Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы услышали одну из притчей, которую некогда слышали и народ, и ученики Господни. Это притча о сеятеле. Она часто упоминается в Евангелии.
«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8: 10) – так сказал Спаситель Своим ученикам по окончании притчи. Многие могут понимать эти слова превратно. Понимать так, как будто есть особо избранные и особо посвященные в некие скрытые секреты Евангелия, которые доступны и подвластны только им.
Но чтобы мы так не мыслили, Господь Духом Своим Святым через апостола Луку, изложившего для нас эту притчу, записал и такие слова Спасителя, которые Он произнес прежде того, как сказал: «Вам дано знать, а прочим в притчах».
Какие это слова?
«Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лк. 8: 9).
Как часто в обстоятельствах жизни своей мы обращаемся с вопросами не к Господу, не к Его слову евангельскому, живому и действенному, а идем «на страну далечу» и ищем ответы не в нашей вере христианской. И в тот миг, когда мы должны вопросить: «Господи, что значит то, что произошло со мной?», остаемся без молитвенного обращения и без помощи Божией, становимся внешними, чуждыми Спасителю нашему, и лукавые духи страха, печали и сомнения овладевают нашим сердцем.
Мы невнимательны и неблагодарны, но Господь не оставляет нас, Он посылает нам Свою помощь. Он сеет в нас – в наши души, в наши сердца – слово истины, слово учения, посылает иные свои притчи – обстоятельства самой нашей жизни.
«Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13: 12). Эти слова Господа, сказанные после этой же притчи, но в записи евангелиста Матфея, могут возмутить людей мирских, совсем не понимающих учения Христова: как так, богатому приумножится, а у бедного отнимется и то, что имеет?
В устах Христовых эти слова имеют совсем иное значение.
В сердце невнимательном, каменном, засоренном помыслами житейских попечений, не пробивается росток Божиего закона. А тому, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, – умножается урожай, умножается богатство Божией благодати и дана будет премудрость понимания слов Христовых, дана воля, направленная к добру, власть и сила очищать сердце свое. И духовные сокровища, которые он имеет, будут постоянно приумножаться Богом.
Сегодня Церковь Божия вспоминает молитвенно и пророка Божиего Осию. Он, как и другие пророки, говорил притчами, загадками для своих современников и предсказывал им много бедствий:
– и то, что единоплеменники его будут отвергнуты Всевышним и придет новый Израиль – христиане;
– и то, что храм будет разрушен и более уже не восстановится;
– и то, что иудеи будут рассеяны по странам и всё прежнее будет у них отнято: и пророчества, и жертвоприношения, и священство.
Это было неприятно слушателям, и потому, чтобы говоривших слушатели не умертвили, они прикрыли свои предсказания неясностью, которая их сохраняла в безопасности, по словам святителя Иоанна Златоуста.
Но пророчества эти были сохранены в Писании, а потом, после перевода 70 толковниками, стали известны всему миру и раскрылись после рождения Спасителя мира и Его смерти крестной и воскресения.
Непонятно было иудеям, почему Осия взял себе в жены блудницу. Невдомек им было, что это символ измены и неверности всего народа своему Богу, с Которым он обручился некогда, заключив Завет.
Тем более таинственны были для них и слова пророка Божия: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» – о будущем возвращении Святого Семейства в Назарет. Как и пророчества о воскресении Христа Спасителя, хорошо известные нам по слову святителя Иоанна Златоуста, читаемому в пасхальную ночь: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Но в чем же разница между притчами пророков Ветхого Завета и притчами Спасителя?
Притчи пророков были о будущем. А притчи Господни о настоящем – о нашем спасении, сейчас, каждую минуту нашей жизни
Притчи пророков были о будущем. А притчи Господни о настоящем, о нашем спасении, сейчас, каждую минуту и каждый день нашей жизни совершаемом или не совершаемом нами.
Даже когда Господь говорит притчами о будущем Страшном суде, о будущей посмертной участи, как о Лазаре, Он говорит о нашем сегодняшнем духовном состоянии.
Притчи пророков были о судьбе вообще всего народа, а притчи Спасителя обращены к каждому из нас, сколько бы нас ни было слушателей. Живой Господь обращается к нам, к каждому, к нашей совести, к нашему сердцу.
