20 сентября 2016 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось шестое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы.
Уважаемые участники заседания Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы»! Приветствую вас на шестом заседании нашего фонда.
Отрадно, что на протяжении шести лет мы ежегодно встречаемся в Храме Христа Спасителя, чтобы отметить и обсудить новые свершения в благом деле созидания храмов в городе Москве.
Хотел бы затронуть несколько тем. Во-первых, сообщить об освящении построенных храмов; далее представить статистику выполнения программы за 2015 год; поделиться своими соображениями относительно размеров и художественного облика храмов, которые мы строим; наконец, сказать несколько слов о программе реставрации исторических храмов города Москвы, которая по инициативе Сергея Семеновича Собянина объединена с программой строительства новых храмов.
Весна 2016 года ознаменовалась чередой освящений новых храмов. Это говорит о том, что мы уже пожинаем плоды наших трудов, начатых в 2011 году. Самый первый храм в рамках программы был заложен 29 апреля 2011 года на улице Мельникова — храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Дубровке. Это первый храм, который мы с Сергеем Семеновичем заложили, и первый храм, который я освятил, — 13 декабря 2015 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного.
За два месяца (март и апрель) 2016 года были освящены пять храмов: храм святого Александра Невского при МГИМО, храм священномученика Ермогена в Крылатском, храм Всемилостивого Спаса в Митине, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южном, храм Иверской иконы Божией Матери на Мичуринском проспекте, храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (в сквере у восточной стены Новодевичьего монастыря).
Всего я освятил 9 вновь построенных храмов — еще три, которые я не назвал, строились вне программы, условно называемой «200 храмов», но, конечно, и они будут включены в общую статистику строительства новых храмов.
Несмотря на непростые условия, в которых реализуется Программа, в 2015 году нам удалось собрать более 2 млрд рублей: 1 млрд 100 млн рублей составили пожертвования через Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви и 1 млрд 207 млн рублей — прямые пожертвования на приходы деньгами и произведенными работами. А если к этому прибавить два крупнейших проекта — по воссозданию исторического храма Преображения Господня на Преображенской площади и реставрации знаменитого Епархиального дома в Лиховом переулке с Владимирским храмом, который мы освятили в год 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, — то это еще более 1 млрд рублей.
Несколько слов о ситуации с землей. К концу 2015 года было оформлено 166 земельных участков (не включая новые территории). Для сравнения: к концу 2014 года всего было оформлено 143 земельных участка. И если до 2015 года договоры оформлялись только на 2 года, то теперь — на 9 лет. Кроме того, в 2015 году впервые были оформлены в собственность приходов два храма: Всемилостивого Спаса в Митине и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве.
В 2015 году было начато строительство 12 храмовых комплексов, и 12 завершено: 3 храма полностью достроены, на 9-ти закончены основные строительно-монтажные работы, то есть закрыт контур, установлены купола и кресты. 7 храмов введены в эксплуатацию. В 2016 году ожидается прорыв в этом направлении: по графику более 20 храмов должны получить разрешение на ввод и быть подготовлены к освящению.
В 2015 году был решен вопрос с долгостроем на 7 объектах, строительство которых затянулось с 2012 года: два полностью достроены и на пяти завершены общестроительные работы.
ВСЕГО по Программе на конец 2015 года было построено 22 храма, на 9-ти завершены основные строительно-монтажные работы, включая купола и кресты, но полной готовности еще нет; строятся 34 храма.
Теперь что касается архитектуры строящихся храмов. Практика показала, что не все первоначальные принципы, на которых основывался план реализации нашей программы, себя оправдали. Когда в 2010 году мы только приступали к обсуждению общего алгоритма действий, мы сначала решили остановиться на принципе «модульности», однако быстро от него отказались и перешли к принципу «типовых храмов повторного применения». Были разработаны проекты на 500 и 300 человек; для сложных участков, где не было возможности разместить храм даже на 300 человек, был разработан проект на 200 человек: эти храмы и хорошо «садились» на выделенные земельные участки, и, по сравнению с храмами на 500 человек, представлялись более бюджетными.
Однако практика внесла очень существенные коррективы. Освящая этой весной новые храмы, я убедился, что в таком многомиллионном мегаполисе, как Москва, строить малые храмы (на 200-300 человек) нерационально. Времени и сил на получение всех разрешительных согласований, на подготовку предпроектной, проектной и строительной документации, а затем и на саму стройку уходит столько же, как если бы мы возводили большой храм, а «отдача» от малого — в два, три, а то и в пять раз меньше. Местные жители по-прежнему «набиваются» в новый храм, который оказывается ненамного просторнее временного, и снова люди стоят на улице или едут в центр.
