Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Пост – неотъемлемая часть духовного подвига

«Пост – есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне», – свидетельствовал святитель Василий Великий. Слова этого выдающегося отца Церкви IV столетия и в наше время не утратили своей актуальности.

Пост – неотъемлемая часть духовного подвига, который требуется от каждого христианина, желающего достичь Царства Небесного. Для человека верующего соблюдение поста является тем же, чем регулярные тренировки для спортсмена: чуть дал слабину, поленился, пожалел себя – и сразу начинаешь терять форму, необходимую для победы. Только цена проигрыша в этих случаях будет разной.

Сравнение жизненного пути христианина с ежедневным тяжелым трудом профессионального спорт смена не ново – ему уже более двух тысяч лет. В старину наши предки хорошо понимали эту зависимость духовного состояния человека от физического. Как свидетельствовал секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Алексей Афанасьевич Дмитриевский, еще столетие назад русские богомольцы, пришедшие в Святую Землю, преодолев тяготы и опасности многодневного пути, не только не допускали послаблений в посте, но, напротив, усиливали воздержание в пище, видя в этом необходимое условие полноты исполнения религиозного долга. «Благочестивые наши паломники, – писал он, – с первых дней пребывания в Иерусалиме налагают на себя суровый пост: питаются нередко лишь хлебом и чаем, неопустительно в то же время выстаивая и днем и ночью все богослужения на святых местах и совершая положенные караванныя путешествия для обозрения достопоклоняемых мест Иерусалима и его окрестностей большею частью пешком».

В некоторых епархиях и по сей день существует традиция поститься какое-то время перед паломнической поездкой, чтобы достойно подготовиться к посещению святынь. Разумеется, решение о соблюдении поста должно исходить от самого паломника, от его внутреннего побуждения, к этому нельзя принуждать.

Пост в принципе является не целью, но средством, и, конечно, ограничение в приеме определенных видов пищи требует разумного, дифференцированного подхода. По мнению известного подвижника V века блаженного Диадоха, «подобает… образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немощствует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа».

Ослабление поста

Православная Церковь традиционно допускала послабление поста для своих путешествующих чад из-за несения ими тягот дороги. Однако степени этого послабления для обычного путешественника и для паломника, особенно готовящегося ко Причастию, несомненно, различаются. Многое зависит и от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Великим постом в любом случае недопустимо вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или в крайнем случае молочными продуктами.

Болезнь или телесная немощь, не позволяющие христианину в полной мере исполнять церковные установления относительно поста, должны побуждать его обращать больше внимания на иные виды аскетических упражнений. «Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделение плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Для говеющих паломников желательно строго поститься в день накануне Причастия, если они причащаются один раз за поездку. Бывает, однако, что паломники, приезжая, например в Святую Землю, хотят принять Святые Христовы Тайны и у Гроба Господня, и в Гефсимании, и в Вифлееме, и в Горнем монастыре, то есть чуть ли не ежедневно. В этом случае пост может быть несколько облегчен, однако стоит все-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребление другой пищи. Минимальное требование – не вкушать мяса хотя бы в день накануне Причастия.

    

Лекарства

Необходимо опровергнуть два распространенных заблуждения, которые нередко препятствуют паломнику причащаться. Общеизвестно, что принимать Тело и Кровь Христову нужно натощак. Вместе с тем надо помнить, что лекарства едой не являются. Несомненно, нужно отличать лекарства, необходимые для жизни, от пищевых добавок и витаминов, то есть от того, от чего вполне можно воздержаться. Употребление же необходимых лекарств, например диабетиками, не является грехом и препятствием к Причащению.

Гигиена

Еще один расхожий миф заключается в том, что перед Причастием нельзя чистить зубы. Всякий раз, когда мы идем в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта, который появляется часто независимо от того, ел человек или нет. Если он постится и не ест, то нередко бывает, что запах изо рта становится еще сильнее. Это связано с процессом жизнедеятельности организма. Нет сомнений, что нужно принимать Христа в чистые уста, поэтому нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед Причастием.