И слыша слова притчи о сеятеле, мы, конечно же, представляем умом не столько поле, дорогу, камень, как себя, свое сердце и ищем в этих сравнениях то, которое более соответствует нашему сегодняшнему нравственному состоянию.
Прикровенный, как говорят, язык притчей – это средство возбуждения нашего внимания, нашего духовного и умственного интереса, средство побудить нас к труду, с каким купец из притчи Спасителя ищет самую лучшую жемчужину.
Язык притчей – это защитное, щадящее нас, грешных, покрывало на свет Божества, пришедшего в мир. Таким покрывалом, но только материальным, тканым, закрывал свое лицо Моисей, когда восходил на гору Синай. Сила сияния этого Фаворского света низринула даже самых преданных и искренних апостолов на горе Преображения.
Божественность Спасителя была непонятна. Духовное начальство народа иудейского говорило, что Он беса имеет в Себе. И родные говорили о Спасителе, что Он вышел из себя (см.: Мк. 3: 21).
А сколь тяжко было и ученикам Христовым, еще увлеченным мыслями о мировой славе, вдруг слышать от Него Самого слово о Его грядущей смерти, и смерти добровольной. Это было так тяжко, что Петр говорил: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22), а «многие из учеников [Господа] отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66).
Ныне же пришло время, о котором нам говорит апостол Павел, что все неясности настоящей жизни нашей, сомнения, маловерие, искушения, скорби, печали снимаются Христом, когда обращаемся к Нему (см.: 2 Кор. 3: 16), когда веруем в Него, когда читаем слово Его Истины.
Так не будем же людьми, далекими от веры, от Церкви, от Христа, будем спрашивать Его и переспрашивать, не смущаясь; будем вчитываться в книгу своей жизни и думать, что значат все притчи – все обстоятельства, случающиеся с нами. Спрашивать – и стремиться не забывать, что всё ниспосланное нам, все получаемые нами известия – всё от Господа.
Истина открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину
Господь призывает нас понимать высшее, думать о том, что есть Божие, а не человеческое (см.: Мк. 8: 33). И не только умом, а прежде всего всем сердцем своим – чистым сердцем. Истина открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину, как говорил святитель и исповедник, великий целитель, архиепископ Лука Крымский.
Откроем же сердца наши пред Богом и проникнемся желанием слышать слово Божие, и тогда Господь даст и нам знать тайны царствия Своего, и сбудутся Его слова: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится…»
Да умножит же Господь наш Иисус Христос благодатное сокровище сердец наших!
Настроим сердца свои так, чтобы каждое слово Божие падало на добрую землю доброго и чистого сердца и приносило плод веры в терпении (см.: Лк. 8: 15), помня всегда слова Христа Спасителя: «Претерпевый до конца спасется» (Мф. 24: 13).
Аминь.
Вас очень приятно слушать, отец Никон: не люблю кричащих, режущих слух голосов. Я давно не слышала слова «прикровенный». Почему-то однокоренные с ним слова - «откровенный» и «сокровенный» - сохранились в современном русском языке, а «прикровенный» относится к числу устаревших. Понимаю выражение «прикровенный язык притчей», но почему-то в словаре церковно-славянского языка к слову «прикровение» дается перевод – «ложная причина, предлог», и там же есть слово «покровенно» - «иносказательно». Вроде бы и близки «ложная причина, предлог» и «иносказание», но все же это не одно и то же. Ложная причина, предлог (прикровение) все же имеют негативный оттенок. В современных же словарях слово «прикровенный», действительно, трактуется как «тайный, скрытый», а «покровенный» является его синонимом. Более того, согласно современным словарям все три слова - «прикровенный», «покровенный» и «сокровенный» - синонимы. С этим я категорически не согласна. ) Мне понятны слова «прикровенный», «покровенный», «сокровенный» и случаи их употребления, если основываться на словаре церковно-славянского языка (например, «покровенный язык притчей»), но когда какое слово уместно согласно словарям современного русского языка – я не знаю. ) Надо бы Обществу русской словесности обратить внимание на современные словари. Я не знаток церковно-славянского языка и не филолог, но хотелось бы разобраться в тонкостях нашего «великого и могучего». Спаси Вас Господи!