12 июля Православная Церковь празднует память выдающегося афонского подвижника нашего времени – прп. Паисия Святогорца (в миру Арсений Езнепидис, 1924 – 1994). В последнее время о старце написано много литературы. Однако практически вне поля зрения осталась важная деталь в биографии подвижника – его тесные связи с русским монашеством на Афоне, его непосредственное становление как старца под духовным руководством русского святогорского старца иеросхимонаха Тихона (Голенкова, 1884–1968), а также роль прп. Паисия в возрождении духовного уклада в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в конце ХХ века.
Своими воспоминаниями об этом в эксклюзивном интервью редакции портала «Русский Афон» (www.afonit.info) любезно согласился поделиться антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы иеромонах Кирион.
– Отец Кирион, сегодня отмечается память прп. старца Паисия Святогорца. Почитается ли этот греческий подвижник в Русском монастыре на Афоне?
– Да, конечно, он почитается в нашем Пантелеимоновом монастыре, как и многие другие афонские подвижники. Кроме того наш монастырь связывают с ним особые отношения. Старец Паисий духовно очень близок нашей обители. Можно сказать, что он исполнил определенную роль в духовном восстановлении нашего братства.
В 1980-х гг. Пантелеимонов монастырь вновь начал активно заселяться иноками из России, тогда еще Советского Союза. Многие из тех, кто сейчас является уже так называемой "старшей братией", приехали именно в те годы. Монастырь тогда только начал восстанавливаться. Отец-игумен Иеремия стал пытаться возродить старый монастырский устав, составленный еще старцами Иеронимом (Соломенцовым) и Макарием (Сушкиным). С другой стороны, отец-игумен хотел, чтобы монастырь соответствовал общим духовным традициям Афона. Несколько раз он сам посылал нас за советом к старцу Паисию. Так завязались многолетние близкие духовные отношения монастыря с о. Паисием, которые со временем превратились в добрую традицию: до самого его отъезда с Афона в 1993 г. практически все насельники Пантлеимонова монастыря, по благословению нашего старца-игумена, ходили к нему за советом и наставлениями.
– А как о. Паисий встречал вас? Как наставлял? На чем фокусировал внимание?
– О. Паисий с большой любовью принимал нас и говорил, что он, таким образом, как бы, "отдает долг" русским, ведь одним из первых его духовных наставников был известный русский святогорский старец Тихон (Голенков). Опыт, приобретённый у старца Тихона, он старался передать и нам – русским монахам, приходившим к нему за советом. Промысел Божий посредством прп. старца Паисия восстановил духовную связь новых поколений русских монахов с предшествующими поколениями русских старцев Афона. И это – очень важный факт в истории нашей обители. Духовная преемственность, которая сохранилась внутри монастыря, получила мощную поддержку в лице такого авторитетного афонского подвижника, как старец Паисий.
В беседах с нами о. Паисий более всего наставлял о преданности Игумену, который является духовным отцом всех насельников обители. Это – главный залог духовного возрождения монастыря. Старец Паисий говорил, что много наслышан об о. Иеремии. "Это духоносный старец, – говорил он о нашем о. Игумене, – тот, кто доверился ему, тот нашел доброго кормчего". Без доверия наставнику, как поучал нас о. Паисий, невозможно стяжать истинное послушание. И только от истинного послушания рождается истинная молитва, как дерзновение предстоять Богу с чистым умом.
– Подскажите, а как о. Паисий относился к самому Пантелеимонову монастырю? Давал ли советы исправить что-нибудь?
– Старец Паисий очень почтительно относился к Русской обители. Мы были тогда молодыми иноками и были очарованы всем греческим; хотели пригласить греков в монастырь, чтобы учили нас; хотели полностью перенять греческие уставы. Но сам о. Паисий, будучи греком, не одобрял такие настроения: "У Русского монастыря есть свои замечательные традиции, – говорил он, – которые создали ваши великие отцы и подвижники; их наследие – достаточно для спасения; не смотрите на греков – мы и сами утратили многие наши традиции".
Отец Паисий говорил, что когда-то и сами греки ходили в Русский монастырь посмотреть, как живут русские монахи, как вместе трудятся, и брали пример с русских подвижников; приходили послушать, как поют русские басы; весь Афон собирался в Пантелеимонов монастырь на Панигир.
О. Паисий всегда приводил нам в пример не греческих подвижников, а русских:старца Тихона (Голенкова), который был его наставником, и прп. Силуана Афонского. Он говорил нам так: "Возрождайте свои уставы и традиции – ведь именно они породили старца Силуана; его писания – есть законченное учение о спасении, и это – ваше наследие, это опыт нескольких поколений отцов Пантелеимонова монастыря, воспринятый и изложенный простым монахом, которого теперь почитает вся Афонская Гора".
«Не забывайте, – говорил о. Паисий, – что духовная величина прп. Силуана подвигла другого великого афонского подвижника Иосифа Исихаста оставить пустыню и спуститься к Пантелеимонову монастырю для совета и духовной беседы с о. Силуаном». Иосиф был тогда молодым и искал себе собеседника, имевшего опыт богообщения.
– Иосиф Исихаст приходил в Пантелеимонову обитель и беседовал с прп. Силуаном?
– Он спустился сюда вместе со своим сподвижником и духовным другом старцем Арсением Пещерником, чтобы побеседовать с прп. Силуаном о таинствах молитвы. К тому времени они уже около 15 лет прожили в подвиге на Афоне, и искали собеседника, с которым можно было бы поделиться опытом, скорректировать его правильность, посоветоваться об ошибках. К сожалению, эта встреча не состоялась. Отцы проделали большой путь, дошли до мельницы и, поклонившись монастырю с пригорка, с которого открывается на него вид, решили по скромности, вернуться обратно, чтобы не беспокоить о. Силуана. Вскоре прп. Силуан отошел ко Господу. В свое время и старец Паисий, будучи еще молодым монахом, не дошел к о. Иосифу Исихасту, но повернул обратно.
– Рассказывал ли что-то о. Паисий о своем старце, об о. Тихоне?
– Отец Паисий говорил нам, что подвиг старца Тихона (Голенкова) был бы не возможен в греческой среде; его особенностью была исключительная любовь к богослужению; именно служба была для него источником освящения. Исключительная любовь к службе, по словам о. Паисия – исключительная черта русских, которая отличает их традицию и опыт среди других традиций Афона. "Такого отношения к службе, как в Русском монастыре, весьма непросто встретить в других общежитиях Афона", – говорил он.
Можно без сомнения сказать, что именно прп. Паисий научил нас, только прибывших на Афон новоначальных монахов, любить свой Русский монастырь, и понудил нас искать и обновлять наши собственные традиции, опыт и практику великих старцев Арсения, Иеронима и Макария. Тогда мы еще не подозревали, насколько богатое это наследие.