Я освящал весной храм Патриарха Ермогена на улице Осенней и лично убедился в этом, когда большая часть людей оказалась за дверями. Поэтому я дал поручение проектировать храмы не менее чем на 500 человек. А это значит, что нам необходимо пересмотреть принципиальный подход как к подбору земельных участков, так и к их использованию.
При подборе земельных участков необходимо внимательно следить за тем, чтобы они были достаточной площади (от 0,6 до 2,0 га) и без обременений, то есть максимально свободны как от коммуникаций, так и от строений, находящихся в собственности третьих лиц.
При этом важно сохранить и последовательно учитывать наш основной принцип: один храм на 20-30 тысяч населения. То есть при выделении участков надо проследить, чтобы в каждом районе Москвы было предусмотрено строительство не менее одного храма.
При выборе проекта к каждому выделенному участку необходимо подходить индивидуально. Если на одном участке не получается разместить отдельно стоящий храм на 500 человек и приходской дом, то следует обратиться к архитектурным проектам, которые предполагают в одном здании-блоке устроить и храм, и приходские помещения. Хорошими примерами храмов, объединенных с приходским домом, являются храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО на улице Лобачевского.
На мой взгляд, сейчас нам следует отдавать приоритет индивидуальным проектам. Вместе с идеей «малых храмов» постепенно уходит на второй план принцип «типовых проектов повторного применения». Уже в 2014 году стало понятно, что люди в большинстве случаев хотят видеть индивидуальный проект храма, а не типовой. Были поставлены соответствующие задачи по созданию новой линейки проектов. В результате к 2015 году половина храмов строилась по индивидуальным разработкам. Из 6 храмов, освященных за последние месяцы, 3 — это авторские проекты. В 2016 году подавляющее большинство проектируемых храмов имеют свой неповторимый облик.
И это справедливо. Ведь Москва является не только административным центром России, но и городом-символом нашей государственности, крупнейшим мировым центром Православия. Поэтому сегодня на нас возложена серьезная ответственность. Реставрируя древние памятники церковного зодчества, приумножая духовное наследие России, следует серьезное внимание уделить и современному храмостроительству. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый построенный нами храм был произведением искусства и через красоту внешнюю призывал человека к Богу и красоте души.
При этом база проектов повторного применения, которая постепенно пополняется разными типами малых и больших храмов, прекрасно подходит для использования в других епархиях. Для небольших поселений вполне достаточно храма на 200-300 человек. Настоятелю останется только «привязать» проект к местности, и можно строить. 2015 год показал, что православные приходы по всей России нуждаются в нашей базе. За это время в разные епархии были переданы около 30 комплектов проектной документации.
Когда мы приступили к реализации «Программы-200», основная критика со стороны общественности касалась как раз нашей идеи модульных храмов и типовых проектов. Пытаясь смягчить эту критику, мы говорили, что выражение «типовой проект» не стоит понимать буквально, ведь всегда можно несколько изменить архитектуру, декор фасада и другие детали, — но людей это не очень убеждало. А критика была очень серьезной. Нам говорили: «Что же вы, хотите возобновить практику строительства 60-х годов? Строить нечто не слишком приятное для взгляда и вообще ухудшать культурный облик города?» Жизнь показала, что критики были отчасти правы. И вот что очень интересно: идея строить по индивидуальным проектам была не сверху спущена. Мы не могли бы такое предложить ввиду нехватки средств, мы исходили из реальности, но народ сам стал брать на себя ответственность. Люди говорили: «Не нужен нам ваш типовой проект, сами хотим построить». Стали привлекать замечательных архитекторов, а митрополит Марк организовал очень интересные презентации проектов. И я наблюдал, какими положительными комментариями сопровождалось их рассмотрение нашей общественностью. Программа, несомненно, подтолкнула творческую мысль современных архитекторов, так что сегодня в нашей отечественной архитектуре формируется целое направление, которого бы не было без масштабного строительства в Москве. Поэтому мы с вами решаем одновременно несколько задач, в том числе оказывая содействие в развитии отечественной архитектуры. Должен сказать, что архитекторы с большим интересом и энтузиазмом берутся за проектирование храмов, и некоторые из этих проектов заслуживают самого серьезного внимания. Думаю, их реализация украсит столицу действительно замечательными храмовыми зданиями.
Теперь несколько слов хотел бы сказать о реставрации.
В этом году наша встреча ознаменовалась новой вехой. Сегодня мы подводим итоги не только по строительству храмов, но и по реставрации памятников церковного зодчества.