Внешние обстоятельства

В целом очень многое зависит от организаторов паломнической поездки. Если она устраивается церковными людьми, то, как правило, сами организаторы пекутся о соответствии питания в дороге церковному Уставу. В этом случае можно и нужно заранее организованно заказать постную пищу в самолетах, поездах и гостиницах. Если же паломники останавливаются в православном монастыре, тогда проблем с питанием не должно возникать вовсе.

Но бывает, что люди, в обычной жизни строго следующие требованиям церковного Устава в отношении поста, отправляются в паломническую поездку, которую организуют люди светские, а в группе большая часть путешественников постов не соблюдают. Такие ситуации возникают как у тех, кто посещает святые места России, так и у тех, кто отправляется в зарубежные поездки, даже в страны, подавляющее большинство населения которых исторически принадлежит к христианству. На сегодняшний день, например, католиками традиция хранения поста практически утрачена. Даже в Греции, где православие – официальная религия, верующие не всегда соблюдают Великий пост. Это обстоятельство значительно ограничивает возможности наших соотечественников, желающих поститься так строго, как того требует Церковь: в ресторане при гостинице или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не быть в наличии. В подобной ситуации, особенно когда человек живет в гостинице, где нередко завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста почти неизбежно. Если речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, не будет большим грехом употреблять мясные продукты, если это нужно для подкрепления сил. Но принимать такие внешние обстоятельства важно с сокрушением сердца, осознавая, что это нарушение церковных установлений о посте и нормой являться не может.

Календарь

У наших соотечественников, совершающих паломнические поездки за рубеж, порой возникает недоумение, связанное с разницей в календарях, принятых в Русской Православной Церкви и иных Поместных Церквах. Например, в Греции, на Кипре, в Болгарии, Румынии, где Православная Церковь живет по новому стилю, Рождество Христово приходится на 25 декабря по новому стилю, когда у нас в России продолжается 40-дневный Рождественский пост. Несмотря на то что паломники находятся на канонической территории другой церковной юрисдикции, им правильнее придерживаться своего календаря. То есть если человек приехал в пост, то нужно его соблюдать. Бывает, однако, что паломников, а особенно клириков, священнослужители другой Поместной Церкви приглашают на богослужение и праздничную трапезу по случаю, например Рождества Христова. Вряд ли правильно совсем отказываться от участия в этом торжестве, иначе мы рискуем оказаться разделенными с нашими православными братьями по внешним признакам. Вполне допустимо участвовать в общей молитве за праздничным богослужением, а также в трапезе, соблюдая, однако, меру воздержания. Меру послабления поста лучше заранее уточнить у духовника. В случае отсутствия такой возможности степень воздержания каждый для себя определяет сам.

Известны случаи, когда великие христианские подвижники, принимая гостей Великим постом, предлагали им в пищу рыбу и даже мясо. Они и сами вкушали эту пищу ради того, чтобы пришедшие ели без укоров совести. Также призваны поступать и мы по любви к людям, из уважения к нашим братьям-христианам. Этим мы покажем, что принадлежим к единому телу Христову, что пища нас не разделяет. Будем помнить слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), а именно Царство Божие является целью нашей жизни.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 86 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
7 июля 2016, 23:47
Высокопреосвященнейший митрополит Рязанский и Михайловский Марк! С большим интересом прочитала вашу статью " Пост-неотъемлемая часть духовного подвига."Особенно мне понравились три выражения: сравнение христианина со спортсменом, духовное состояние зависит от физического и при несоблюдении поста больше выполнять "аскетические упражнения".Сейчас лето -пора отпусков и паломнические поездки в самом разгаре.Ваши советы, Владыка Марк, очень пригодятся. Хочется выразить Вам благодарность за наставления. Помощи божьей Вам в несении послушания!Дай Бог Вам здравия на многие лета!!!
Наталья 6 июля 2016, 11:15
Большое спасибо! Так хорошо и спокойно становится на душе от Ваших наставлений. Молимся о Вашем здравии.
тамара 6 июля 2016, 00:41
Владыка,благодарим за вразумление.Многая и благая Вам лета.Бог в помощь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков)

Новые материалы

Выбор читателей

×