Грех и страдания

Из книги Иова следует еще один вывод: не стоит считать, что все плохое попускается людям исключительно за их грехи.

    

Всеведущий Господь свидетельствует о непорочности Иова (Иов 1, 8). Но знающие этого праведника люди, его друзья, так не считают. Руководствуясь земной мудростью, они видят в Боге внешнюю карающую силу, действующую по Своим, неведомым людям законам.

Один из них, Елифаз, строгий моралист. Он твердо убежден, что страдание — это всегда последствие греха, что выдает в нем приверженца мертвой ортодоксии. Религиозные взгляды Вилдада, второго друга Иова, выражены в общих, довольно благодушных фразах. Он предлагает страдальцу не доискиваться истины, уйти от проблемы: если Бог тебе не отвечает, то не стоит даже пытаться добиваться от Него ответа. Третий из друзей, Софар, наиболее беспощаден к страдающему другу. Он уверяет Иова, что его наказание недостаточно, что он заслужил большего за свое тайное нечестие. Последний обличитель Иова, вместо облегчения нанесший ему еще более тяжкие душевные раны, – молодой Елиуй, который горячо доказывал, что Иов страдает из-за самомнения и излишней самоуверенности.

Но Иов не может согласиться ни с одним из них, не может клеветать даже на себя. Иов невиновен ни в чем из того, что предполагают в нем его друзья, которым он отвечает без лукавства: Бог «знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23, 10—12). Глубоко переживая то, что всей праведности человека недостаточно для воссоединения с Богом, праведник пророчески взывает от лица всего ветхозаветного человечества: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9, 33).

Иов ищет живой связи с Богом, его не устраивает формальное признание своей вины. Он желает понять смысл своих страданий, требует, чтобы Сам Господь объяснил ему Свои действия. И праведнику дается это ведение и видение Спасителя Христа. Невинно претерпевая горе, страдая от неодобрения близких и от молчания Господа, Иов предузнал те страдания, которые придется претерпеть Христу ради спасения людей. Провидя, что Бог не просто попускает ему страдания без вины, но и Самому Богу предстоит пострадать ради Иова, праведник смог иначе взглянуть на свои страдания, увидеть в них духовный, иррациональный смысл. По этой причине святитель Амвросий Медиоланский говорил, что «никто не любил Христа больше, чем Иов».

    

Об отсутствии жестко обусловленной связи между человеческими страданиями и грехами в Священном Писании говорится неоднократно. Один из примеров — исцеление слепорожденного. Апостолов интересует вопрос: кто согрешил — родители или их слепой сын? Спаситель называет совсем другую причину: он родился слепым, «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Этот эпизод, как и книга Иова, указывает на то, что несчастье не всегда является следствием грехов. Нельзя ставить в прямую зависимость от них все житейские неурядицы, болезни и бедствия. Такую взаимосвязь неправомерно проводить даже в отношении самого себя, полагая, что это случилось со мной за такой-то грех, а вот то — за такой-то. Тем более мы не должны рассуждать так применительно к другим людям.

При чтении евангельского рассказа о слепорожденном может возникнуть мысль о жестокости Бога, можно подумать, что Он попустил человеку родиться слепым ради самоутверждения. Но Богу это не нужно. Ему нужно только одно — помочь человеку избежать вечной смерти. Слепорожденный человек, пережив исцеление, так полно утвердился в Боге и в вере во Христа, что стал Его бесстрашным благовестником (см. Ин. 9, 30—33) и смог наследовать спасение, которое принес воплотившийся Сын Божий — Тот Посредник, Которого искал Иов.

Однако не всякий страдающий человек обретает спасение. Два разбойника, которые были распяты вместе со Христом, всю жизнь совершали злодеяния и были законно приговорены к смертной казни. Но один из них умирал, проклиная Бога, а другой раскаялся, признал свои муки справедливыми и услышал от невинно страдавшего Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Книга Иова учит нас относиться к своим и чужим страданиям с духовной мудростью. Мы должны видеть только свои грехи и каяться в них, и терпеть любые скорби безропотно, взирая на Крест Христов. Видя же страдания других людей, мы не можем судить, за грехи они страдают или по другой причине. В этой ситуации Господь ждет от нас не обличения, а милости и посильной помощи всем, оказавшимся в скорбных обстоятельствах: в нужде, болезни, заключении (см. Мф. 25, 35—40).

Мы призваны облегчить страдания другого человека, не рассуждая о том, почему они ему попущены Богом, как это делали друзья Иова. Все они своими речами разгневали Господа, и Он велел им просить Иова помолиться за них (см. Иов 42, 7—8). Иов явил полное незлобие и вознес за своих мучителей искреннюю молитву к Богу. На этом закончились все его испытания, и он благоденствовал еще долгие годы.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иван Миронюк23 октября 2016, 19:36
Господи дай нам веру терпение иова
Елена23 октября 2016, 18:03
Да, так хочется облегчить страдания другого человека, не рассуждая о том, почему они ему попущены Богом, - с этой мыслью я проснулась сегодня, с этой мыслью и завершается день, с тихим плачем от своей немощи. Господи Иисусе Христе, пожалей Дмитрия и Александра и обрати их на покаяние. Господи, помоги молодых матерей Марию и Дарью с младенцами.
Екатерина23 октября 2016, 07:46
Как хорошо написано.Спасибо Вам.Помолитесь о нас грешных.
Ирина Сыресина23 октября 2016, 04:50
сказал Бог Богу моему-вот я снимаю с тебя вину...\давид и захария.
Галина И.22 октября 2016, 21:50
Спасибо, Владыка, за очередные разъяснения.И еще немного мыслей по поводу. Книга Иова - о смысле человеческих страданий, о нашей невозможности (или непреодолимой трудности) понять судьбы людей и Божьи пути для каждого человека на земле. Трагедию вечного страдания на земле может разрешить только вечный Бог. Если следовать прав. сотериологии, то без страданий спасение уверовавших во Христа становится просто невозможным.Сам безгрешный Господь страдал по Своей человеческой природе. Грех греху- рознь,"все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3,23). Бл. Августин писал: "...никто, рожденный от Адама, не изъят из осуждения и никто не освобождается от него, кроме возрожденного во Христе" (из писем Лаврентию). И,конечно же, лучше всего нам вместо анализа и объяснения страданий (патологии) иметь т.н. "патософию"- "мудрость о страдании", или духовную мудрость. Это значит уметь сострадать другим и самим со смирением принимать страдания и побеждать их. "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор. 15,57).
евгений22 октября 2016, 12:43
Спаси Господи,отче Клименте! Помолитесь о нас,грешных, Господу нашему Иисусу Христу,да помилует нас,неразумных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×