На прошлом заседании Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» Сергей Семенович предложил включить в нашу программу все проекты не только по строительству, но и по восстановлению и реставрации храмов, которые реализуются в столице.
В Москве финансирование работ по реставрации исторических храмов осуществляется за счет бюджетных средств на нескольких уровнях: на уровне федерального бюджета — в рамках федеральной целевой программы «Культура России»; на уровне городского бюджета — по программе предоставления субсидий религиозным организациям из бюджета Москвы в соответствии с программой, принятой Правительством Москвы в 2012 году.
В рамках пункта 58 программы «Культура России» в 2015 году на средства федерального бюджета были проведены реставрационные работы на 12 церковных объектах Москвы. Для сравнения: в 2014 году их было всего 7. На 2016 год планом предусмотрено финансирование за счет государственного бюджета по программе «Культура России» мероприятий по сохранению и реставрации 3 объектов: Высоко-Петровского монастыря, Рождественского монастыря и храма Воскресения Христова в Кадашах, а также объектов Новодевичьего монастыря. Общий объем предполагаемого финансирования в 2016 году по программе «Культура России» — в пределах 1 млрд 40 млн рублей.
По городской программе субсидий за это время благодаря объединению средств города и православных приходов, а также постоянному совместному контролю за процессом реставрации был осуществлен очень большой объем ремонтно-восстановительных работ на десятках объектов культурного наследия, принадлежащих Русской Православной Церкви.
Из года в год растет количество приходов, желающих получить помощь от города, чтобы восстановить и сохранить свой храм или монастырь. Мы знаем, как самоотверженно люди собирают деньги и иногда начинают реставрационные работы, даже не имея особой поддержки со стороны. Для таких подвижников помощь города Москвы является очень важной, — во-первых, это средства, которые используются строго по назначению, но это еще и моральная поддержка энтузиастов, которые приступают к реставрационным работам. В 2015 году в рамках городской программы субсидий ремонтно-реставрационные работы выполнялись на 12 объектах Русской Православной Церкви. А на 2016 год подали заявки уже 62 прихода, из них утверждены 11. Все эти храмы хорошо известны москвичам. Они призваны быть украшением и доминантой, формирующей архитектурно-художественный облик московских улиц и центральных площадей.
В Москве реализуется еще один масштабный проект по реставрации храмов Зарядья, которые находятся в самом сердце нашей столицы. Проект планируется полностью завершить в 2016 году.
Практика совместной работы показала, что программа предоставления субсидий — наиболее удачная форма взаимодействия и, надо сказать, более эффективная по своей отдаче, чем федеральная «Культура России». Потому что в данном случае сама религиозная организация проводит тендер, сама контролирует целесообразное и рациональное использование средств на те или иные виды работ, сама принимает и оценивает результаты проведенной реставрации. Храмы буквально на глазах обновляются, обретают новую жизнь — минимум бюрократии и максимум отдачи при минимальном расходе средств.
В подтверждение реальной эффективности программы субсидий: данная программа рекомендована Рабочей группой при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений в качестве позитивного примера для всей России. Эффективность московской программы субсидий замечена и на федеральном уровне — это действительно очень важный шаг, который был предпринят Правительством Москвы.
Сегодня мы с вами становимся свидетелями повсеместного преображения нашего города, чему мы во многом обязаны нашему мэру Сергею Семеновичу Собянину и Правительству столицы. Москва, с одной стороны, развивается как мегаполис: строятся дороги, развязки, мосты, под землей движется по разным направлениям метро, поднимаются ввысь небоскребы и другие современные здания. Одновременно по всему нашему древнему городу восстанавливаются из руин знаменитые памятники мирового искусства, реставрируются церкви, возводятся новые храмы. Такой серьезной и масштабной работы, включая храмостроительство, не встретишь ни в одной европейской столице. Это совершенно уникальный пример сотрудничества Церкви и государства, сочетания частной инициативы и соответствующей финансовой поддержки.
Хотел бы от всего сердца поблагодарить нашего мэра Сергея Семеновича, Вас, Александр Николаевич, все Правительство Москвы за работу, о которой я сейчас кратко сообщил. Это очень большая, серьезная программа, в которую вовлечено большое количество людей, и она имеет, помимо чисто технического, и огромное духовное, нравственное значение. Благословение Божие да пребудет над городом нашим, над его Правительством, и мы будем и впредь продолжать сотрудничество, которому лично я придаю очень большое значение.
На этом я закончу и попрошу Александра Николаевича Горбенко взять слово.