон меня просто ошарашивает: почему тогда полЛондона русских? Только в одном Берлине 100.000 русских (было 10 лет назад, может, сейчас уже 200.000, не знаю). Причём, этим страдают наши и там ТОЖЕ: сидят, всё ругают последними словами, но назад не едут...
Лариса Воронина23 мая 2016, 13:33
Анна21 мая 2016, 18:00
… быстро учимся. Только не тому, чему надо бы: порядку, дисциплине, уважению к людям. // Мои знакомые как-то посетили Туманный Альбион; были, конечно, в восторге. Очень им нравилось – всё яркое, как игрушечное. В порыве восхищения, воскликнули: «Какие же у вас дисциплинированные люди! Вот у нас в автобусах не заставишь дальше пройти, любят у выхода толпиться!». На что принимающая сторона им ответила: «Да что Вы! Для того чтобы люди научились на второй этаж проходить изначально в автобусах находилось двое полицейских. На каждой остановке они вставали у дверей и дубинами (!) рассортировывали пассажиров». И в странах Западной Европы дисциплину прививали тоже не ароматом роз… Наш же пресловутый «менталитет» формировался в относительной свободе. Да, газоны мы не стрижём по субботам. Но нас и не принудишь насильно их выращивать.
Иоанна_22 мая 2016, 16:02
Анна, В.С., речь совсем О ДРУГОМ. Не о светском обществе. Речь о том, что в Англиканской Церкви и в её духовных школах полным ходом идёт процесс обмирщения и отхода вообще от Христианства. У нас НЕТ этого. Пусть общество у нас на 90% нецерковное, но в нашей Церкви ЕСТЬ чистота веры. И тот, кто хочет её найти, кто ищет Спасения, тот ИМЕЕТ возможность жить церковной жизнью во всей её полноте. Имеет возможность, если захочет, получить образование в духовных школах, и этих духовных школ много, причём традиции и дух нашего церковного образования сохраняются в полной мере. В этом ОГРОМНАЯ разница в нашу пользу. И мы должны ценить это.
Анна21 мая 2016, 18:57
Да, приятно, конечно, повздыхать над западными еретиками-христианами, да почувствовать себе такими духовными, правильными, православными, исторически верными. Только, как показывает светская практика, лет через 20 то же самое будет у нас в России, ибо всю грязь и нечистоты мы успешно перенимаем у Запада, адаптируем под себя и купаемся в них с головой. Просто мы отстаем от них слегка, но быстро учимся. Только не тому, чему надо бы: порядку, дисциплине, уважению к людям.
Daria21 мая 2016, 11:47
Статья показалась мне логически незавершенной. Сделанные выводы слишком общие, в них нет четкого выражения позиции самого автора, хотя жанр статьи, написанной от первого лица, предполагает наличие развернутой субъективной оценки в выводах.
В.С.21 мая 2016, 01:19
В Англии всё конечно ужасно. Но если кто-то думает что в наших школах в нашей "православной стране" всё намного лучше, то он очень заблуждается. В нашем классе при обсуждении выбора предмета (ОПК или Светская этика) многие родители буквально топали ногами и плевались при упоминании церкви. "Не пустим попов в школу!". И всё это с одобрения руководства школы. Абсолютным большинством голосов выбрали конечно же светскую этику. И так во всей школе. И в соседних школах то же самое. ОПК нет нигде в городе. Про разврат в наших школах говорить не буду, кто в теме, тот знает.
Станислав20 мая 2016, 22:25
Алексею - Я понимаю вашу реакцию на статью. Она объясняется тем что вы видимо живёте в России и не знаете жизни в других странах. Вы должны себе представлять что во первых, западный мир кардинально переменился за последние 50 лет. Судя по Америке, дух секуляризма, феминизма, т.н. "равноправия" победил традиционализм в широком понимании этого слова. Ведь ещё в 50-х годал 20-го века в американской семье работал только мужчина, ни о каких правах содомитов не было и речи. Был случай, когда в одном содомском клубе был пожар и пожарные с полицией не спешили его тушить, так что большое количество людей сгорело заживо. Так вот, полицейский начальник тогда просто пожал плечами и сказал, там были "queer people" т.е. "странные" (так называют содомитов) люди. Почувствуйте разницу с теперешним днём. Второе, это то что люди, занимающиеся религиозным образованием в Англии, относящиеся к Англиканской церкви, не получили и толики того религиозного образования, которое получают люди, скажем, в православном университете в России. Даже католики дают в каком то плане лучшее образование, так как изучают труды отцов ещё неразделённой церкви. Люди эти учат тому, чему научились сами. Мне кажется, их надо просто пожалеть. А если у вас есть возможность общения с таковыми, то рассказывайте им о православной церкве и вере.
Андрей20 мая 2016, 20:37
Статья о Еретиках. Я думаю не хватает четкого комментария священства(упущение со стороны сайта).
Кирилл20 мая 2016, 20:28
"В этом плане интересен пример, когда говорят, что все религии ведут к Богу, только разными путями. Почему бы ученикам не изучать такой подход?".
А в чём проблема, чтобы его изучить? Подход этот исповедуют большинство россиян (в т.ч. крещёных). Но даже абсолютное большинство тех, кто не исповедует этот тезис, не могут внятно его разоблачить.
Например, мы на занятиях по основам Православия рассматриваем этот тезис и обсуждаем его.
Александр Гончаров20 мая 2016, 17:18
Что же у них в обычных школах творится,если в церковной -Христос преподносится как идея,одна их многих.Как будто Он в мир пришел для того ,чтобы написать учебник о правилах хорошего тона.
20 мая 2016, 15:14
Cогласен с комментарием Алексея.
20 мая 2016, 14:16
Полностью согласна с Алексеем.Церковь не должна подстраиваться под новомодные веяния или чьи-то хотелки. Иначе это не Церковь, а что-то другое.
Сергей Алексеев19 мая 2016, 22:16
Для чего эта статья? Не понял просто...
Ольга19 мая 2016, 20:41
Мне не понятен мотив этой публикации: то ли автор хотел сказать, что нам есть чему поучиться у протестантов, то ли – наоборот: «не делайте так». А цитата «Все религии ведут к Богу, только разными путями. Почему бы ученикам не изучать такой подход?» (жирным шрифтом), не взятая в кавычки, может ввести в заблуждение несведущего читателя, который не станет утруждать себя чтением всей статьи, а лишь пробежит по цитатам.
Алексей19 мая 2016, 15:32
"Например, в вопросах морали и нравственности мы говорим о взглядах разных конфессий – католиков, протестантов – и стараемся придерживаться академического подхода, отражая многообразие христианства." и другие варианты, кроме ПРАВОСЛАВНОГО!
Богословы ,которые учат уважать грех...
кветкин андрей19 мая 2016, 11:40
Соглащусь с автором статьи..Очень двойственное впечатление от данной беседы. Еще раз убедился в том,что есть одна единственная вера- православная, а все остальное - недопонимания и заблуждения, к Богу не ведущие.
Алексей19 мая 2016, 09:28
Можно немного подправить одно из предложений: « в стране, где отдельные законы не согласуются не только с христианской моралью, но и с ветхозаветной, общечеловеческой, Богоустановленной нравственностью. Не согласуются даже с правилами положенными для зверей и скотов».
Что же это у тех бедных детей за «каноники», финансируемые английским правительством? Ведь эти «каноники» более страшны своим «христианством» в значении «анти», чем язычники. Они ужаснее даже бесов не воплощенных в тела и потому более импотентных чем английские «каноники». Эти люди соработники бесов, партнеры их, воплощения духа бесовского.
И что у этих «каноников» значит «причащаться» и «благословение», если они говорят: «…мы признаем, что учащиеся и сотрудники школы могут иметь различную ориентацию».
Содомляне и нынешние их последыши более порядочные люди, чем эти «каноники». Они не прикрываются христианством как вуалью, но прямо позиционируют себя теми, кто они есть – содомитами. Благообразные «каноники» исповедуют извращения, но рядятся «христианами». Кто они - эти люди-англикане?
Наверное это те самые люди, о которых сказано Апостолом, что «даже не есть вместе». Своими школами они очерняют христианство перед всем миром, перед теми же иудеями и магометанами, перед буддистами и прочими.
Не только не есть, но даже не смотреть в их сторону, дабы не окаменеть. Даже не стараться понять мотивы их извращенного псевдохристианского лицемерного мировозрения и псевдоакадемического учительства. Детоводители к сатане.
Бежать подальше от этих людей. Подальше. И готовиться дать отпор, если они скажут: «теперь мы идем к вам». К нам – православным христианам.
Ольга19 мая 2016, 09:07
"В этом плане интересен пример, когда говорят, что все религии ведут к Богу, только разными путями. Почему бы ученикам не изучать такой подход?" - действительно, антихрист поддержит 
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×